О культуре отношений между людьми

    

Чувство меры и не только

Хорошие манеры считают порой неким «светским» атрибутом, полагая, что в церковном пространстве взаимоотношения людей строятся на духовном уровне и «важно только то, что внутри». С подобным убеждением мне, как священнику, приходится встречаться нередко. Освобождение от «мирских условностей» доходит порой до того, что человек перестает следить за собой и уровнем своей культуры. Но очень многие не подозревают при этом, что с духовной точки зрения мы имеем дело с двояким процессом: с одной стороны, всё, что исходит из нас, рождается внутри нас, а с другой – то, что из нас исходит, определенным образом воздействует на то, что внутри нас творится. И поэтому на внешний облик человека, его поведение, его манеру говорить священник обязательно обратит внимание – не оттого, что хочет дать человеку внешнюю оценку, а оттого, что к духовной жизни всё это тоже имеет отношение.

Не случайно святые отцы, писавшие наставления о правилах монашеской жизни, уделяли внимание тому, как монах должен выглядеть, как он должен ходить, как – вступать в разговор с собратьями и тому подобное. Они прекрасно понимали, что дерзость в обращении, отсутствие навыка следить за собой приводят внутренний мир человека к разорению. Есть даже такой пример в жизнеописании преподобного Паисия Величковского: однажды он, глядя в окно кельи, увидел, как по двору идет какой-то послушник и размахивает руками – разве что в пляс не пустился. И он сразу же позвал к себе старца, которому тот был поручен, и дал ему епитимию за то, что тот не следит за братом.

Верующему человеку, как и любому воспитанному человеку, необходимо чувство меры. Порой можно увидеть, как человек, не преуспевший еще, несмотря на зрелые годы, в просто вежливом обращении с людьми, пытается словно с разбегу запрыгнуть на какую-то вершину. Например, начинает приветствовать всех знакомых в храме: «Радость моя, Христос воскресе!» – или предлагает: «Батюшка, ведь Серафим Саровский так говорил. Давайте и мы заведем такую традицию на приходе». И бывает непросто объяснить, что одно дело – просто сказать человеку доброе слово, выразить доброжелательное отношение к нему; и совсем другое дело – сказать те слова, которые говорил когда-то великий святой, к которому мы и на миллиметр не приблизились в течение своей жизни. В приветствии приходящих в храм людей таким образом – при том что мы не имеем на сердце того, что имел преподобный Серафим, – будут на самом деле либо отсутствие здравого смысла, либо гордость и тщеславие. Поэтому манера обращения с людьми в храме должна быть в принципе такой же, как и в любом месте, где люди собираются и что-то делают сообща: вежливой, уважительной, ни в коем случае не панибратской. Мы не должны никому устраивать «бомбардировку любовью», как это делают сектанты. Наша задача – человеку сделать приятно, но не смутить его, а приветствие «Радость моя!» или что-то подобное его, скорее всего, смутит.

Уступить и выжить

Можно сказать, что ребенка, затем подростка, затем молодого человека у нас в принципе не учат культуре поведения – система такого обучения отсутствует как таковая. У нас человек просто приучается к тому, что видит дома, в школе, среди сверстников. Но в целом в мире, с поправкой на национальные традиции, существует некая наука, или, можно сказать, некое искусство, хороших манер. Мы с вами знаем, что христианство, входя в жизнь этого мира, наполняло собой в том числе и различные хорошие сами по себе формы, существовавшие в мире языческом. Многие святые, в том числе вселенские учители и святители Церкви Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, были вполне искушенными в знании философии и прочей «эллинской премудрости» – и это их только обогащало. Тем более и нам стоит смотреть на существующую цивилизацию не с точки зрения вынесения над ней суда, а с точки зрения того, чем мы можем внутренне обогатиться.

