Искушение ненавистью

Кадр из фильма Тихий Дон (2015) Кадр из фильма Тихий Дон (2015)

Колы прапор в'эться, про голову нэйдэться[1]
Украинская пословица

Каждый целит метко, карает сам,
Каждый – сабля, меч, ятаган, стилет.
Справедливость – тут, справедливость – там,
От нее спасения больше нет.
И чужим мечом каждый сам пронзен.
Имя этому, дети, – Армагеддон.
Далия Трускиновская

События последних лет, начиная с 2014 года, с трагедии на Украине, и до ковид-истерии и беспорядков в Белоруссии, обнаружили болевую точку постсоветского общества. Оказалось, что самое неодолимое искушение для него, и даже для верующей его части, – не потребление, в котором принято видеть корень всех зол, а ненависть. Легитимация ненависти, агрессии: «Бей, ты прав!»

В человеке очень много агрессии, она ищет выхода и стремится себя оправдать. Избить неприятного соседа или задавить его машиной – это статья, да и окружающие не поймут. А вот если на соседе милицейская форма, а вы пришли на митинг – совсем другое дело, бить и давить вроде бы уже и можно. И призывать в Инстаграме к расправе над нелюбимым начальником никому и в голову не придет, а адреса и персональные данные сотрудников силовых структур (и членов их семей!) там публикуют, именно с этой целью.

В 1990-е я была юной студенткой, но, в отличие от большинства моих ровесников, не скакала по митингам и баррикадам. А тем, кто пытался меня на баррикады заманить, отвечала, что слишком хорошо знакома с литературной классикой – например, с «Тихим Доном». Там на каждой странице – убийства пленных, казни заложников, расправы над гражданским населением, как со стороны красных, так и со стороны белых. Главный герой, заблудившийся в революционном хаосе казак Григорий Мелехов, то спасает заложников, то оплакивает расстрелянного красными любимого брата, то безуспешно вступается за пленного есаула Чернецова, то уже сам рубит шашкой пленных матросов – и тут же рыдает, полный отвращения к тому, что сделал. Читаешь, и оторопь берет: вроде бы противники исповедуют противоположные убеждения, стремятся к разным целям, а действуют совершенно одинаково!..

«Тихий Дон» стал для меня прививкой от лозунга «Бей, ты прав»

«Тихий Дон» стал для меня прививкой от лозунга «Бей, ты прав». Я поняла то, в чем впоследствии многократно убеждалась: искушение правом ненавидеть кого-то разрушительно для человека. Ненависть – это не чувство, не эмоция; ненависть – особое поврежденное состояние совести, позволяющее человеку дегуманизировать других людей – и поступать с ними соответственно.

Позвольте еще одну отсылку к литературной классике: «Отверженным» Гюго. Жан Вальжан заплатил 19-ю годами каторги за кражу хлеба – конечно, у него есть все основания ненавидеть общество, но это так повреждает его совесть, что он становится способным заплатить злом за добро (обокрасть человека, оказавшего ему гостеприимство). Вот что такое ненависть, а начинается она всегда с праведного гнева.

Это не вопрос правоты, вот в чем суть. Мы действительно можем быть правы, но стоит дать волю гневу – он как-то нечувствительно превращается в злобу, а злоба – в ненависть. Я хорошо помню (и вряд ли забуду) 2014-й год, одесский пожар: люди, которые были моими добрыми знакомыми и казались интеллигентными и милыми, впали в какое-то буйное нравственное помешательство, в беснование, по-другому не скажешь. Они твердили слова «ватник», «колорад», оскорбительные в первую очередь для того, кто их произносит; они непристойно ликовали по поводу смертей своих соотечественников, они строчили разжигающие ненависть посты в соцсетях. И думали, что с ними все в порядке.

Таково действие ненависти на человеческую душу: она пьянит

Наивно думать, что мы-то не такие, уж мы-то такого себе никогда… Когда. Потому что таково действие ненависти на человеческую душу: она пьянит. И потому, что все попытки людей добиться справедливости только умножают зло в мире: все революционеры жаждут справедливости, и все они вначале – романтичные пассионарии, полные возвышенных идей, а в итоге – убийцы. Такая она, наша человеческая справедливость – подслеповатая, густо приправленная мстительностью; такая наша мораль – немилосердная, лицемерная, с двойными стандартами и претензией на то, что мы «несмь, якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11).

«Возьмем в пример зла человеческую жестокость, насилие. Человеческая жестокость всегда врезается раной в человеческую душу или человеческую плоть. Это – место встречи зла и добра или невинности... Может создаться ситуация ненависти. Жертва может обернуться к мучителю с ненавистью и постараться превратить в жертву его, или свести всю ситуацию к соревнованию ненависти... Но это ничего не решает ни в отношении зла, ни в отношении страдания, потому что, если перевернуть ситуацию, если жертва станет мучителем, агрессором, зло просто удвоится...»[2].

Владыка Антоний Сурожский делает вывод, что невинно пострадать – значит получить право и возможность великодушно заступиться за обидчика перед Богом. И это не наивные маниловские мечтания, а опыт человека, прошедшего Вторую мировую войну в качестве военного врача и участника французского Сопротивления. Будущему митрополиту приходилось облегчать предсмертные муки раненых гитлеровских солдат, которые были его противниками. Он следовал не узкой человеческой морали, а сверхэтике христианства – это единственное оружие, которым одерживаются духовные победы.

Жажда справедливости ведет в тупик бесплодного «соревнования ненависти», но Господь указал нам выход из тупика

Григорий Мелехов в финале романа бросает винтовку в Дон. Он преодолел искушение ненависти, несмотря на расстрел брата, гибель любимой женщины, преследование со стороны бывшего друга, ставшего фанатичным большевиком.

Мне неинтересно, что там выкрикивает капсклоком очередной диванный трибун. Мне интересно, что говорит Евангелие. Жажда справедливости ведет в тупик бесплодного и разрушительного «соревнования ненависти», но Господь указал нам выход из тупика.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 43–44).

Елена Цыганова

24 августа 2020 г.

[1] Когда знамя развевается, на голову не надейся.

