Сознание своей нищеты с полным упованием на Бога – свидетельство жизни человека в Боге и с Богом

Слово в День Святой Троицы

Святая Троица. Икона из музея имени Андрея Рублева. XVI в. Москва. Россия Святая Троица. Икона из музея имени Андрея Рублева. XVI в. Москва. Россия
    


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 8:40 мин. Размер 8.4 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами празднуем Сошествие Святого Духа на Церковь и на каждого из нас – день Святой Троицы!

Еще десять дней назад ученики Спасителя переживали о расставании со своим Учителем и Господом! Но Спаситель сказал им: «Вам не нужно скорбеть по случаю разлуки со Мною, когда она доставит вам столько благ и столько мудрости. Ибо пока Я Сам пребываю у вас и Дух не придет, вы ничего ни великого, ни высокого не можете уразуметь».

То есть без живого общения с Богом, без схождения на человека Духа Божия он ничего не сможет уразуметь, ни великого, ни высокого.

«В Боге жизнь… Отчуждение и удаление от Бога есть зло несноснейшее даже будущих геенских мучений, зло самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света и для живого отнятие жизни»[1].

Богообщение «должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, если нет общения с Богом, если оно не ощущается, человек должен признать, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает, что Бог истинный есть его Бог и сам он есть Божий, то есть говорит в сердце своем Богу: Господь мой и Бог мой (Ин. 20: 28), есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно христианской духовной жизни»[2].

Все мы призваны стать обителью Святой Троицы и, как говорит Спаситель, приидем и обитель у него сотворим! (Ин. 14: 23).

И это действие в нас Бога, в Троице поклоняемого, есть общение Его с духом нашим. Это общение бывает от Бога, нераздельного в Трех Лицах. Потому и говорится, что и Сын, и Дух Святый, и Отец входят в общение с нами. Вот как велика к нам милость Божия: Триипостасный Бог живет в нас!

Но само богообщение совершается благодатию Святаго Духа, Который устраивает в нас обитель и вместе с Богом Отцом и Богом Сыном вселяется в нас.

«Дух Божий живет в Церкви. А живет ли в нас Дух Божий?» Что происходит с душой человека, с самим человеком при встрече с Богом?

Вспомним Авраама и пророка Исаию. Взирая на Бога и увидев величие Его всемогущества, Авраам познал свою нищету пред Богом, признал себя землею и пеплом.

Также и пророк Исаия, когда увидел Бога на престоле, также познал свою бедность, нищету пред Богом. Видящий Бога видит себя и, чем яснее видит Бога и себя самого, тем с большим благоговением почитает Его, а себя самого уничижает. «Кто Ты, Господи? и кто я? Ты – бездна бытия и истинной славы; а я – бездна ничтожества и окаянства!»[3].

Также и апостол Петр, видя чудо, свершенное Господом, и видя свою нищету, воскликнул: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

«Дух Божий сокровенно действует на дух человека и приводит его в движение, восстанавливает в нем чувство всесторонней зависимости от Бога, что Бог есть, все содержит и есть Мздовоздаятель. Всё это пробуждает нашу совесть, которая есть свидетель наших дел и чувств, между которыми редко что встречается такое, на что бы с одобрением воззрел Бог. Совесть вместе со страхом Божиим и чувством всесторонней зависимости от Бога ставят человека в чувство безвыходности своего положения: как говорит Священное Писание, «Куда пойду… куда побегу?» (Пс. 138: 7). Но бежать некуда: пойман и в руках Божиих»[4].

«Если увидишь свои грехи, как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья»

Поэтому святые отцы говорят: «Если увидишь свои грехи, как песок морской, и это есть начало просвещения души своей и знак ее здоровья»[5].

То есть, общаясь с Богом, душа человека, прежде всего, видит свою нищету. «Преуспеяние в духовной жизни проявляется все большим и большим сознанием своей негодности, в полном значении этого слова, без всяких ограничений; так что если дается себе цена, в каком бы то ни было отношении, дело пошло неправильно»[6].