Нас, увы, с детства приучают воспринимать жизнь как большую давку, в которой непременно надо стать первым

Взять хотя бы, к примеру, такую не христианскую совершенно по своим традициям страну, как Япония. Там в поведении людей очень много с нашей точки зрения чудного – того, что вряд ли получится и вряд ли стоит интегрировать в наш российский или европейский опыт. Но мне, например, когда я был в Японии, была очень заметна одна деталь: при той массе населения, которая там передвигается по улицам, практически невозможно было друг с другом столкнуться, с кем-то не поделить какое-то пространство. Идешь ты, допустим, куда-то и вдруг оказываешься в потоке людей, которые движутся в противоположную сторону. «Всё, – думаешь, – сметут». Но тебя все обходят, расступаются перед тобой. Или если ты пытаешься войти в дверь, тебе опять же однозначно уступят и дадут возможность пройти. А всё потому, что этих людей учат с детства: есть такая добродетель – уступать. И им просто не приходит в голову поступить как-то иначе.

А у нас детей подчас приучают к тому, что вся окружающая действительность – это некая большая очередь или большая давка и, чтобы выжить, в этой очереди и в этой давке нужно обязательно быть первым. А если тебя оттеснили на второе место или на третье, то это уже повод для разбирательства, а то и для кровопролитного сражения. Вследствие этой внутренней установки даже незначительные конфликты заканчиваются порой плачевно: так, у нас в Саратове был случай, когда два водителя – мужчина и девушка – поспорили на парковке и в результате мужчина девушку застрелил. А сколько по всей стране бывает потасовок в транспорте, в очереди к врачу, в магазине… К сожалению, всё это приносится и в храм: бывает, что даже церковный уже человек, прихожанин, стоит в «очереди» на исповедь, вспоминает, в чем хотел бы покаяться, и в то же время оказывается готов чуть ли не подраться с тем, кто по какой-то причине или просто по незнанию встал в этой «очереди» впереди него. Я убежден, что для нас, христиан, это не просто неприлично – это совершенно недопустимо.

То же самое касается церковной лавки. Думаю, что хотя бы постоянным прихожанам надо понимать: если перед тобой кто-то встал в очереди, не надо его из этой очереди выкидывать. И уж тем более не надо расталкивать всех локтями, провозглашая: «Мне только одну свечку без сдачи!..» Я на днях проходил мимо свечного ящика, и ко мне подошла девушка, диалог с которой за пару минут лишил меня душевного покоя. Она говорит: «Батюшка, здесь очередь, а мне нужно пройти и свечи купить». – «А куда же, – спрашиваю, – деть тех людей, которые в очереди?» – «Ну мне ведь только свечи, а им, может, что-то еще другое надо». – «Мы можем, конечно, – отвечаю, – подойти сейчас к каждому и провести опрос, что им нужно. А можно просто подождать, пока они сделают то, что хотели». Она была очень недовольна таким ответом. Так что я спросил, какие ей нужны свечи, взял их в лавке и дал ей, и она, по-прежнему с обиженным видом, пошла их ставить. Конечно, это случай патологический, но вообще не стоит забывать, что нецерковный человек по тем, может быть, минутам, которые он проводит в храме в очереди за свечами, составляет представление о характере взаимоотношений в Церкви. И поэтому стоит, может быть, его и пропустить, если он начинает раздражаться, и в целом проявить какое-то возможное в этой ситуации уважение и внимание.

От улыбки станет всем…

А еще в православной среде принято осуждать «нарисованные улыбки». Мол, когда иностранцы друг другу улыбаются и спрашивают: «Как ваши дела?», за этим ровным счетом ничего не стоит, это всё, дескать, фальшь – а нужно быть искренним человеком, у которого на лице отображается то, что в этот момент на сердце.

