Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали притчу о блудном сыне, которую Господь предложил Своим ученикам. В одной стране жил человек, у которого было два сына. Один из них попросил своего отца отдать ему полагающуюся часть имения, забрал ее и начал жить самостоятельно. Но очень быстро расточил все богатство, потому что жил распутно, пришел в нищету и устроился к одному человеку на самую унизительную работу — пас свиней. Он дошел до такого состояния, что был рад даже поесть того, что давали свиньям, но и этого ему не доставалось, тогда он вспомнил, что у его отца многие слуги избыточествуют хлебом, вернулся домой, покаялся перед отцом: «Согрешил пред тобою», — и был принят своим родителем с любовью.
Второй сын, увидев это, проявил зависть и даже ропот на своего отца за любовь, с которой тот встретил блудного сына. Он стал судиться с отцом и говорить: «Вот я всегда был с тобой, никогда тебя не предавал, а ты не дал мне даже малой толики того, что ты даешь этому блудному сыну, вернувшемуся к тебе». И тогда отец ему сказал: «Все мое — твое, ты всегда был со мною и не стоит сейчас роптать и завидовать, а надо радоваться о брате твоем, который вернулся, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (см.: Лк. 15, 11–32).
Вот такая замечательная притча о безграничной любви, о предательстве и зависти, о том, то есть о том, с чем мы сталкиваемся в жизни постоянно. В блудном сыне мы узнаем самих себя, ведь мы получили от Господа здоровье, таланты, множество дарований, и все это расточаем, живя распутно.
Многие из нас знают о таком жутком состоянии, когда все уже можно расточить: и здоровье, и таланты, и богатство. Блудная жизнь заключается не только в видимой ее части: пьянство, обжорство, блуд, проникший сейчас повсеместно, всякие развлечения, которые мир в обилии предлагает нам; но и духовный блуд, когда люди уходят от Бога и услаждаются ложными учениями, развлечениями, блужданиями в мыслях.
Мы можем себя узнать и во втором сыне, когда нам не достает любви к ближним, и мы даже завидуем людям, пришедшим к вере позже нас, и они, как мы считаем, не достойнее нас, и нам непонятно и обидно, почему Господь проявляет к ним столько любви, почему священники или другие прихожане проявляют к ним любовь. От недостатка любви мы забываем о том, что надо радоваться тому, что брат наш пропадал и нашелся, был мертв и ожил.
Притча о блудном сыне вселяет во всех грешников великую надежду, мы видим, какую безграничную любовь имеет к сыну отец, и еще более безграничную и всепобеждающую любовь изливает на нас наш Творец, Господь Бог. Но в то же время эта притча не должна служить поводом для расслабления, чтобы мы думали, что бесконечно можем уходить на сторону далече, расточать имение, данное нам Отцом, и все равно Господь нас простит. Мы не должны брать пример с сына из притчи, когда он говорит отцу отдать имение и уходит от него, предает. Мы не должны быть предателями.
Сегодня Церковь вспоминает трех святителей — светильников, которые не могут укрыться, стоя на верху горы — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоустый — вот те примеры, которые должны нам служить путеводной звездой в Царствие Небесное. Эти люди тоже получили богатое имение, некоторые из них были из знатных семей, они имели таланты, знания, способности, которые приумножили во много раз, даже невозможно исчислить. Ни одно творение человеческого ума не способно сравниться с Божественной литургией — нет ничего возвышеннее, величественнее, что исходило из уст человеческих и было написано человеческой рукой, чем Божественная литургия.
И сегодня мы восхваляем творцов Божественной литургии. Они составили прекрасные каноны, оформили, осмыслили догматы, оставили нам замечательные поучения, как, например, святитель Иоанн Златоуст. Сколько он потратил сил и времени для того, чтобы своими золотыми устами вразумить народ, привести в Церковь.
Василий Великий написал замечательные труды о познании мира, о сотворение мира. Григория Богослова называют поэтом, созерцателем, так глубоко он осмыслил, созерцал Бога. Вот такие замечательные утешители и заступники есть у нас, и сегодня мы празднуем их память.
Мы помним притчу о блудном сыне, расточившем свое имение с блудницами в пиршествах, и сегодня апостол говорит о том, как христиане должны бегать греха блуда, как они должны в первую очередь заботиться о пище духовной, а не о пище тленной. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6, 13). Эти слова должны опечататься в нашем сердце в преддверии поста. Нам предстоит пост телесный и пост духовный, это взаимосвязано. Блуд, объядение, пьянство — это те рожцы, то свиное корыто, которое сейчас активно предлагается всем христианам на каждом углу. Об этом поют средства массовой информация, вся реклама. По сути дела все сводится к одному: к обжорству, блуду и бессмысленному уничтожению наших тел и душ.
Апостол призывает нас к очищению, к соединению с Богом. Чтобы мы осознали, что все эти временные наслаждения — не что иное как только саморазрушение и предательство Бога.
Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19)
Тела наши — это храмы живущего в них Святаго Духа. Вот идеал для христианина, и вот цель, к которой, дай Бог, мы сможем приблизиться еще раз в ближайшее время во время Великого Поста.
Аминь.
MP3
(MP3 файл. Продолжительность