Монахиня Агния (Васильчикова; 1754–1826), дочь последнего гетмана Малороссии

Никто не может прийти ко Мне,
если не привлечет его Отец, пославший Меня

(Ин. 6, 44).

Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой. Картина 1770-х гг. Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой. Картина 1770-х гг. Монахиня Агния (в миру Анна Кирилловна Васильчикова), урожденная графиня Разумовская (1754–1826), была четвертой дочерью графа К. Г. Разумовского от брака с фрейлиной Екатериной Ивановной Нарышкиной. Поскольку родители инокини Агнии были людьми неординарными, остановимся подробнее на их биографии.

Отец Анны Кирилловны, граф Кирилл Григорьевич Разумовский (1728–1803), был последним гетманом Малороссии. Судьба неожиданно очень высоко вознесла этого простого украинского парня: он стал генерал-фельдмаршалом и Президентом Петербургской Академии наук. Говорили, что до конца жизни он хранил бедную одежду, в которой когда-то пас в Малороссии волов. Своим богатством и карьерой Кирилл был обязан старшему брату – Алексею Разумовскому, который стал фаворитом Императрицы Елизаветы, а, по слухам, Алексей и Елизавета Петровна связали себя узами тайного брака. Молва гласила, что в 1742-м году в подмосковном селе Перово состоялось тайное венчание Императрицы с Алексеем Григорьевичем Разумовским.

К. Г. Разумовский с гетманской булавой. Художник Луи Токке, 1758 К. Г. Разумовский с гетманской булавой. Художник Луи Токке, 1758 Алексей Разумовский вызвал 14-летнего неграмотного брата Кирилла в столицу и направил его учиться в Европу, где тот приобрел познания в различных науках: освоил математику, географию, «универсальную историю», латынь, немецкий и французский языки. В 16 лет красавец Кирилл Разумовский вернулся в российскую столицу с титулом графа и чином действительного камергера, а в 18 лет получил назначение – быть Президентом Петербургской Академии наук, которой управлял много лет.

Императрица Елизавета подобрала ему невесту – свою троюродную сестру, фрейлину Императорского Двора Екатерину Ивановну Нарышкину (1729–1771). 27 октября 1746 года состоялась пышная свадьба Кирилла и Екатерины. Заключенный по расчету брак оказался счастливым: Разумовские прожили вместе много лет. У супругов было 6 сыновей и 5 дочерей. Многие из них стали в дальнейшем достойными представителями российского дворянства. Последние годы жизни Кирилл Григорьевич провел в Батурине, прежней столице Малороссии, где и умер в возрасте 75 лет.

Екатерина Ивановна Разумовская, ур. Нарышкина (1729—1771) Екатерина Ивановна Разумовская, ур. Нарышкина (1729—1771) Мать Анны Кирилловны, графиня Екатерина Ивановна, была дочерью Ивана Львовича Нарышкина, капитана флота, от брака с четвероюродной его сестрой Дарьей Кирилловной Нарышкиной. Пожалованная фрейлиной ко двору Императрицы Елизаветы, Екатерина скоро обратила на себя внимание придворных своей красотой и значительным богатством. 29 июня 1746 года она была обручена с графом Кириллом Григорьевичем Разумовским, за которого её сосватала сама Императрица Елизавета Петровна. На другой день после свадьбы графиня Екатерина Ивановна была объявлена статс-дамой. По характеру она была кроткой, скромной, верной супругой и добродетельной матерью. Графиня Екатерина Разумовская скончалась 22-го июля 1771 года, едва достигнув сорокалетнего возраста[1].

Ее дочь, Анна Кирилловна, родилась 1-го декабря 1754 года и унаследовала черты характера своей матери. Имя новорожденная получила в честь любимой сестры отца – Анны Григорьевны Закревской, которая в 1741-м году вышла замуж за киевского полкового есаула Иосифа Лукьяновича Закревского.

Граф Кирилл Григорьевич Разумовский весьма серьезно подходил к вопросу воспитания и образования своих десятерых детей. Он тщательно подбирал для них учителей. Позже сыновей отправил учиться за границу, а при юных графинях состоял многочисленный штат воспитателей и учителей. Одаренные от природы старшие дочери Разумовского, Наталья и Елизавета, начитавшись французской литературы, стали писать и думать по-французски, с трудом говоря на родном языке[2].