[2] Антоний Сурожский. Перед лицом страдания.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пожалей – и не осудишь Пожалей – и не осудишь
Игумен Нектарий (Морозов)
Пожалей – и не осудишь Пожалей – и не осудишь
О взаимоотношениях с «тяжелыми» людьми
Игумен Нектарий (Морозов)
Что делать, если кто-то нас ненавидит? Как вести себя с теми, кто старается нам навредить? И когда нам во благо ненависть и клевета?
Выключаем телевизор — включаем голову и сердце Выключаем телевизор — включаем голову и сердце
Прот. Алексий Сорокин
Выключаем телевизор — включаем голову и сердце Выключаем телевизор — включаем голову и сердце
Протоиерей Алексий Сорокин
Как не подпасть под влияние СМИ? Рецепт простой: выключаем телевизор — включаем голову и сердце, открываем Библию и молитвослов.
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. И это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще.
Комментарии
Денис 2 сентября 2020, 15:50
Руслан, Российская Империя в 1916 году была одним из столпов Антанты. СССР перед крахом вовсе был сверхдержавой. Революции (контрреволюции) устраивают, когда верхи не могут жить по-старому, а низы не хотят. Так в США Трамп не может навести порядок, а чёрные бунтовщики и молодые анархисты униматься не хотят.
Денис 2 сентября 2020, 15:44
Руслан, если под революцией понимать насильственную смену общественной формации на более прогрессивную, то она в США маловероятна в ближайшей перспективе. Хотя социализм и даже коммунизм (в форме троцкизма) всё популярнее среди американской молодёжи. Под Майданом в США имею ввиду смену одной капиталистической группировки у власти на другую капиталистическую группировку по хорошо знакомому вам украинскому сценарию первого, второго майданов. "Fox News: Клинтон посоветовала Байдену «ни при каких обстоятельствах» не признавать поражение на выборах" Оригинал новости ИноТВ: https://russian.rt.com/inotv/2020-08-26/Fox-News-Klinton-posovetovala-Bajdenu
рб. МАРИНА 2 сентября 2020, 07:55
ЛЮБАЯ ВОЙНА ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ ЭТО КРАХ ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА! ЖИЗНЬ ПРОСТО РАЗДЕЛИТСЯ НА "ДО" И "ПОСЛЕ"...... ПРИВИВКОЙ ОТ НЕНАВИСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ ! ОПОМНИТЕСЬ ПРАВОСЛАВНЫЕ !!!!! ХРАНИ НАС ГОСПОДЬ МИЛОСТИВЫЙ !!!
Руслан, Украина 1 сентября 2020, 21:27
Денис, я читал, что пишут украинцы и россияне живущие в США. Вероятность революций гораздо выше в наших странах, чем в США. Просто потому, что у американцев высокий уровень жизни и им есть что терять. В наших странах проблем несравнимо больше. Многие живут за чертой бедности без шансов вылезти из неё. В Америке ничего страшного не случится.
Денис 1 сентября 2020, 19:04
Руслан, сам президент США уже вторит сулящим Америке тяжкие испытания "ДОНАЛЬД ТРАМП: Байден никого не успокоит. Они возьмут верх. Они победят. Если Байден станет президентом, они победят. Он слабый человек. Им управляют, как марионеткой. Так что речь будет идти не об «урегулировании ситуации», а о том, что они победят, захватят ваши города. Это революция, понимаете? Революция". Оригинал новости ИноТВ: https://russian.rt.com/inotv/2020-09-01/Tramp-esli-Bajdena-viberut-prezidentom Так к чему верить в американскую мечту, в вечное процветание Запада? Если уж мечтать, то об истинном, небесном Рае!
Руслан, Украина 1 сентября 2020, 17:37
Светлана, РБ, согласен с вами.
Руслан, Украина 1 сентября 2020, 17:37
Катерина, спасибо, надеюсь, получится.
Руслан, Украина 1 сентября 2020, 17:36
Денис, извините, но хватит этих сказок. Не будет ни какой гражданской войны в США. Все это сказки. Я Интернетом активно начал пользоваться около 10 лет назад. Каждый раз в РФ или у нас выходили статьи о том, как США рухнет и развалится. Как им придёт конец. Дед мой говорит, что ещё в годы его молодости Америке предрекали скорый крах. А по факту они живут и процветают. И через 30 лет наши люди выживая будут писать, что Америка скоро рухнет, нужно немного потерпеть, затянуть потуже пояса и т.д. Такая пропаганда уже не работает.
Денис 1 сентября 2020, 13:51
Руслан, в США во время коронокризиса гос. долг вырос на десятки процентов ВВП. Большую часть денег, конечно, раздали капиталистам, но и народу перепало изрядное количество свежеотпечатанных баксов. Толку то? Америка на грани гражданской войны!
Светлана, РБ 1 сентября 2020, 11:11
"Руслан, Украина31 августа 2020, 23:27" Да, я поняла вашу мысль. Но мы, простые люди, не можем повлиять на власть имущих.
Руслан, Украина31 августа 2020, 23:27
Светлана, РБ, я с вами согласен. Я просто хотел сказать, что да, православные, конечно, убивать кого-то или преследовать власть не будут, а вот значительная часть населения от отчаяния и беззакония вполне может начать творить подобное. Это как когда у нас сильно упал уровень жизни, так сразу сильно выросла преступность. Ясное дело, что верующик человек не сделает такого. Но я считаю, что нужно иметь хороший уровень жизни, и тогда вероятность, что люди будут идти на преступления будет меньше. Многие люди не совершают преступления просто потому, что боятся наказания (земного) или нет возможности. Это печально, но факт. Надеюсь, вы поймёте, что я хотел сказать.
Руслан, Украина31 августа 2020, 22:17
Денис, и до него я понимал, что придётся уезжать, если не устроюсь по своему направлению. И в те времена очень много наших граждан уже работали заграницей.
Катерина 31 августа 2020, 20:47
Руслан, Украина31 августа 2020, 11:56 -- в советское время была пословица "курица - не ртица, Болгария - не заграница", а Польша - не Запад. Постарайтесь всё же найти работу не в Польше или других страна б. Восточного блока (они слишком склонны перебегать из одного лагеря в другой). Постарайтесь найти работу в солидной западно-европейской компании. Чтоб не повторять вслед за Вашими соотечественниками мифологические истории о мега-уровне жизни, а составить самому свое мнение. Даже если Вы недолго там продержитесь - это тоже драгоценный опыт. Искренне желаю Вам преуспеть в Ваших начинаниях.
