Духовный основатель столицы
Успенский собор — творение святителя Петра. Мы молимся в храме его надежды, мы молимся в храме, где он утвердил Первопрестольную кафедру всея Руси. Все служение святителя Петра сопровождалось борьбой за духовное и политическое единство Руси. Будучи уроженцем Малороссии, Волыни, святитель, взойдя на Киевскую кафедру и перенеся ее во Владимир, осознал, что для сохранения единства Руси будет полезнее, чтобы Первопрестольным градом стал град Москва, и совершил это великое деяние. Без святителя Петра не было бы Москвы как столицы всея Руси. Это он — духовный основатель столицы. Не княжества, которое было до него очень слабым и мало чем отличалось от других, а подлинной столицы, ведь где был духовный центр, там утвердился и политический центр.
И сегодня, когда многие силы снова пытаются разорвать духовное пространство Руси, когда обращаются и к Патриарху Константинопольскому с требованием об отделении от Первопрестольного града Москвы, когда стремление разделить Русь пытаются усугубить еще и церковным расколом, — звучит наша молитва святителю Петру. Он эту молитву принимает и слышит, как, может быть, никто другой из святых угодников, потому что вся его жизнь была посвящена сохранению единства Святой Руси, преодолению разногласий князей, собиранию русского духа, утверждению русского Православия. Вот почему мы всегда так торжественно в день его кончины совершаем Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где почивают его мощи. Его молитвами да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь Церковь Русскую и веру православную
Из слова после Божественной литургии
в день памяти святителя Московского Петра
в Успенском соборе Московского Кремля, 3 января 2017 г.
Подарим друг другу больше радости и любви
Сегодня, когда мы празднуем Рождество Господа Иисуса, хотел бы обратиться ко всем вам с вдохновенными словами, которые некогда произнес апостол Павел: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Будем снисходительны к слабостям и немощам друг друга, будем терпимее и добрее к ближним, подарим друг другу больше радости и любви. Выйдем из пространства виртуальной реальности в живой, настоящий мир, открывая богатство нашего сердца людям, действительно нуждающимся во внимании и заботе.
Семья — точка входа в Царствие Божие
Рождественский праздник традиционно собирает семьи вместе. Это замечательная традиция, которая служит всем нам, напоминая о том, что есть главное в человеческой жизни. Подобно тому, как в Церкви через соединение с Богом в Таинствах преодолевается человеческое одиночество и ограниченность, а душа согревается и напитывается благодатью Святого Духа, так и в семье, среди своих родных и близких, человек обретает мир и покой, силы и вдохновение трудиться. Семья, в которой царят мир и любовь, — это своего рода точка входа в Царствие Божие, это домашняя Церковь, как ее называет Священное Писание.
Из обращения к телезрителям 7 января 2017 года,
в праздник Рождества Христова
Праздник Рождества Христова — это праздник чуда
Праздник Рождества Христова — это праздник чуда, и недаром в этот праздник мы слышим великий прокимен: «Кто есть Бог наш, как Тот, Кто творит чудеса!» Действительно, Бог творит чудеса. Чудо совершилось при рождении в Вифлеемской пещере, и вся жизнь Господа была чудом. Можно сказать, что это чудо продолжается в жизни Церкви. А что же несет в себе это чудо? Оно несет в себе победу Божественного начала над человеческим грехом.
Наверное, кто-то скажет: «Вовсе не так. Достаточно вспомнить страшные страницы истории, которые имели место после Рождества Христова. Где же здесь чудо? Где же здесь сила Божия?» Но недаром мы сегодня произнесли и другие слова: «Явил еси силу Твою в людях». Сила Божия проявляется в людях — в том, что они передают эту силу окружающему миру. Каждый человек, открытый к Богу сердцем и умом, становится орудием Божиего чуда. Иногда трудно различить картину или вообще некие предметы с близкого расстояния. Вот так и нам кажется, что никаких чудес вовсе не происходит и нет видимой победы Бога в истории, нет победы добра над злом. Потому что зло застилает глаза, но так происходит именно потому, что чаще всего у нас не тот угол зрения, через который можно увидеть Божие присутствие в мире и победу Божественного начала над греховным человеческим началом.
Тайна Божия в полной мере не раскрыта нам
Мы вступили в год столетия трагических событий в истории нашего Отечества. С этого самого года начались массовые закрытия храмов, поругание святынь, умерщвление духовенства и верующего народа. Земля Русская обагрилась кровью, и в конце концов были почти стерты с лица земли все признаки религиозности народа. Наверное, очевидцы этих событий, рассматривая их с близкой дистанции, не могли видеть Божиего присутствия в истории и многие говорили: «Господи, где же Ты?», — когда взрывали этот кафедральный собор, когда закрывали Троице-Сергиеву лавру, когда надругались над святыми мощами, когда расстреливали духовенство и верующих. Наверное, не один человек тогда спрашивал у Бога: «Где Ты?» — и не видел Божиего чуда.
