Невозможно построить справедливое и благополучное общество, отвергнув Бога
Многие сегодня задаются вопросом: почему стремление к справедливому мироустройству, которое сто лет назад декларировали революционеры, на деле обернулось жестокостью, междоусобной бранью и огромными человеческими жертвами? Думаю, лучшим ответом на этот вопрос являются слова Ф.М. Достоевского «Если Бога нет, значит, все позволено». Но, как предупреждает нас пророк Давид, если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1).
Главный урок, который все мы должны извлечь из опыта XX века, состоит в том, что невозможно построить справедливое и благополучное общество, отвергнув Бога и отказавшись от религиозных оснований человеческого бытия. Игнорирование духовного измерения жизни, нравственных ценностей, которые передаются из поколения в поколение, неизбежно приводит общество к утрате самой способности различения добра и зла, порождает нравственную вседозволенность и открывает путь проповедникам идеологии, согласно которой для достижения поставленной цели хороши все средства.
Аборт является недопустимым деянием
В июне 2016 года Межрелигиозный совет России принял заявление «О защите нерожденных детей». Это одна из наиболее острых проблем нашего общества. Сегодня по числу абортов Россия занимает в мире лидирующие позиции. С точки зрения традиционных религий, аборт является недопустимым деянием, по существу — убийством. Многие сторонники светских мировоззрений также разделяют эту точку зрения. Нашей задачей в данном случае является деятельность, направленная на максимальное снижение числа абортов. Для решения этой задачи требуются комплексные усилия.
Во-первых, необходимо утвердить в обществе представление о том, что рождение детей — это не проблема молодых родителей, не событие, которое ставит под угрозу их материальное и душевное благополучие, а прежде всего естественное следствие брака, событие, имеющее высокое нравственное значение. Рождение ребенка — это чудо появления на свет нового человека, которое дает ни с чем не сравнимую радость самим родителям. Но в то же время рождение и воспитание детей — это продолжение рода, оно служит воспроизводству народа в целом. То есть это не только личное, но и общественное событие, и поэтому рождение детей связано с гражданским призванием людей, сознающих себя членами социума, общности в масштабе страны и государства.
Во-вторых, следует всемерно содействовать тому, чтобы семьям, особенно многодетным, а также одиноким матерям оказывалась как материальная, так и духовная поддержка. Безусловно, это дело не только религиозных общин и организаций гражданского общества, но и государства. Поэтому в данном случае традиционные конфессии должны продолжить диалог с соответствующими государственными органами, настаивая на необходимости уделять особое внимание поддержке семьи и семейных ценностей, в том числе ради сокращения количества абортов.
Наконец, в-третьих, важным является и законодательный аспект проблемы. Мы должны настаивать на том, что с религиозной точки зрения аборт является видом убийства. И мы можем направлять свои усилия на то, чтобы всемерно ограничивать эту практику, в том числе через отказ от совершения абортов за счет налогоплательщиков, значительную часть которых составляют противники абортов. Мы знаем, что аналогичное требование сегодня находится и в центре внимания американской общественности, по крайней мере, вновь избранный президент очень ясно определил свою позицию по этому вопросу. Хотел бы добавить, что во многих странах аборты не оплачиваются за счет налогоплательщиков, кроме случаев, когда аборт совершается по медицинским показаниям.
Из выступления на заседании
Президиума Межрелигиозного совета России,
21 февраля 2017 года.
Пример подлинного духовного руководства
Давать советы — дело всегда очень рискованное. Иногда люди приходят к духовнику и спрашивают о том, что человек по своей ограниченности знать не может. Некоторые духовники принимают на себя огромный риск, давая советы от своего собственного разумения. Отец Кирилл был духовником, который давал советы не от разумения, а от своего духовного опыта. Бывали случаи, когда он вообще никаких советов не давал. Но люди тянулись к нему, потому что чувствовали его духовную силу, ибо духовничество есть не только подвиг трезвого духовного размышления, но и молитвенный подвиг. Отец Кирилл многим священнослужителям явил пример такого духовничества — подлинного духовного руководства теми, кто готов принимать это вождение со стороны духовника.
Из слова перед отпеванием архимандрита Кирилла (Павлова),
23 февраля 2017 года в Успенском соборе
Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
* Не столько в критику, сколько в уточнение - если можно..? Не просто "игнорирование...", а /длительное, возможно n-вековое/ "игнорирование и(или) формализация..."; так будет немного точнее... В предреволюционные столетия не многие на Руси явно "игнорировали..." - разве нет? А вот формализма, судя "по плодам", вполне хватало - нет? Но могу ошибаться...