С детских лет Анна отличалась особенным благочестием и была более склонна к чтению Священного Писания и молитве, чем к играм со сверстниками

В противоположность им красавица Анна, хотя и получила одинаковое с сестрами образование, плохо усвоила воспитание на французский лад и до конца жизни оставалась простой русской женщиной. Уже с детских лет Анна отличалась особенным благочестием и была более склонна к чтению Священного Писания и молитве, чем к играм со сверстниками[3]. Все дочери графа Разумовского состояли фрейлинами при Императрице Екатерине II. В те времена штат фрейлин был крайне ограничен: их было всего 12. Осенью 1772 года Анна Кирилловна также была пожалована во фрейлины на место своей сестры Натальи (1747–1837), которая 24 октября 1772 года вышла замуж за вдовца Николая Александровича Загряжского (1743–1821). Но пробыла Анна в этой должности недолго: 26 апреля 1773 года она вступила в брак с действительным камергером Двора Ее Императорского Величества Василием Семеновичем Васильчиковым (1743–1808), братом екатерининского фаворита. Васильчиковы принадлежали к древнему дворянскому роду с княжескими корнями. Брат Василия, Александр Семенович Васильчиков, корнет лейб-гвардии Конного полка с 1765 года, весной и летом часто бывал в караулах в Царском Селе, где обратил на себя внимание Императрицы и вскоре стал ее фаворитом.

Свадьба Василия и Анны Васильчиковых состоялась в Царском Селе[4], как говорили, против воли невесты. В браке Анна имела трех сыновей и двух дочерей. Молодожены поселились в Петербурге, на улице Миллионной, в доме, который муж Анны Кирилловны купил в 1773-м году у отставного капитана А.Ф. Апраксина. После отставки фаворита Александра Васильчикова не только он, но и его родственники были удалены от Двора. В 1778-м году Васильчиковы продали свой дом герцогине Е.Б. Бирон и переехали в Москву, которую Анна Кирилловна очень любила[5].

Мария Васильевна Кочубей (урождённая Васильчикова). Художник: Ф. Жерар, 1809 г. Мария Васильевна Кочубей (урождённая Васильчикова). Художник: Ф. Жерар, 1809 г. В 1779-м году в Москве Анна Кирилловна родила свою младшую дочь Марию. Гостившая у нее в то время старшая сестра Наталья Загряжская, имевшая большое влияние на Васильчиковых, бездетная и очень желавшая иметь приёмное дитя, похитила у сестры родившуюся при ней племянницу и увезла ее с собой в Петербург[6].

Васильчиковы стали добиваться возвращения дочери, но Наталья Загряжская объявила, что в случае, если ей оставят Марию, она сделает ее единственной наследницей своего громадного состояния. Васильчиковы решили не препятствовать счастью дочери, а графу К.Г. Разумовскому позже удалось примирить дочерей. Так Анна была вынуждена смириться с тем, что ее младшая дочь Мария стала воспитанницей сестры.

В Москве Анна Кирилловна, освобожденная от придворных обязанностей, имела много свободного времени и полную возможность часто посещать церковные службы и совершать паломнические поездки по разным монастырям. В 1789-м году ее отец, Кирилл Разумовский, писал о ней сыну Андрею:

«Васильчикова сегодня потащилась в Ростов на богомолье, что весьма странно, ибо в Москве церкви, как рощи, стоят, и любую избирать можно на моление».

В 1797-м году Анна Кирилловна, передав свое состояние мужу, решила принять постриг, но муж ей не позволил и настоял на том, чтобы она продолжала жить в миру.

С этого времени она стала странствующей «монахиней» и часто отправлялась на богомолье к разным русским святыням. Нежно любя отца, она часто навещала его в Батурине, останавливаясь при этом в Киеве, во Флоровском монастыре. Видевшая ее в 1806-м году англичанка Марта Вильмот описывала ее как высокую и величественную даму, одетую в мрачное чёрное платье, с коралловыми чётками в руках, которая «негодует и кается, заявляя о своем намерении предложить Богу то, что осталось от дьявола»[7].

Овдовев в 1808-м году, Васильчикова удалилась в калужский девичий монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери

Известны многочисленные случаи, когда представительницы высшей знати предпочитали своей роскошной светской жизни отречение от мiра и спасение души на небесах. Овдовев в 1808-м году, Васильчикова удалилась в калужский девичий монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери. Казанский монастырь был основан сразу после Смутного времени – в начале XVII века, в царствование Михаила Федоровича Романова. Монастырь располагался в живописной местности на высоком берегу Оки. Среди монахинь были и дворянки, и женщины из духовного сословия, и мещанки, и дочери солдат. Каждая монахиня жила в отдельном домике. Эти домики-келлии считались личной собственностью монахинь и оставались деревянными до закрытия монастыря в 1922-м году. Отдельный домик выстроила для себя и монахиня Агния. С момента появления монастыря при нем были открыты больница и странноприимный дом, а монахини неустанно трудились, занимаясь вязанием, шитьем и вышиванием золотом. Монастырь располагался на небольшой территории. Епископ Филарет (Амфитеатров) в 1820-м году писал в столицу о тесном положении Казанского монастыря в Калуге:

«В Калужской епархии состоит только один женский монастырь – внутри города Калуги. Местное положение его так тесно, что живущие в нем сестры с трудом едва могут помещаться…».