Руслан, Украина31 августа 2020, 20:31
Денис, в 2017 Украине коэффициент Джини – самый низкий в Европе. Т.е. в Украине самый низкий разрыв в Европе был в 2017 году? Этот рейтинг реальность не отображает. Во всяком случае в нашей стране точно.
Денис31 августа 2020, 19:24
Руслан, вряд ли руководство Всемирного Банка со штаб-квартирой в столице США можно заподозрить в большой любви к Батьке, но в Белоруссии коэффициент Джини (статистический показатель степени расслоения общества) в 2018 году один из самых низких в мире.
Светлана, РБ31 августа 2020, 17:32
(Денис 30 августа 2020, 17:16) Всё верно. (Natalie 30 августа 2020, 23:01) спасибо за поддержку.
Денис31 августа 2020, 17:28
Руслан, вы сами много раз в комментариях на Православие.Ru писали о своём желании уехать с Украины и речь отнюдь не о туристической поездке. Значит лично вам после победы западников стало невыносимо жить на Родине. Так зачем мне писать в стиле "ах, какой этот редиска Янукович"? Как будто бы я его ангелом во-плоти пытаюсь выставить. Главное, что сменщики хуже, а значит смена - это ошибка, тем более смена насильственным, беззаконным путём, приведшая к полуразвалу страны с многими тысячами убитых на Донбассе и миллионы беженцев.
Светлана, РБ31 августа 2020, 15:56
Руслан, Украина31 августа 2020, 11:48 Православная церковь осуждает любого виды революции. "Зуб за зуб. Око за око" - это из ветхозаветной истории. Во время войны можно только защищать страну, родных, но ни как не нападать. Желать смерти - это грех. Мы на православном сайте. Не обижайтесь. Ниже я высказала свою точку зрения, но ни как не желаю, чтоб в моей стране была революция или, не дай Бог, гражданская война. У нас верующих призывают молиться но не воевать.
Руслан, Украина31 августа 2020, 11:56
Светлана, РБ, разница между Сталиным и нынешними политиками колоссальная. Сыновья Сталина, Микояна воевали и погибали в ВОВ. Заграницей они не жили. В постсоветских странов у большинства чиновников часто дети граждане западных стран, у них там недвижимость, они там живут, работают, ведут бизнес, учатся. Зато нашим народам вечно рассказывают про ужасный Запад. Я даже заметил, что либералы хвалят Запад, мечтают там жить, а наши политики-традиционалисты критикуют и говорят, что там враги и общество морально прогнило, но сами часто имеют там недвижимость и их родня там живёт. Это самое настоящее лицемерие.
Руслан, Украина31 августа 2020, 11:53
Денис, в Беларуси нет соц.расслоения, как в Польше? У меня все знакомые из Европы говорят, что такого сильного расслоения как в странах СНГ в Евросоюзе нету. И я понять вас не могу. То вы оправдываете Януковича, то хвалите Лукашенко, что у него нет большого разрыва, заводы работают и т.д. При том, при Януковиче разрыв был просто огромным, шел дербан предприятий, коррупция зашкаливала, честного правосудия не было и близко. И все тут говорили, что в огромном разрыве между бедными и богатыми (причём у нас в большинстве это люди, которые поднялись на серых схемах и т.д.) в Украине при Януковиче нет ничего страшного, люди должны терпеть мол. И в Польше на заработках не мало беларусов.
Руслан, Украина31 августа 2020, 11:48
Денис, при Януковиче отпускали насильников, убийц, коррупционеров. Было очень много резонансных дел, я их хорошо помню. И пока народ не стал штурмовать отделение милиции, выходить на митинги, то виновные гуляли на свободе. Это нормально? Я не знал ни одного человека, кто у нас верил бы в честное правосудие тогда. Если власть не хочет наказывать преступников, то родные и близкие жертв или самосуд устроят или в конечном итоге власть снесут.
Вячеслав31 августа 2020, 08:45
Екатерина30 августа 2020, 00:52 Непонятно так же зачем на "мирный протест" брать детей? Это либо глупость, либо провокация, я вот мол такая мирная м ребенком стою, меня не тронут. Ребенок тут при чем? Хочешь протестовать неизвестно против чего иди сама, а ребенка в кружок судомодельный или в выпиливание лобзиком или в макраме, чтобы потом когда из за этих протестов жизнь ухудшилась ребенок что-то делать умел, а не как мать с плакатом ходить . Нету такого понятия сейчас "мирный протест", это для слабых умом. Сначала мирный потом немирный, а потом людей жгут в здании профсоюзов. А то что не зарегистрировали смерть ОМОНОВЦА, так и такое может быть, потом, если "мирные протесты" не разогнать/
Светлана, РБ30 августа 2020, 23:09
(Катерина 30 августа 2020, 10:34) Они прекрываются детьми и женщинами((.
Natalie30 августа 2020, 23:01
Согласна со Светланой РБ. Божией помощи Вам и всем, кто хочет мира! Не дай Бог второго Майдана!
Андрей30 августа 2020, 18:17
Если в обществе набирается критическая масса хотя бы и не после слишком долгих раздумий, но всё же осознано выбравших зло в той или иной форме, то гражданской войны не избежать. Кто то скажет, что доброму человеку можно и потерпеть ради блаженной вечности, да силы человеческие ограничены. Вот где проявляется обратная сторона широты русской души - пока беду можно пресечь на ранней стадии мы всё жалеем глупеньких, бедных и несчастных злодейчиков. Дескать ну всё равно же люди, вот перебесятся и всё будет хорошо. Как будто не знаем, что дурной пример заразителен, а безнаказанность рождает беззаконие. Старая история, да всё по кругу идём, наверно и впрямь слишком много сами о себе думаем.
Денис30 августа 2020, 17:16
Светлана, согласен. Некоторые вот ставят в пример Польшу, дескать там среднедушевой ВВП выше, чем в Белоруссии, но у кого он выше? Так в социалистической Белоруссии нет того социального расслоения, что есть в капиталистической Польше. Главное же с конца девяностых рождаемость в Польше менее полутора детей на женщину. Какое будущее у страны с такой рождаемостью? Вам охота за свой счёт содержать польских стариков вместо своих родителей, своих детей?!
Светлана, РБ30 августа 2020, 11:20