Но по прошествии столетия мы можем взглянуть на все эти минувшие годы под иным углом зрения. Сегодня мы с вами стоим в возрожденном Храме Христа Спасителя. Тысячи и тысячи храмов построены, еще тысячи храмов строятся, но самое главное, к вере обращается наш народ, и мы начинаем понимать, что неслучайны были и те трагические страницы в истории нашего Отечества. Тайна Божия в полной мере не раскрыта нам — почему народ наш прошел теми кровавыми дорогами, почему была принесена такая огромная жертва, — но то, что столетие завершается явлением Божией славы, свидетельствует о Божием чуде. И то самое чудо, которое положило начало всех последующим чудесам, — чудо, явленное в Вифлеемской пещере, чудо, отобразившееся в жизни, в служении, в крестной смерти и в воскресении Господа и Спасителя нашего, чудо, преломленное во всей 2000-летней истории Церкви, — является сегодня нам, людям XXI века. Мы видим Божий след, Божие присутствие в человеческой истории. А это значит, что Господь дает нам вспомоществование, дабы мы укрепились в вере.
Этой помощи не было у народа в моменты тяжких испытаний. Конечно, многие хранили веру в сердце, но для многих происходящее было непонятно. Господь явил нам милость Своего Богоявления в человеческой истории. И потому особая ответственность сегодня и на Церкви нашей, и на всем верующем народе. Мы несем ответственность за то, чтобы никогда больше не повторилось в истории нашей богоотступничество, чтобы мало-помалу, но возрождалась вера в сердцах людей, чтобы восстанавливался облик Святой Руси. И верим, что Господь поможет нам пройти ту часть пути, которую мы должны пройти, укрепляя свою собственную веру и веру в сердцах наших близких.
Из проповеди на великой вечерне 7 января 2017 года,
в праздник Рождества Христова,
в Храме Христа Спасителя в Москве
Семья — это школа межличностных отношений
Сегодня, когда этим ценностям бросается вызов, когда формируются общественные отношения, ставящие семью не на первый план, когда идеологические факторы часто изменяют саму природу семейных отношений, мы должны особенно усердно молиться и трудиться для того, чтобы сохранить семью.
Какую же ценность имеет семья? В семье человек возрастает и становится личностью. Семья — это школа межличностных отношений, это школа воспитания нравственного чувства, главное из которых — любовь. Именно в семье присутствует подлинная любовь. Люди живут бок о бок, и, естественно, совместное проживание может порождать напряжение и даже конфликты, но если главной ценностью семьи является любовь, то любовь покрывает все. Она ослабляет негативные последствия любых конфликтов и становится главным жизненным ориентиром, главной ценностью для человека, который воспитывается в семье. Одновременно семья — это и очень высокая степень ответственности родителей за отношения друг к другу, потому что если эти отношения подвергаются эрозии, то семья распадается. Ключевая сила, соединяющая семью, — это любовь мужа и жены, а если эта любовь исчезает, то разрушается и семья. И о какой школе благочестия, любви, взаимной помощи и солидарности можно говорить, если родители расстались и разрушили семью?
Возносим молитвы Господу об укреплении семьи
Сегодня на семью оказывается действительно очень сильное давление. Создается некая псевдокультура, темная, разрушительная, и молодые люди воспитываются в понимании того, что семью можно создать когда-нибудь позже. Появились очень опасные заблуждения, например, представление о том, что вначале можно просто пожить вместе. И в результате оказывается, что человек разрушил саму способность любить другого подлинной любовью и нет никаких сил, чтобы жить вместе с другим, разделяя радости и преодолевая скорби. Не хватает сил ни на воспитание детей, ни на то, чтобы отдавать себя жене и детям, потому что формируется образ жизни лишь ради себя. Так сегодня поступают и мужчины, и женщины, и создается впечатление, что семья — это некий устаревший институт, который в нынешних условиях уже не функционирует. Если все эти ложные, опасные, греховные идеи действительно разрушат семью, то будущее человеческого рода станет непредсказуемым, потому что в семье закладывается нравственная основа человека, формируются идеалы, приобретается первый опыт любви к ближним, первый опыт жертвенности и самоограничения, без которых не бывает любви.
Вспоминая семью Господа и Спасителя — Его Пречистую Матерь, Обручника Иосифа, Иакова, первого епископа Иерусалимского, — мы возносим молитвы Господу об укреплении семьи в нынешних чрезвычайно опасных жизненных обстоятельствах. Мы верим, что нравственное чувство, заложенное Богом в человеческую природу, сопротивляется и будет сопротивляться всяким попыткам разрушить семейные ценности, и видим, как все-таки сохраняется семья, несмотря на сильнейшее давление, особенно в определенных странах, и как люди сопротивляются любым попыткам разрушить семейные отношения.
Из слова в праздник Собора Пресвятой Богородицы
8 января 2017 года в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля