Отец Клеопа |
– Чадо, а как теперь в Александрии? Что делают люди?
– Отче, там сильная засуха, – ответил брат.
– Так почему же вы не молитесь? – сказал старец.
– Да мы молимся, отче! Вышли в поле со святыми мощами и иконами, пришли священники, совершили елеосвящение с архиереями в открытом поле с большим крестным ходом. Молятся, а дождя все нет!
А старец сказал:
– Явно, что вы не молитесь!
Старец знал истинную молитву.
– Да нет, мы молимся, отче! – твердил брат.
– Чадо, если это так, тогда давай немного помолимся! – чтобы показать ему, какова истинная молитва.
Воздел старец руки, и пальцы его загорелись, как десять огненных факелов, а лицо засияло как солнце. И не опускал он рук целый час. И тогда как было ясно и сухо, набежали тучи, почернели облака, загремели громы и молнии, и полился такой обильный дождь вокруг них и во всем Египте, что брат вскрикнул:
– Отче, отче, опусти руки, а то меня потопит вода!
И тогда старец опустил руки, и лицо его снова стало таким, как прежде[1].
Ты видел, какова истинная молитва? Вот так надо молиться и нам! Молились тысячи и тысячи людей – и священники, и архиереи, но дождь не шел. А помолился один человек, но помолился как следует, и не прошло и часа, как начался и дождь, и тучи, и всё. Этой молитвой Илия разверз небо, которое пребывало заключенным три года и шесть месяцев (см.: 3 Цар. 18: 42–45). Это – молитва в экстазе, или восхищении.
Итак, когда молимся, будем знать, что мы далеки от молитвы все то время, пока ум наш обретается в нижних и нечист. Но не нужно отчаиваться, потому что Бог знает нашу немощь. И много раз бывает, что иной молится, бедняжка, удрученный каким-нибудь горем, и ему даже некогда в ту минуту почитать молитвы из «Часослова» или Псалтири. Говорит и он тоже немножко: «Господи, помилуй! Господи, прости!», – но говорит от всего сердца.
Когда ум его входит в сердце, он даже не может молиться продолжительной молитвой. Всего-то и говорит он, что: «Помилуй меня, Господи!», или «Милость моя!», или «Благосердие мое!», или «Боже мой!» Итак, когда ум сошел в сердце и вошел в клеть сердца, он всего-то и говорит, что: «Иисусе мой! Иисусе мой!» Потому что сердце тогда раскрывается и тут же закрывается. Сердце охватывает Иисуса, и Иисус – сердце!
Тогда уже нет времени для разговоров, ибо он стоит пред лицом Спасителя и боится говорить длинные речи, потому что отвлечет свое внимание. Ибо внимание есть сила молитвы пред лицом Спасителя. И тогда он говорит одно только: «Иисусе мой!» Но в этих словах столько слез изливается и столько любви Божественной, что человек весь делается как огонь во время молитвы.
Поэтому, когда молимся, будем говорить, как можем. Святой Макарий знал, что мы не умеем молиться, но дал нам совет: «Человек, я знаю, что ты не умеешь молиться! – он знал, что значит молитва, ибо он был великий столп Православия. – Но даю тебе совет: молись, как можешь, но молись часто!»[2] Ибо от частой молитвы человек начинает учиться молитве истинной.
А святой Иоанн Лествичник говорит: «Станем ли бросать молитву количественную?» Ибо молитва количественная – это та, которую мы совершаем во множестве, но умом своим не находимся в сердце и взор ума нашего не обращен к Богу. «Не станем оставлять ее! Ибо первая молитва является причиной второй»[3]. Количество рождает качество.
Есть поговорка: «Упражнение – мать ученья». Молись постоянно! Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь (1 Фес. 5: 17)! Когда мы, немощные и рассеянные, будем молиться так, как можем, то Бог, видя нашу душу, что она сколько-нибудь хочет молиться, дает ей несколько минут чистой молитвы. И тогда она тотчас начинает молиться со слезами, с великой пылкостью.
