Чтобы уберечь женщин от греха детоубийства, Русская Церковь ежегодно открывает по всей России приюты для женщин и центры гуманитарной помощи. Благодаря общецерковному сбору, который прошел по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла в 2016 году накануне Дня защиты детей, было собрано 39 миллионов рублей.
На собранные средства уже открылись 55 новых центров, а в 2017 году будет открыто еще 14 центров.
У каждого своя проблема
Однажды во время исповеди я покаялась своему духовнику в зависти: «У меня в браке все как-то не так, а вот посмотрю на других и вздохну про себя: “Вот ведь идеальная пара, как же им повезло!”». На что мой мудрый батюшка попросил меня обернуться назад и взглянуть на огромную очередь, стоящую к нему на исповедь: «Видишь, сколько людей пришло? В основном все они в браке, но у каждого своя проблема. А возможно, они смотрят на тебя и думают: “Надо же, какая: хорошо одета, на машине приехала, и ребенок какой красивый, видно, все у нее хорошо...». Я улыбаюсь – а ведь и правда, могу производить впечатление благополучия и успеха.
Батюшка вздыхает: «Эх, да ведь сейчас Господь почти никому счастливые браки не дает». «А почему, батюшка?» – спрашиваю я. «Да потому, что люди-то в основном в брак вступают, уже все попробовав, у кого-то и аборты уже были, да и с венчанием не спешат».
Сексуальные отношения в современном мире становятся просто приятным времяпрепровождением
Да, действительно, сложно не согласиться с этим. Сексуальные отношения в современном мире перестают быть чем-то сокровенным и зачастую становятся просто приятным времяпрепровождением и развлечением. Задуманный Господом акт любви и деторождения давно превратился в акт удовольствия.
Мне кажется, что печальная статистика абортов – это следствие нашего невоздержания телесного. И что все разговоры о детоубийстве хорошо бы начинать с разговоров о целомудрии и ценности брачного союза.
Дочки-матери
«Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей», – это цитата из романа Виктора Гюго «Отверженные».
Наверное, каждая девочка, еще играя в дочки-матери со своей куклой, уже представляет себя матерью. Однако девочка взрослеет, пылится где-то на балконе давно забытая ею кукла, а ее хозяйка становится девушкой и вступает в мир мужчин, полный соблазнов и ловушек, расставленных ей современным обществом.
Все здесь открыто говорят о сексуальных отношениях, свободе выбора партнера через телефонные приложения и даже о том, что длительное сексуальное воздержание вредит здоровью. И никто – ни советы психологов из глянцевых журналов, ни стильные ведущие популярных телепередач, ни любимые актеры современного кинематографа – не расскажут ей о том, как важно сохранить целомудрие и чистоту до брака.
И вот девушка, еще недавно игравшая в куклы, с легкостью вступает на путь женщины, всеми силами пытаясь быть как все – современной, модной и независимой.
И, как правило, вскоре неожиданно оказывается перед выбором – сохранить зарождающуюся внутри нее новую жизнь или убить навсегда?
И как часто бывает, что в этот момент все обстоятельства складываются против будущей матери, как будто нарочно подталкивая ее совершить страшный поступок. «Зачем тебе сейчас ребенок, да ты с ним на руках вообще никому не нужна будешь!»
Выходом для женщины, отверженной всеми, могут оказаться церковные приюты, где не только готовы выслушать и утешить будущую маму, но и оказать ей поддержку во всех направлениях, независимо от национальности и вероисповедания.
Мне удалось побывать в трех подобных центрах помощи, поговорить с сотрудниками и насельницами и еще раз услышать бесконечные истории поломанных женских судеб.
1. Центр гуманитарной помощи в городе Вязьма
Большой гуманитарный центр Вяземской епархии работает с 2016 года и кажется мне просто оазисом света для женщин, пытающихся выбраться из тьмы проблем.
У входа нас встречает руководитель центра Светлана Панченкова и батюшка с открытым и добрым лицом – секретарь Вяземской епархии протоиерей Валерий Калинин.
На первом этаже расположился кабинет первичного приема, где, как объяснила нам Светлана, женщину всегда готовы не просто выслушать и пожалеть, но и искать вместе с ней пути решения ее проблем. При желании женщина может поговорить со священником, психологом или юристом.
Светлана предложила нам пройти тем путем, которым проходят женщины, попадая к ним, и после кабинета первичного приема повела нас в бесплатный магазин.
Да-да, я не ошиблась, в настоящий магазин, но только абсолютно бесплатный. Огромные стеллажи с жизненно необходимыми товарами, среди которых я замечаю памперсы, детское питание, обувь, детскую и женскую одежду, коляски, игрушки и даже бытовую технику.
