9 марта 2017 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил включить в месяцеслов имена нескольких святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, в западных странах.
17/30 марта Православная Церковь будет праздновать память святителя Патрикия, просветителя Ирландии († предположительно в 493 г.), более известного среди верующих как святой Патрик.
Святитель Патрикий родился в 389 году около Дамбартона, на юге Шотландии, в семье диакона Кальпорния, бывшего римского декуриона, отцом которого был священник Потит. Приблизительно в 405 году Патрикий был пленен ирландцами и продан в рабство, в котором пробыл шесть-семь лет в качестве пастуха. Затем он бежал в Бретань и подвизался в монастырях Галлии. В 415–420 годах он обратился к папе Римскому по поводу крещения Ирландии, но получил отказ. Успешной стала вторая попытка, предпринятая в 432 году. Патрикия рукоположили во епископа и он отправился в Ирландию с апостольское служение.
Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги Евгения Старшова «Святые древней Ирландии» (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 (Серия «Кафедра»)).
***
Учительство. Особенность христианского учительства, по словам отца Павла Флоренского, в том, что истина «не доказуется, а показуется». В связи с этим становится понятной та богодухновенная простота и ясность, с которой святой Патрик объяснил ирландцам догмат о Пресвятой Троице. Он разъяснил ипостасное бытие Триединого Бога по образцу листа клевера-трилистника, где три части нераздельно соединены в один лист. Он оставил в своей «Исповеди» (ок. 460 г.) вероучительный фрагмент, иногда называемый «Правилом веры в Троицу Кельтской Церкви»: «Ибо нет иного Бога, и не было никогда, и никогда не будет, кроме Бога Отца, нерожденного и безначального, от Которого все имеет начало и Который господствует над всем, как мы были научены; и Его Сына Иисуса Христа, Которого мы исповедуем всегда бывшим с Отцом, Который был духовно и непостижимо рожден прежде начал времен и прежде сотворения мира и Который сотворил все видимое и невидимое. Он был соделан человеком, победил смерть и был принят на небеса Отцом, Который дал Ему всю власть над всяким именем небесных, земных и преисподних, чтобы каждый язык мог исповедать Иисуса Христа Господом и Богом, в Которого мы веруем. И мы ожидаем, что Он скоро придет снова, судить живых и мертвых, чтобы воздать каждому по делам его. И Он изливает на нас в изобилии Своего Духа Святого, дар и залог бессмертия, творящего тех, кто верит и повинуется, сынами Божиими и сонаследниками Христу. И мы исповедуем Его и поклоняемся Ему, Единому Богу в святоименной Троице».
Священнодействие, включающее в себя совершение Таинств крещения (с миропомазанием), Евхаристии, а также и рукоположение в священство. Вновь обратимся к «Исповеди» святого Патрика как к драгоценному первоисточнику: «Я в большом долгу перед Богом, ибо Он даровал мне столь великую благодать, что мной многие были возрождены во Христе и после миропомазаны и что повсюду рукополагались клирики для них. Итак, нам надлежит расширить наши сети, чтобы мы могли великое множество и тьму людей уловить для Бога и чтобы везде могли быть клирики, крестящие и убеждающие тех, кто этого жаждет и в этом нуждается. Среди прочих была и красивейшая, счастливая, уже вполне зрелая женщина благородного происхождения из скоттов, которую я крестил (и которая) получила откровение стать невестой Христовой. Я крестил столь многие тысячи. И я ходил среди вас повсюду чтобы крестить, или рукополагать клириков, или совершать миропомазание».
Церковное управление. В 445 году святой Патрик основывает главное архиепископство в Арме (Armagh) в графстве Даун. Святой Патрик становится первым примасом Ирландии, и на последующие века Арма остается центром Ирландской Христианской Церкви.
Предназначение на миссию благовестия. Святой Патрик описывает свой личный мистический опыт: вначале ему явился в видении некий пришедший из Ирландии муж Виктор, принесший послание под названием «Голос ирландцев». И далее: «...в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали за лесом Фоклут, что у западного моря, и они взывали как одним голосом: “Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас”. И в другую ночь, “в теле ли или вне тела, — Бог знает, я не знаю” (цитирует апостола Павла — см.: 2 Кор 12, 2), я был призван еще более ясными словами, которые слышал, но не мог понять, кроме окончания сказанного, что гласило: “Тот, Кто отдал за тебя Свою жизнь, Он говорит с тобой”».
Подвиг свидетельства. Вся жизнь и подвижничество святого Патрика являются подвигом свидетельства; он сам развивает эту тему в конце «Исповеди» (которая тоже является свидетельством!): «Вот, я снова и снова кратко повторяю слова моего исповедания. Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми Ангелами, что никогда не имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований, чтобы вернуться к народу, от которого прежде бежал с таким трудом».
