Храм Святителя Николая в Толмачах — уникальный образец соработничества Церкви и музеев. Пройдя долгий путь налаживания этих зачастую сложных и болезненных отношений, он стал первым в России храмом художественной галереи, объединив в себе молитву и бережное отношение к бесценному культурному наследию. Поэтому отмечаемое в эти дни 20‑летие его второго освящения стало большим культурным событием в жизни Русской Православной Церкви и Третьяковской галереи. О своем приходе, о многолетнем опыте служения рассказывает настоятель храма протоиерей Николай Соколов.
![]() |
— Начну с самого главного. Наш храм действительно уникальный. Сейчас это действующий, открытый для всех храм-музей. 20 лет назад я стал первым в России священником, получающим зарплату из госбюджета за свое служение, но, конечно, не как священник, а как заведующий отделом Третьяковской галереи.
Наш храм имеет статус двойного подчинения: будучи государственным музеем, он в духовном плане подчиняется Патриарху Московскому, а по светской линии — Министерству культуры. Он не принадлежит Церкви, это помещение музея, музейный зал. Поэтому мы каждую службу согласовываем с дирекцией музея, но нам никогда не препятствуют.
С восьми утра по музейному режиму храм открывается и, пока мало посетителей, в нем проходит богослужение, на которое прийти может любой желающий. Правда, следует учитывать, что проход у нас через пост полиции и рамку металлоискателя и подземный переход, к тому же верхнюю одежду придется оставить в гардеробе. А в 12 часов дня начинается экспозиция. Храм также открыт для всех, но войти в него можно уже только через музей, оплатив входной билет. В экспозиционное время нельзя зажигать свечи. К тому же у нас — специальное кондиционирование воздуха, за микроклиматом внутри храма постоянно следят датчики. Ведется видеонаблюдение. Нам дается два дня в году для ночных бдений — это Пасха Христова и Рождество. Староста прихода (сотрудник музея) договаривается о таком расписании с администрацией. Отмечу, что все работники храма также сотрудники музея.
— Когда было принято решение о восстановлении храма, он представлял собой депозитарий Третьяковской галереи. Хотелось бы сегодня вспомнить тех, кто принимал участие в его возрождении, и с чего всё началось.
![]() |
Наверное, я вас удивлю, но первое решение о восстановлении Никольского храм было принято еще в 1983 году. Конечно, тогда речь не шла о передаче его Церкви, планировали восстановить здание храма как памятника архитектуры (ему же более 300 лет), устроив в нем, как это было заведено в те годы, концертный зал. Одним из первых, кто понял необходимость возрождения храма в его первоначальном значении, стал тогдашний руководитель музея Юрий Константинович Королев. Он чувствовал, что храм должен стать неотъемлемой частью галереи не в качестве запасника или концертного зала, а тем местом, где должны находиться произведения древнерусской живописи — иконы.
В 1990 году православные сотрудники галереи решили возродить Толмачевский храм, образовав церковную общину. Святейший Патриарх Алексий II благословил это начинание. В 1992 году был утвержден Устав храма, определяющий его статус как домового храма Третьяковской галереи.
Устав предписывал, что членами "двадцатки" — инициативной группы прихода имели право быть только сотрудники галереи и еще несколько прихожан, которые помнили храм до закрытия. В их число были включены дети и внуки отца Ильи Четверухина. В ноябре 1992 года я был назначен настоятелем возвращенного храма. 25 декабря 1992 года между музеем и Московской Патриархией было подписано отдельное соглашение, оформленное как дополнение к Уставу. А затем 23 апреля 1993 года вышло распоряжение Президента России "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества".
Первое время служить было невозможно: храм был разрушен, зияли дыры, ни окон, ни дверей, ничего не было. Ко времени передачи нам помещения прошло семь лет, как отсюда выехала галерея, и церковь оставалась никому не нужной и покинутой. Через год после моего назначения начались серьезные ремонтные работы, стали прокладывать коммуникации, и находиться в храме стало невозможно. У меня в галерее была комнатка.
Этот храм возрождался трудно, период его возрождения затянулся на десять лет. Не так просто складывались отношения с музейными работниками, хотя острых конфликтов, милостью Божией, мы миновали. Проблемы, конечно, возникают, но всё можно решить, оказывается, положительно, без нервных стрессов и без привлечения сторонних сил. Все понимают, что не нам это принадлежит, что не мы распоряжаемся святынями и храмом — Сам Господь.
Церковь Святителя Николая в Толмачах из подсобного музейного помещения постепенно вновь превращалась в храм. 18 декабря 1992 года (эта дата и стала основанием нашего юбилея), в канун праздника Святителя Николая, был отслужен первый после возвращения храма молебен и панихида в день памяти его последнего настоятеля — священномученика Илии Четверухина. Как сейчас помню, мороз стоял — 19 градусов, все были в шапках.
В 1994 году была совершена первая Божественная литургия. А 8 сентября 1996 года после завершения всех строительных и реставрационных работ восстановлено пятиглавие и колокольня со звонницей, главный престол храма был освящен Патриархом Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимирской иконой Божией Матери.
