![]() |
Однако проблема неприятия символов Дня Победы остается весьма актуальной для всего общества. Достаточно вспомнить активную кампанию против «георгиевских» ленточек. Для нашего сайта проблему прокомментировал публицист и активный апологет Дня Победы Егор Холмогоров.
![]() |
— Церковь, в том числе в лице Патриарха, приходя к
«вечному огню», тем самым проявляет любовь и
уважение к тем, кто защищал нашу страну. Мне кажется, что
в этом вопросе чувства людей, которые кроются за
символами, выше, ценнее самой символики как таковой,
— подчеркнул Легойда. При этом он напомнил, что
советская власть очень часто создавала новые символы
взамен христианской символики: кресты повсеместно
заменялись на пятиконечные звезды и так далее.
— Вечный огонь, по сути, заменил собой лампады,
всегда горевшие и перед иконами, и над раками с мощами
святых. Традиция зажжения огня — лампады, свечи
— в память об усопших, была принята Церковью много
раньше советской эпохи, — напомнил официальный
представитель Московского Патриархата.
Так получилось, что в это самое время мы готовим в
июньский номер ряд материалов, посвященных Войне и в
первую очередь переживанию памяти о ней современными
поколениями. Позиции и авторы получились разнополярные.
Буквально сегодня статью для нашего номера прислал
известный публицист Егор Холмогоров, который не
смог обойти в ней ставшую вдруг актуальной проблему
«вечного огня» и других символов праздника.
Мы решили привести короткий отрывок из его текста:
![]() |
Средства, которыми это чувство общности достигается, разумеется, технологичны, как технологично все в нашу эру. Они используют инструменты и механизмы воздействия на человеческое сознание, монументализацию, театрализацию, культурный и исторический миф. Тем, кто изображая из себя сокрушителей идолов, торопится объявлять все это язычеством и богословствует молотом, спешу напомнить, что и христианский культ, если разбирать его на составные части, может показаться совокупностью таких же технологий. И, собственно, так его и представляли публике безбожники-просветители в духе Гольбаха, а затем кощунники, организовавшие кампанию по вскрытию мощей.
Однако если мы внимательно приглядимся к тому, как русская культура использует применяемые везде технологии поддержания чувства национального единства, то мы заметим, что наше отличие — именно в необычайной теплоте, воспитанном в нас именно православием чувстве человечности. Чтобы понять эту разницу достаточно сравнить могилы Неизвестного Солдата в Париже и в Москве и их восприятие культурным сознанием. Неизвестный Солдат Первой мировой — это великий немой, это нуль, на месте которого мог бы быть любой другой из превращенных в нули на этой войне людей, это одна из анонимных жертв Войны, ставшей величайшей в истории человечества бессмысленной мясорубкой. Осипа Мандельштама ужасала эта анонимность жертвы массовых трагедий ХХ века «Будут люди холодные, хилые // Убивать, голодать, холодать, // И в своей знаменитой могиле // Неизвестный положен солдат».
Неизвестный Солдат в Москве — полная смысловая противоположность парижскому, при идентичности культурной технологии и заведомом культурном заимствовании. Это не никто, это каждый. Это не он, это ты. «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен».
Неизвестный Солдат — это не «один из
многих», а «тот самый» — тот самый
наш брат, который лежит и под Крюково, и под Сталинградом,
и в Крыму, и в Полесских болотах, и у Балатона, и под
Берлином. Сотни тысяч людей приходили к этой могиле для
того, чтобы поговорить со своим убитым на этой войне и так
и не найденным родным, близким,
однополчанином».