Тайна Царских мощей в русской эмиграции

Царская Семья Царская Семья

Мощи святых всегда почитались в Православной Церкви как священные реликвии, связующие земную и небесную части единого церковного народа. С прославлением Царской Семьи неизбежно встает вопрос о ее мощах.

Отношение большинства православного народа к «екатеринбургским останкам» известно (основной причиной недоверия, конечно, было общее недоверие к действиям и словам властей – см.: «Екатеринбургские останки» как зеркало русской смуты). Целью этого «перезахоронения» было сокрытие правды о ритуальном убийстве и уничтожении тел. Даже лояльная ельцинским властям патриархия не нашла убедительных доказательств подлинности останков, но поскольку и стопроцентных доказательств обратного нет – вопрос следует считать окончательно нерешенным. (Не исключено, что хотя бы часть «екатеринбургских останков» может быть подлинной; для этого необходимо расследовать историю их возникновения и обретения на основе тех документов и сведений, которые остались секретными.)

В русском Зарубежье известны другие останки, которые эмиграция с полным правом связывала с Царственными Мучениками. Этой теме и посвящена наша статья, поскольку с зарубежными останками тоже связана тайна, еще не раскрытая. (Большинство из приводимых ниже сведений печатается впервые – по материалам готовящегося к изданию 2-го тома нашей книги «Миссия русской эмиграции».)

Как известно, белым следователем Н.А. Соколовым было собрано множество вещественных доказательств убийства Царской Семьи и ее слуг, в том числе небольшие частицы их тел: палец, осколки костей, куски кожи, сальные массы, вытопившиеся при сжигании. При отступлении белых все это было эвакуировано в Европу через Дальний Восток.

Крупные предметы (одежда, иконы, предметы домашнего обихода и т.п.) были отправлены поездом во Владивосток, но из 50 ящиков дошло лишь 29. Они были увезены в марте 1920 г. английским кораблем в Англию и переданы там Великой Княгине Ксении Александровне (сестре убитого Государя). Частицы мощей содержались отдельно в специальном сундучке. Их вывез вместе со следственным делом французский генерал Жанен (ранее выдавший красным адмирала Колчака) на французском судне, на нем же выехал следователь Соколов.

Материалы следственного дела и мощи генерал Жанен должен был передать дяде убитого Государя – Великому Князю Николаю Николаевичу (вероятно, как самому старшему по возрасту из Романовых и бывшему Верховному главнокомандующему Русской армии). Однако тот отказался принять их со странным объяснением, что «является частным лицом»... (Это, однако, не помешало ему позже выступать в роли «вождя эмиграции».) Тем более странно, что Николай Николаевич предложил Жанену передать реликвии не другим членам Династии (например, вдовствующей Императрице-Матери в Дании), а совершенно не монархическим кругам – М.Н. Гирсу, бывшему послу в Италии, ставшему в эмиграции председателем Совещания послов (объединившего в основном послов Временного правительства, то есть февралистов и масонов). Возможно, в этом сказались либеральные взгляды и связи самого Николая Николаевича, тоже поспособствовавшего отрешению Государя от престола...

Для перенятия от Жанена реликвий Гирс командировал капитана 1-го ранга Дмитриева. Позже тот вспоминал: «Насколько я помню, первое время они хранились в имении Гирса под городом Драгиньян [во Франции] в часовне и незадолго до своей смерти он передал их для хранения графу В.Н. Коковцеву, который положил их в сейф Русского для Внешней Торговли Банка... Перед своей смертью граф Коковцев передал все последнему оставшемуся Российскому Послу В.А. Маклакову. Где хранил сданные ему вещи Маклаков, я не знаю...» («Владимiрский Вестник». Сан-Пауло. 1959. № 80).

По другим данным, Гирс сразу передал реликвии особой коллегии. Так это или нет – для нашей статьи не столь важно. Важна дальнейшая судьба самих реликвий, оказавшихся в неправославных руках. После смерти Гирса (27.11.1932) этот вопрос особенно взволновал православную эмиграцию, ибо преемником Гирса на посту председателя Совещания послов стал Маклаков, человек вообще нецерковный и известный масон. При этом важно отметить общее состояние русской эмиграции в это время.

Во-первых, еще в 1926 г. от Русской Зарубежной Церкви откололись либерально-демократические круги: Американская митрополия и французские приходы, возглавлявшиеся митрополитом Евлогием. Откол произошел под явным влиянием масонства, и упомянутые хранители останков были в числе инициаторов откола (см. об этом в нашей книге «Миссия русской эмиграции», гл. 6-8).

Во-вторых, это была эпоха всемiрного экономического кризиса и начавшегося крушения «версальской» раскладки сил в Европе. Неспособные справиться с этим кризисом демократические правительства одно за другим уступали место авторитарным режимам фашистского типа. Образцом для них был итальянский фашизм, установивший новый строй – корпоративизм, бросивший вызов масонско-еврейскому засилью. Фашистские партии множились по всей Европе, и «мiровая закулиса» понимала, что справиться с этой опаснейшей для нее национальной альтернативой можно только путем новой всеевропейской войны. (Для этого еврейские банки Уолл-стрита и стали вскармливать Гитлера как агрессивного «полезного идиота» для развязывания войны и устранения всего европейского фашизма славянской кровью.)

Все это побуждало и русскую эмиграцию к сплочению и к избавлению от собственного масонского засилья (см. «Миссию русской эмиграции», гл. 10). Русская Зарубежная Церковь, чувствуя свою ответственность, с 1932-1933 годов начала предпринимать ряд важных организационно-политических шагов. В их числе отметим знаменитое Окружное послание против масонства (15/28.8.1932), подготовку церковного объединения всей православной эмиграции (оно состоялось в 1935 г.) и проведения II Всезарубежного церковного Собора (1938).

В ряду этих усилий Церковь стала добиваться и перенятия мощей Царственных мучеников в свое ведение для их отпевания и достойного упокоения в одном из храмов. В частности, известный историк русской армии А. Керсновский писал об этом (21.12.1932/3.1.1933) из Парижа первоиерарху Зарубежной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому):

«Психологически момент выбран нами удачно – как раз по опубликовании Окружного Послания [против масонства. – М.Н.]. Затрещит Треугольник! В дальнейшем, если это святое дело удастся, надо будет повести кампанию по освобождению РОВСа от масонов и по приведении его в законопослушность, – а во всяком случае к открытому исповедыванию «За Веру, Царя и Отечество»... Все это можно будет осуществить еще в наступающем 1933 году (обещающем политически быть особенно важным). Однако главное и предварительное условие – это первая победа над масонами в деле спасения Царского праха. Она создаст необходимую, единственно возможную обстановку для дальнейшей работы...».