Извините за нетерпимость. Я думаю, многие белорусы запутались. Но уже и многие приходят в себя. Я про обычных белорусов - националисты, к сожалению, в себя не придут никогда.
Павел30 августа 2020, 10:59
"Ненависть всегда начинается с праведного гнева". А с чего начинается праведный гнев? С того, что негодяй, причинивший тебе зло, сломавший твою жизнь, остается безнаказанным. Более того, преуспевает в жизни. И к человеку постепенно приходит понимание того, что никто, ни Бог, ни царь и не герой, ему не помогут. Никому он не нужен. Праведный труд не вознаграждается, беззаконие не наказывается. И приходит ненависть.
Катерина 30 августа 2020, 10:34
Ни одна нормальная вменяемая мать не потащит своих детей, хрупких, легко ранимых, не окрепших еще душевно и телесно, с собой на митинг, в разношерстную толпу непонятно кого, оставит их дома и пойдет одна.
Светлана, РБ30 августа 2020, 10:24
Продолжение. И ещё советую своим знакомым посмотреть в данной ситуации современный фильм "Мы из будущего". Там очень хорошо показана суть происходящего сейчас в Беларуси.
Светлана, РБ30 августа 2020, 10:10
Продолжение. Моя дочка говорит, посмотрев трогательный клип на фильм о Брестской крепости: "Мама, они что? Зря умерли?" И мой дедушка двоюродный (брат бабушки), погиб зря в Чехословакии? Мне больно, я плачу каждый день. И да, (Екатерина30 августа 2020, 01:01). Я всё видела и слышала из своего окна в те дни, когда нам отключили интернет, как оппозиция устроили бойню ночью на улицах с ОМОНом. Мы все тогда не спали. Беларусь такого не видела со времён войны. И когда я понимала, что это не фейерверки в честь 9 мая, а фейерверки запущенные в омоновцев. В то время, когда мой племянник служит в армии и я знаю, что и в него могут так-же пулять фейерверками. Извините - это не мирная акция...
Светлана, РБ30 августа 2020, 09:58
А я солидарна с Томарой 25 августа, 2020 года. (Екатерина30 августа 2020, 01:01, в ваших славах так-же нет терпимости). И у меня, к сожалению, нет терпимости. Очень трудно смотреть, на то, как мои знакомые, друзья, кумовья - те, с кем ты сидел за одним столом, ездил на природу на шашлыки и т.д. - предают родину ради мнимых жизненных улучшений. Но я знаю, что они просто не разобрались в происходящем, запутались и скоро одумаются. Я в таком случае говорю: Я не фанатка Лукашенко, но почему во времена Сталина (сколько людей его ненавидели), не сдали страну Западу - а вы вот так - нате берите - на блюлечке с золотой коёмочкой. История повторяется.
Екатерина30 августа 2020, 01:01
Да уж, ненависть легко разжечь...Тамаре (Тамара25 августа 2020, 20:31) хотелось бы пожелать остановиться и не разжигать негативные эмоции. Риторика в вашем комментарии с одними восклицательно-вопросительными знаками и оскорблениями в адрес того, с чьим мнением вы не согласны, или обвинением в фашизме и продажности - это риторика ненависти. Посмотрите, сколько в вашем комментарии нетерпимости и агрессии. Мой комментарий по поводу статьи касался исключительно односторонности излагаемого, отсутствия объективности, так что вдумчиво читайте, прежде чем обвинять в глупости, и никого не судите. Бог вам в помощь!
Екатерина30 августа 2020, 00:52
Вячеслав25 августа 2020, 20:27 Полностью согласны с тем, что в Беларуси сейчас смыкаются разные интересы, поэтому и написала, что автору следовало бы быть объективным. Насчёт того, что нормальная мать не приведёт своего ребёнка туда, где льётся кровь - тоже полностью согласна, только дело в том, что первые протесты (в том числе с детьми) после выборов в Беларусь были мирными, те самые матери с детьми даже не предполагали, что митинг закончится кровопролитием и избиением. И, если быть честными, официально не зафиксировано ни одного случая смерти представителя ОМОНА (и слава Богу!) и ни одного «раздавливания» их автомобилями. Правда всегда лежит по двум сторонам, об этом и был комментарий
Марина 29 августа 2020, 17:37
Спасибо Вам, Михаил Чернушенко, за упоминание статьи «И будет Голгофа, и будет Фавор» - как всё объясняется, происходящее в мире с человечеством и с отдельной личностью! Такими людьми, как архимандрит Алексий ещё держится наша Земля
Денис29 августа 2020, 16:26
Руслан, разве я утверждаю, что при безгрешном Януковиче на Украине был рай земной? Нет, но гос. гонения на православие отсутствовали. Следовательно с высокой вероятностью в случае победы белорусского майдана православие в Белоруссии постигнет та же судьба. В целом же давно замечаю, что в политику многие переносят из религии бинарный подход выбора между Богом и Сатаной. Хотя реально зачастую приходится выбирать между плохим и худшим. В частности, если кто-то твердит, что "кто угодно лучше Януковича, Путина, Трампа...", то почти наверняка он реально за худшего. Ибо будь у него хорошая альтернатива хотя бы в его глазах, то этого конкретного человека бы и расхваливал.
григорий29 августа 2020, 14:19
Хорошая статья, очень хорошая. всё чётко и по делу. И пример с "Тихим Доном" правильный. Беда в том что всевозможные активисты-протестующие (порою ещё и в силу юношеского максимализма и отсутствия житейского опыта)слышат только себя ( точнее - ведущих их волков в овечьих шкурах). Ненависть страшна своей спиралью, когда обиды "нашим" считаются и взывают к мести, а сотворённое "чужим" зло просто не замечается. Так начинались все братоубийственные гражданские войны... Очень бы хотелось чтобы люди вспомнили и образ литературного героя Григория Мелихова, и вспомнили чему учит в Евангелиии их сам Господь... И не поддавались за соблазн и не впадали в омут ненависти.
НН29 августа 2020, 13:26
Михаил Чернушенко29 августа 2020, 07:55, А что мы можем сказать по поводу слов, мыслей, размышлений владыки Алексия?! Я - только одно: Дорогой Владыка, как же Вас не хватает! Пожалуйста, помолитесь Богу обо мне и всех моих близких... Любовь, которую имел Владыка и безоглядно дарил всем, навсегда с нами, её забыть нельзя. Но не все люди могли её принять и вынести, не позволял их духовный уровень. И люди уходили от Любви! Ненависть - это просто, а Любовь - непосильный труд, надо любить - и всё. Как Владыка.