Когда я об этом слышу, мне вспоминается случай, произошедший со мной давным-давно, в ранней юности. Я тогда постоянно то терял ключ от квартиры, то забывал его дома (дверь захлопывалась), и в самый неподходящий момент оказывалось, что я туда не могу попасть. Как-то раз поздно вечером мы с мамой гуляли с собакой, и я вдруг обнаружил, что ключа нет. Темно, холодно и совершенно некуда деваться: куда можно пойти в двенадцатом часу ночи, без денег и в сопровождении немецкой овчарки с грязными лапами?.. И тут пришла нам в голову мысль постучаться в одну из соседних квартир, которую снимала англичанка. Мы были знакомы, но не очень близко, она иногда ходила с нами в храм, хотя была англиканкой. У нее были истинно английские манеры: порой мне казалось, что ей можно пролить на ногу кипяток, и при этом у нее даже мускул на лице не дрогнет. И вот она открывает дверь и видит всю нашу компанию на пороге… И что же? Она приветливо улыбается – и нет никакого удивления или смущения, будто бы она нас ждала как припозднившихся гостей. Такую улыбку трудно переоценить, настолько она бывает и важна, и нужна человеку, который в подобной ситуации стоит напротив.

Навык улыбаться нам, христианам, нужно иметь обязательно

Эта улыбка – навык, но именно навык, сложившийся в ситуациях повседневных, позволяет нам не потерять самообладания и в ситуациях экстремальных. И я убежден, что навык улыбаться людям нам, христианам, нужно иметь. Если мы будем наполнять свою душу правильным христианским содержанием, то научимся не просто определенным образом управлять мышцами лица, демонстрируя эту улыбку, но действительно радоваться другому человеку, несмотря на то трудное, то скорбное, что в нашей жизни есть. И это не только для встреченного нами человека будет радостью и утешением, но и для нас самих.

