Отец Димитрий на конкретных историях рассматривает причины такого ухода, и чаще всего это неправильное воцерковление. Либо младостарцы постарались, либо еще кто-то. Главное — что с самого начала духовная жизнь крестившегося человека выстраивалась ошибочно, происходила своего рода игра в Церковь.
Не то что бы я спорил с отцом Димитрием, но хочу кое-что добавить. Мне приходилось сталкиваться с еще одним типом ушедших, не упомянутым в статье. Это люди, которым, в общем и целом, повезло и с приходом, и с духовником, у которых были (а часто и остаются) хорошие православные друзья... и, тем не менее, они ушли из Церкви. Чаще всего — по-тихому, без скандалов, обид и демонстративного сожжения флагов. Ушли потому, что, как им думается, потеряли веру и решили поставить точки над “i” в своих отношениях с Церковью.
Я не берусь судить, насколько много подобных случаев. Нескольких таких людей знаю лично, да и в «Фому» порой приходили письма от разочаровавшихся, в интернете тоже приходилось читать похожие крики души. Может, это и не самый распространенный вариант, но все-таки забывать о нем нельзя.
Чаще всего история развивалась так: человек вполне сознательно, искренне принимал Святое Крещение и начинал жить воцерковленной жизнью — регулярно посещал службы, исповедовался, причащался, соблюдал посты, читал утреннее и вечернее молитвенные правила, читал Священное Писание и богословскую литературу, иногда включался в приходскую деятельность. При этом окормлялся у хорошего священника, без каких-либо подозрений в младостарчестве.
Проходили годы, период неофитского горения завершался — как и у большинства, духовная жизнь входила в устоявшуюся колею, и... и постепенно превращалась в какую-то лямку, которую тянут по привычке. Всё чаще возникал вопрос: а зачем, собственно? Зачем я трачу по полчаса утром и вечером на вычитывание молитвословий? Зачем воздерживаюсь в среду и пятницу от колбасы? Зачем в воскресенье встаю рано утром и еду через весь город на литургию? Зачем повторяю на исповеди одни и те же вещи и причащаюсь, не ощущая никакого прилива духовной радости? Зачем все это, если не вижу в себе никаких изменений? Кому это нужно? Богу? А верю ли я в Него на самом деле? Те душевные порывы, что испытывал когда-то — может, они объясняются просто эмоциями, реакцией психики на нечто новое? Те случаи, которые со мной происходили и которые я считал чудесами Божиими — может, это просто совпадения, которые, согласно теории вероятностей, редко-редко, да и случаются?
То есть — обычные сомнения, с которыми приходилось сталкиваться каждому христианину. Но вот дальше появлялась мысль: а ведь продолжать такую жизнь нечестно! Нечестно по отношению к себе самому, к своей совести! Нечестно по отношению к людям, которых обманываешь своей якобы церковностью! Нечестно и по отношению к Богу, в Котором, может, и не до конца еще разуверился. А надо ведь честно! Честность — это же главное! Значит, пора валить — в обычную светскую жизнь. Ни в коем случае не хлопая дверью — зачем обижать тех, с кем многие годы причащался из одной Чаши?
Да, чуть не забыл самое главное: такие люди сетуют, что годами тянули эту лямку — и не только не замечали в себе изменений к лучшему, но вообще не испытывали ничего! Ничего — в смысле ничего мистического. Речь даже не о чудесах, а хотя бы о каком-то знаке свыше, который четко воспринимался бы именно как знак. Никаких возвышенных состояний, никакой специфической «духовной радости».
Напомню: люди вполне начитанные, про прелесть знают, про неизбежные периоды «сухости» и необходимость этих периодов знают. Но это теоретическое знание чем дальше, тем меньше убеждало их смириться и продолжать вести прежний образ жизни. В какой-то момент происходил внутренний взрыв, пробивала мысль про честность — и они прекращали притворяться.