Михаил Чернушенко29 августа 2020, 07:55
На этом же сайте на несколько позиций дальше размещён материал "И будет Голгофа, и будет Фавор", размышления архиепископа Алексия (Фролова). Там даны все ответы. Правда, комментариев прислано гораздо меньше, чем здесь про ненависть. А там говорится про любовь...
Андрей28 августа 2020, 22:19
Евгения 28 августа 2020, 12:43, тут идёт обсуждение спорной публикации о искушении ненавистью, а общая постановка требует большего уровня компетенции в вопросах духовной жизни. Впрочем, про корни проблемы, методы реализации злых замыслов и последствия для обольщённых народов уже говорилось ниже. Если спрашиваете моего мнения по поводу того, что сейчас делать гражданам Белоруссии, то отвечу так: по крайней мере не забывайте, что западные сладости покупаются страшною ценою гибели души. Любителям же перенаправлять энергию противника в нужное нам русло скажу: аккуратнее бы надо быть при выборе образных описаний, так как между нежизнеспособным айкидо и подлинной наукой побеждать пролегает бездна.
Светлана, РБ28 августа 2020, 22:16
У нас есть деревня, где никто уже не живёт. Моя семья и ещё некоторые бывшие односельчане приезжают туда, как на дачу для отдыха или занимаются огородом. В один день позвонила моей маме знакомая из деревни, которая проводила там время всё лето, будучи уже на пенсии. Испуганным голосом она кричит в трубку моей маме: - Война! - Где война? - спрашивает мама. - В деревне война. Ленка с Надькою воюют (соседние дворы друг против друга). Одна за бело-красных, вторая за зелёно-красных... Не знаю, что делать, побегу разнимать, а то подерутся... Мы все попадали от смеха. Моя дочка говорит мне: Мама, а ты хотела в деревню съездить, чтоб отвлечься от всего этого кошмара.
Евгения28 августа 2020, 20:42
НН:"А кому-то интересны мнение и судьба граждан?" НН, Вы как будто бы всё забыли! Как управляли мнением граждан и незаметно для них меняли их судьбу. На референдуме 17.03.1991 люди проголосовали за сохранение Советского Союза и введение поста президента РСФСР. И эти два решения не казались голосовавшим взаимоисключающими!!! Что тут сказать? Не хочу смешить собеседников, но, как мне кажется, уповать можно только на патриотизм лидера и благоприятную международную обстановку. А мнение людей, если оно вообще потребуется, сформируют в нужном направлении. К слову: Беларусь считается страной с очень неплохой социальной защищенностью граждан. Так что сидите дома, и ваш социальный пакет не ухудшится.
Руслан, Украина28 августа 2020, 20:03
Денис, я понять не могу, почему сторонники антимайдана это исключительно правильный выбор с точки зрения Православия? Майдан начался с событий во Врадиевке, где местные милицейские чины годами насиловали убивали девушек. А другие покрывали это. И как православный человек должен реагировать на такое? Т.е. власти, их приближённые и те, у кого связи и деньги должны годами творить беспредел, а православный должны их терпеть и на антимайдане защищать их и систему?
Денис28 августа 2020, 16:00
Евгения, зло существует потому, что хорошие люди бездействуют. Так на Украине майдан победил, а православие стало гонимым потому, что слишком многие православные поддались страху, лени... вместо того, чтобы принять активное участие в антимайдане. Пишу на заметку православным белорусам.
НН28 августа 2020, 15:02
Евгения28 августа 2020, 12:43, А кому-то интересны мнение и судьба граждан Белоруссии? Устраивая беспорядки и толкая страну на путь Украины, "решальщики" только и знают, что заботятся о благополучии рабочих и крестьян, инженеров, врачей и учителей... Нам очень важно, с ненавистью или без неё, наши "партнёры" хотят уничтожить очередную намеченную ими жертву, перед тем, как без ненависти, с любовью, они уже без оглядки набросятся на Россию? Или это неважно, главное, чтоб без гнева и ненависти, хоть и несправедливо?
Евгения28 августа 2020, 12:43
Андрей: "Стало быть свобода человека как гражданина определяется исключительно правильностью выбора между добром и злом. Выбравшим злое никогда не избежать рабства". Вот если вычеркнуть "как гражданина", то это будет верное утверждение (т.е. рассуждение про добро, зло и рабство как причины и следствия в частной жизни). А гражданам Беларуси надо сидеть по домам, потому что судьба государства решается не на улице, не на баррикадах, а по телефону или в другом подобном формате. И судьба, скорее всего, уже решена. Андрей, искусство войны давно уже выработало для войн новые формы, отличные от древности.
Андрей28 августа 2020, 05:56
Удивительно дело - люди не хотят узнавать в происходящем ныне с нами ровного того, что писали древний китаец Сунь Цзы, автор мифа об арогонавтах и многие другие в разных народах. Это искусство войны, только вместо галер сейчас авианосцы и подводные лодки, колесницы сделались танками, чудовищные птицы из углепластика, а стрелы вполне могут облететь вокруг планеты Земля. Прежней осталась суть: раньше чем приходить добивать уцелевших в междоусобице завоеватель способствует распространению всяких пороков в стране-цели грядущей агрессии. Стало быть свобода человека как гражданина определяется исключительно правильностью выбора между добром и злом. Выбравшим злое никогда не избежать рабства.
Руслан, Украина27 августа 2020, 11:54
Денис, возможно так и есть, хотя, мне знакомые белорусы говорили, что они не сильно лучше живут, чем Украина, которая сотрясаема вечными кризисами. А по поводу того, что в Беларуси, сравнений с Украиной не понимаю. До Януковича и при нём уже шёл дербан и распиливание заводов, чудовищная коррупция, огромнейшее соц.неравенство, крах и коммерциализация медицины. Я сомневаюсь, что что-то подобное допустил Лукашенко у себя.
Катерина26 августа 2020, 17:22