***

Мы не можем решить проблему культуры взаимоотношений между людьми в нашем обществе в целом. Но пространство храма, свой приход мы можем сообща сделать местом, где культуре общения уделяется внимание. И мне бы очень хотелось, чтобы мы учились тому стилю поведения, главный принцип которого – в том, что каждый человек для нас важен, нужен и интересен и в то же время в максимальной деликатности по отношению к нему. Только так мы сможем правильно устроить и свою собственную духовную жизнь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юля Сатори 8 октября 2017, 19:26
"Просто мне кажется, что если людям объяснять, то они поймут и исправятся. И если ребенку мама ни разу не делала замечаний и не учила, то откуда он узнает, как правильно? И вырастет с полным ощущением того, что ЕМУ все должны, а он-никому. Но, наверное, мне надо помалкивать в тряпочку. Только не будет ли это равнодушием?"
Думаю, это будет смирением
Алиса _11 мая 2017, 13:17
Ольга, ответ на Ваш наболевший вопрос очень короток - если видите что перед вами стоит животное - обращайтесь с ним соответствующем образом или дистанцируйтесь, пока вести себя не научит. Как в былые времена - хочешь чтобы тебя принимали в приличном обществе - научись для начала нос вытирать платком а не рукавом. А сейчас все смешалось - кто-то "кони", кто-то люди. Но начинать себя вести с кем-то невежливо только потому что вам кто-то не понравился это значит уподобляться.
Татьяна18 марта 2017, 20:34
Ой да, это наболевшая проблема! И то что большинство священников младше 60 не улыбаются!
Совершенно согласна с автором, и очень рада что эта тема стала подниматься!
Т.18 марта 2017, 09:30
Татьяна, не нужно делать замечаний. Лучше в сердце своём помолитесь о нас. Как мама троих шебутных детей я столько выслушала о себе и о них именно в Церкви! И разговаривала я с детьми, и молюсь о них, но в храме Божьем ведут себя шумно, вызывающе. Такое вот искушение... Итак душа скорбит, а тут ещё со всех сторон неравнодушные люди замечания делают. Разве Христос кого урезонивал "Тише, тише, не толкайтесь". Его теснили, из толпы выкрикивали "Помилуй".
Татьяна16 марта 2017, 13:46
Спасибо огромное за очень нужное разьяснение(лично для меня). Я всегда искренно считала, что МНЕ нужно всех учить, как надо правильно поступать: в очереди(как это-лезут вперед, надо ждать!) и в храме не разговаривать(надо тихо стоять и не мешать другим!)... Просто мне кажется, что если людям обьяснять, то они поймут и исправятся. И если ребенку мама ни разу не делала замечаний и не учила, то откуда он узнает, как правильно? И вырастет с полным ощущением того, что ЕМУ все должны, а он-никому. Но, наверное, мне надо помалкивать втряпочку. Только не будет ли это равнодушием?
Татиана15 марта 2017, 22:24
А в нашем храме свечница ведёт себя так , как будто она главная в нём :позволяет во время службы разговаривать со знакомыми. И не где-то в укромном уголочке шёпотом, а прямо перед молящимися, мешая всем. И никто не может сделать замечание- не хотят портить отношение. Командует во время причастия, выстраивает в очередь: ты проходи вперёд, а ты жди, хотя приход маленький и люди ведут себя спокойно. Сама громкая, шумливая.
Н.С.15 марта 2017, 20:31
Наталия14 марта 2017, 22:00, если настоятель считает, что свечи следует ставить до службы, а не передавать, то, наверное, следует останавливать продажу свечей на время богослужения. Точно ли ваш батюшка – настоятель храма, а не наместник? Настоятелем многих храмов может быть правящий архиерей.
Наталия14 марта 2017, 22:40
Спасибо за статью!
Наш настоятель учит, что свечки нужно ставить до службы, а не передавать во время службы или тем более не проталкиваться к подсвечнику. Но что мне делать, если мне эту свечку передают? Поворачиваться назад и учить незнакомого человека? Какое я имею право? А если человек в храм зашел первый раз, и еще в смятении? Должна ли я думать, что не прав наш батюшка?
Валерий Иванов14 марта 2017, 18:48
При входе в храмы не лишним было бы, как мне кажется, вешать картинки: так правильно, а так - нет. А еще вешать на стену листки "О наболевшем", с вопросами прихожан, которые можно оставлять тут же в ящичке, и ответами батюшек - крупным шрифтом. В тот же ящичек можно класть и пожертвования, на которые можно было бы печатать брошюрки с правилами этикета среди православных