Этот момент с «честностью», на мой взгляд, крайне важен. Тут, с одной стороны, проявлялось описанное Достоевским в Алеше Карамазове: «Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: "Раздай все и иди за мной, если хочешь быть совершен". Алеша и сказал себе: "Не могу я отдать вместо "всего" два рубля, а вместо "иди за мной" ходить лишь к обедне"». Алешино «не могу» — это не столько тяга к перфекционизму (иначе говоря, «ревность не по разуму»), сколько та самая честность, о которой идет речь.
Но, в отличие от Алеши, у этих людей пронзительная честность сочетается с пониженной чувствительностью к духовному миру. Сама по себе такая пониженная чувствительность ни хороша, ни плоха — если Господь ее человеку дал, значит, зачем-то так нужно, значит, более высокая чувствительность оказалась бы вредна. Но вот низкая чувствительность к мистическому в сочетании с пронзительной честностью — это взрывоопасная смесь. Честность тоже может стать соблазном.
Вглядываясь в свою душу, вспоминая разные моменты своей жизни, я и в себе замечаю нечто похожее — по крайней мере, могу понять внутреннее состояние тех людей, о которых пишу. Для меня тоже характерны периоды сухости, периоды оскудения веры, когда все кажется трудным, скучным и бесполезным. Но у меня никогда не доходило до такого градуса, когда уже человек впадает в раж и совершает необратимые поступки. Как-то удается перетерпеть, и потом что-то меняется внутри, становится легче, возникает ощущение присутствия Божьего. Ненадолго, конечно, но моменты эти запоминаются, и дальше уже помогают держаться на плаву. Да, пускай сейчас всё пасмурно и слякотно, но ведь было же в этом небе солнце, было! Я же помню! Проглядывало из облаков! И когда передо мною встает выбор — поверить в реальность солнца или объяснить увиденное глюками, я выбираю солнце. При этом, конечно, нет никакой гарантии, что так до конца жизни будет. А вдруг когда-нибудь не выдержу, сломаюсь? Очень бы не хотелось, но стопроцентных гарантий здесь не бывает.
Те, о ком я пишу — не выдержали. Обвинять их в этом глупо. Тут лучше вспомнить слова апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). Тем более, что эти люди, к счастью, пока еще живы, и как знать — может, вернутся в Церковь? Может, их нынешний уход промыслителен? Нам, оставшимся, нужно молиться за них, любить их, поддерживать с ними отношения — не навязываясь, но и не отталкивая.
А тем, кто балансирует на грани ухода, я так скажу: ребята, не делайте резких движений. Честность — это, конечно, здорово, но и честность может стать искушением, ловушкой. Честность может оказаться ширмой, за которой прячется обычная усталость. А может, вы просто изначально слишком высоко задрали себе планку? Может, вам просто трудно смириться с тем, что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41) и вы — не звезды первой величины? Но звезды разные нужны, звезды разные важны. Кому-то даны великие духовные дары, кому-то нет, и это нормально. Да и жизнь еще не кончена, и если сейчас вы не чувствуете Божьего прикосновения — не факт, что не почувствуете никогда. Господь знает, когда поддержать.
Да, это банальности. Но верные.
Все таки от слов честь, чтить.
В статье описано несмирение, неверие и малодущие.
Каждый впадает в это в разной степени по гордости.
Нужно поддерживать друг друга и говорить только правду, лучше в виде Слова Божьего. Не нарушая свободы, наполнить радостью тяжелый путь.
Хорошо замечено насчет духовной чувствительности, это дар Божий, но и развивать его нужно.
Нельзя быть теплохладными.
Зря насчет резких движений, нужно как раз резко отрезать от себя все дела, мысли, темы и даже людей, мешающих стремлению к Богу.
Тогда проявится настоящая любовь в Нему!
Я бы сравнила себя с Иовом на которого навалились все беды. И друзья его говорили правильно, но сердцу от этого только больнее. Вы правильно пишите про верность, терпение, смирение, а я читаю как эту книгу, не подходит это к моей ситуации и душевному состоянию. Жидкая пища для младенцев, мне нужна ИСТИНА, и я ее приму, какой бы она не была. Я сделала все, что принято в православной среде, но нет ответа, а состояние не опишешь в словах.