Вячеслав26 августа 2020, 11:11 -- Если только жажда справедливости для не себя не соединяется со страстностью в этой жажде. свт. Григорий Двоеслов: "…Сказавший: ”иссохло от гнева око мое” (Пс. 6:8. В Синодальном переводе “иссохло от печали око мое”, что точнее передает оригинальное выражение), - гневался на грешников, но лишь спокойствие души позволяет греться в лучах премудрости; потому и печалился он, что его око иссохло от гнева. А коль он гневается от злых деяний, он останется потом смятенным и возмущенным и в помышлениях о высшем. И так получается, что гнев против греха праведен, но тем не менее вреден, ибо гневающийся берет на себя вину, нарушая покой своей души."
Антоний26 августа 2020, 15:05
"Жажда справедливости ведет в"... справедливое общество и государство, в котором Законопослушный Гражданин ликует и получает по заслугам, а преступник несёт неизбежное, суровое и справедливое наказание. Как поступать со злыми виноградарями - нам хорошо известно из уст Христа Спасителя. Зло не должно оставаться безнаказанным со стороны Государства, иначе оно будет лишь множиться. Поэтому чрезвычайно важной задачей является выстраивание справедливой и эффективной системы правосудия. Такой системы, в результате которой оступившийся на жизненном пути подросток получит шанс на реабилитацию, матёрый урка - чип для отслеживания каждого шага, а маньяки, убийцы, насильники и предатели Родины - петлю.
Денис26 августа 2020, 14:06
Руслан, если даже воспользоваться данными подконтрольных Западу ВМФ и "Всемирного Банка", то уровень жизни ( ВВП по ППС на душу населения) в России и Белоруссии в 2-3 раза выше, чем на Украине. Соответственно у большинства другое отношение к власти, в особенности среди лично помнящих Ельцина и Шушкевича для сравнения с Путиным и Лукашенко соответственно. Глупо ненавидеть их до того, чтобы желать смены на кого угодно!
Вячеслав26 августа 2020, 11:11
" Жажда справедливости ведет в тупик бесплодного и разрушительного «соревнования ненависти»" Думаю необязательно, если справедливости только для себя не желать.
Елена Киев26 августа 2020, 09:47
Коли прапор в’ється, про голову не йдеться . Когда равевается знамя, о разуме нет речи.
Андрей26 августа 2020, 09:13
Корень бед прост и стар не менее чем человеческий: люди делают свой выбор чаще в сторону зла, чем добра. Это просто проявление той самой, унаследованной от прародителей генетической болезни в конкретных этнографических и исторических условиях. Только и остаётся, что очередной раз предложить пересмотреть лекцию https://pravoslavie.ru/77180.html и один из практических примеров https://pravoslavie.ru/120864.html . Земная власть, даже в самых лучших своих проявлениях https://pravoslavie.ru/94993.html#comments , может удерживать общество в благом порядке только пока не потребуется ущемления человеческой свободы воли и разума. Не надо обольщаться, легко и быстро это путь не в сторону спасения.
Виктория26 августа 2020, 04:05
Разговоры о том, что Шолохов не автор"Тихого Дона" появились после развала СССР. То что Шолохову было лишь 22 года - это простите, не аргумент. То что произведение талантливое - это факт. Ни в коем случае не хочу никого обидеть - просто высказываю свое мнение.Было отрадно, что автор статьи привел в пример произведение "Тихий Дон".Академик Дмитрий Лихачев - все-таки фундаментальный ученый, но его исследования по поводу авторства Шолохова не читала. Так что не могу ничего сказать. Собственно говоря, я не филолог, а просто читательница.
Евгения25 августа 2020, 22:46
Для И. и Вячеслава. Я просто с использованием примера (Виктория очень кстати написала про Шолохова) хотела сказать, что деликатно не вмешиваться обычно бывает правильно, но и правде должно быть место. Иначе можно докатиться до круговой поруки во лжи. Ирина пишет, что хотелось бы знать правду. И мне хотелось бы: "Тихий Дон", Шекспир - это все-таки общечеловеческое наследие. Доказательства "за" и "против" авторства Шолохова сродни мнению об останках (прошу прощения, может быть, для некоторых уже - мощах) царской семьи: люди не принимают аргументов, хотят только подтверждений своим убеждениям. //
Руслан, Украина25 августа 2020, 22:06
Вячеслав, полностью согласен с вами. Люди почему-то не хотят думать о первопричине революций и т.д. И в РИ, всё закончилось революцией, когда народ был доведен до отчаяния и шансов мирно изменить ситуация было ноль. А по поводу того, что здесь пишут, мол смиряться надо, я уж не понимаю. Т.е. если власть откровенно грешит, грабит свой народ, узурпирует власть, люди с деньгами творят, что хотят и все суды их оправдают, то какое общество мечтают построить наши люди? В таком обществе тяжкие грехи будут нормой. Рядового украинца вообще не удивит, что какой то мажор кого то сбил насмерть и не понес наказания. Немца - да, удивит. Там законы нормально работают и такой тяжкий грех - не норма.
Руслан, Украина25 августа 2020, 22:02
Ну, ненависть присутствует. По поводу Украины до Майдана тут как раз вечно пишут, про то, что люди зажрались, виноваты либералы и т.д. Я так скажу. В Украине еще до майдана была чудовищная коррупция. Огромное кол-во людей сидят на серых схемах и откатах и живут богаче большинства европейцев. Другая часть населения - нищая, без шансов вырваться из нищеты, разрыв у нас гораздо больше, чем в Евросоюзе. И поверьте, все мои знакомые из зажиточных семей были почти поголовно за действующую власть.Тем, кому не хватало на продукты/лекарства, кто жил честно и бедно, не мог купить жильё, кто плакал, что не хватает денег - они были против власти. У кого не было перспектив в сословном обществе в Украине.
Тамара25 августа 2020, 20:31
