В апостольском чтении 22-й Недели по Пятидесятнице мы читаем следующие слова апостола Павла: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:12–14).
Обратите внимание, что когда Павел упоминает о Христе, он использует выражение «Крест Христов». Такая замена обычна для языка апостола. Например, в другом месте он пишет, что Богу Отцу было угодно «посредством Его (Христа) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20). Евангелие Павел называет «словом о Кресте», которое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, —- сила Божия» (1 Кор. 1:18). Апостол говорит о «соблазне Креста» (см. Гал. 5:11), о «врагах Креста Христова» (см. Флп. 3:18).
Наверное, нашему сознанию удобнее было бы, если бы в данных стихах вместо слова «Крест» использовалось слово «Христос»: «хвалиться Христом», примирение «посредством Христа», «враги Христовы», «кровию Христа». Тогда наш ум чувствовал бы себя гораздо уютнее. И в самом деле, разве у Креста есть кровь? Почему Писание свидетельствует о «Крови Креста», а не о «Крови Христа»?
Надо сказать, что подобный образ выражения мыслей встречается в античной риторике, где для прославления человека возвеличивали части его тела, атрибуты одежды или что-либо другое, относящееся непосредственно к нему. Писание часто пользуется таким приемом. Например, пророк Исаия пишет: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Ис. 52:7). Конечно же, Исаия хвалит благовестника, а не его ноги. Или, скажем, в Евангелии от Луки есть слова некой женщины ко Христу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27). Понятно, что женщина прославляет мать Иисуса, а не ее чрево и сосцы. Так же и слова Писания ко Кресту надо переадресовывать ко Христу.
К тому же необходимо учитывать, что Библия очень любит персонифицировать неживые предметы. К примеру: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» (Пс. 113:5–6).
Однако в тексте не только использование литературного приема. Дело в том, что после смерти и воскресения Христа Крест стал символом Самого распятого Господа.
В книге «Меч духовный», в объяснении Гал. 6:14, говорится: «Здесь вразумление для хулителей Креста. Если бы кто сказал, что апостол хвалится не Крестом, а Господом, который был на нём распят, тому ответим: в том-то и заключается слава Креста, что он называется у апостола вместо самого Христа, или служит знамением Самого Распятого, и кто поклоняется Кресту, тот через сие поклоняется Христу».
Попытаемся раскрыть эту мысль. Действительно, Крест всегда был главным символом христианства. Но что такое символ в христианском понимании? В древнегреческом языке «символ» означал соединение, а также средство, осуществляющее соединенность. Символ в христианстве и есть такое средство. Символ являет невидимую реальность через видимую натуральность, выражает понятие изображением и соединяет нас через образ с первообразом. Таким образом, совершая поклонение перед Крестом, православные поклоняются Самому распятому Господу.
Преподобный Исаак Сирин писал о том, что в Кресте Господнем обитает Слава Божия, которую древние евреи называли Шехиной. «Неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как она жила непостижимым образом в том ковчеге, которому народ поклонялся с великим благоговением и страхом…. Ибо Шехина Божия жила в нем – <та самая>, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест». Причем сила Божия обитает во всех начертаниях Креста, если только он изображается именно как христианский символ: «Сразу, как только этот образ изображается на стене или на доске, или изготовляется из каких-либо видов золота или серебра или тому подобного, или вырезается из дерева, тотчас он облекается в божественную силу, которая <некогда> обитала там, и наполняется ею и становится местом божественной Шехины – даже в большей степени, чем <ковчег>», – говорит святой Исаак [1].
Православные поклоняются Кресту как Христу и обращаются к нему как к Господу потому, что в Кресте обитает живая сила живого Бога. Например, в вечерних молитвах мы произносим: «Ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́… О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь».
Конечно же, Крест не есть живая личность, а сила, в нем обитающая, не автономна. Но Бог так устроил, что в начертании крестном действует Его неизреченная сила, Он Сам таинственно присутствует в нем Своими энергиями. Поэтому «молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нем; сила, исходящая от Креста, исходит от Самого Господа» [2].
Важно понимать, что мы все же не поклоняемся Кресту как Богу. Мы поклоняемся Богу, обитающему в Кресте. И хвалим не Крест сам по себе, а Христа, распятого на нем. Так поступал и апостол Павел, который говорит нам сегодня: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
Заметим еще, что неверно считать Крест орудием убийства Христа, как это делают некоторые. Если бы Христос только умер на Кресте, то последний действительно был бы только лишь инструментом казни. Но ведь Христос воскрес! В таком случае все меняется. Тогда Крест становится орудием убийства диавола, а не Христа! И мы законно чтим Крест как великое и славное средство спасения человеческого рода.
В Священном Писании есть понятие святыни. Святыня – это то, что отделено для Бога; то, через что Он действует в мире людей. Святыням поклонялись – например, храму и ковчегу. Также величайшей святыней Ветхого Завета был жертвенник. В Книге Исход сказано: «...будет жертвенник святыня великая: все прикасающееся к жертвеннику освятится» (Исх. 29:37). Христос, подтверждая великую святость жертвенника, говорил: «Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» (Мф. 23:19). На ветхозаветном жертвеннике приносились жертвоприношения, которые были лишь прообразом великой новозаветной Жертвы. Искупительная Кровь Спасителя – Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира – освятила жертвенник новозаветный, Крест Господень. Если древний жертвенник был «святыней великой», насколько же более великой святыней является Святой и Животворящий Крест, на котором была принесена страшная, непостижимая Жертва «за жизнь мира» (Ин. :51)?
Поэтому мы хвалим Крест, как делал это апостол Павел. Мы кланяемся перед ним, целуем его как великую святыню, ибо мы почитаем Христа, распятого на нем. На этом жертвеннике пролилась искупительная Кровь за наши грехи. На Кресте Бог победил диавола, и отныне Крест есть славное знамя нашей победы, которое мы не можем не почитать, потому что мы любим Господа, внимательно читаем Священное Писание и учимся верить и жить у Святой Церкви. А Церковь устами апостола Павла говорит нам сегодня: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа».
Почерпнув немного воды живой из океана церковного богословия, закончим нашу беседу замечательной церковной молитвой, прославляющей великую тайну Креста: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Его: яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни. Сего ради покланяемся погребению Твоему и восстанию!»