Керсновский представлял себе уже и церемонию перенесения праха: «Вся эта торжественная обстановка – всенародное молебствие, воинские почести – психологически поразит эмигрантскую массу... Демагогия вождей и всякого рода непредрешенцев этим будет само собой ущерблена...».

Эта попытка обретения Церковью мощей Царственных Мучеников развивалась следующим образом. (Вся цитируемая переписка хранится в ГАРФ: ф. 6343, оп. 1, д. 289.)

2/15 декабря 1932 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей принимает решение обратиться с запросом к В.А. Маклакову – преемнику Гирса в должности председателя Совещания послов. 10/23 декабря 1932 г. Митрополит Антоний пишет Маклакову:

«В свое время русское общественное мнение за границей было сильно взволновано вопросом о судьбе священных для каждого из нас Останков Царственных Мучеников, вывезенных из Сибири и переданных ген. Жаненом покойному М.Н. Гирсу. В связи с кончиной его снова возникает тревога об их судьбе, причем раздаются голоса даже о том, что они хранятся не соответствующим для таких Священных Останков образом. Останки каждого православного христианина окружаются со стороны Церкви известным почтением и его тем более заслуживают, конечно, Останки Царственных Мучеников. Вот поэтому Архиерейский Синод долгом своим почитает просить Вас о сообщении ему, приняли ли Вы после кончины М.Н. Гирса эти останки, а также, где и как они хранятся?..».

Ответ Маклакова (6.1.33) был уклончив: «...Считаю долгом Вас уведомить, что после кончины М.Н. Гирса мне стал известен порядок хранения, который был установлен для перевезенных из Сибири и по указанию Великого Князя Николая Николаевича переданных М.Н. Гирсу генералом Жаненом документов и различного рода предметов, относящихся до следственного производства об убиении Царской Семьи. В виду их исключительного характера все они были переданы на хранение особой коллегии в условиях, совершенно исключающих возможность утраты их вследствие чьей-либо смерти. В виду сказанного, Ваше Высокопреосвященство изволите усмотреть, что на Ваш вопрос «принял ли я после кончины М.Н. Гирса эти останки», я должен ответить, что М.Н. Гирс лично их хранителем не был и потому после его кончины я от него принимать их не мог. Смерть М.Н. Гирса в хранении их ничего не изменила; установленный порядок и способ хранения был рассчитан на время не одной человеческой жизни, а на все время, пока в хранении их за границей продолжается печальная необходимость».

При этом Маклаков не ответил на вопрос, как хранятся сами останки, отнеся их в категорию «различного рода предметов».

Далее Синод вновь запрашивает Маклакова, каким образом можно войти в переписку с упомянутой им «коллегией» хранителей (запись в журнале Синода от 20.1./2.2.33).

Ответ Маклакова (15.2.33): «Имена этих хранителей будут оставаться для всех в тайне. Эти имена, равно как и способ хранения, кроме самих хранителей, были известны только М.Н. Гирсу, а после его кончины мне». Маклаков может лишь предложить свое посредничество в переписке с ними.

29.2/11.3.33 Синод обращается через Маклакова уже к самим «хранителям» с теми же вопросами, ибо останки следует предать христианскому погребению с отпеванием в русской церкви. Ответ хранителей (14.5.33), переданный через Маклакова, категоричен:

«Никаких священных останков, принадлежащих Царственным Мученикам, в числе вещественных доказательств вовсе не имеется [выделено хранителями. – М.Н.] Давая полный перечень вещественных доказательств, приобщенных к следственному производству, – а других предметов мы на хранение не принимали, – г. Соколов указывает лишь следующие предметы, которые являются частью человеческого тела вообще, но без всякого утверждения, что они принадлежали телу кого-либо из членов Царской Семьи:

1) № 62 Две фаланги женского пальца.
2) № Несколько кусков человеческой кожи.
3) № 64 Кости, частью полуобгорелые, принадлежащие млекопитающему, и рядом с этим скелет собачки Джимми (№ 63).
4) № 65 Несколько комков земли, пропитанных жиром или салом.

Все остальные предметы, свыше 400 номеров, представляют собою части одежды и обуви, образа, книги, фотографии, картины и проч., частью вырытые из глубины шахты, или найденные в лесу, где совершено было сожжение тел замученной и убитой Царской Семьи, частью собранные в комнатах Ипатьевского дома.
Таким образом отпадает само предположение Ваше, что среди вещественных доказательств, хранимых нами, имеются священные останки Царственных Мучеников, могущие быть преданы земле с совершением отпевания...».

Возможно, будучи людьми нецерковными, хранители не понимали, что священными останками является даже малейшая частица тела мученика; но скорее всего они сознательно не хотели давать правой эмиграции эти мощи, чтобы не способствовать ее укреплению в том смысле, как на это надеялся Керсновский.

Например, хранители весьма надуманно объясняют всю свою секретность тем, что «ежели правительство СССР будет иметь сведения, кто и где хранит следственное делопроизводство, оно всегда сможет через своего представителя в той стране, где хранятся эти документы, предъявить официальное требование соответствующему правительству о выдаче ему следственного делопроизводства по делу, совершенному советскими служащими на советской территории...». – Разумеется, никаких правовых оснований на это у советского правительства не было, да и следователь Соколов не был советским служащим.

В новом письме (17/30.6.33) Синода хранителям митрополит Антоний констатировал: «По существу дела на Вашем хранении находятся и Останки Царской Семьи, хотя и скудные, перечисленные в Вашем письме»; теперь «факты убийства Царской Семьи и некоторых приближенных доказываются с несомненностью... Почему, признавая вещи принадлежащими Мученикам, делать исключение для обнаруженных обломков костей?.. Пусть малы эти 42 осколка костей, но они заслуживают с нашей стороны одинаково благоговейного отношения, как если бы сохранились целые тела мучеников. Так воспринимается это и русскими людьми...». Митрополит Антоний напомнил в этой связи выводы Соколова, признавшего подлинность найденных останков.

Тут же митрополит Антоний вновь затронул вопрос о неподобающем хранении останков Царской Семьи лицами, «принадлежащими к конституционно-демократической партии», и предложил привлечь к этому одного из представителей Династии. Так «можно хотя бы успокоить тех преданных Царственным Мученикам людей, которым представляется, что Их Останки пленены не только людьми, равнодушными к памяти Страдальцев, но даже, может быть, и вредящими».

