Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Так похоже на Россию, только все же Византия

Источник: Огонек

Если параллельные прямые пересекаются, то исторические параллели порой и не расцепишь. Вот, к примеру, сошлись они в документальной картине «Гибель империи. Византийский урок», которую 30 января покажет канал «Россия». Создатель фильма — мало кому известный сценарист Георгий Шевкунов, но многим известный наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. В прессе его называют духовником президента. Он, в частности, один из самых активных участников объединения Русской Православной и Зарубежной Церквей.

Отец Тихон — автор сценария и ведущий фильма. То есть он в кадре. Его фильм — о Византийской империи, которая рухнула в 1453 году, просуществовав 1123 года, и «о том внутреннем враге, который появился в духовных недрах византийского общества и сокрушил дух великого народа».

Обозреватель «Огонька» посмотрела картину заранее. Она сначала хотела пересказать ее своими словами, но потом решила обильно цитировать текст отца Тихона: все-таки он создавал фильм с Божьей помощью, а она текст — сама, как умеет.

ПРЕЕМНИЦА

Пропустим начало — про монстра ростовщической банковской системы современного мира, выкормленного богатствами Константинополя, про капитализм с его неуемной жаждой наживы и про первые крупные еврейские капиталы. Давайте сразу про нас, православных.

***

«Русские поняли, в чем заключается самое великое сокровище Византии. Это было не золото, не драгоценные камни и даже не искусства и науки. Главным сокровищем Византии был Бог. … И на это сокровище наши великие предки создали не банки, не капитал и даже не музеи и ломбарды. Они создали Русь, Россию, духовную преемницу Византии».

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВТО

Почему же столь могущественное государство, как Византия, утрачивало свои силы и в итоге прекратило существование? Отец Тихон подробно исследует каждую проблему империи.

***

«Проблемой, которую Византия не смогла решить и которая в конце концов погубила ее экономику, стала утрата государственного контроля над ее финансами, грандиозный, неконтролируемый процесс оттока капитала на Запад… Государство выпустило из своих рук рычаги контроля над промышленностью и отдало свои основные торговые и экономические ресурсы иностранным предпринимателям…»

«… Запад всеми правдами и неправдами стал вовлекать Византию в зарождающийся тогда прообраз всеевропейской торговой организации…»

ВИЗАНТИЙСКИЙ КРАСНОКАМЕНСК

Еще в Византии были коррупция и олигархия. Но императору удалось ослабить могущество олигархов, например вот этого.

***

«Этот олигарх серьезно надеялся влиять на судьбы государства. Он начал интригу и выдвинул своего марионеточного кандидата на высшую власть, но поплатился. У него конфисковали все его огромное имущество, а самого отправили в одну из самых отдаленных тюрем империи».

К СОЖАЛЕНЬЮ, ТОЛЬКО РАЗ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

Плавно перейдем к политической системе Византии. А то мы до сих пор о ней ничего не знаем.

***

«Огромной проблемой Византийского государства в период упадка была частая смена направлений политики, то, что называется отсутствием стабильности и преемственности государственной власти. Со сменой императора нередко кардинально менялось направление жизни империи. Это крайне ослабляло всю страну и жестоко выматывало народ. Политическая стабильность — одно из главных условий сильного государства. Это был завет великих императоров Византии. Но этим заветом пренебрегли. Был период, когда императоры менялись в среднем каждые четыре года. Можно ли было говорить в таких условиях о каком-то подъеме страны, реализации по-настоящему масштабных государственных проектов, требовавших многолетней последовательной работы? Конечно же в Византии были и очень сильные императоры. Таким был, например, Василий II, кстати, крестный отец нашего святого князя Владимира. Он принял управление империей после тяжелейшего кризиса. Страна фактически была приватизирована олигархией. Василий II в первую очередь жестко выстроил вертикаль власти. Разгромил сепаратистские движения на окраинах, подавил мятежных губернаторов и олигархов, собиравшихся расчленить империю. Затем он провел чистку в правительстве, конфисковал в казну огромные наворованные суммы. Твердые меры Василия II позволили ему довести доходы казны до небывало высоких сумм…»

«Восстановив вертикаль власти в стране, Василий оставил своему преемнику своего рода стабилизационный фонд… Но наследники Василия все эти накопления бездарно проели и растратили. Вообще с преемниками в Византии была беда. Хотя уж кто-кто, а византийцы были лучшими в мире специалистами по преемникам. У них отсутствовал принцип наследования трона. Желая обеспечить передачу власти достойному наследнику, императоры обычно избирали одного или двух преемников и активно привлекали их к государственным делам, поручали высокие и ответственные должности в правительстве и приглядывались к ним. Была даже система, когда в стране был и император, и так называемые младшие императоры, преемники. Все это было очень разумно, но как ни оттачивали эту систему, в конце концов стало ясно: с преемником все просто — или повезет, или нет».

ВИССАРИОН АБРАМЫЧ

Нет, еще не все сказали про олигархов. Вернемся снова к ним.

***

«Вопрос о преемстве власти оказался для империи вопросом жизни и смерти. Будет сохранено преемство и стабильность развития, у страны будет будущее. Нет — ее ждет крах. Но народ зачастую этого не понимал и время от времени требовал новых перемен. На подобных настроениях играли разного рода авантюристы и беглые олигархи. Обычно они укрывались за границей и оттуда поддерживали интриги с целью свержения неугодного им императора, обеспечения властью своего ставленника и новых переделов собственности. Так, в Риме в XV веке сидел бежавший из Византии и получивший политическое убежище некий Виссарион, средней руки ученый, беспринципный политик и гениальный интриган, который из Рима координировал всю оппозицию в Константинополе и причинил немало головной боли правительству…»

«ЕДИНАЯ ВИЗАНТИЯ»

А что же партийное строительство?