Екатерина, а почему вы пишите только со своей колокольни!! А что делали эти бедные парни и девушки вечером 9 августа и на ночь 10 августа в проспекта Минска с булыжниками, арматурой, коктейлями Молотова, строили баррикады со скамеек??? Пиво пришли пить и танцевать!! О он наш предотвратил кровавый майдан!! Не вышло крови, решили продолжить по Венесуэльскому сценарию с цветочками и хождение под фашистскими флагами, так??! А сколько омоновцев сейчас лежит в госпиталя?? Не будьте так глупы.. Нашу Беларусь хотят раздербанить и разворовать!!! И нашлось очень много Иуд, которые за 30 серебренников продают свою Родину Беларусь!!! Поэтому, не надо разжигать ненависть, а пора остановиться!!
Вячеслав25 августа 2020, 20:27
"Екатерина 25 августа 2020, 01:52 Достаточно посмотреть на мирные протесты, на женщин с цветами и детьми и при случае узнать факты о зверствах и убийствах по отношению к задержанным и, может, это так же привести в качестве примера? " В Белорусси сейчас смыкаются интересы нескольких капиталистических государств, лакомый кусочек Белоруссия. В одном протесте стоят женщины с детьми (кстати, что за мать которая поведет ребенка в место где может пролиться кровь), через сто метров ОМОНОвцев давят машинами, через двести -кидают в них камни и коктели молотова, а через ещё сто снова милые женщины с цветами. Вот так современные перевороты делаются.
Вячеслав25 августа 2020, 20:19
Евгения25 августа 2020, 13:30 Я в своём роде немного математик-прикладник и доверяю всё же больше математической модели,над которой работает несколько грамотных специалистов, в ней учитывается больше факторов. Один человек, пусть он супергениальный писатель или супергениальный солженицын просто не сможет сделать это. Ну и честно говоря признание Шолохова мошенником и карьеристом было выгодно определенным антисоветским, а сейчас и антироссийским кругам. И поэтому хоть опровергнут все аргументы сторонников солженицина, эта тема будет снова тихонько продвигаться.
Андрей25 августа 2020, 19:02
Снова и снова кто-то пытается идти с распростёртыми объятиями прямо на обнажённое оружие. Видимо считает, что сотворит чудо либо получит мученический венец. Впрочем, ладно бы если только сам, а то и других с собою зовёт, да ещё как старается. А обольщаться то не надо ибо мало чего на свете хуже войны, да для её инициации достаточно волеизъявления всего одной из сторон. Не были правы ни красные, ни белые так как на радость всем старинным и новоявленным врагам втянулись в братоубийственную бойню. Понимали ли тогда столь простую вещь? Конечно понимали, но поделать ничего не могли. Это же хуже чем лавина в горах - спровоцировать можно даже криком, а если уж покатится так и целый город похоронит.
И.25 августа 2020, 18:53
"В человеке очень много агрессии, она ищет выхода и стремится себя оправдать". Позвольте не согласиться. Агрессия в человеке прямо пропорциональна его страхам, в том числе мнимым или искусственно насаждаемым, и является ответной реакцией несовершенной человеческой природы на них, когда другие способы защиты уже не работают. А уж если удается собрать "толпу", то и страхи и реакция каждого растут в геометрической прогрессии, подпитываясь от и подпитывая заложников ситуации. Плюс ложное чувство безопасности и безнаказанности в толпе. Этим манипуляторы и пользуются. "Не давайте повода, ищущим повода", не пугайте людей для управления ими и достижения корыстных целей.
И.25 августа 2020, 18:23
Евгения 25.08.2020,13:30 Математические модели субъективны, в данном случае разные модели доказали противоположные точки зрения, одни подтвердили авторство, другие нет. Создатели моделей также критикуют друг друга. Допустим, предположения удастся превратить в безоговорочные доказательства, что Шолохов не писал, а списывал. Суть описанных в "Тихом Доне" явлений и человеческих проявлений изменится от этого? Поверженных врагов любить легко - ничем не угрожают. Вот не поверженных совсем не хочется. "Жажда правды" тут в роли условия, дающего желанную отсрочку в выполнении заповеди. А Бог призывает всех к безусловной любви.
Денис25 августа 2020, 16:02
«Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа и бей врагов Отечества» - Митрополит Московский Филарет. Запад возник в результате раскола Христианского Мира. Соответственно ненависть западных еретиков к православию является исконной, естественной для них. Также и западная русофобия имеет многовековую историю, достаточно вспомнить защиту Руси войсками под предводительством святого князя Александра Невского от западных крестоносцев.
Евгения25 августа 2020, 13:30
НН, "серьёзные исследователи" используют математические модели. А модели, в свою очередь, погрешают субъективным ви́дением автора модели. Тогда как лингвисты и писатели исследуют текст как мастера слова; в подкрепление им их собственный талант. Критиками замечены и явные ляпы: в шолоховских рукописях, в целом написанных по современным правилам, остались следы старой орфографии: «следъ», «дедъ», «вахмистръ», «армія». Есть случаи ошибочного прочтения слов, записанных по старой орфографии, например, слово «сѣрая» («серая», 2-я буква — «ѣ», «ять») превратилось в «сырая» («ѣ» принята за «ы»).
Вячеслав25 августа 2020, 12:10
"Александр24 августа 2020, 13:20 И какой результат? Белые побиты, а красные поедают и уничтожают друг друга. И это только началось, а там какие чистки пойдут. Для нас все это должно отставить и помнить..." Результатом победы в гражданской войне было возрождение России не на принципах сословной монархии. Белых побили, их мечта о возвращении привилегий узкому кругу не сбылась. Ну а чистки, а они везде необходимы, потому как со временем к организации присасываются паразиты, которых просто необходимо отстранять. Статья то с одной стороны правильная, нельзя ближних ненавидеть, но когда начинают рассуждать о гражданской войне, то надо смотреть на её истоки и что к ней привело.
НН25 августа 2020, 11:26