Удивительная история чудесным знамением напомнила в мрачный период о его предназначении. Когда в фонды Третьяковки поступила картина Иванова "Явление Христа народу", оказалось, что в тесных залах это масштабное полотно выставить невозможно. Пришлось сделать для картины специальную двухэтажную пристройку к зданию бывшей церкви. Так и получилось, что картина была установлена на северной стене храма.
— Статус домового храма — довольно необычное понятие, тем более в музее. Как известно, творческие натуры свободны в своих мнениях и, как показывают события последнего времени, не приемлют никаких этических рамок. Как складывались ваши отношения?
![]() |
Любой христианин понимает, что святыня должна находиться там, где ее почитают как святыню, где ей молятся, где чтут дни празднования этих икон. Но мы помним, что в жизни всё делается по Промыслу Божию. И каждая святыня должна быть достойна того, кому она дается, достойна тех общин, тех храмов и монастырей, откуда они были взяты и, надеюсь, со временем будут возвращены.
Что касается других храмов-музеев, то их очень мало. Дело в том, что жизнь такого храма требует довольно больших материальных затрат и взять на себя такое сложное хранение действующим церквам сейчас не под силу. Я верю, что постепенно в этих храмах будет организовано надлежащее хранение, святыни будут размещены надежно (ведь вы прекрасно знаете о десятках случаев хищений из храмов) и доступно.
Сегодняшняя жизнь показывает нам, что в храмах-музеях, монастырях-музеях порой есть конфликты между работниками музея и церковными общинами, которым храм уже перешел как действующий. Во многом это связано с отношениями личностными между директором музея и настоятелем храма.
Сейчас вопрос стоит о том, кто является хранителем картин, икон, утвари и всего внутреннего убранства и чья юрисдикция в храме? Если храм имеет свое независимое существование, то иконы должны быть переданы туда из музея, если он там был, на "нулевое хранение" (экспонаты не выставляются) или какое-нибудь еще, чтобы храм отвечал за них как за музейную коллекцию, не имея права их ни продать, ни куда-то выставить. И отвечал за них. В таком случае, безусловно, нужно подписывать соответствующее соглашение. Но процедуры передачи храмом музею, а музеем храму своих коллекций не существует.
Если смотреть из нашего времени, главное — это наш низкий поклон тем музейным работникам, которые с риском для жизни, особенно в 1930-е годы, сохранили, не уничтожили, не продали за границу те великие духовные сокровища России, которые сегодня вновь становятся доступны.
— Сейчас в Церкви идет много споров о внутреннем убранстве храма, а как обстоит с этим дело в Толмачевском храме? Если у вас музейный статус, то и спрос больше.
![]() |
Более того, галерея передала храму более 200 икон из запасников, а также запрестольные кресты, литургическую утварь. Процесс передачи святынь продолжается все эти годы. Так, в 2005 году в Покровском приделе было установлено старинное распятие — Дмитровский крест. Исследователи расходятся в его датировке: одни, следуя сказанию, относят его к XIII веку, другие на основе живописных особенностей считают временем его создания конец XIV — начало XV века. В Третьяковскую галерею Дмитровское распятие поступило из Государственного исторического музея в 1930 году. А с 2009 года в Никольском приделе храма находится Иверская икона Божией Матери. В 1929 году Иверская часовня Красной площади была закрыта, а икона изъята, долгое время о ее местонахождении ничего не было известно. Недавно, опять же благодаря усилиям искусствоведов и реставраторов, удалось установить, что в Третьяковской галерее, скорее всего, хранится именно этот чудотворный список из Иверской часовни. Он поступил в музей в 1933 году без указания происхождения, размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя, другие детали свидетельствуют в пользу этого предположения. Было решено передать эту икону в наш храм, и сегодня верующие могут молиться перед ней в своих скорбях и печалях.
С 1997 года установилась традиция: в дни празднования Пресвятой Троицы из зала галереи в храм приносят "Троицу" преподобного Андрея Рублева.
— Говоря об иконах, невозможно оставить без внимания величайшую православную святыню — Владимирскую икону Божией Матери. Собственно ради нее, ради того, чтобы дать возможность верующим молиться перед ней, и был возрожден ваш храм. Но это было, как известно, не просто. Опасения противников передачи иконы в храм, пусть и при музее, не оправдались?
![]() |
Понятно, что размещение такой иконы требовало особого технического решения, чтобы обеспечить ее полную сохранность. Специалисты Московского завода полиметаллов предложили сделать специальную капсулу, которая гарантировала не только безопасность, но и соблюдение температурного режима: +18…+20˚C при 55-процентной влажности. Это уникальное инженерное решение, каких раньше не было в России, к тому же требовало денег. Только за бронированное стекло пришлось заплатить около 10 000 марок, что в середине 1990-х было непростой задачей. При этом были использованы технические решения из опыта мавзолея и боевой авиации. В результате капсула гарантирует сохранность иконы в любой ситуации: в воде или при пожаре, выдержит взрыв гранаты и очередь из автомата Калашникова, а еще отсечет ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.