Между тем, волнение правой эмиграции росло. С тем же предложением к Маклакову обратилось Правление Общества Памяти Государя Императора Николая II, подчеркнув, что родственники из членов Династии имеют более всего прав на решение судьбы останков. Стали множиться коллективные письма от групп православных прихожан из разных стран...

Хранители ответили Синоду через Маклакова лишь через два с половиной месяца (10.9.33) все в том же духе: «Прежде всего мы не можем не выразить нашего недоумения – на каком основании Архиерейский Синод определенно отрицательно решает вопрос об участии в составе нашей коллегии члена Царской Семьи, тогда как состав коллегии никому не известен»... Если бы член Династии и был включен в коллегию, он был бы обязан «никому об этом не говорить», иначе «он рискует очутиться ответчиком по предъявленному к нему советской властью иску...».

Тем не менее Синод решил привлечь к делу членов Династии Романовых, начав с Великого Князя Кирилла Владимiровича.

Тут необходимо напомнить, что в 1929 г. (после смерти Вел. Кн. Николая Николаевича) митрополит Антоний в целях сплочения эмиграции решил открыто поддержать Кирилла Владимiровича (провозгласившего себя в 1924 г. «Императором Кириллом I») и призвал всех объединиться вокруг него как «старшего по первородству». (Митрополит, к сожалению, не знал, что Кирилл был лишен прав престолонаследия Государем Николаем II из-за кровосмесительного брака, запрещенного Церковью и законами Российской империи, за что Кирилл потом и отомстил Царю в дни Февральской революции, предав его еще до его отречения и выпустив призыв к войскам переходить на сторону новой власти; см. документы в нашей книге «Кто наследник Российского Престола?».

Во всяком случае, вмешательство Кирилла в дело перенятия Церковью Царских мощей могло стать важным, как это полагал в уже цитированном письме Керсновский: «Все зависит от Государя. Захочет он предпринять первый шаг – и через год вокруг него объединится эмиграция. Только, ради Бога, пусть не колеблется, пусть не слушает маловерных скептиков... Чувствую, что все эти «Астреи» и «Гермесы» не так уж страшны, как это рисуется запуганному воображению. С Божьей помощью мы их сокрушим, если только серьезно захотим сокрушить».

Но «Государь Кирилл I» заколебался. В архиве Синода имеется письмо (8.1.1933) его секретаря Г.К. Графа, который передает мнение «Государя»: «Перевезти их [останки] в Югославию и хранить в Русской церкви Его Величество находит весьма опасным, ибо есть основания предполагать, что со стороны большевиков могут быть попытки их уничтожить. Хранить же их действительно надежно в церкви будет слишком трудно, раз в нее все могут входить. Думать о торжественном перевозе останков при теперешней конъюнктуре не приходится...».

Странное мнение, если к тому же учесть, что в 1924 г. тот же «Император Кирилл I» требовал от Гирса передачи этих останков, которые «принадлежат всему всему Русскому Народу и не могут быть присвоены и скрыты частными лицами под каким бы то ни было предлогом!..».

После этого Синод 20.1./2.2.1933 обратился к сестрам Государя Николая II – Великим Княгиням Ксении Александровне и Ольге Александровне с запросом, что они думают о необходимости «предания Останков христианскому погребению с совершением над ними отпевания, которого доныне были лишены Царственные Мученики». Ксения Александровна ответила (12/25.2.1933), что она и сестра не уверены окончательно в том, что это настоящие останки Царской Семьи: «В глубине души у нас теплится еще луч надежды, что мой дорогой Брат и Его семья живы. Как же я могу, ... не будучи уверенной, – уверять других?». Таким образом, и сестры Государя отказались поддержать усилия Синода.

При этом надо учесть, что сомнения в подлинности этих останков сеялись кем-то и намеренно вместе с сомнениями в достоверности всего следствия Соколова. (Поскольку он попытался продолжить следствие и в эмиграции, его внезапная смерть в 1924 г. тоже вряд ли была случайной...)

После всего этого Синод признал дальнейшую переписку с хранителями безполезной. Было принято решение совершить заочное отпевание Царской Семьи.

В архиве Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей за дальнейшие годы нет данных о том, что положение в этом вопросе с обретением мощей Царственных Мучеников как-то изменилось...

+ + +

Что же затем произошло с мощами?

По сообщению Н. Былова в журнале «Владимiрский Вестник» (1959, № 80), из сейфа указанного банка они были перевезены Маклаковым в какой-то другой банк. «Во время оккупации Парижа немецкие власти вскрыли сейф этого неизвестного нам банка и увезли ящики. Это было 18 февраля 1943 года. Будто бы немцы вначале соглашались не вскрывать сейф, но потом все-таки вскрыли и увезли ящики в Германию. В Париже в то время ходили слухи, что ящики эти погибли при бомбардировке Берлина, где они находились на одном из вокзалов».

В этой же публикации упоминается (со ссылкой на Великого Князя Андрея Владимiровича и генерала Позднышева) последний состав «коллегии» хранителей в 1943 г.: В.А. Маклаков, А.А. Гулевич, В.В. Свечин и К.К. Миллер. Конечно, главной фигурой в коллегии был именно Маклаков. Во время немецкой оккупации он несколько месяцев просидел в тюрьме как масон, так что конфискация немцами содержимого его сейфа вполне вероятна. А 12 февраля 1945 г. он вместе с группой масонов-совпатриотов нанес визит советскому послу в Париже и заявил: «Мы прекратили борьбу, ... крушения советской власти мы уже не хотим». Так что, если бы немцы не конфисковали ящики и сундучок с мощами, то не исключено, что они тогда могли быть Маклаковым «возвращены на родину»...

Но действительно ли эти частицы мощей Царской Семьи были увезены немцами? Действительно ли они погибли при бомбардировке? Не могли ли они быть захвачены в Германии советскими органами и увезены в СССР?.. Ведь первый экземпляр следственного дела Соколова, как говорят, изъятый немцами из одного из банков в Париже, оказался позже именно в СССР в качестве трофея. Не был ли это тот же самый банк?..

К сожалению, в данное время уточнить все это по архивам КГБ невозможно, ибо органы туда пускают лишь «своих» исследователей-мародеров (вроде Э. Радзинского и Л. Млечина), которые не напишут ничего лишнего, что может пригодиться православным патриотам и повредить славным чекистским предшественникам. Надеемся все же, что рано или поздно найдутся люди, способные пролить свет на эту тайну. В каком бы направлении ни велись поиски мощей Царской Семьи – любой негативный результат (в виде отпадения ложной версии) имел бы значение.