Чудотворение и власть над злыми духами. В «Исповеди» содержится рассказ святого о том, как по его молитве голодавшие спутники-язычники обрели свиное стадо, а затем мед. По своей скромности святой прямо не называет чудо чудом, но ирландские христианские предания рассказывают о нескольких чудесах святого Патрика. Король Лоэгайр, опасаясь за свою власть, подослал к святому убийц, но когда тот прочел гимн «Мольба оленя» (иначе «Крик оленя»), он и его спутники предстали перед убийцами в облике прекрасных оленей. Этот гимн сохранился до сих пор и, судя по архаичному ирландскому языку, может вполне принадлежать Патрику.
Место смерти Патрика было окружено множеством поющих птиц, в которых его современники увидели Ангелов. Ирландцы считают, что святой изгнал с их острова змей: он собрал их в коробку и кинул в море. Эта легенда имеет два толкования: буквальное (в Ирландии действительно не водятся змеи) и аллегорическое (победа святого Патрика над друидами и ниспровержение их учения; змея считалась одним из символов друидов. Эта легенда легла в основу иконографического образа святого Патрика — от ног святителя в разные стороны расползаются змеи.
Преследования и мученичество. Святого и основанную им общину преследовали ирландский король Лоэгайр из Тары и шотландский король Коротик из Думбартона. Святой пишет: «Святейший Бог часто избавлял меня — от рабства, и в двенадцати судах, в которых жизнь моя подвергалась опасности, от западней, устроенных людьми, и от многих других вещей».
Святительский подвиг также органически входит в подвиг апостольский; другое дело, что не все равноапостольные являлись святителями, но святой Патрик исполнил и святительский подвиг. Мы видим и духовную мудрость, ниспосланную от Бога, личностный подвиг аскезы (подвизание в галльских монастырях), чудотворение, смирение, милосердие. Особо выделим его противостояние с королем Коротиком: стояние за Православие и бесстрашие перед неправедными или нехристианскими властителями, а также забота о вверенной пастве являются одними из характерных черт святительского подвига.
Духовные наставники святого Патрика — святой Иоанн Кассиан и святой Герман Оксеррский. Они подвизались в Палестине, в Вифлеемской киновии, затем посетили египетские монастыри, беседовали с отшельником и духовным писателем Евагрием Понтийским, после чего прибыли в Константинополь, где пребывали под духовным наставничеством святого Иоанна Златоуста, рукоположившего Иоанна Кассиана в сан диакона, а Германа — в пресвитера. Позднее святые вернулись в Галлию.
Таковы основные грани духовного подвига святого равноапостольного Патрика. Его плоды начали появляться еще при жизни святого (на проповедь в Ирландии Господь отвел ему около шестидесяти лет!). Была создана Ирландская Церковь. Многие тысячи ирландцев обратились ко Христу: в их числе и «благородные», и местные князьки «короли» (Евграф Смирнов указывает в своей «Истории христианской Церкви», что Ирландия в первой половине VI века «уже вся была страною христианскою»). Получило начало монашество (святой Патрик не только строил церкви, но и основывал монастыри), и через это на ирландской земле укоренилась сиро-палестинская монашеская традиция, переданная святому Патрику его учителем Иоанном Кассианом. Святой Патрик даровал ирландцам алфавит и письменность и основал много христианских школ. Ученики и последователи святого Патрика продолжили его дело не только в Ирландии, но и за ее пределами, порой заново открывая свет учения Христова европейцам. В древнейших ирландских святцах (VIII век) содержалось уже триста пятьдесят имен прославленных святых. Таковы итоги миссии святого Патрика.
Христианизация Ирландии в V веке по Р.Х. — явление уникальное. Просвещение этой, совершенно дикой в то время, варварской страны произошло не «сверху», через указы римских императоров или местных королей, но благодаря многолетнему подвижничеству святого Патрика, просиявшего в апостольском служении, основавшего Ирландскую Церковь и обратившего ко Христу тысячи людей. Ряд исследователей полагает, что успеху миссии святого Патрика содействовало стремление высших слоев ирландского общества освободиться от власти друидов. Так или иначе, христианизация Ирландии прошла бескровно, и миссия святого Патрика принесла обширные плоды. Через своих учителей — святых Иоанна Кассиана и Германа Оксеррского — святой Патрик принес на ирландскую землю духовные сирийскопалестинские традиции. Служение равноапостольного Патрика находит полную аналогию с миссионерством святого апостола Павла и в целом характеризуется пастырством (учительство, священнодействие и церковное управление). Оно включает и такие аспекты, как избранность, благовестнические труды, подвиг свидетельства, дарованная от Бога мудрость, посвящение в Божественные тайны, чудотворение.