Однако молитва эта, даже если она длится всего несколько минут, то эти несколько минут молитвы умом в сердце сильнее, чем если бы ты простоял целый месяц на молитве, читая Псалтирь или «Часослов». Такой великой силой она обладает. И тогда христианин, вкусив сладость этой чистой молитвы, говорит: «О, вот это молитва!» Но это вкушение чистой молитвы, молитвы благодатной, не приходит по нашему велению, когда хотим этого мы. Оно приходит, когда Бог желает помиловать нашу душу.
Слышишь, что говорит святой Исаак Сирин? «Признак милости Божией – слёзы на молитве»[4]. Когда мы видим, что Бог посещает нас многими слезами, – это признак того, что милость Божия коснулась глаз твоих и хочет этими слезами покаяния и великой любви очистить тебя, просветить, омыть от грехов и показать тебе, какова истинная молитва.
Итак, мы должны молиться, как знаем, как можем, начиная с предначинательных молитв: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Верую» и других. Будем молиться, как можем, но будем молиться чаще.
Ибо слышишь, что говорят святые отцы? Святой Феофан Затворник с полным правом свидетельствует нам: «Кто молится часто, для того сама молитва становится великим учителем молитвы. Сама молитва может научить его восходить с самых нижних ступеней молитвы до самых высоких, и до экстаза, и до духовной молитвы». Значит, молитва научила святых молиться, потому что они молились все время.
Потому и сказано: непрестанно молитесь! То есть всегда. Дома ли ты, в пути ли, в келье или на работе — повсюду возноси ум свой к Богу. И как можешь, но твори молитву все время! Всякая молитва хороша, если ты произносишь ее со страхом Божиим и вниманием.
Благодарю за Ваш труд.
Очень горько было читать комент. Евгении- бабушки 2-х внуков которых попросили уйти с богослужения по причине того что дети ходят и плачут по храму. Дети есть дети, где как не с ними нам нужно быть и терпеливей и смиренней, а священству тем более- сам Господь говорил- не мешайте детям приходить ко мне!- но вспомнив самих апостолов которым это наверняка докучало как и тому батюшке на службе- простим его и в случае Евгении я бы поговорила с этим священником после службы- походите по другим церквам- все не только терпят но и очень любят детей ходящих по храму- они учатся сильно не бегать и не шуметь, если часто их водить и причащать, а когда с рождения молитесь с ними ( в их присутствии когда младенцы) дома, то и в самый первый осознанный поход на службу в храм они будут спокойнее и терпеливее. Желаю вам продолжать ходить с внуками в храм несмотря ни на что! В доме Божием хорошо и молится и чувствовать себя ближе ко Господу!
Единственно неподвластны внешнему человеку – это слезы, краткая слеза или в океане море слез, с молитвой, или без молитвы, это уже внутреннее состояние. Если не так, то это ложные слезы, а внимание – это мысль, мысль имеет скорость света, ибо и внутренний человек - свет от света. Потому и «горы передвигаются». Но если око (ум) нечист, то каково тело, тогда таковы и мысли. Нечистая мысль бумерангом от огня отразится, и будешь терять уже сегодня моментально, что имеешь, а завтра отяжелев, отнимется и то, что имеешь, и остатка не останется, сегодня в немощах, а завтра в бессилии, тогда и хромой, в ненасытимости, идет на грабеж. И невозможно вместить духовное, когда глаз невидно. Из за толстой пелены слезу не выдавишь. Дутые лица вмещают в себя плоть, но любовь вмещает в себя все, но и «ее с дипломом не выдают», и не знаем до срока, что любим Его, как и от печати ангела писца не укроешься, тогда Дух, но Дух без мудрости, что тело без души (ума).
Здесь же на сайте, прочите толкование Евангелия, (Мф., 76 зач., 18, 18–22; 19, 1–2, 13–15), протоирея А.Шаргунова: http://www.pravoslavie.ru/put/3478.htm возможно это придаст вам силы.
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».