Почему же в последние [1990-е] годы, в связи с захоронением «екатеринбургских останков» в С.-Петербурге, многие в России и Зарубежье стали утверждать, что хранившиеся во Франции останки были замурованы в брюссельском Храме-Памятнике? Кое-кто даже пытался добиться от Зарубежной Церкви доступа к этим останкам «для сравнения». Думается, все эти попытки напрасны, и брюссельский Храм надо оставить в покое.

Видимо, произошла путаница, которую можно объяснить следующим образом, основываясь на информации, любезно предоставленной нам графиней М.Н. Апраксиной (ее отец Н.М. Котляревский был инициатором и затем председателем Комитета по сооружению Храма-Памятника, заложенного в начале 1936 г. и освященного в 1950 г.).

Дело в том, что в брюссельском Храме были замурованы другие реликвии: вывезенные из Сибири самим Соколовым две баночки с землей, пропитанной человеческими сальными массами. Они были переданы им на временное хранение князю А.А. Ширинскому-Шихматову, затем его сыном Кириллом были вручены в 1940 г. в Париже митрополиту Серафиму (Лукьянову) и от него попали в Брюссель. Сначала они хранились в другом брюссельском храме, лишь в 1943 г. их привез в Храм-Памятник протоиерей Иоанн Григор-Клочко. Все это подтверждается публикуемыми здесь распиской и фотографиями из архива М.Н. Апраксиной.

Эти реликвии были помещены в особый ларец, который и был замурован в стену Храма-Памятника. Но в приходском архиве нет никаких данных о том, что там были замурованы и более крупные частицы мощей, хранившиеся масонской «коллегией». Если бы их когда-либо передали в Брюссель – столь важное событие осталось бы в памяти людей, причастных к сооружению Храма и к приходской жизни.

Тем не менее этот Храм-Памятник уникален по собранию других реликвий, связанных с Царской Семьей. В их числе Библия, подаренная Императрицей Наследнику Цесаревичу, Крест с найденными в екатеринбургской шахте нательными иконками и кольцами, икона св. Иоанна Крестителя, находившаяся в Царской Семьей в Ипатьевском доме, погон Государя и его шинель. Все это было передано в Храм покойной Великой Княгиней Ксенией Александровной.

Этот уникальный Храм, сооруженный в память Царственных Мучеников, считается «лампадой» Русского Зарубежья всем святым мученикам Русской Церкви ХХ века.

М. Назаров 2000 г.

Напечатано в двух вариантах (здесь совмещены):
«Имперский Вестник». 2001. № 53. Янв.
«Православная беседа». 2001. № 2.

ПС 2008. Следует также отметить, что обнаружение следователем Соколовым вытопленного человеческого жира на месте уничтожения тел Царской Семьи свидетельствует об их сжигании при большой температуре. Тогда как на «екатеринбургских останках» отсутствуют следы огня – следовательно, они не могут быть царскими. Почитание их верующими как «царских мощей» также за эти годы не установилось.

    

Расписка митрополита Серафима (Лукьянова) в получении реликвий от князя А.А. Ширинского-Шихматова 8/21.1.1940 г.

    

Ларец с землей, пропитанной частицами мощей Царственных Мучеников. Позже он был замурован в стенах Храма-Памятника.

    

После панихиды 4/17 июля 1943 г. Слева направо: Э.Н. Фричеро, прот. Иоанн Григор-Клочко, В. Котляревский, М. Котляревский, кн. П.Б. Щербатов, кн. М.А. Черкасский, В. Кусонский, граф П.Н. Апраксин, А. Слободской, А.В. Гладков, Н.А. Всеволожский.