Ксения13 марта 2017, 16:50
Есть такая история. Пришла в храм женщина, одетая неподобающим образом: в короткой юбке, накрашенная, без платка и подошла к иконе Божией Матери. И тут её решила "просветить" постоянная прихожанка - как ты одета, разве можно так в Храм заходить и т.д. Женщина со слезами убежала из Храма. И тут этой умной прихожанке явилась Пресвятая Богородица и сказала: "Мне стольких трудов стоило привести её в Храм, а теперь она сюда больше не придет. Теперь ты будешь отвечать за её душу". Вот так.
Я тоже когда только начинала ходишь в храм то одевалась неправильно, то крестилась в перчатке. Всё приходит со временем с опытом. Главное, не оттолкнуть человека. Он ведь не к вам в гости пришел, а к Богу!
Ludmila13 марта 2017, 12:36
В Италии, в приходе, который я посещаю,у свечного ящика никто не стоит. Каждый сам берет свечку и опускает деньги. Записки с деньгами отдают дьякону.Правда приход небольшой и открыт только по воскресеньям.
Георгий12 марта 2017, 17:38
Статья хорошая, актуальная, поучительная. Присоединяюсь ко всем откликам со словами благодарности к автору.
Димитрий12 марта 2017, 15:35
Геннадий 8 марта 2017, 11:00 "Я сам когда... задумался, когда прочитал где-то...о том, как внешнее поведение может стать триггером к изменению внутреннего состояния." "...сие надлежало делать, и того не оставлять". Матф.23:23. Я думаю-вполне применимо к теме. Внешнее тоже влияет на внутреннее,возможно меньше ,чем внутреннее на внешнее,но влияет безусловно. Сюда можно и форму одежды и поведение в храме и ...улыбку:)(Не все же святые-юродивые,чувствую-что их в антипример будут предлагать;)
Андрей12 марта 2017, 09:44
Ира, а кто мешает придти пораньше и купить свечу? Или пройти мимо свечного ящика при большой очереди?
Светлана Ф.11 марта 2017, 21:50
Может быть не будем здесь (и не здесь) обсуждать батюшку? Речь ведь не о нём, а о нас (обо мне). Да и куда спешить в храме?
Ира10 марта 2017, 22:29
Вот, вроде все Православные, а такая нелюбовь к людям вокруг. Удивительно, сколько желающих осуждать бабушек, мамочек, девушек.Наверное, потому что слабее, не так грубо и резко ответят, как мужчина, да и к детям, похоже, не у всех верующих теплота есть.Вроде мысль была хорошая поговорить о сдержанности и вежливости, но поругали своих, похвалили англичан.
о. Максим 8 марта 2017, 11:00
По поводу истории с девушками и свечками считаю, что батюшка как раз-таки поступил неправильно. Люди в очереди действительно могут полчаса в очереди стоять за крестиками, иконами, книжками, записывать 10 сорокоустов. Поэтому для тех, кто хочет просто купить свечку, почему бы и не сделать отдельную очередь?
Татьяна10 марта 2017, 22:09
У нас на приходе была одна бабушка раздражительная. Смотрела неприветливо, замечания делала "не там стоишь", "кто это тут кашляет!" и т.п. А однажды выругала другую бабку. Сидела насупленная, потом сокрушенно так говорит "ну прости меня, сестренка! Нервы..." Заплакала и ушла из храма. Больше я её не видела никогда. Сама себя стыдится, наверное, вот и не ходит больше в наш храм. Все мы, прихожане, хотением хотим стать лучше, но не у всех это получается... Давайте прощать друг друга раньше, чем у нас прощения попросят и не обижаться!
Татьяна10 марта 2017, 15:23
Телефон бы прихожане научились отключать во время службы... куда уж там там до улыбок и доброжелательных лиц. Благо, люди разные и с хорошим воспитанием большинство.
Ольга10 марта 2017, 12:34
Здравствуйте, братья и сестры!Очень актуальная статья!Спасибо Вам, отец Нектарий!Видите,как все откликнулись?Сама всё время думаю о том, насколько изменилось наше общество - люди стали грубыми, бестактными, считающиеся только со своим - другие не в счет.Всегда обращаю на это внимание.Стала приходить к выводу, что это у меня плохой характер, раз остро на всё реагирую - может, это гордыня,тщеславие?...Сама, честно, всегда улыбаюсь, благодарю, стараюсь помочь и искренне не понимаю, почему нужно людям грубить,еще страшнее-унижать..Самоутверждаются что ли так люди?!И то, что в миру, приносят в церковь.Какая там культура?!
М. С.10 марта 2017, 11:59