Поэтому, по словам святых отцов, «сердечное сочетание с Господом <…> полагается в познании своей бедности и познании богатства Иисус Христова. Вера переносит богатство Христово на свою бедность и ради того сочетавает [соединяет] сердце с Господом»[7]. Именно это познание собственной нищеты с упованием на Бога есть признак общения души с Богом.

Видение своей нищеты рождает в человеке видение обилия милостей Божией – а милостей Божиих несчетное множество

Это видение своей нищеты рождает в человеке видение обилия милостей Божией, являемых Богом в Промысле о человеке, что каждый человек со всех сторон окружен милостями Божиими, что, как говорит святитель Феофан Затворник, меньше дышишь, чем получаешь милостей, и что самый миг больше, чем само расстояние от милости к милости.

Многих бед мы и не замечаем, потому что они незаметно проходят для нас. Но обернувшись назад, мы не можем не увидеть, что там и там была беда и прошла нас, а как миновала, сказать не можем. Таких сокровенных к нам – к каждому из нас – милостей Божиих несчетное множество.

Отсюда рождается благодарение Богу и радость, радостное принятие всего случающегося в жизни. Потому что тогда человек всегда видит руку Господню, изводящую его из скорбей и бед. Такой человек всему рад, подобно бедному, который принимает всё и всяким подаянием оказывается доволен.

Есть такой акафист «Слава Богу за всё», это был один из любимых акафистов отца Иоанна (Крестьянкина). В нем изливается благодарность души человеческой Богу за все те милости, которыми Он ее окружает. За какие же это милости?

  • За все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего (Кондак 1);
  • [за] щедрые дары Твоего Промысла, явленные мне с первого дня и доныне (Икос 1);
  • за то, что Ты призвал меня к жизни (Икос 1);
  • за то, что Ты явил мне красоту вселенной (Икос 1);
  • за то, что Ты раскрыл предо мной небо и землю как великую книгу премудрости (Икос 1);
  • за то, что возлюбил нас любовию глубокою, неизмеримою, Божественною (Икос 12);
  • за тайные и явные милости Твои (Икос 1);
  • за непрестанные заботы обо мне (Икос 5);
  • за промыслительное стечение обстоятельств (Икос 10);
  • за счастье жить, двигаться, созерцать (Икос 5);
  • за чашу жизни, за хлеб вечной радости (Икос 11);
  • за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости (Икос 1);
  • за светлые минуты моей жизни (Икос 5);
  • за ясные радости сердца (Икос 5);
  • за то, что посылаешь нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других (Икос 9);
  • за глубину Твоего разума, отпечатленного во всем мире (Икос 3);
  • за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий (Икос 3);
  • за кротость животных, служащих нам (Икос 5);
  • за промыслительные встречи с людьми (Икос 5);
  • за любовь родных, за преданность друзей (Икос 5);
  • за отдых благодатного сна (Икос 4);
  • за Твою близость во мраке, когда далек весь мир (Икос 4);
  • за земную жизнь, предвестницу небесной (Икос 2);
  • за надежду бессмертной нетленной красоты (Икос 3);
  • за нашу неутолимую жажду Богообщения (Икос 6);
  • за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою (Икос 6);
  • за все открытое нам по благости Твоей; за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей (Икос 7);
  • за все, о Троице Божественная, Всеблагая! (Икос 12).

И всё это утверждает человека в его уповании на Промысл Божий и преданность воле Божией.

Итак, дорогие братья и сестры, будем помнить, что сознание своей нищеты с полным упованием и преданностью Богу есть свидетельство жизни человека в Боге и с Богом.

[1] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 50.

[2] Там же. С. 54.

[3] Вениамин (Федченков), митрополит. Царство Святой Троицы // https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/tsarstvo-svjatoj-troitsy/.

[4] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 22 // https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-est-dukhovnaja-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsja/22.

[5] Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма Валаамского старца // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamskij/pisma_valaamskogo_starca/2.