    
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Екатеринбургские останки: вопросы к ответам Екатеринбургские останки: вопросы к ответам
Юрий Григорьев, Андрей Мановцев
Екатеринбургские останки: вопросы к ответам Екатеринбургские останки: вопросы к ответам
Комментарии к интервью В.Л. Попова
Юрий Григорьев, Андрей Мановцев
В целом беседа оставляет «многослойное» впечатление качественно-новой, уже отнюдь не топорной, но по-прежнему, увы, несомненной тенденциозности. Однако мы постараемся говорить не о впечатлениях, а по сути.
«Мы нашли следы от сабельного удара на черепе № 4» «Мы нашли следы от сабельного удара на черепе № 4»
Вячеслав Попов
«Мы нашли следы от сабельного удара на черепе № 4» Вячеслав Попов: «Мы нашли следы от сабельного удара на черепе № 4»
Криминалист и судебный медик В.Л. Попов о том, как идет работа по исследованию «екатеринбургских останков» и какие результаты и выводы уже получены.
Епископ Тихон: «Получено разрешение от Следственного комитета» Епископ Тихон: «Получено разрешение от Следственного комитета» Епископ Тихон: «Получено разрешение от Следственного комитета» Портал Православие.Ru начинает публикацию статей и интервью экспертов по делу об убийстве Царской семьи
Колонка главного редактора; вопросы, поставленные следствию и экспертным группам Следственным комитетом РФ, экспертами и представителями православной общественности.
Комментарии
М.В. Назаров10 октября 2017, 16:18
Ответ Н. от 10 октября 2017
Суть в том, что останки хотела обрести Церковь, и ей хранителями было отказано. Не понимаю, каким образом наше отношение к хранителям-антицерковникам должно зависеть от отношения сестер Государя к останкам? Эти хранители известны и другими неблаговидными деяниями. И Вы противоречите сами себе. Ранее утверждали, что «Для "хранителей" в 1933 г. Семья Государя Николая II -уже Царственные Мученики и останки Их "хранители" считают священными!». А теперь недостойное хранение их оправдываете тем, что хранители «отвергают их принадлежность Царственным Мученикам и хранят просто изолированно,точно также,как совсем недавно хранились в ГАРФе другие останки»... Чего Вы хотите?
Н.10 октября 2017, 13:54
М.В. Назарову: Почему мы не можем верить Сестрам Государя(цитаты из Их письма от 1933 года Вы приводите)?Если по другим особам могут быть вопросы,то для Великих Княгинь останки священны уж точно и бесспорно,а они их не принимают и отпевать Семью(в ответ на предложение Синода)не хотят.Они ведь Сестры,причём любящие.В зависимости от отношения к этому факту(у каждого оно своё,разумеется)складывается и отношение к "хранителям"и их ответам.А насчет хранения в банковской ячейке предполагаемых останков:"хранители"отвергают их принадлежность Царственным Мученикам и хранят просто изолированно,точно также,как совсем недавно хранились в ГАРФе другие останки,тоже на сегодняшний день непризнанные.
М.В. Назаров10 октября 2017, 10:49
Ответ Ольге 15 сентября 2017, 18:18
Следствие Соколова не было «инспирировано масонским руководством и как полагали для пользы масонов». Ему поручил эту работу адм. Колчак, а непосредственным начальником был генерал М.К. Дитерихс, которые не были масонами. Другое дело, что книга Соколова "Убийство царской семьи" была опубликована в 1926 г. в незаконченном виде, как пишут публикаторы, и, несомненно, сильно "отредактирована" ими. См. об этом: https://rusidea.org/25112307
М.В. Назаров10 октября 2017, 10:36
Ответ на: Н. 3 октября 2017, 14:40
Речь идет не о "возможном масонском происхождении хранителей", а о документально точном, например, Маклаков включен во все масонские энц. словари (в т.ч. издание РОССПЭН, 2001). Что касается фразы хранителей: "никаких священных останков, принадлежащих Царственным Мученикам,в числе вещественных доказательств вовсе не имеется" - то это всего лишь использование слов митр. Антония как возражение ему, а не как признание святости останков. А хранение их в банковской ячейке наряду со всякими символами золотого тельца и мамоны Вы считаете "должным почитанием"?
Единственная просматриваемая цель Вашего возражения - обелить масонских "хранителей". Зачем Вам это?
Н. 3 октября 2017, 14:40
Вот ещё раз вернёмся к этой статье. Автор пишет о возможном масонском происхождении "хранителей",ссылаясь на мнение Синода РЦПЗ о возможном не православном и не должном хранении ими останков,которые Синод считает Царскими( хотя Соколов этого не установил).Но вот формулировка ответа "хранителей":«Никаких священных останков, принадлежащих Царственным Мученикам,в числе вещественных доказательств вовсе не имеется". Для "хранителей" в 1933 году Семья Государя Николая II -уже Царственные Мученики и останки Их "хранители" считают священными!Как можно предположить тогда об не должном почитании "хранителями" Тех, о ком идёт речь в переписке.
ольга15 сентября 2017, 18:18
Большое спасибо,за ценный материал - автору, редакции.Единство Белой эмиграции в трагедии лиишения Отечества, а не во взглядах на происходившие события.То, что более чем "странно" отнеслись к возможным мощам - не удивляет, если они при жизни их мягко говоря " не любили ", неужели полюбят после смерти. При этом всячески оправдывая себя и во всём обвиняя Царственных страстотерпцев; в первую очередь - в крушении империи. То, что прохладно и с недоверием отнеслись к расследованию Н.Соколова наверное потому что оно было инспирировано масонским руководством и как полагали для пользы масонов.
НН17 августа 2017, 17:08
ВАСИЛИЙ, а поверьте нА слово! И помните: Лучше ошибиться в любви, чем в ненависти. Все работали, в меру своих сил, способности и возможностей. Вон какую страну отстроили, да только не уберегли. Я в том и другом числе. Но не с Хамом. С Богом!
Избицкая Елена Николаевна28 июля 2017, 15:20
Наличие указанных вещ.доказательств не является доказательством версии Соколова и, тем более, доказательством принадлежности некоторых из них человеку вообще.Если в районе заброшенных шахт в течение почти двое суток ( с 10 утра 17 июля по утро 19 июля 1918 года) были выставлены три поста красноармейцев для оцепления района около шахты и деревни Коптяки, то почему никто из следователей не пришел к заключению о том, что бензин, привезенный в оцепленный район мог использоваться для ночных и дневных костров для обогрева, освещения, защиты от животных и насекомых красноармейцев и участников захоронения в течение двоих суток в условиях сырого уральского климата?Факт кражи бензина не учтён.



Александр С.28 июля 2017, 13:12
Замечательная статья, как и все труды Михаила Викторовича, которые я все прочел. Во всем с ним абсолютно согласен и даже написал о нем небольшую книгу - для своих внуков. И еще хочу отметить - он, пожалуй, единственный из авторов, который принимает участие в обсуждении своей статьи. И это надо ценить. К сожалению, бОльшая часть участников форума абсолютно "не в теме". Им хотя бы нужно для начала изучить вопрос отличия фашизма (в итальянском варианте) от нацизма.
Иоанна_20 июля 2017, 21:39
Даниил, хочу заступиться за Зиновьева. Хотя он и был далёк от христианства, но никогда не отзывался пренебрежительно ни о Православии, ни о русском народе. Это человек большого личного мужества, он прошёл всю войну лётчиком. Человек незаурядного ума, а его фразы типа той, которую вы процитировали, - это просто поза и любовь к красному словцу. Ещё с тех пор, когда на одну ночь давали друг другу в перепечатках "Архипелаг" или "Зияющие высоты", я отношусь к нему с большим уважением и сейчас всегда поминаю раба Божия Александра в домашней молитве. Хотя его книги будут интересны только тому, кто жил в то время.
Василий20 июля 2017, 20:41
НН19 июля 2017, 23:52 "Мне НИКАКАЯ власть не мешает верить в Бога, ходить в храм... работать на свой народ и на процветание Родины." НН, стесняюсь спросить что Вы такого "наработали"для "народа и процветания Родины"? Вы одна работали? Может скромнее надо быть? И правильно тут сказали, негоже Вам так нахваливать безбожную советскую власть на православном сайте, да ещё и в теме, посвященной жертвам этой самой власти. Вразуми Вас Бог!
Даниил20 июля 2017, 08:43
Зиновьев был далек от Православия, это просто был человек с манией величия(еще в 1978 году он говорил, что не он жертва "режима", а режим его жертва!).В то время никакой симпатии к русскому народу он не выказывал, типичный западник диссидент типа Синявского, Даниэля и имя им легион. Он ненавидел коммунизм и как и западники, считал его русской болезнью.Так что он куда метил, туда и попал.Русские патриоты (в том числе белоэмигранты), воевавшие против дехристианизации русского народа, попали не в Русский Народ. Они сохранили духовное наследие, прославили сонм Новомучеников и Государя (еще в 1983 году, когда в СССР комсомольцы оцепляли храмы на Пасху). Сделали великое дело и передал эстафету нам
п.п.20 июля 2017, 02:15
Уважаемая НН, у Вас совесть есть? В теме о святых царственных мучениках, зверски убитых садистами-большевиками, Вы всячески пытаетесь обелить этих самых большевиков. Более того, тех кто не разделяет вашего большевистского задора вы ничтоже сумняшеся записали ни много ни мало в... "русофобы". Оказывается русофобы это вовсе не интернационалисты-большевики взрывавшие храмы и расстреливавшие священников, а наоборот, те кто с этими вурдалаками боролся. Всё с ног на голову и без всякого стеснения...
НН19 июля 2017, 23:52
М.В. Назаров6/ Разумеется, антисоветизм бывает разный, но для русского православного патриота это вопрос прежде всего нравственный. Тот, кто приравнивает нравственность к русофобии–свидетельствует о своем нравственном нездоровье/. Разный-это какой? Умеренный или оголтелый? Какой ещё? Кто антисоветчик оголтелый - тот нравственный, а кто любит "Родину-уродину...которая нравитя/хотьть и не красавица/к сволочи доверчива/"-тот нездоров и русофоб? Ой, какая замечательная подмена! Класс! Мне НИКАКАЯ власть не мешает верить в Бога, ходить в храм, всю сознательную жизнь быть православным человеком, не скрывая этого, работать на свой народ и на процветание Родины. Надоел уже делёж на красных и белых.
М.В. Назаров19 июля 2017, 20:43
Это раздел о царских останках. Поэтому не считаю возможным злоупотреблять гостеприимством сайта и разъяснять товарищам-совпатриотам невежественность их воплей на "антисоветские" темы: кто были русофобами - большевики или белоэмигранты и кому в чем надо каяться. Разумеется, антисоветизм бывает разный, но для русского православного патриота это вопрос прежде всего нравственный. Тот, кто приравнивает нравственность к русофобии – свидетельствует о своем нравственном нездоровье. Для тех, кто желает "разобраться в голове", правда в этих вопросах давно изложена на безспорных фактах, в т.ч. и мной, напр., в книге "Миссия русской эмиграции" (тт. 1+2: http://rusidea.org/?a=431000 ).
НН19 июля 2017, 14:58
Даниил, спасибо за внимание. Давайте каждый сам в своей голове разберётся, хорошо? И кому куда ходить. ВСЁ нужно делать с умом и мудростью, просчитывая последствия, чтоб не получалось "хотели как лучше, а получилось - как всегда"."Метили в коммунизм, а попали в Россию"-так оценил плоды своей (и др.) деятельности А.Зиновьев. Только у него хватило мужества признать это, а другие продолжают упорствовать в своей"правоте"! Их бы энергию да в мирных целых! С таким энтузиазмом ведь и Россию могут ненароком развалить. Только слепой уже не видит да те, кто не хочет видеть, что оголтелый антисоветизм НЕИЗБЕЖНО приводит к РУСОФОБИИ.Может, хватит уже?На Украину смотрите, если самим просчитать не судьба.
Даниил19 июля 2017, 09:57
Игорь, мне трудно поверить в Вашу историю и гонения на Вас за исповедание Православия. Русские православные люди не будут обращаться "Святые Отцы", тем более к журналистам на православном сайте. Это что то из советских фильмов про мушкетеров или средневековую Европу, так католики обращаются.


