Первого сентября все наши дети идут в школу. Поэтому на этот раз мы решили спросить наших пастырей о том, стоит ли православному человеку обязательно стремиться отдать своих детей учиться в православную школу? Какие тут могут быть плюсы, а какие минусы?
Очень важна симфония семьи и школы
Православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий
Священник Лев Аршакян, преподаватель Нового Завета в Троицкой православной школе (Новая Москва) и духовник общества слепоглухих «Эльвира»:
– Я считаю, что православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий. Если есть возможность, чтобы дети ходили в православную школу, надо к этому стремиться. Понятно, что не нужно идеализировать православные школы и думать, что там все прямо такое розовое и пушистое. Там могут быть те же страсти, те же грехи, те же проблемы, но там есть и священники, которые толкуют Евангелие, есть молитвы. В сердцах у детей сеется некое семя, которое у многих потом в жизни, как некий фундамент, даст добрые плоды, когда они уже выйдут из школы.
При обучении детей в православной школе также очень важна позиция самих родителей. Дети, скорее всего, пока не могут ощутить всю ту пользу, которая им дается. А вот родители, их понимание, их молитва и благодарность, их нелицемерная жизнь по Евангелию и по заповедям здесь имеют краеугольное значение. Дети очень больно воспринимают, когда, допустим, Евангелие или священник в школе говорит одно, а дома они видят другое. В таком случае, я считаю, православная школа может быть даже вредна. Эта рана может быть очень глубокой и вообще не залечиться. Не должно быть так: родители привели детей в православную школу, а сами живут своей мирской жизнью, своими страстями, руганью и ложью. Таким бы я даже не советовал отдавать детей в православную школу. А вот верующим людям, для которых вера – это не пустое место, а Бог – не какой-то далекий, непонятный, строгий судья и каратель, а любящий Отец, – таким верующим людям очень важно, чтобы их дети ходили в православную школу. От этой симфонии семьи и школы они получат очень много полезного и доброго.
К выбору школы надо подходить с рассуждением
Протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ:
– Давайте вместе порассуждаем. Чего хотят добиться православные родители, как и любые другие любящие своих детей родители, отдавая своего ребенка в ту или иную школу? Они, скорее всего, во-первых, заботятся о том, чтобы эта школа была с достаточным уровнем квалификации учителей. То есть чтобы там профессиональными педагогами детям давалось хорошее качественное образование. Во-вторых, чтобы в школе была нормальная атмосфера в общении между детьми. Чтобы дети не ругались матерными словами и не увлекались повально рэперами, которых, к сожалению, слушают миллионы наших соотечественников, чтобы во дворе не находили шприцы и т.д. И, в-третьих, наши православные родители хотят, чтобы в школе была мировоззренческая вероучительная установка в преподавании и общении, которая соответствовала бы их взглядам и которая помогла бы их детям вырасти православными христианами. Если удается найти школу, в которой эти три фактора действительно присутствуют – высокий профессионализм педагогов, добрая атмосфера общения между детьми и адекватное, корректное и деликатное преподавание вероучительных дисциплин и всего того, что связано с нашей верой, – то в такую школу надо отдавать своего ребенка, даже не задумываясь.
Соприкосновение с обычной жизнью поможет ребенку осознавать свою веру как ценность
Но вся проблема в том, что найти такую школу очень непросто. В одной – не очень высокое качество преподавания. В другой, при декларируемых принципах отбора детей из православных семей, высокая цена за обучение и сложности экономической ситуации приведут к тому, что в школу будут брать детей большей частью не из православных, а просто из обеспеченных семей. А, скажем, в третьей школе вероучительные дисциплины могут даваться слишком формально и чрезмерно строго, без должного такта, отбивая тем самым у учеников желание искренне и всерьез заинтересоваться Православием.
Поэтому в целом мне кажется, что выбор родителями здесь должен осуществляться индивидуально. С одной стороны, очень хорошо, если удастся найти школьный оазис благочестия, в котором будут даваться хорошие знания. С другой стороны, очень важно не перекормить детей, не сделать так, чтобы вера и жизнь Церкви из того, к чему стремится душа и в чем хочется укорениться, станет тем, чего так много вокруг, от чего захочется бежать в светскую жизнь.