Прошу помолиться обо мне, любой совет приму с благодарностью
Надо верить даже тогда, когда нет ни в чем уверенности. Просто просить, чтобы он не оставил, и удержал в церкви. Утешение и ответы на многие вопросы придут, когда смиритесь.
И конечно же Господь обещал своим последователям - что мы будем иметь скорби в мире... а Царствие Небесное - внутри нас есть.
Просите у Бога веры. Постоянно, неотступно. Бог увидит Ваше благое намерение и вознаградит сполна.
Подписываюсь под этим и вписываю в свою память, точнее сложно сказать: "Для меня тоже характерны периоды сухости, периоды оскудения веры, когда все кажется трудным, скучным и бесполезным. ... Как-то удается перетерпеть, и потом что-то меняется внутри, становится легче, возникает ощущение присутствия Божьего. Ненадолго, конечно, но моменты эти запоминаются, и дальше уже помогают держаться на плаву." - кто из нас не испытывал такого?
Добавлю, что в этом разделе сайта есть запись с митрополитом Антонием Сурожским, который среди прочего рассказывает что такое духовность: это не молитвы, не аскеза и пр., а именно Дух Божий - в человеке, в Церкве, в Чаше. Вот этот-то Дух и держит на плаву - если в себе его не чувствуешь - как в незабываемые и короткие часы, даже минуты, "прилива", - то всё равно видишь в самой Церкви и в возлюбленных прихожанах. А глядя на критикующих или просто молчаливо ушедших - не находишь в них (и их словах) того Духа, за которым идёшь в храм, молишься, постишься и пр.
- Про отошедших от веры можно сказать лишь то, что они "смотрели и не увидели, слушали и не услышали".
"Бойтесь закваски фарисейской..."
P.S.
"Искушение честностью" как и помыслы ложного стыда на исповеди является закономерным итогом отхода от ВЕРЫ, который происходит из-за того, что люди ходят в церковь, а не в ХРАМ, приносят свою исповедь священнику, а не БОГУ и ищут душевного, а не духовного.
Мне пока это знание о периоде "сухости" очень помогает в тяжелые моменты - как последняя соломинка. Прошу (даже не молю) Бога в такие отчаянные минуты - чтобы не дал мне отступиться от Него.
Это (по-моему) очень созвучно супружеской жизни - вот сначала все чудесно и замечательно, потом постепенно жизнь налаживается, и вот, люди попривыкли вроде бы друг к другу, быт наладился. И через некоторое время наступает время охлаждения, привычки. И еще через некоторое время, честный человек думает - "я не чувствую в себе больше любви. это не честно жить с человеком, изображать любовь, которая ушла." И вот так "по-рыцарски" и уходят друг от друга. Говорят, остаются друзьями.
Самое удивительное - все знают, что такой период охлаждения в отношениях случается во всех семьях. Однако, это знание в наше время мало кого спасает. Пока писала, мне эта честность теперь видится чем-то похожим на трусость.
А в бОльшем масштабе получается, что это от маловерия. Нет веры, что любовь не преходит. Нам надо почаще, видимо, себе напоминать, что не Бог от нас уходит, а мы от Него.
Помоги нам всем Господь!
п.с.У меня начальница из разочаровавшихся. А мама моя Божиим Промыслом возвращается. Надежда есть! Будем молиться и не унывать, как та вдова из Евангельской притчи.
И надеялся, что его жизнь станет чуть краше, светлее и радостнее? Надежны не оправдались и он ушел?
Нелюбимая работа не приносит дохода и человек меняет работу, или возвращается к прежней ( доходной мирской "работе" ).
А вот больной как-то не спешит менять одну болячку на другую. Увидеть себя и весь мир пораженным ужасной болезнью, видимо, удается не всем.
Ради чего трудимся и напрягаемся, други? И что с чем сравниваем? Без терзаний, без подвига и прорыва случаются ли открытия? Что приносит нам благодать Духа Святого? И чего мы от Него хотели? Не испытывая кризиса, будет ли кто-нибудь искать Правду? А без поиска, найдет ли Ее кто-нибудь.