Все вместе мы поднимаемся на второй этаж, уже на ступеньках до нас доносится радостный смех и звуки знакомых с детства песен. Здесь расположился центр досуга для детей-инвалидов.
В каждой из комнат – творческие мастерские на любой вкус: кто-то рисует, кто-то поет, кто-то лепит. Замечаю с детьми батюшку, помогающего рисовать ангелов.
А пока дети заняты, мамы могут обсудить свои проблемы или тоже заняться творчеством, например, научиться шить игрушки.
«Все наши сотрудники – это волонтеры, – рассказывает Светлана, – занятия по творчеству проводят сами же мамочки. Поверьте, что ни один тщательно обученный специалист не заменит занятие с мамой, которая пережила все на собственном опыте и может поделиться своей душевной болью».
Я ловлю в коридоре двух-трех мамочек и прошу их дать совет тем женщинам, которым уже на УЗИ говорят о том, что у ребенка проблемы в развитии, и рекомендуют сделать аборт.
Инна (председатель организации общества инвалидов):
– Знаете, у меня дочка с синдромом Дауна, но когда я рожала, мне на УЗИ вообще никто ничего не говорил. Просто забрали ребенка и не приносили. Тогда я поняла, что случилось что-то страшное. Это было очень тяжело. Потом предложили написать отказ. Муж вроде бы даже и готов был, а я как увидела, как плачут отказники, так точно решила, что нет. Чтобы мой ребенок так плакал?! Справлюсь, что бы ни случилось! И вот сейчас – вон там моя дочь. Она поет песни под гитару, и я не представляю, что бы я делала без нее.
Арема (парикмахер, предложила бесплатно стричь малоимущих мамочек):
– Я на самом деле не мама, а бабушка. Забрала к себе своего внука-инвалида, так как родителям он был в тягость. Нельзя отказываться от детей, какие бы они ни были. Нужно узнавать о подобных центрах помощи, искать таких же мамочек и как можно больше общаться с ними.
Елена (педагог по вокалу и гитаре):
– У меня дочка с особенностями развития. Мы много поем и живем музыкой, уже приняли участие в общероссийских конкурсах. Ребенок – это подарок Господа. А подарок нужно принимать с любовью и благодарностью.
Уже на выходе из центра я ловлю протоиерея Валерия и задаю ему свой наболевший вопрос: удается ли священникам не только уговорить женщину не совершить аборт, но и привести ее к переосмыслению своей жизни, к воцерковлению.
«Прежде всего – мы не пытаемся учить женщин, мы принимаем здесь всех с любовью и ни к чему не принуждаем. Постепенно, просто и с любовью мы говорим с женщинами, устраиваем чаепития, проводим богослужения прямо в центре. Многие из них впоследствии приходят к переосмыслению своей жизни. С Божьей помощью, конечно!»
2. Кабинет психологической консультации женщин
при Подольском родильном доме
Обычный роддом в городе Подольске, однако здесь можно не только родить, но и... сделать аборт. Вот только с июня 2016 года всех, кто приходит сюда за прерыванием беременности, отправляют в кабинет психолога Марины Антоновой.
«Я хотела совершить аборт по финансовым обстоятельствам, – говорит Алена. – В семье и так уже двое детей, куда уж третьего. Я была уверена в своем решении. Но меня отправили к психологу. Сама не знаю как, но Марина смогла до меня достучаться, нашла нужные слова, как будто прочла все то, что у меня было внутри. Марина – давно уже не просто психолог, она друг нашей семьи, благодаря ей я скоро стану в третий раз мамой».
Шакира:
– Я попала к Марине на большом сроке. Двое детей, скандалы с мужем. Аборт считала единственным выходом для себя. А тут Марина. Она сказала, что деньгами мне будут помогать… И ведь правда помогали, я сейчас так рада, что родила дочку. А вот, кстати, и она. Теперь Марина моя подруга, мы всегда на связи.
Марина помогла, Марина спасла, Марина убедила… Марина – друг, Марина, Марина…
Эта женщина – настоящая героиня, которой пора дать медаль за мужество и отвагу
Эта женщина – настоящая героиня, которой давно пора дать медаль за мужество и отвагу, думаю я. Побольше бы нам не просто психологических центров с бездушными сотрудниками, а вот таких Марин.
Наконец появляется и сама Марина. Милая и уютная женщина с мягкими чертами лица.
«Мы разговариваем с ними о ценности человеческой жизни, о ценности материнства, о ценности здоровья. Ведь зачастую женщины даже не знают о последствиях аборта… – Марина говорит тихим спокойным голосом. – Иногда они спрашивают меня – разве это грех? И мы долго говорим об этом».
Марина Антонова – психолог программы «Спаси жизнь», за год своей работы при родильном доме Подольска она смогла спасти 40 жизней. Из 200 женщин, пришедших к ней на прием, 40 передумали делать аборт. И она помнит каждую из них, но больше всего в памяти остаются не победы, а поражения.