NN, Вы передергиваете. Самый главный вклад в развал СССР вложила сама Компартия, а не те, кто ей противостоял. Обвиняя теперь всех кто был против Компартии, Вы обвиняете и наших новомучеников тоже. И вообще что Вам до дискуссии о Царских Мощах с такими взглядами, идите клеймить белоэмигрантов где нибудь у Зюганова или Кургиняна. Трудно понять, как эти вещи в голове совмещаются.
НН18 июля 2017, 17:18
Игорь, с Вами далеко не во всём можно согласиться, но где-то я Вас понимаю... Членство в НТС, эмиграция даром не проходит, православие - это не гарантия от каких-то поступков и суждений, увы. У господина Назарова определённо есть личный вклад в развал СССР, как и у РПЦЗ. Служили же они молебны о победе германского оружия над бывшей Родиной, которую так любили, видимо, не понимали, что творили. Но победили же! СССР нет, в современной России храмы открыты, а что сейчас на нашу Родину ополчилась вся Европа - так что-то не слышно голосов протеста НТСников по этому поводу. Прости их, Господи. Не горячитесь и не давайте повода выводить себя из равновесия. Помощи Вам Божией и душевного покоя.
Ирина18 июля 2017, 16:43
Ивану.Уточняю,каких Романовых имела в виду.Государыня Императрица Мария Федоровна, Великая Княгиня Ксения Александровна,Великая Княгиня Ольга Александровна и Великий Князь Николай Николаевич.Только, пожалуйста,не надо ярлыков и объяснений в отношении последнего. Да,мы знаем о его вине перед своим Государем,но мы не знаем, как он каялся. Интересы России и Династии могли объединить Царицу-Мать и Николая Николаевича в вопросе об останках,привезённых Соколовым.Почему называю Великого Князя, потому что именно по его распоряжению материалы Соколова были переданы Гирсу. Главный факт - Члены Императорского Дома принять останки, найденные следствием Соколова,не захотели,хотя причины назвали разные.
Ольга 18 июля 2017, 16:17
Благодарю сайт за эту публикацию. Михаилу Викторовичу желаю здоровья и помощи Божией.
Иван18 июля 2017, 02:24
Ирина17 июля 2017, 10:38 "Могут ли быть заинтересованы Романовы в изоляции сомнительного материала". Давайте уточним какие именно Романовы? Святые мученики, отдавшие свои жизни за Христа и за вверенную им страну? Думаю ТАМ, на небесах, у престола Всевышнего ОНИ заинтересованы только в том чтобы ВСЁ ТАЙНОЕ СТАЛО ЯВНЫМ. Как и сказано в Евангелии. И если Бог даст, то так и будет. А те Романовы которые потом "оказались" заграницей, в феврале 1917 цепляли себе на грудь красные банты (как например вел. кн. Кирилл Владимирович, прародитель т.н. "Кирилловичей") и активно плели интриги против Государя. Так что Романовы Романовым рознь...
lyudmila toll17 июля 2017, 22:16
Боже Всевышний ТЫ видишь все и воздаешь каждому по делам его
Господи прости их грешных кто дал им право?
Боже вразуми их кто ревизует царя и его семью и их близких,все они Ангелы и мы молимся чтобы не произошло более такое бесовское наваждение.
Давайте объединимся с нашей Святой Православной церквью и своей сплоченностью и верой в Господа и Его промысел коленопреклоненно помолимся за покой во Царствии Небесном нашему царю страстотерпцу и семье его и близким и святым князьям в Алапаевске замученным.......
пусть просто крошка то что осталось от них но эта крошка святая и каждый кто был против этого ответит
на неминуемом Суде Божием
Арина17 июля 2017, 22:07
Чем больше публикаций на просторах интернета, поводом которым так или иначе служат события 100-летней давности, тем более устойчивое впечатление, что кто-то хочет реванша. Присоединяюсь к Денису, какое отношение статья имеет к сути?
игорь17 июля 2017, 21:28
Дорогой Даниил! Я внимательно читаю статьи Михаила Викторовича-встречаются везде! И Кодекс не только читал-читаю но и скачал, такой шедевр должен быть под рукой всегда! Я уже писал-для меня существует только Мать Церковь-Святая Русская Православная Церковь Московского Патриархата! Другие все-это раскольники! Все кто позволяет в адрес Матери Церкви непристойности-лично для меня-мусор! Я ведь имею право иметь свое мнение-меня и Мать Церковь этому учит! Если вместо Михаила Викторовича со мной вел переписку провокатор-это подло-и я приношу ему свои извинения! Но переписка была! Я и вскипел и стал грубить только от того хамства! Михаил Викторович человек образованный-спору нет и никто не ставит его образованность под сомнения! И если выбирать между суждениями Матери церкви и Михаила Викторовича-я выбираю Мать Церковь-только с ней до любого конца! В партии я не состоял-не ерничайте пожалуйста-в 1985 году за ношение православного креста (еще при Советской власти) меня мурыжили два месяца на заводе Сухого-и в цех не пускали переодеваться и не увольняли! Нет нет -это не то что вы подумали-у каждого свое Святое! Есть Русская земля Русский народ Русское Православие-все остальное вторично! Мать Церковь-это основа фундамент Русского Мира-разрушь этот фундамент и все рухнет!
М.В. Назаров17 июля 2017, 21:22
С днем памяти Свв. Царствнных Мучеников.
Игорю-16 июля 2017
Милостивый государь, он же Проня Прокопьевна. Мне странно, что люди, отстаивающие правду как православные, трусят выступать от своего имени. Я никогда не отрицал благодатность таинств в РПЦ МП, чему свидетель архиерей-руководитель данного сайта (напр., по нашему взаимопониманию в Венгрии в 2001 г., и мой тогдашний доклад был издан Сретенским монастырем). Готов с Вами вести об этом разговор (но не тут), если Вы сможете аргументировать фактами, а не подпрыгиванием на ровном месте. Желающие могут найти Ваш женский "ник" на сайте РИ и убедиться в том, кто лжет в затронутом Вами вопросе.
Ирина17 июля 2017, 10:38
" Хранители" отвергают факт наличия "священных останков Царственных Мучеников, могущие быть преданы земле с совершением отпевания...».Но этот факт отвергают и Великие Княгини Ольга и Ксения, принимая всё от Соколова, кроме " предметов, которые являются частью человеческого тела".Факт передачи Гирсу спорных останков по распоряжению Великого Князя Николая Николаевича подтверждал и князь А.П.Щербатов, чей отец( адъютант Великого Князя) на фото 1943 г. Для создания такой организации хранения явно должно быть чьё-то высокое распоряжение или благословение.Могут ли быть заинтересованы Романовы в изоляции сомнительного материала в дальнейшем от ненужных или несвоевременных исследований? Возможно.