А я ещё вспомнила рассказ Одоевского "Городок в табакерке", но меня "зацепил" не сам сюжет, а манера общения двух мальчиков возраста, примерно, учеников начальной школы. Чего стоит их обращение друг к другу на "Вы"! Невольно сравнила их поведение с поведением персонажей советских детских писателей не в пользу последних. Конечно, и в ту эпоху хватало хамов, но была аристократия, чьи правила обязан был усвоить тот, кто хотел в её ряды войти, например, при дамах не сквернословить и др. А сейчас хоть бедный дом, хоть богатый; везде можно напороться на грубость и неотёсанность. Хотелось бы, чтобы люди почаще вспоминали положительный опыт прошлого. Русский человек может и должен быть вежливым.
Ольга10 марта 2017, 00:02
Написано все правильно. Но у меня вопрос о наболевшем. Всегда пытаюсь общаться с людьми вежливо, максимально корректно, уступчиво. В результате и студенты, и квартиранты садятся на голову и сверху еще плюют. А когда покажешь зубы, то все встает на свои места. Потому что если вежлив, а тем более уступчив, то значит слаб, а значит и плюнуть можно, и не заплатить, и оскорбить. И примеры святых не во всех житейских ситуациях проходят. Увы! И вроде хотел как лучше, а получилось как всегда, а то и хуже? Почему?
Елена 9 марта 2017, 19:30
Отец Нектарий, не могли бы Вы в следующей своей статье поразмышлять над тем, почему некоторые православные позволяют себе обращаться ''на ты'' к людям, которые вдвое старше их по возрасту? Это, может быть, такой ''православный этикет''? Меня ОЧЕНЬ волнует этот вопрос и ВСЕГДА коробят ТАКИЕ обращения! Может, у меня гордыня?
Ольга 9 марта 2017, 17:06
«Батюшка, здесь очередь, а мне нужно пройти и свечи купить». Поэтому в некоторых храмах сделано очень разумно: для продажи свечей (и иногда для принятия записок - по большим праздникам) стоит отдельный стол. Где действительно очередь двигается очень быстро. Свечи можно купить и в основной лавке, но там, бывает, встанет впереди дама и пока все заинтересовавшие ее крестики и цепочки не рассмотрит, не отойдет...а уже времени совсем мало до начало службы.
Спасибо тем священникам, которые заботятся о прихожанах, а не относятся формально даже в такой ситуации.
Татьяна 9 марта 2017, 15:05
Если будем все, как один, воспитанные, то кто-же нашу гордыню обтесывать будет? )) Хотя, конечно, проблема у нас имеется, если сравнивать с западным миром. С другой стороны, они так привыкли к хорошему обращению друг с другом, что малейшим образом задетое самолюбие вызывает огромную обиду. Так что для спасения сплошь вежливое общество, наверное, неполезно.
Евгения 9 марта 2017, 14:33
В некоторых Храмах свечи лежат отдельно и прорезь для пожертвований, удобно для тех кто торопится.
Людмила 9 марта 2017, 13:04
Спаси Господи, батюшка! Очень ждем Вашего приезда в Москву.
елена 9 марта 2017, 10:10
Спаси вас , Господи, отец Нектарий! Статья очень полезная и мне понравилась.Вот только не все бабушки её могут прочитать,незнаю может я не права но как то об этом -о культуре поведения в храме надо батюшкам проговаривать на проповедях немножко хоть какие то делать замечания как надо вести себя в храме.хоть несколько слов и так на каждой проповеди вот тогда думаю будет толк,а то ведь действительно толкаются,лезут вперед,разговаривают.
Виктория 9 марта 2017, 10:00
Спасибо за статью!Дай Бог, чтобы она благоприятно повлияла на возмущающихся в храме.Очень часто я бываю свидетельницей такого поведения в Сретенском монастыре-постоянные прихожанки кричат на весь в храм на людей: я тут двадцать лет стою, это мое место!! Расталкивают всех, выживают с "их мест". Я уже в лицо знаю этих женщин и стараюсь не занимать "их места", потому что "это их храм, это их батюшки", а мы все остальные должны стоять на улице, потому что мы не 20 лет тут стояли.Делают замечания если бабульки подпевают хору, шикают на всех.Даже если эти женщины опоздают на литургию, они всех разгонят, их подруги будут говорит- расступись!!!
Иван Снетков 9 марта 2017, 03:13
Мы с мамой приходим минут за 10 до начала Службы,и поэтому стоим ближе к Алтарю.И вот я приучил себя,чтобы вставать последним в очередь,когда ставят крестик маслом и прилагаешся к иконе в конце Службы.А началось с того,что как то я вспомнил слова из Нового Завета о том,что первые станут последними,а последние-первыми))).И как то это в голову засело,что стало уже как бы принципом-да и интересней постоять,на людей посмотреть.