Да разве упомнишь эти слова, когда такой порыв, был одернут неосторожным словом... Возможно стоит, еще раз, прийти с малышами непосредственно к причастию, тогда они увидят сколько детишек кругом и не будут чувствовать себя чужими... Я только с мая начала свои попытки осознанного воцерквления, и то же сталкиваюсь с различными отрицательными нюансами... Своего малыша, после крещения привели, с мамой, в 2,5 года... Сначала плакал 3 воскресенья, не хотел причащаться. А теперь радуется и идет приговаривая, "я к Батюшке, он мне хлебушек и сок даст"...
Было и кричал и бегал, и другие дети по разному ведут, максимум, что говорили, "потише", без злобы.... Видно это от прихода зависит, от внутреннего настрояния в данном Храме..
Единственное, по-моему, очень не подходящее слово для православных - экстаз. Возможно не правильно сделан перевод этого слова?
По рассказу о детка в храме: если наши дети начинают
капризничать или бегать во время службы, мы сами их выводим из храма, чтобы не навлечь на себя наказание от Бога. Но водить детей в храм - Святое дело и единственная надежда на их правильное и доброе воспитание.Спаси и Вас Господи!
Только немного озадачила фраза "Когда ум его входит в сердце...". Видимо в аскетической практике она имеет некий смысл, которого я не знаю (
Пусть это не будет припятствием вашим внукам на пути.
Ведь если местный батюшка был тысячу раз не прав и поступил не по христиански,не отступайте ,не преумножайте его ошибки.
Батюшка прав, таким маленьким детям Церковь надо показывать в период между богослужениями. Зачем мешать другим людям молиться. Ведь молитва - это сосредоточенность и внимание. Ну нельзя же думать только о себе и своих внуках.А путь детей к Богу и их шумное поведение в Церкви во время службы это абсолютно разные вещи.Все надо делать с рассуждением и заботой об окружающих. Ведь должна быть элементарная этика и уважение к другим людям. А Ваша обида на священника - это проявление гордыни и эгоизма, поэтому Вам обязательно надо посещать эту Церковь.
Евгении: Не печальтесь, жаль конечно, что Вас так приняли, но ведь сказал Господь о детях, что таковых есть Царство Небесное и преграждать им путь к Богу нельзя. Попробуйте в другой храм.
Спаси Господи!
........................................................
Как нужно молиться
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него."
Пришла я с внуками в субботу вечером в храм. Показать им как красиво место, где Бог есть. Старшему три года, младшей 2,5. Ясно, что долго дети без движения стоять не будут. Смотрю, что ноги их несут. Взяла за руку, пошли иконы смотреть. Потихоньку рассказываю. Потом опять встали. Вышел священник молитву читать, внук спрашивает:
- Это кто
- Батюшка- говорю.
- Бабушка?- на расслышал видно, громко же не говорим. Священник услышал, как сверканул на нас глазами. А во время каждения возле нас остановился, да выговор нам устроил. Что-де нечего с детьми ходить в храм. Стоять они не могут тихо,молится не дают,отвлекают только,идите в низ, там дожидайтесь помазания. А по времени уже к нему близко. Не повела детей вниз, там люди стояли на исповедь. Полутемно. Что там детям смотреть?
Осталась. И подходит к нам служащая женщина, говорит то же, что и священник. Собрала внуков, да и пошла совсем из храма. Там все видно молитвенники великие.
Показала внукам православных, называется.
Спасибо Вам, дорогая, за эти теплые слова! Статьи будут, если Бог даст, будут и книги - написанные как самим старцем Клеопой, так и о нем самом. Он ведь написал очень много и обладал огромной духовной силой, совершал чудеса, да и теперь не перестает совершать их в изобилии. Монастырь Сихастрия, где он похоронен, собирает свидетельства об этих чудесах и уже издал три книги таких свидетельств. Поминайте старца Клеопу как усопшего. И поминайте его обязательно, он Вам будет помогать. Он отошел ко Господу 2 декабря 1998 г.
Спасибо отче за проповедь немощным! За всю жизнь своей мнительности: "Я с Богом!"
Огромнейшее спасибо за данную публикацию. Как всегда - очень вовремя...
статей!
Храни Господь Вас!