Иван16 июля 2017, 23:50
михалычъ15 июля 2017, 17:45 "кощунственное и еретическое учение о т. н. ритуальном убийстве Царской Семьи и прочие характерные для черносотенцев специфические учения". Вообще-то черносотенцем, т.е. членом Союза Русского народа, был и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Я конечно понимаю неприязнь к черносотенцам и ко всему русскому вообще у определенной категории людей проживающих в "этой стране" (как они называют Россию). Ведь ещё товагисчь Ленин (Ульянов-Бланк), требовал расстреливать "как можно больше черносотенного духовенства"...
Даниил16 июля 2017, 22:47
Игорь,Я рад что Русское Дело для Вас важнее партийных пристрастий, и Вы готовы встать с белыми плечом к плечу. Так и случилось недавно в Новороссии, где русское восстание начатое в основном русскими православными людьми с имперскими воззрениями (то есть белыми), разрослось и вобрало много русских добровольцев разных взглядов.
Но это именно я советую Вам изучить творчество Михаила Назарова, например, книгу Тайна России. Изучите его активизм против расистского кодекса Шулхан Арух (письмо 500-5000-15000), и его преследование. Изучите наконец его деятельность во время Русской Весны, где он активно клеймил псевдобелых (именно фашистских прихвостней) за отказ от помощи своему народу. Спаси Христос
Александр Бутов, г. Москва16 июля 2017, 22:37
михалычъ: "кощунственное и еретическое учение о т. н. ритуальном убийстве Царской Семьи"
Дорогой брат михалычъ!
Вы, наверно, мало знакомы с данным вопросом и/или не хотите им, как сейчас говорят, "заморачиваться". Ваше право! Но, с другой стороны, само упоминание о нем может говорить о Вашем подспудном интересе к нему. На сайте РИ Вам могут предложить ссылки для более глубокого ознакомления с ним.
игорь16 июля 2017, 22:30
Назарову Михаилу Викторовичу! Михаил Викторович, если под Вашим именем переписку со мной вел другой человек,т е провокатор - то приношу Вам свои извинения за горячность и грубость! Я стал жертвой подлога и обмана! НО ТОЛЬКО ЕСЛИ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ ПОДЛОГ И ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ К ЭТОМУ ОТНОШЕНИЯ! переписка велась на сайте РУСИДЕА орг
игорь 16 июля 2017, 21:50
Здравствуйте дорогой Михаил Викторович! На сайте русидея под ником Проня Прокоповна! Админ за некорректность как раз удалил мою грубость-осталось только окончание! Я несколько дней назад заходил и видел остатки моих записей! От Матери Церкви не сделаем и шагу в сторону Кавалерович и фильм Фараон и тд -точно не помню! Остальное удалено-не надо меня выставлять лгуном! Не хорошо!
игорь16 июля 2017, 20:48
Дорогой Даниил! У меня к Белому движению никакой неприязни нет-была бы возможность встал с ними в один строй! Есть Белое движение и есть фашистские прихвостни-каратели и убийцы! Научитесь различать хорошее и плохое! Почитайте публикации этого православного человека-прежде чем так им восхищаться! Потом обсудим здесь же-если позволит Мать Церковь! Мы здесь каждый со своим мнением!
Валентин Скворцов16 июля 2017, 10:40
Рассказывали старожилы 1905- 1901 г.р., что на Тамбовщине до 1936 года было большевиками проверено более семи случаев ОБЪЯВЛЯВШИХЪ СЕБЯ под разными псевдонимами за Романова Н.А. "НИКОЛАЕМ ИВАНОВИЧЕМ СОЛОДОВНИКОВЫМ, 1871 г.р. Варианты: Зубков Иван Павлович... Осуждён 09.09. 1936 год.Особое совещание при НКВД СССР.
Выслан на пять лет в Красноярский край." Из Книги Памяти.
Письмо сбережённое свидетелями от 1936 г. сдано мною на хранение в церковь "Всех Скорбящих Радосте" наместнику в 2012 г.
Даниил16 июля 2017, 07:52
Присоединяюсь к Вальцову в благодарности сайту за публикацию. Изучал тему убийства Царской Семьи много лет и не знал многих интереснейших фактов, например про переписку РПЦЗ с Маклаковым и роль Керсновского в этом вопросе. Также очень интересна информация от графини Апраксиной, полученная лично автором.
Вся критика статьи здесь - либо примитивные атаки ad hominem, либо просто эмоции. Замечу, что критиками не представлено ни единой цитаты из статьи, ни единого противоречащего статье факта. Явно в теме не разбираются, но коробит от упоминаний масонов и ритуального убийства. Но из песни слов не выкинешь, да и сам Маклаков несказанно бы удивился. что кто то сомневается в роли масонов в истории.
Ирина16 июля 2017, 06:34
Главное в этой статье-приводимые документы- переписка Синода РПЦЗ с членами Дома Романовых, Маклаковым и " хранителями". Если документы подлинные,то это очень интересная история. Окружение и восприятие автора статьи можно отбросить и не забивать себе голову,кто кем являлся по мнению автора- либералом или масоном.
М.В. Назаров15 июля 2017, 23:11
Ответ игорю 14 июля 2017
Благодарю публикаторов этого материала на сайте Сретенского монастыря, календарь которого уже много лет размещен и на нашем сайте РИ.
Есть важные вопросы, которые стоят выше разделяющих нас юрисдикций - мы православные люди, желающие добра нашему Отечеству, должны в этом помогать друг другу.
О "голубом лобби" я ни с кем не вел переписки на РИ (?), но считаю, что оно не принадлежит к Святой Русской Православной Церкви, чтобы Вам так его защищать.
О моем неприятии позиции В. Мелихова: http://www.rusidea.org/?a=12037
О моем отношении к скандальной газете "Наша страна": http://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=93&t=1478
Денис15 июля 2017, 22:32
Сам крайне эмоциональный в оценках формат изложения и обилие слухов и легенд вызывает вопрос: Какое отношение данная статья имеет к сути? Смысл можно уместить в одном предложении: Частицы человеческих останков и некоторые предметы,собранные комиссией Соколова были вывезены зарубеж.
михалычъ15 июля 2017, 17:45
достаточно сказать, что сей гражданин раскольник, один из противников воссоединения РПЦЗ и РПЦ

