Выступление митрополита Волоколамского Илариона на встрече ОБСЕ высокого уровня «Предотвращение и реагирование на инциденты и преступления на почве ненависти в отношении христиан» (Италия, Рим, 12 сентября 2011 года)
Господин Председатель!
Уважаемые участники встречи!
Мы считаем, что пришло время открыто обсуждать нарушения прав христиан и общими усилиями отвечать на этот вызов. На европейском континенте уже не одно десятилетие широко обсуждаются посягательства на права религиозных меньшинств. Но практика показывает, что положение большинства, которое традиционные христиане составляют практически во всех государствах-членах ОБСЕ, далеко не всегда является лучшей гарантией обеспечения их прав. Самым убедительным примером здесь стало рассмотрение Европейским Судом по правам человеком дела «Лаутси против Италии», где рассматривался вопрос о присутствии распятий в школах Италии. Решение этого вопроса в пользу христиан стало возможным лишь благодаря объединению усилий целого ряда государств, сообща выступивших против первоначального решения Суда. Среди государств, объединившихся в поддержку христианской идентичности Европы, были: Россия, Армения, Болгария, Греция, Литва, Мальта и другие. Это беспрецедентный для современности факт многостороннего сотрудничества на основе общехристианских ценностей.
Если в Европе и регионе ОБСЕ раздаются голоса против присутствия христианской символики в публичной жизни, и есть признаки иных форм нетерпимого отношения к христианам, то это хороший повод задуматься о причинах таких явлений. Есть простая аксиома, которая понятна каждому образованному европейцу. Европейская цивилизация – это культура, которая развивалась на христианском основании. Сегодня Европа, да и весь регион ОБСЕ, приобрели явно выраженный мультикультурный характер, став местом соприкосновения народов и религий со всего мира. Но значит ли это, что культурное и религиозное многообразие Европы непременно угрожает ее христианским корням? Отнюдь нет. Подлинная угроза заключается не в том, чтобы предложить новым религиозным и национальным общинам континента воспользоваться христианским гостеприимством. Основная опасность – это попытки использовать религиозное многообразие в качестве предлога для исключения из общественно-политических реалий континента признаков христианской цивилизации, что якобы сделает наш континент более дружелюбным к нехристианам. Я убежден, что общество, вставшее на путь отказа от духовного наследия под предлогом радикального разделения религиозной и общественной жизни, становится уязвимым к духу вражды к представителям любой религии. Это на деле и создает атмосферу нетерпимости по отношению к христианам, равно как и представителям иных традиционных религий. Это не беспочвенное заявление, его можно доказать многими примерами.
Вот уже несколько лет в Испании и ряде других государств в рамках программы европейского гражданства существует курс сексуального просвещения для детей младшего школьного возраста. В рамках этого курса детям навязываются взгляды на отношения полов, которые абсолютно несовместимы с религиозными убеждениями их родителей. Эта практика уже вызвала массовые обращения в судебные инстанции, в том числе международные, но проблема остается нерешенной на общеевропейском уровне. Я подчеркиваю, что хотя фактически против подобных образовательных экспериментов в Испании выступают католические родители, на самом деле они одинаково неприемлемы для представителей всех традиционных религий Европы. Потому что не одна религиозная община не может безучастно взирать на разрушение святости семейной жизни. Да и неужели подлежит какому-либо сомнению закрепленное в международных документах право родителей воспитывать детей в соответствии с собственными убеждениями? Надо заметить, что в России православная общественность в сотрудничестве с мусульманами и иудеями сообща успешно выступила против подобных инициатив. Напротив, сейчас в нашей стране проходит весьма эффективный эксперимент преподавания религиозной культуры, который предоставляет родителям право выбирать, знания о какой религии будет изучать их ребенок в школе.
От организаций, выполняющих важную задачу информирования общественности о случаях христианофобии в регионе ОБСЕ, регулярно поступают данные о судебных преследованиях христиан, которые позволяют себе критиковать общественные пороки, легализованные в некоторых странах. Например, верующие и священники, критикующие гомосексуализм как греховное явление, все чаще подвергаются общественном остракизму, а то и более серьезной дискриминации. При этом существующие международно-правовые гарантии свободы слова полностью игнорируются.
Христиане в регионе ОБСЕ постоянно становятся предметом нападок за их позицию по вопросу совершения абортов и эвтаназии. Наши оппоненты не только не хотят видеть очевидного – уничтожения жизни за ложными обоснованиями этих бесчеловечных действий, но и отказывают нам в праве излагать свои взгляды, а также демократическими методами добиваться их отражения в европейских правовых реалиях. Отрадно, что Парламентская ассамблея Совета Европы в одной из последних рекомендаций закрепила право врачей отказываться от участия в подобных операциях по соображениям совести. Надеюсь, что формула отказа по соображениям совести может быть распространена и на другие сферы правовых отношений, в том числе на образование, на публичную службу и другие.
Серьезные опасения вызывают и акты вандализма в отношении христианских святынь, которые стали печальной реалией современного общества в регионе ОБСЕ.
Сегодня Русская Православная Церковь открыто говорит о необходимости защиты христиан вне Европы, там, где существует угроза их жизни и здоровью. Эта проблематика является центральной в ходе визитов представителей Русской Православной Церкви в регионе Ближнего Востока и Азии, обсуждается на многочисленных общественно-политических мероприятиях. В мае этого года Священный Синод Русской Православной Церкви принял специальное заявление по христианофобии, в котором была выражена озабоченность ростом преследований христиан во всем мире. В этом документе содержится призыв к разработке всеобъемлющего и действенного механизма защиты христиан и христианских общин, подвергающихся преследованиям или ограничениям в своей религиозной жизни и деятельности. Мы верим, что эти усилия приведут к улучшению положения наших собратьев по вере. Однако, дабы наш голос в защиту христиан вне Европы звучал более уверенно и авторитетно, мы призваны к тому, чтобы общими усилиями государства ОБСЕ стали образцом с точки зрения защиты прав христиан.
Анализ случаев нетерпимого отношения к христианам показывает, что эти случаи имеют, как правило, антирелигиозную мотивацию. Люди, которые игнорируют или ущемляют права и законные интересы христиан, чаще всего руководствуются секулярным максимализмом, т.е. исходят из того, что религия не более чем частное дело индивида и не имеет публичного измерения. В последние годы ОБСЕ стала приходить к пониманию того, что доминанта радикального секуляризма столь же опасна для религиозной свободы, сколько религиозный экстремизм во всех его проявлениях. Подобное изменение позиции стало возможно лишь благодаря усилиям христианских неправительственных организаций.
Для того, чтобы права христиан и представителей иных традиционных религий в регионе ОБСЕ эффективно защищались, Организация призвана не только реагировать на преступления, но и содействовать утверждению мира между всеми религиями региона. Предложить модель мирного межцивилизационного сосуществания – это непростая научная и практическая задача, и поиск ее решения невозможен без создания интерактивных механизмов диалога традиционных религиозных общин. Эта модель востребована не только в регионе ОБСЕ, но и во всем мире, в том числе там, где христиане чувствуют себя особенно уязвимыми.
Построение общественных отношений, которые исключают или минимизируют возникновение межрелигиозной вражды, немыслимо без внимания к религиозному и межкультурному образованию, без создания условий для воплощения общих для большинства традиционных религий идеалов добродетели, справедливости и милосердия в публичной жизни. Надеюсь, что работа ОБСЕ в области обеспечения свободы совести будет осуществляться в духе искреннего партнерства национальных правительств, международных структур, экспертов и религиозных лидеров, которые полны решимости содействовать межрелигиозному миру в регионе ОБСЕ.