Ирина: /Евгения, а можно ссылку на Лихачёва и Толстого?...Хотелось бы узнать правду./- Какую правду Вы знать хотите? Правду, которую знают все, кто всерьёз интересовался этим вопросом; или особо одарённых, которые историю учат по Солженицыну? Все серьёзные исследования подтвердили авторство Шолохова. Этот вопрос давным-давно закрыт. О статье. Она мне понравилась, но есть одно очень сомнительное утверждение:"Вот что такое ненависть, а начинается она всегда с праведного гнева". Если бы это было ВСЕГДА, то гнев не назывался бы праведным. И борьба за справедливость далеко не всегда заканчивается ненавистью. А то можно и изречение "От любви до ненависти один шаг" извратить. Обобщать не надо.
Евгения25 августа 2020, 11:08
Ирина, "Тихий Дон" - образец не только реализма, а и образец литературного творчества. Мало того: по мнению международных сообществ это главный роман века XX века. Вы пишете, для Толстого роман был образцом. Образцом, заметьте, был роман, а не Шолохов. / "Исследователи, которые сомневаются в авторстве Шолохова, указывают в своих рядах Лихачева и Толстого... без ссылок". Раньше не было принято документировать каждое выступление и быть в состоянии непрерывной фотосессии. И как можно было документировать свое сомнение, когда руководством СССР Шолохов был назначен "прапором" (вернее, одним из немногих "прапоров")? И с Нобелевской премией что тогда делать?!.../ Если найду статью Лихачева, напишу.
Ирина.25 августа 2020, 08:36
Уважаемая Елена, автор статьи, мне очень понравились Ваша статья, но хочу сказать, что цитата на украинском языке переведена неправильно. Дословный перевод звучит так: " Когда знамя развевается, о голове и речи быть не может". Т.е, если знамя зовёт к оружию, о сохранении своей жизни нужно забыть. Получается, что цитата совсем о другом говорит. С Уважением, Ирина.
Игорь Александрович25 августа 2020, 02:07
Сам Бог гневается и ненавидит, но не человека, а его нечистые производные. По образу Его и нам велено быть в стремление к подобию.
Екатерина 25 августа 2020, 01:52
Про ненависть согласна ... только аргументы автору не стоило приводить односторонние, в частности, касающиеся ситуации в Беларуси. Достаточно посмотреть на мирные протесты, на женщин с цветами и детьми и при случае узнать факты о зверствах и убийствах по отношению к задержанным и, может, это так же привести в качестве примера? А то получается, что слышали звон, да не знаем, где он ... Журналист должен быть объективным, не так ли? Удачи автору в дальнейших неодносторонних статьях
Николай25 августа 2020, 00:59
Спасибо! Хорошая статья. Пара ньюансов: "нэ йдэться" пишется раздельно. И у этой пословицы "Колы прапор в'эться, про голову нэ йдэться" может быть и другой смысл: Когда знамя развевается - о сохранении своей жизни речи не идет.
Марина24 августа 2020, 22:56
Елена, спасибо за статью! Согласна с Вами, искушение собственной правотой, "праведным" гневом, борьба со злом ненавистью и злобой- это то, как наша изломанная душа понимает борьбу со злом. Но как и любое искушение оно не всегда к погибели, и может быть честной встречей со своей больной душой, стать шансом выплавить злобу из сердца. Помоги нам всем Господь!
Ирина24 августа 2020, 22:30
Евгения, а можно ссылку на Лихачёва и Толстого? Мне в интернете нигде их работы по этому вопросу не встречались. Напротив, Толстой использовал "Тихий Дон" Шолохова как образец реализма при создании "Хождения по мукам". Но все исследователи, которые сомневаются в авторстве Шолохова, указывают в своих рядах Лихачева и Толстого. Кстати, тоже без ссылок, а то бы я к вам не обращалась. Хотелось бы узнать правду.
Всеволод Токарев24 августа 2020, 22:18
Извините пожалуйста, ненависть, если применяется по назначению - очень полезная, даже необходимая сила души. Нужно ненавидеть грех (собственный прежде всего); а Вы пишите так, будто ненависть бывает исключительно к человеку - что, конечно, губительно. Призываю к точности в формилировках.
Анна24 августа 2020, 17:10
Хорошая статья. Мне думается, что в нас осознанно, с помощью сми, культивируют эту ненависть, в том числе и к церкви.
Анна Шер24 августа 2020, 16:26
О да! Именно так, отличная статья. Ненависть всегда разрушительна. "Буйное нравственное помешательство" - очень точное определение. К сожалению, приходилось с этим сталкиваться, и не раз...
Александр24 августа 2020, 13:20
из книги "На высотах духа": Да знаете ли еще, Сергей Николаевич, к какому я пришел выводу из гражданской войны? Насилием ничего не сделаешь... Оно не вечно, и оно более развращает насильника, чем его жертву. В гражданскую войну обе стороны творили всякие зверства. И какой результат? Белые побиты, а красные поедают и уничтожают друг друга. И это только началось, а там какие чистки пойдут. Для нас все это должно отставить и помнить...
Евгения24 августа 2020, 12:04
Виктория, "Тихий Дон" написал не Шолохов. На основании текстологического анализа и других методов, в авторство Шолохова (а на момент печати 1 и 2 томов Михаилу Александровичу было лишь 22 года) не верил профессор Дмитрий Лихачёв, писатель Алексей Толстой и многие другие. Скажете, ненависть во мне говорит? Нет. С основным посылом статьи я согласна - ненависть, действительно, разрушает. Но и правде тоже должно быть место, как бы она ни была тяжела.
илия, холмск24 августа 2020, 11:18
Любовь - очень долгий труд. Вечный. Ненавидеть проще: ни для кого и ни кому и ни чего доброго делать не надо. Просто вытворяй справедливость для себя одного.
Владимир24 августа 2020, 09:27
Спасибо за статью. И осмелюсь поделиться одним простым, но действенным способом борьбы с ненавистью. Многие приёмы различных боевых искусств основаны на перенаправлении энергии супротивника в нужное нам русло. Вот и в духовной брани при вспышке худой ненависти вполне возможно успеть обратиться к Богу с краткой молитвой: "Господи, направь мою ненависть на мои грехи". Приём из арсенала "духовного айкидо". Работает только для грешников, осознающих себя таковыми. Благодарю за внимание.
Виктория24 августа 2020, 07:32
Да, Шолохов - великий писатель."Тихий Дон" - исключительное произведение.Классика в лучшем смысле этого слова.Но все беды наши от отсутствия любви. Ненависть - это результат отсутствия любви.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×