Нападки на якобы лояльную Ельцину Патриархию (что полная чушь) непосредственно в статье, повторение уже набивших оскомину штампов из его антинаучной и безграмотной работы "Кто наследник..."

К сожалению при немалом содействии кругов, группирующихся вокруг г-на Назарова в народе Божием распространилось кощунственное и еретическое учение о т. н. ритуальном убийстве Царской Семьи и прочие характерные для черносотенцев специфические учения, маскирующиеся под монархизм и к сожалению, многими принимаемые за монархизм
15 июля 2017, 15:44
Зачем это опубликовано??? Смешались в кучу кони, люди... масоны, чекисты, фашисты... Спаси, Господи, и помилуй... Нет никакого намёка на серьёзные материалы.
Упокой, Господи, души царственных страстотерпцев и прости нас всех грешных...
Ольга15 июля 2017, 15:04
Статья не убедительная и мутная. Слишком много личного и надуманного. Статьи предыдущих авторов значительно интереснее.
Даниил15 июля 2017, 09:06
Также непонятна Ваша неприязнь к белогвардейцам, ведь именно они спасали эти частички мощей и реликвии Царской Семьи в то время, когда те же комсомольцы и партийцы обещали нам показать последнего попа. Это белогвардейцы в Русской Церкви, позже воссоединившейся с Церковью в Отечестве, движимые Святым Духом прославили последнего Русского Царя в 1983 году.
А М. Назаров является признанным авторитет по истории Царской Семьи, и сделал много, чтобы открыть для русских людей тайну их крестного пути. Он и опубликован здесь как крупный специалист по этому вопросу. Обвинение его в шабесгойстве вообще комично. Возвращайтесь лучше к своим партсобраниям и оставьте эту тему, тем кому она вправду дорога.
Даниил15 июля 2017, 09:01
Игорь, Ваш тон и выражения выдают в Вас человека нецерковного и далекого от вопросов связанных с мощамм Царственных Мучеников. Очень напоминает тон комсомольских антицерковных работников сменивших мать партию на другую. "Мать Церковь Московской Патриархии"? Ну кто из русских православных людей в самом деле так выражается? Какой странный и смешной тон. У нас мать Русская Церковь, она же часть Церкви Вселенской, а Патриарха мы почитаем как предстоятеля Русской Церкви.
Ирина15 июля 2017, 04:47
Удивительное единодушие членов Императорского Дома, по другим вопросам единодушными не бывших. И про хранителей неоднозначно: мнение об их неправославном отношении к предполагаемым останкам может быть и неверным.У них просто другой взгляд,возможно,чем-то обоснованный.Неизвестное и необъяснимое с нашей точки зрения всегда кажется нам странным.
Вальцов15 июля 2017, 01:15
Спасибо сайту Православие.ру за интереснейшую публикация. Спасибо что не побоялись, подобного рода откровенные и честные исторические материалы на тему убийства Царской Семьи редко кто осмеливается публиковать. А персонажей заинтересованных в замалчивании правды об этом деле не мало, как среди власть предержащих, так и в журналистской среде. Отсюда и компания по очернению имени Михаила Назарова, православного человека, серьезного исследователя, и патриота. Вот я смотрю и в комментариях уже начинается. Православные, не поддаемся на провокации. Ещё раз спасибо сайту Православие.ру и лично о. Тихону.
игорь14 июля 2017, 20:10
Добрый день Святые Отцы! Можно вопрос к Вам? Гражданин Назаров Михаил Викторович лично мне в переписке на своем сайте Русидея пытался рассказывать о так называемом Голубом лобби в Святой Русской Православной Церкви Московского Патриархата,в друзьях у Михаила Викторовича ходит некто господин Мелехов-лучший друг последователей аргентинской газетенки Наша страна-там собрались каждой твари по паре-от непримиримых белоэмигрантов с шабесгоями в лице Ардова до откровенных власовцев и бандеровцев! Газетенка-пасквиль на Мать Церковь Московской Патриархии! ??????
ВЕКШИНА Людмила14 июля 2017, 18:11
Бедные, бедные люди,- и через сто лет после убиения, их души не могут оставить в покое...
Упокой , Господи, страждущие души и Прости нас всех...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×