19 апреля 2018 года Верховная Рада Украины поддержала инициативу президента Украины П.А. Порошенко об обращении к Константинопольскому Патриарху с просьбой о признании независимости Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. По просьбе портала «Интерфакс-Религия» глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион озвучил позицию Русской Православной Церкви по этому поводу.
Создание автокефальной Церкви — это процесс, который не может быть инициирован светской властью, потому что, как известно, Церковь в современных государствах отделена от государства, и государство не должно манипулировать Церковью, в том числе в предвыборной борьбе или в каких-либо еще политических целях.
Вся концепция создания единой поместной Церкви на Украине, отделенной от Русской Православной Церкви, базируется на тезисе о том, что в независимом государстве должна быть независимая Церковь. Если бы мы действовали по этому принципу, тогда бы, например, Александрийскую Церковь надо было бы поделить на пятьдесят с лишним частей, поскольку она обнимает собой всю Африку, а в Африке более пятидесяти государств, Антиохийскую Церковь надо было бы поделить на несколько частей, Иерусалимскую — тоже на несколько, и так далее. Такие планы и такие идеи выгодны только врагам Церкви.
Раскол на Украине возник по той причине, что бывший Киевский митрополит Филарет Денисенко решил свою собственную, личную проблему решить при помощи церковного раскола. Проблема эта заключалась в том, что он был одним из кандидатов на Московский Патриарший престол, но Поместный Собор Русской Православной Церкви выбрал на эту должность другого человека — покойного приснопамятного Патриарха Алексия II. Филарет Денисенко затаил обиду: вернувшись на Украину, он стал работать на создание независимой Церкви. Затем был Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором он пообещал уйти с поста Киевского митрополита. Но, вернувшись на Украину, он передумал, огласил другое решение, тем самым нарушив данное архиереям Русской Церкви обещание, и инициировал создание церковного раскола.
Этот церковный раскол за прошедшие более четверти века набирал обороты благодаря поддержке светской власти, но он по-прежнему остается расколом. Легитимизация раскола — таких прецедентов в истории Церкви не было. Были прецеденты возвращения из раскола тех или иных иерархов, священнослужителей, мирян, групп, объединений через покаяние, и только такой путь может предложить Православная Церковь.
Конечно, мы слышали в последнее время и о переговорах Президента Украины Порошенко с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Мы слышали о разного рода инициативах со стороны раскольников, о поездках на Фанар. Мы слышали о богатых дарах, которые привозились туда... Все это нам известно, так же как и многое другое, что я не хотел бы сейчас оглашать. Но мы слышали на протяжении многих лет очень твердую позицию Константинопольского Патриарха, который всегда говорил о том, что единственным главой канонической Украинской Православной Церкви он признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия. А каноническая Украинская Православная Церковь не имеет намерения разрывать отношения с Русской Православной Церковью.
Мы являемся единой Церковью, которая родилась в киевской, днепровской крещальной купели, и, конечно же, ни Константинопольский Патриархат, ни какая иная Церковь в одностороннем порядке не может провозгласить автокефалию той или иной Церкви. Поэтому мы полагаем, что данная инициатива, несмотря на весь информационный шум, который вокруг нее сейчас поднят, будет иметь ту же судьбу, что и инициативы, предпринятые в предыдущие годы, и еще раз напоминаем о том, что решение украинской церковной проблемы возможно только каноническим путем.