Процесс изготовления и отладки всей системы длился несколько лет. Вначале икону приносили, ставили, следили за ее климатическим состоянием, потом уносили обратно и проверяли ее сохранность. Даже сейчас регулярно сотрудники галереи открывают стекло и проверяют состояние иконы. Сегодня верующие могут прикладываться к Владимирской иконе через стекло, только для Святейшего Патриарха киот открывают.
После серии опытов и нескольких вариантов капсулы в 1999 году было принято окончательное решение, и 15 декабря директор Третьяковской галереи издал приказ № 958, предписывающий поместить святыню в киот. С января 2000 года главная святыня России хранится в Никольском храме. А сделано это было во многом благодаря трудам директора галереи Валентина Алексеевича Родионова. Он смог наладить с Церковью самые добрые взаимоотношения, позволяющие сегодня тысячам посетителей галереи видеть и воздавать должное великим святыням, а верующим людям молиться перед ними.
— Имея более чем 300-летную историю, уникальные православные святыни, прихожане также возносят молитвы обо всех, кто служил в стенах храма, кто его поддерживал.
— Прихожанином нашего храма был Павел Михайлович Третьяков. Он купил рядом дом, в котором и основал знаменитую Третьяковскую галерею. Каждое утро начиналось у Павла Михайловича с молитвы, и, приходя в храм, он приводил туда своих сотрудников. Чайковский, Зелотти, братья Рубинштейны — все они являлись прихожанами нашего храма. Не говоря уже о художниках, которые окружали Третьякова и молились с ним. Поэтому храм наш был средоточием не только светской, но и духовной культуры.
Здесь 28 лет в сане дьякона служил старец Алексий Зосимовский. Он был рукоположен в пресвитеры Успенского собора в Кремле, потом принял монашество в Зосимовой пустыни, схиму и ушел в затвор. На Соборе 1918 года старец Алексий вытянул жребий с именем будущего Патриарха Тихона.
У Николаевского храма в Толмачах четыре святых покровителя: святитель митрополит Филарет (Дроздов), он освящал наш храм, восстановленный после войны 1812 года, священномученик отец Илья Четверухин — последний настоятель, наш прихожанин мученик Николай Рейн, пострадавший за Христа и расстрелянный в 1935 году, и преподобный Алексий Зосимовский.
— А еще одна отличительная черта Никольского храма — его уникальный хор.
![]() |
Хор участвует в жизни галереи, в концертах, совершает зарубежные поездки. Но одновременно это и церковный хор, который поет на всех торжественных богослужениях, праздничных службах. Сейчас он довольно известен, и я считаю его одним из лучших духовных хоров России. Мы поем рахманиновскую "Всенощную", ежегодно исполняется "Литургия" Чайковского. Он гастролирует не только по России, но и по Италии, Англии. Сейчас Алексей Пузаков регент Синодального хора.
Хотя сегодня в наших храмах много разных подходов хорового пения, в некоторых из них волей настоятеля или старосты, например, придерживаются очень жестких рамок: не дают средства на хор, ограничиваются двумя-тремя певцами, где-то вообще любят только знаменное пение. А есть ряд храмов, которые соблюдают традиции синодального периода. Этой же традиции придерживается и хор нашего храма. Еще хотелось бы пожелать правильного подхода и молитвенного настроения. Потому что вся музыка, исполняемая хором в храме, — это молитва.
Комментарий Ирины Лебедевой, генерального директора Государственной Третьяковской галереи
То, что великая святыня Владимирская икона Божией Матери, находится не в музейном зале, а в православном храме, который тоже, собственно, музейный зал, — это уникальная форма сотрудничества с Церковью. 20 лет мы искали пути этого взаимодействия. Конечно, это было сложно, сложно и нам самим решиться на некоторые вещи, понять что и как нужно делать. Сегодня мы видим, что найденные такие рамки отношений, которые не обременяют ни галерею, ни приход. Это результат взаимного желания найти консенсус, понимание того, что и вера, и культура лежат в основе нашего общества. Когда мы говорим о единстве веры и культуры, мы в первую очередь должны думать о сохранении величайших шедевров независимо от того, где они находятся. Конечно, музейное хранение дает в этом вопросе больше гарантий, за любой экспонат, переданный из музейного фонда, ответственность несет музей. И я, как директор, понимаю сложность этого процесса… На мой взгляд, сегодня особая острота в этих спорах ослабла. Думаю, и со стороны Церкви пришло понимание своей ответственности, что важно не столько получить, сколько сохранить, так как во многих храмах и монастырях уже знают, к каким последствиям приводит неправильное хранение или реставрация.
Справка:
Первое упоминание о деревянной "церкви великого Чудотворца Николы в Толмачах" содержится в приходской книге патриаршего приказа за 1625 г. Каменный храм был возведен в 1697 г. Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а Никольский перенесен в трапезную. В 1770 г. на средства вдовы купца 1‑й гильдии И. М. Демидова в трапезной был сооружен Покровский придел. В 1834 г. по прошению прихожан и "согласно с мыслию митрополита Филарета" была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 г. был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы в числе других Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма. Богослужения в храме возобновлены в 1993 г. 8 сентября 1996 г. главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Алексием II. В последние годы в храме несколько раз служил Святейший Патриарх Кирилл.