***

«В Византии с конца XIII века образовались две партии. Одна призывала опираться в первую очередь на свои внутренние силы, безусловно верить в них, развивать колоссальный потенциал своей страны. Западноевропейский опыт они были готовы воспринимать избирательно, после серьезной проверки временем и лишь в тех случаях, когда перемены не будут касаться фундаментальных основ Веры и государственной политики. Другая партия, прозападная, представители которой указывали на несомненный факт того, что Европа развивается все более успешно, стала громче и громче заявлять, что Византия исторически исчерпала себя как политическое, культурное и религиозное явление. И требовали коренной перестройки всех институтов государства по образцу западноевропейских стран».

ОТЕЦ О ПАПЕ

Вторые победили (разумеется, при поддержке Запада). Но реформы завершились полным крахом.

У Византии было множество проблем: национальный вопрос; противоречие между провинциями и сытой, богатой столицей Константинополем (а один столичный градоначальник «так увлекся строительством многоэтажных домов, что останавливать его пришлось специальным императорским указом»); демографическая проблема («империю постепенно заселяли чуждые народы, вытесняя коренное православное население»); пиетет перед Западом («конечно же нелепо говорить, что Запад был виновен в неудачах и падениях Византии. Запад лишь преследовал свои интересы»); военная реформа,  проведенная по западному образцу… Но «последним и самым страшным ударом по Византии стала церковная уния с Римом… подчинение православной церкви Римскому Папе…» — считает отец Тихон.

Рассказчик в рясе — довольно редкий случай для отечественного документального кино. А вот то, что он говорит в эфире, уже не редкость. Нам это сообщали на государственных телевизионных каналах в новостях, аналитических программах и спецрасследованиях. Только речь всегда шла о России. Просто, прямо, без всяких параллелей.

Напоследок выскажем свою историческую версию. Византия погибла по другой причине. В ней не было государственного телевидения.  

 

ПРОФЕССИЯ

Однокурсники.ру

Георгий Шевкунов между ВГИКом и РПЦ

Андрей Дмитриев и Георгий Шевкунов (справа) после первого курса ВГИКа
Андрей Дмитриев и Георгий Шевкунов (справа) после первого курса ВГИКа
Снимая фильм, архимандрит Тихон на время вернулся к своей профессии — в 1982 году он окончил сценарный факультет ВГИКа. С ним на курсе учились человек десять. В частности, сценарист Елена Лобачевская, сценарист, один из авторов военно-патриотического фильма «Прорыв» Иван Лощилин и так же, как и отец Тихон, сменивший профессию Владимир Щербинин — работает в монастыре, занимается иконописью…

«Огонек» попросил одного из однокурсников Георгия Шевкунова писателя АНДРЕЯ ДМИТРИЕВА рассказать о годах учебы во ВГИКе.

— Это была мастерская Евгения Григорьева и Веры Туляковой. Григорьев известен как автор сценария фильма «Романс о влюбленных», «Три дня Виктора Чернышева». А Вера Тулякова — как жена Назыма Хикмета. Наших преподавателей уже нет в живых, отец Тихон отпевал и Евгения Григорьева, и Веру Тулякову.

Мы поступили во ВГИК в 1977 году. Среди поступивших был и мальчик из Чертанова Георгий Шевкунов, внук или правнук эсера, который готовил покушение на государя императора. Он не собирался поступать во ВГИК. Мама, основатель лаборатории по диагностике и лечению токсоплазмоза, хотела, чтобы он поступил в медицинский. Но какой-то его друг позвал с собой во ВГИК. Друга не приняли, а Гошу приняли.

Он был абсолютно наивен. Как-то сказал мне: «Почему бы нам не издать какой-нибудь журнал?» Я удивился: «Ты понимаешь, что живешь в стране, в которой за попытку издать журнал тебя посадят?» Он спросил: «А за что?»

Мы дружили. О Псково-Печерском монастыре, с которого началась его церковная судьба, рассказал ему я, поскольку в детстве жил в Пскове. Где-то на четвертом курсе он сел в поезд, приехал туда, постучался и попросил его принять. Сценарный диплом он писал в монастыре. Маму мучило, что сын ушел в монастырь. У него было к тому времени чуть ли не 33 пневмонии, он весил 48 килограммов. К тому же начался конфликт с наместником монастыря. Вера Владимировна Тулякова, которая Гошу очень любила, обратилась к митрополиту Питириму, возглавлявшему издательский отдел Московского патриархата, и порекомендовала Гошу. Его командировали в Москву, здесь он занимался подготовкой к празднованию 1000-летия крещения Руси. Где-то с этого момента началась его церковно-политическая карьера.

Мы редко видимся и, как правило, по печальным поводам, оплакивая дорогих нам людей. Наши идеи не близки. Я убежденный либерал. Но я его люблю, несмотря на все наши несогласия. К тому же я его крестный сын. Я могу сказать, что отец Тихон — один из самых ярких людей, которых я встречал в своей жизни.

Фото: ДМИТРИЙ АЗАРОВ/КОММЕРСАНТ; КАНАЛ «РОССИЯ»; ЛИЧНЫЙ АРХИВ АНДРЕЯ ДМИТРИЕВА

Источник: Огонек

30 января 2008 г.

Рейтинг: 7.3 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×