«Однажды ко мне пришла такая хорошая и красивая женщина, у нее были все предпосылки стать замечательной матерью… Но была сложная ситуация в семье, и аборт она считала единственно правильным решением для себя. Я долго пыталась ее переубедить, каждый день звонила, и наконец она пообещала мне, что не сделает аборт. Но после этого пропала и не отвечала на мои звонки. – Голос Марины слегка дрогнул, и я почувствовала ее переживания в те самые минуты, когда ее пациентка перестала отвечать. – А потом, спустя 2 месяца, она вдруг позвонила. И сказала мне: Марина, прости, я ведь все-таки сделала аборт, и сейчас со мной происходит все то, о чем ты меня предупреждала… мне очень-очень плохо. Мы снова встретились, и я помогла ей выйти из депрессии. Сейчас она снова ждет ребенка, но теперь она настроена только на рождение».
Оргкомитет программы «Спаси Жизнь» запустил кризисную линию по вопросам незапланированной беременности 8-800-100-48-77 (звонок по России бесплатный). На телефонной линии с 9-00 до 21-00 дежурят психологи, юристы, священники.
Также создан сайт с информацией о различных светских и церковных организациях, оказывающих помощь – www.sos-life.ru
3. «Дом для мамы»,
проект православной службы помощи «Милосердие» в Москве
Насельницы «Дома для мамы» встречают нас горячим чаем и бутербродами.
«Мы никого не отпускаем просто так, – говорит нам директор «Дома», красивая девушка Мария Студеникина, – всегда напоим, накормим и выслушаем женщину. Затем мы стараемся оказать комплексную помощь – гуманитарную, юридическую, психологическую и социальную. Если наш дом не может принять женщину, то мы отправляем ее в другие подобные центры. Кроме того, мы стараемся не просто предоставить женщине временный кров, но и помогаем ей наладить отношения с родными, получить необходимые льготы, дать женщинам какую-то профессию. Прямо в доме регулярно проходят курсы маникюра, а скоро откроются курсы парикмахерского мастерства».
И снова череда душераздирающих историй, так похожих одна на другую
Мы проходим по комнатам и знакомимся с женщинами. И снова череда душераздирающих историй, так похожих одна на другую. И все здесь восторженно говорят о Марии Студеникиной, как в Подольском роддоме – о психологе Марине.
Светлана: «Мария помогла мне получить материнский капитал на погибшего ребенка. До встречи с ней я и не знала, что так можно. Мария помогла собрать нужные документы, и мы все оформили. На эти деньги я смогла купить нам с детьми хоть какое-то жилье».
Ольга: «Отец моего ребенка жестоко избивал меня, в результате я попала сюда в глубокой депрессии. Не хотела ни есть, ни пить, но, поговорив с Марией, я поняла, что в мире все совсем не так плохо. Она такой светлый человек… Я так ей благодарна».
Татьяна: «Вы должны обязательно написать про Марию. Она так помогла нам, мы православная семья и сбежали из родного города по очень сложным обстоятельствам. Мария помогла нам съездить в паломнический тур в Оптину пустынь, а сейчас, тоже с ее помощью, мы сможем проживать и работать при одном большом монастыре, там смогут учиться мои дети. Все девушки должны стремиться быть похожими на Марию, если бы вы знали, сколько в ней добра».
У всех на столиках я замечаю маленькие бумажные иконки святителя Николая.
«Вас что, к мощам Николая Угодника возили?» – спрашиваю я.
«Да, два раза возили, и без очереди!» – с гордостью сообщают мне беременные женщины.
Уже совсем стемнело, у меня сел телефон, Мария и насельницы «Дома для мамы», заметив мое беспокойство, тут же окружают меня заботой. Одни бегают по дому в поисках зарядки для моего айфона, другие пытаются меня накормить штруделем, сама же директор вызывает мне такси. Прощаемся с ними так, как будто уезжаю от близких друзей.
«Был странником – и не приняли Меня»
Всю дорогу до дома водитель моего такси грызет семечки и, выплевывая их в открытое окно, рассказывает мне свою жизненную историю. Наверное, у меня сейчас такой вид, что все хотят со мной делиться своими бедами.
Монотонно кивая и поддакивая, я закрываю глаза и думаю о двух женщинах, которых я сегодня узнала, – о добродушной, слегка полноватой Марине и о красавице с длинными русыми волосами – Марии. Обе они ежедневно слушают эти истории, полностью проживая их вместе с женщинами.
На их счету десятки спасенных жизней, десятки благодарных сердец, тысячи утертых слезинок. Вот уж кому точно Спаситель не скажет страшные слова: Ибо алкал я, и вы не дали Мне есть, жаждал, а вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня… (Мф. 25, 42).