Казанский девичий монастырь — старая открытка Казанский девичий монастырь — старая открытка

Монастырь был бедным, так что часто сестры обители были лишены самого необходимого:

«Хлебной и на церковные потребности дачи никакой не отпускалось, крестьян и угодий за монастырем не было, а за теснотою земли под монастырскими постройками у обители не имеется свободного места даже для посадки овощей. Не имея никаких других доходов, игуменья с сестрами питались с самою крайнею нуждою, более мирскими подаяниями»[8].

В качестве странствующей «монахини» Анна Кирилловна посещала различные монастыри и однажды облюбовала для спасения именно эту скромную обитель. Здесь она познакомилась с игуменьей Агнией (Десятовой; 1733–1796), которая произвела на Анну Кирилловну сильное впечатление. Игуменья Агния отличалась нищелюбием, вела строгую подвижническую жизнь. Скончалась игуменья Агния (св. Агния Калужская) в 1796-м году и была погребена в каменной часовне Лаврентьева калужского мужского монастыря Вознесения Господня. В XIX веке почиталась в Калуге. С ее могилы брали песок для исцеления душевных и телесных болезней. Очевидно, она передала Анне Кирилловне перед смертью в духовное наследство свое духовное имя, напутствовав ее, как только будет возможность, исполнить монашеский постриг. Анна Кирилловна исполнила завещание Агнии Калужской, став инокиней этого монастыря.

Здесь она в 1808-м году постриглась в монахини с именем «Агния»

Здесь она в 1808-м году постриглась в монахини с именем «Агния». Возможно, что на решение Анны Кирилловны принять постриг повлияло случайное совпадение ее имени и фамилии с пятой женой Ивана Грозного – Анной Васильевной, которая, так и не став Царицей, была насильственно пострижена в инокини в суздальском Покровском монастыре. После ее смерти Иван Грозный разослал по монастырям крупные вклады на ее поминовение.

Благодаря щедрым вкладам новой инокини Агнии монастырь рос и благоустраивался. В 1823-м году, при игуменье Августе, в трапезной постройке был устроен придел в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиня Агния тесно общалась с владыкой Филаретом (Амфитеатровым, 1779–1857), будущим Митрополитом Киевским и Галицким, в бытность его Калужским преосвященным в 1819–1825 гг. В письме к монахине Агнии, датируемом мартом 1825 года, владыка Филарет писал, утешая себя и ее:

«Но поплакали и погрустили перед Господом – и довольно уже теперь, пора перестать, а всю печаль свою возложить на Господа, Который все устрояет на пользу и спасение душ наших. Ибо милостивее Его к нам, грешным, никто не может быть; а ты знаешь меня и уверена, что от Его десницы получил я после калужской рязанскую паству. Так грешно было бы грустить, что Господу угодно…»[9].

Из письма следует, что и епископу Филарету, и монахине Агнии тяжело было расставаться – ему с Калужской кафедрой, а ей – с духовным наставником.

Скончалась схимонахиня Агния в калужском монастыре 20 июня 1826 года и была похоронена рядом с мужем в Ильинской церкви села Скурыгино Подольского уезда, построенной на средства Васильчиковых в 1781-м году. На ее памятнике была начертана надпись:

«Против сего места покоится тело Анны Кирилловны, супруги Василия Семеновича Васильчикова и дочери последнего гетмана Малороссии и генерала-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского, в инокинях Агнии. Род. 1754 года дек. 1, ск. 1826 июня 20».

О ее похищенной дочери, Марии Васильевне Васильчиковой (10.09. 1779–12.01.1844), известно, что она, как и ее мать когда-то, была фрейлиной и статс-дамой; являлась кавалерственной дамой ордена Святой Екатерины I степени. В 1799-м году Мария вышла замуж за государственного деятеля князя В.П. Кочубея. В 1834-м году овдовела и вынуждена была продать дачу в Царском Селе, чтобы погасить долги мужа. В браке Мария Васильевна имела 13 детей, из которых 8 умерли в детстве. С Кочубеями постоянно жила Наталья Кирилловна Загряжская, не покидавшая любимой племянницы и воспитанницы до самой смерти.