[6] Феофан Затворник, святитель. Письма к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине (в миру Софье Михайловне Ивановой). Письмо 705 // Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Т. 4 // http://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-4-705.html.

[7] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского вероучения. Чувства и расположения на пути воссоединения с Богом. Чувства и расположения на пути сочетания с Господом Спасителем //https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/4.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
На Троицу вместе с детьми На Троицу вместе с детьми
Анна Сапрыкина
На Троицу вместе с детьми На Троицу вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
День Пресвятой Троицы – день рождения Церкви. День Церкви — значит, и день Церкви малой. И как же можно не приводить этот праздник в свой дом?
Прикосновение Духа Прикосновение Духа
Архим. Тихон (Шевкунов)
Прикосновение Духа Прикосновение Духа
Слово в День Святой Троицы
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Если мы чувствуем в себе благодатью Божией любовь к людям, любовь к ближним, даже оскорбляющим и унижающим нас, то значит Дух Святой коснулся нашего сердца. (MP3 файл. Продолжительность 16:10 мин. Размер 11.7 Mb)
Слово в День Святой Троицы Слово в День Святой Троицы
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
По наступлении Пятидесятницы, Апостолы, ученики Христа пребывали все вместе в молитве. И внезапно сделался шум великий с неба как бы от несущегося сильного ветра, и весь дом, в котором они пребывали, наполнился этим шумом. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (MP3 файл. Продолжительность 5:44 мин. Размер 2.8 Mb)
Комментарии
Александр С.15 декабря 2019, 18:18
"То есть, общаясь с Богом, душа человека, прежде всего, видит свою нищету. «Преуспеяние в духовной жизни проявляется все большим и большим сознанием своей негодности, в полном значении этого слова, без всяких ограничений; так что если дается себе цена, в каком бы то ни было отношении, дело пошло неправильно»[6]". Выходит, что всякая самооценка («самоцен»): всякая оценка своей жизни, своих грехов; тем более, всякое сравнение себя с другими - дела неправильные?
Владимир19 августа 2018, 23:25
Блаженны нищие духом.....

Воистину спасаете заблудшие души! Признательность и уважение.
Вера25 июня 2018, 10:21
Господи Слава Тебе!
Благодарю Вас, Отец Иоанн, за проповедь.
Многие лета Вам в Милости Божьей!
Алла30 мая 2018, 17:40
Батюшка, мы Вас любим!
Наталья30 мая 2018, 12:50
Спаси Господи, отец Иоанн! Слова проповеди очень актуальны. Божией помощи в Вашем служении.
Наталья30 мая 2018, 10:37
Низкий поклон,Отец Иоанн,за Вашу проповедь!так все душевно,понятно,легко Вашими устами звучат священные слова.мы так часто забываем о самых простых вещах!о благодарности!!Слава Богу за все!
Marina29 мая 2018, 17:05
Слава Богу за все! дивная проповедь,благодарю!!!
Владимир29 мая 2018, 13:10
Отец Иоанн, спаси Господи за насыщенную смыслами и духовными ориентирами проповедь!
Юлия29 мая 2018, 13:08
Благодарю за проповедь Вас, отец Иоанн! А отдельная благодарность за цитаты из акафиста - такие живые, умилительные и утешающие! Слава Богу за все!
Ирина29 мая 2018, 12:27
Как это просто и как важно,чтобы это тебе кто-то сказал. Спаси Господи Батюшка!
Дай Бог Вам сил и терпения в Вашем служении! С Праздником!
Алексей29 мая 2018, 00:53
Как это получается, что такой важный текст появляется именно тогда, когда он мне так нужен?
Светлана28 мая 2018, 10:15
Батюшка, благодарю Вас за прекрасную проповедь! Дай Господь Вам милость Свою и неоскудевающую помощь!
Ljubovj28 мая 2018, 00:08
Spasi Gospodi za propovedj!!!Bozjej pomochi Vam v trudax!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×