Могу поделиться и нашим личным опытом. Мы своих детей не отдавали в православные школы. Думаю, что то, что дается в семье, и то, что можно вынести из участия в церковной жизни и занятий в воскресной школе, – этого вполне достаточно. А соприкосновение с обычной жизнью, в том числе с обычной школьной жизнью, только поможет ребенку с довольно юного возраста осознавать свою веру как ценность, которую нужно уметь защищать и за которую нужно уметь держаться. Могу сказать, что мы об этом выборе не пожалели.
Православие должно быть и дома, и в школе
– Вспомним древнюю мудрость: душа ребенка как чистое полотно для живописи – что художник изобразит на ней, доброе или злое, то и останется. Отдавая ребенка в школу, мы отдаем его в руки художников, которые что-то изобразят на его душе. И не только у педагогов учатся дети в школе, но еще и друг у друга: перенимают привычки, вкусы, манеры поведения. Поэтому решающим является не только учитель, но и одноклассники, и в целом тот дух, который царит в данной школе.
Мое лично мнение, что ребенка из православной воцерковленной семьи лучше отдавать в православную школу. Конечно, учиться можно везде. Но лично для меня Православие должно быть и дома, и в школе. В формировании души вообще важно, чтобы была цельность, а не раздвоение. Если дома всё православное, а в школе нельзя перекреститься, то ребенок будет испытывать внутренний дискомфорт. Разрыв двух слоев жизни вызовет ненужное душевное напряжение. А в православной школе ребенок встретит единомышленников, здесь не нужно приспосабливаться под чуждую среду, здесь куда меньше соблазнов, которые встречаются в подростковом возрасте.
Православные школы возникли как попытка отвоевать хотя бы часть образовательного пространства, чтобы спасти детей от тотальной разрухи 1990-х годов. Когда кругом шел развал, распространялись разврат и наркомания, православные люди организовались и создали школы, как островки спасения. За двадцать с лишним лет православные школы прошли большой путь и накопили опыт. Были преодолены ошибки, неизбежные поначалу на этом пути. И чрезмерное законничество (когда на первом месте – соблюдение правил церковных, а на втором – дух любви), и непрофессионализм отдельных педагогов (по принципу: «лишь бы был православным, а как учит, и так сойдет») – всё это к настоящему времени удалось сгладить, выправить.
Мои трое детей учатся в православной школе, и я еще ни разу об этом не пожалел. Я вижу, что учителя вкладывают себя в детей, делают это от сердца, с любовью. С учителями очень добрые, теплые отношения. У детей – интерес к учебе. Есть и совместные паломничества, и множество мероприятий, творчество, для мальчиков – физическое развитие, выезды на военно-патриотические сборы, соревнования. И зачем мне другая школа?
В православной школе не нужно приспосабливаться под чуждую среду
Мне есть с чем сравнить. Старшего ребенка, когда ему было шесть лет, мы отдали в детский сад на подготовительную группу к школе. Это было вполне мирское учреждение, очень приличное, с хорошими педагогами, но среди детей, шестилетних сверстников, весьма чувствовалась нецерковная атмосфера. Уж как там Ваня объяснял им, зачем мы ходим в храм по воскресеньям и для чего он причащается, этого я уже не помню, но соприкосновение с мирской средой весьма чувствовалось. Ребенок перенимал чужой дух. В православной школе всё выправилось. Надо сказать, что и там, в мирском учреждении, все педагоги были самые прекрасные и порядочные люди. Но не хватало все же духа православного.
Конечно, нельзя ждать от православной школы идеала. Не сможет православная школа, при всем желании, подготовить маленьких святых, отсечь все греховные страсти и соблазны от возрастающих душ. Будут и здесь встречаться курящие и матерящиеся, дерущиеся и не слушающиеся, но, поверьте, не в таком количестве, как в школе мирской.
Есть только одно маленькое «но». Как правило, все православные школы – платные. И если у тебя не один ребенок, а уже трое, то стоимость обучения приходится умножать ровно в три раза. Прямо скажу, что для меня это весьма ощутимо, но пока, с Божией помощью, держимся.
Среди минусов кто-то еще укажет, что в православной школе может сформироваться формализованное отношение к молитве и личному участию в храмовой жизни. Дети получат информацию о вере и Церкви, но еще не факт, что они станут подлинными чадами Церкви и пронесут веру через всю свою жизнь. Но я лично думаю, что всё зависит от конкретного педагога и от его личного примера веры. В православных школах к этому по крайней мере стремятся.
На мой взгляд, православная школа – это все же лучшее подспорье православным родителям в воспитании детей.