9 марта 2017, 01:50
Про культуру внутри семьи -100%, почему мамы и бабули заставляют детей распихивать людей во время Службы, чтобы пробраться к началу? И почему на правой мужской стороне всегда стоять легче и спокойнее (совесть мучает, что не в своем ряду:), но в женском уровень агрессии зашкаливает, это стыдно. Мне очень стыдно перед мужчинами, что они видят такое лицо женщин.черная тряпка на голове, раступись, православная идет. Потом удивляются, где встретить мужа? Почему я одна?
9 марта 2017, 01:43
А причем тут "недовольные" ,недовольные сами не идут туда работать. У этих женщин большая ответственость " по одежке встречают", опять-таки, когда работали студенты Сретенской, они невероятно дружелюбно и доступно рассказывали и поясняли. Например, в Храме Словущего на Тверской - такие милые сотрудницы(весьма преклонного возраста), от которых уходить не хочется,они и инструкцию дадут и отогреют. Если нет таланта терпеть людей, зачем идти на эту должность добровольно?
Светлана Ф. 8 марта 2017, 21:52
М. С. В начале 90-х я познакомилась с женщиной, которой тогда было около 90 лет.Звали её Евгения, отчества, к сожалению, не помню. Когда она училась в гимназии, то видела имп. Николая II, кот. приезжал в Грузию. Евгения (Георгиевна?) была сама деликатность. Она никогда не поддерживала сплетни и конфликты, говорила мало и по-существу. Её можно было бы охарактеризовать словами благородство. Достоинство по отношению к себе, которое не позволяло ей унижать саму себя некрасивыми поступками. Думаю, за этим стояла сильная самодисциплина, привитая воспитанием, в том числе.
Игорь 8 марта 2017, 19:43
Андрей, не о "существе" ваш пост, и не о безобразии... О вас. Другие люди отражают только то что есть в нас самих... Что ж за вера такая у вас, если увидев девочку в короткой майке вы готовы из прихода уйти?
Фотиния 8 марта 2017, 19:26
Как много упреков в адрес женщин/бабушек в свечных лавках...
А много ли из "недовольных" взглянули при этом на себя со стороны?
Чего только не увидишь
Владимир Z. 8 марта 2017, 18:00
Спаси Господи, отец Нектарий! Жаль, что так мало!
раба Божия Тамара 8 марта 2017, 17:51
о. Нектарий написал правильно и хорошо...одно печалит - ничего уже не изменишь... Зайдешь в соц.сети - а они сейчас единственное место встречи с друзьями, которых разбросало по всему свету - а там ну такое наглядишься и начитаешь...даже заголовка достаточно, чтобы весь день тошнило...а сколько нецензурщины, грубости, пошлости...Старая гвардия - и то уже сдает позиции: одна интеллигентная женщина поставила чужой пост с грубыми выражениями...я написала ей частно - что тебя "взломали", такого ты не могла бы сказать, а она: - "очень правильно было вот и выставила...а грубость - так можно и пропустить." А молодежь как пишет...а на улицах -уши хоть затыкай..так грустно и больно. Спаси нас, Господь
взгляд со стороны 8 марта 2017, 17:51
Начинать нужно с культуры в семье.Очень неприятно видеть в метро,когда бабушка или мама стараются скорее посадить свое чадо(10-12 лет),а сами на вытяжку стоят перед ним.Такие детки в дальнейшем,никогда не уступят место пожилому человеку или беременной женщине.В храме тоже стараются протиснуться вперед,в то время,как служба давно уже идет и к иконам приложиться.Если каждый будет контролировать свое поведение,то и будет любовь и лад на приходе.
Дана 8 марта 2017, 17:17
Все очень правильно батюшка пишет! Как часто не хватает в жизни простой вежливости, тактичного отношения, - уступить дорогу, придержать дверь, не перебивать друг друга, улыбнуться приветливо, предложить (пусть даже формально) помощь, спокойно что-то объяснить... Все это согревает сердце и вытаскивает из уныния. Не знаю, особенности ли это английского воспитания, или и в России до революции дворяне такими были. А мы сейчас очень, очень грубые, бестактные. И если на душе и так плохо, то бестактность и грубость могут вообще почву из под ног выбить.
Ольга 8 марта 2017, 16:43
"Христиане должны стать святыми и совершенными. Совершенство и святость начертываются сначала глубоко в душе христианина, а уже потом -и в пожеланиях его, в речах его, в делах его.
Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы так было засвидетельствовано его христианское житие и славилось имя Божие.
Кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить.и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения.
Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость" свт Нектарий Эгинский
Наталия 8 марта 2017, 15:30
"Она приветливо улыбается – и нет никакого удивления или смущения, будто бы она нас ждала как припозднившихся гостей." Отличный пример доброжелательности! Спасибо за статью.
Марина 8 марта 2017, 14:28
Спасибо, о. Нектарий, за такие нужные и добрые слова! Правда, что в храмах бабушки-свечницы рявкают так, как ни один самый грозный архиерей не сможет. Да что и говорить, даже в любимом Сретенском такое бывало. Хотя, сектантское "бомбардирование любовью" тоже бывает: когда блаженная улыбка улетучивается и остаётся только невнятное беканье-меканье "православного" экскурсовода. Конечно, всяк приходящий в храм надеется увидеть хоть частичку доброты и тепла. Этого иногда бывает достаточно, чтобы уберечь человека от неправильного решения. Спасибо!
natalja 8 марта 2017, 13:25
Очень правильно написали! Уровень культуры очень низкий!!!!!
Геннадий 8 марта 2017, 11:43
Как правильно сказано про нарисованные улыбки! Я сам когда переезжал в Германию, сетовал на неискренние улыбки европейцев, а потом задумался, когда прочитал где-то в святоотеческой литературе о том, как внешнее поведение может стать триггером к изменению внутреннего состояния.
Галина 8 марта 2017, 11:30
Аминь!
М. С. 8 марта 2017, 11:22
А я в связи со статьёй подумала вот о чём: нас часто обвиняют в мрачности и сердитости, часто это объясняют советским прошлым, а кто знает каким был досоветский, дореволюционный русский человек? Эту цивилизацию мы не застали и представляем её смутно, но всё же интересно были ли люди тогда приветливее и вежливее или нет?
о. Максим 8 марта 2017, 11:20
По поводу истории с девушками и свечками считаю, что батюшка как раз-таки поступил неправильно. Люди в очереди действительно могут полчаса в очереди стоять за крестиками, иконами, книжками, записывать 10 сорокоустов. Поэтому для тех, кто хочет просто купить свечку, почему бы и не сделать отдельную очередь? Батюшка возмущается тем, что девушка ушла недовольна, а можно было бы просто проявить смирение с его стороны и сделать приятное человеку. Ну по крайней мере моё видение такое.
Ирина 8 марта 2017, 10:39
Всё очень верно! Спасибо!
8 марта 2017, 10:09
Это самая нужная статья:), хочется ее распечатать и раздавать у Храмов. "Возлюби ближнего", по логике, должно начинаться просто с доброжелательности и приветливости людей. В Храме рядовое бытовое хамство прихожан усложняет наши задачи первостепенные. Меня очень смущает, когда женщины из свечных лавок всю свою скорбь и рев и мнения выдают захожанам или некрещеным людям, которые решаются зайти в Храм. ( во всеми нами любимом Сретенском частенько наблюдаю эту картину). Про давку, распихивание у икон, болтовню во время Служб и отсуствие гигиены ( а это бытовая лень) всем известно.Возлюби ближнего - значит уступи свое место
марина 8 марта 2017, 09:35
Спасибо, отец Нектарий, за Ваши заметки. Почему-то суета сует так задевает, что из-за суеты сама начинаю суетиться, а потом возникают переживания как из-за пустого. Что-то так действует, что начинаешь думать о суетном. Спасаешься молитвой. Спаси Господи Вас и всех право славных христиан!
Андрей 8 марта 2017, 09:34
Полагаю, что при формировании стратегии общения следует исходить из своих конечных целей и доминирующего типа страстей в ожидаемой среде общения. Главное, не надо играть самим и навязывать другим игру в великих святых. Классика жанра: зашло однажды летом на литургию, что то заказать да поставить свечи молодое, стройное и цветущее существо женского пола в короткой майке и ещё более коротких шортах. Тому существу мило улыбались сидящие за свечным ящиком, ведь иначе оно уйдёт скорее чем через 5 минут и даже будет потом что то говорить о храме, но не думали о том, что по факту безнаказанного безобразия из прихода уйдут многие.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×