Ее воспитанница Мария пережила тетушку всего на 8 лет, так и не успев в полной мере насладиться теми возможностями, которые ей предоставляло огромное наследство. Скончалась Мария Кочубей 12 января 1844 года в Париже в возрасте 64 лет. Тело было перевезено в Санкт-Петербург и похоронено в церкви Святого Духа Александро-Невской лавры.

Мария Тоболова

19 марта 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 238 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ЛИТЕРАТУРА

  • А.А. Васильчиков. Семейство Разумовских. СПб., 1894. Т. I.
  • Русские портреты ХУ111 – Х1Х столетий. Изд. Великого князя Николая Михайловича. СПб. 1906. Т. У. Вып.11. № 124.
  • Неизданный рукописный словарь А. Казадаева.
  • Камер-курьерский журнал 1746 года.
  • Русская старина. Т. 11. С. 490.

[1] А.А. Васильчиков. Семейство Разумовских. СПб., 1894. Т. 1.

[2] Русские портреты XVIII – XIX столетий. Т. 5. Вып. 3. № 124.

[3] Васильчиков А.А. Указ. соч. Т. 5. СПб. 1894.

[4] Архив князя Куракина. Саратов. 1898. Т. 7. С. 179.

[5] Иванов А.А. Дома и люди. Из истории петербургских особняков. СПб., 1997. С. 98.

[6] Наталья Кирилловна Загряжская – очень интересная историческая фигура. Первенец в семье Кирилла Григорьевича и его супруги, она родилась далеко не красавицей и к тому же горбатой. Из-за горба она не могла иметь детей. Обладая живым и оригинальным умом и редкими способностями, она пользовалась в обществе заслуженным авторитетом. В 25 лет Наталья вышла замуж за Николая Александровича Загряжского, с которым прожила 30 лет. Затем Загряжские разъехались, но при этом остались друзьями. Муж Натальи Кирилловны приходился родственником Наталье Гончаровой, супруге поэта А.С. Пушкина, который часто бывал в доме Загряжских. Литературоведы считают, что именно ее Пушкин изобразил в повести «Пиковая дама» в образе старухи-графини. Воспитанница пушкинской старухи, Лизонька, очень страдала от жизни в доме капризной, своенравной и требовательной старухи. Видимо, так же страдала и Мария Васильчикова-Кочубей, разлученная в раннем детстве с родной матерью. Умерла Наталья Кирилловна Загряжская в 1837-м году, в возрасте 89 лет.

[7] Письма Марты Вильмот // Дашкова Е.Р. Записки. Письма сестёр М. и К. Вильмот из России. – М., 1987. – С.314.

[8] Современный адрес монастыря: Калуга, Монастырский пер., 1.

[9] Письмо шестое почивающего в Бозе преосвященного Филарета, Митрополита Киевского, к монахине Калужского монастыря // Полтавские епархиальные ведомости. Неофиц. часть. 1865. № 11. С. 370.

Смотри также
Княгиня Мария Константиновна Трубецкая Княгиня Мария Константиновна Трубецкая
Мария Тоболова
Княгиня Мария Константиновна Трубецкая Княгиня Мария Константиновна Трубецкая (1881–1943)
Мария Тоболова
По инициативе Марии Трубецкой был организован загородный эпидемиологический госпиталь, в который обращались за помощью и бесплатными лекарствами жители окрестных деревень.
Анна Танеева (Вырубова) – мон. Мария (1884–1964) Анна Танеева (Вырубова) – мон. Мария (1884–1964)
Мария Тоболова
Анна Танеева (Вырубова) – мон. Мария (1884–1964) Анна Александровна Танеева (Вырубова) – монахиня Мария (1884–1964)
Мария Тоболова
Монахиня Мария провела в уединении почти половину жизни – 44 года –и окончила свои дни в служении Богу в ангельском, монашеском чине.
Богатство во спасение: благотворительница графиня Орлова-Чесменская Богатство во спасение: благотворительница графиня Орлова-Чесменская
Мария Тоболова
Богатство во спасение: благотворительница графиня Орлова-Чесменская Богатство во спасение: благотворительница графиня Орлова-Чесменская (1785–1848)
Мария Тоболова
Наследовав несметные богатства в виде дворцов, земель, конных заводов и денежного капитала, она решила потратить деньги на монастыри и храмы – в Бога богатеть.
Комментарии
Тамара 20 марта 2025, 16:00
Царствие Небесное всем поминаемым в этом рассказе !! Спасибо,Мария , что пишете и освежает нам всем историческую память!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новые материалы

Выбор читателей

×