Иерусалим, 16 января 2017 г.
Идет реставрация сокровищ религиозного искусства в Вифлеемской Баилике Рождества Христова, построенной императором Константином Великим в 4 веке, сообщает Седмица со ссылкой на Religionnews.
Храм высоко почитается всеми христианскими Церквями, и ныне его посещают ежегодно около миллиона паломников и туристов, стремящихся в Святую Землю со всего мира, что делает его самой известной достопримечательностью в зоне ответственности Палестинской национальной администрации на западном берегу реки Иордан.
В настоящее время храм находится в совместном владении Греко-православной, Сирийской православной, Римско-католической и Армянской апостольской церквей, и каждая из них имеет здесь свои монашеские общины. С 2013 года здесь ведутся реставрационные работы – в основном силами итальянских специалистов реставрационной организации Piacenti SpA, которые получили разрешительный документ от палестинских властей, дающий им право преодолевать все культурно-религиозные разногласия и запреты, продвигая вперед масштабные реставрационные работы.
«Для каждого истинно верующего человека это святое место, где божественный младенец пришел в этот мир в пещере, которая действительно существует под этим храмом, — говорит Джиамарко Пьяценти, глава реставрационной группы. — Это место с тех пор всегда почиталось и сберегалось с великим благоговением, и потому, помимо высокой и бесценной святости, оно имеет еще и огромную историческую и археологическую ценность».
За последние три года около 170 специалистов упорно трудятся над реставрацией сводов, деревянных архитравов и стен храма. В ходе работ им удалось отыскать и открыть взорам мозаичного ангела, седьмого по счету ангела в храме, а в целом они уже расчистили и отреставрировали более миллиона крохотных цветных пластинок настенных мозаичных изображений. «Эта тяжелая работа выполнена благодаря упорному совместному труду многих специалистов из различных компаний и стран мира, — говорит Пьяценти, — и все они внесли в нее свой большой опыт и умение, будучи представителями самых разных религий, национальностей и культур».
Храм был построен по распоряжению императора Константина, но в шестом веке был разрушен во время очередной войны. В 565 году была выстроена новая базилика по распоряжению византийского императора Юстиниана, а яркие мозаики на ее стенах появились несколько позже, в 12 веке. «Конструкция поперечного нефа — совершенный и удивительный образец высокого архитектурного искусства, — говорит реставратор, — и не менее высокое искусство мы видим в мозаиках, колоннах, капителях и архитравах этого древнего храма».
За многие столетия конструкции и украшения храма обветшали и пострадали от проникающей воды. Храм получил статус объекта всемирного наследия в 2012 году и тогда же внесен в список угрожаемых объектов по решению ООН — в отчаянной попытке уберечь его от дальнейшего разрушения. Но все еще мало кто понимает, по словам Пьяценти, какое это чудо, что храм вообще устоял и сохранился после всех вторжений, войн и природных катаклизмов, которые сотрясали этот регион многие столетия. «Этот храм — настоящая крепость, которая выдержала множество приступов и 15 страшных землетрясений, и только каким-то чудом эта святыня дожила до наших дней» — говорит реставратор.
На сегодня выполнено порядка две трети реставрационных работ. Сейчас подыскиваются средства на реставрацию 50 колонн храма и напольных мозаик, а также на установку противопожарных и осветительных систем. Работы финансируются целым рядом стран, в том числе Германией, Италией, Турцией, Марокко и Ватиканом, и должны по плану завершиться в 2019 году.