Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в интервью корреспонденту телекомпании «НТВ» рассказал о ситуации, сложившейся на Украине в связи с выдвинутой украинскими властями инициативой создания в стране автокефальной Церкви.
— Насколько уместна в принципе ситуация, когда Президент страны и неканонические сообщества обращаются в Константинополь, лично к Его Святейшеству Патриарху Варфоломею, чтобы решить вопрос автокефалии Церкви на Украине?
— Дарование автокефалии, а также другие подобного рода внутрицерковные вопросы не могут быть инициированы светской властью. В современном обществе, в таких странах, как Россия, Украина, в большинстве других стран Церковь отделена от государства: она сама должна решать свои проблемы и определять свой статус. Не дело светских властей диктовать Церкви, какую форму бытия, какую форму административного устройства ей избирать.
Абсолютное большинство православных верующих Украины принадлежат к Украинской Православной Церкви, единственной канонической Православной Церкви в этой стране. Это более 12 тысяч приходов, более 200 монастырей, это миллионы верующих. И эти верующие не обращались ни к Президенту Украины, ни к Константинопольскому Патриарху с просьбой о даровании автокефалии.
С такой просьбой обратились к нему две раскольничьи структуры: одна возглавляется бывшим Киевским митрополитом Филаретом (Денисенко), главой другой является еще один лидер раскола. Эти две структуры просят Патриарха Варфоломея признать их автокефальной Церковью. Но абсолютное большинство православных верующих Украины не участвуют в этом проекте, который инициировала и поддержала уже не в первый раз светская власть Украины. Подобного рода попытки предпринимались десять лет назад, в канун 1020-летия Крещения Руси.
Уже более двадцати пяти лет существует раскол на Украине. В свое время он был поддержан властями этой страны. Именно благодаря поддержке светской власти раскол до сих пор существует. Без этой поддержки он, наверняка, давно бы сдулся, как это происходило со многими подобного рода расколами в истории Церкви.
— То есть это в некотором смысле манипуляция, я правильно понимаю? В предвыборный год власти Украины пытаются сыграть на том, что в общем-то к ним не имеет никакого отношения…
— Полагаю, что здесь, безусловно, присутствует некая предвыборная тактика. Но я боюсь, что эта тактика может привести к обратным результатам, поскольку церковные вопросы невозможно решать путем грубого вмешательства во внутренние дела Церкви. Надо также сказать о том, что в риторике, связанной с проектом так называемой единой Поместной Церкви Украины, очень часто упоминается еще одна группа — это украинские греко-католики, которых возглавляет архиепископ Святослав (Шевчук). Он неоднократно заявлял о своей поддержке проекта единой Поместной Православной Церкви Украины, но говорил при том, что единство этой Церкви должно созидаться на преемнике святого апостола Петра, то есть на Римском Папе. Иными словами, это не что иное, как попытка вовлечь православных Украины в унию. Такие попытки предпринимались и в прошлом.
То есть, по сути дела, за этим проектом стоят три силы: украинская светская власть, раскольничьи структуры и греко-католики.
— В последнее время участились нападения на православные храмы со стороны радикалов, с которыми откровенно заигрывает украинская власть. Можно вспомнить нападение на Киево-Печерскую Лавру, пытались поджечь и грабили несколько храмов в других регионах. Насколько критична ситуация?
— Ситуация тревожна и, можно сказать, критична: уже около пятидесяти храмов канонической Украинской Церкви было незаконно захвачено раскольниками. В эти храмы приезжают некие молодчики, нередко в масках. Они хватают прихожан, в том числе женщин, избивают их, выгоняют из храма священника и подменяют общину, которая занимала этот храм, некой своей «общиной», которой, по их словам, якобы этот храм принадлежит или должен принадлежать. Причем, когда дело доходило до суда, каноническая Церковь выигрывала иски, потому что правда на ее стороне. Тем не менее, и в тех случаях, когда суд признает эти захваты незаконными, захватчики все равно остаются в храмах.
Кампания за легализацию раскола, которая сейчас развязана украинскими политическими силами, легитимизирует, в том числе, и этот вандализм раскольников и молодчиков в масках. Мы видели ужасающие кадры видеосъемки и фотосъемки: православные храмы поруганы, разграблены, внутри храма — мерзость запустения, разграбленные алтари. Все это, конечно, не может не вызывать большой тревоги и глубочайшего беспокойства.
Буквально несколько минут назад мы слышали выступление Патриарха Сербской Православной Церкви, который встречался сегодня со Святейшим Патриархом Кириллом, а позже, выступая в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя, сказал о том, что любая поддержка раскола на Украине ведет людей к гибели. Он совершенно ясно обозначил позицию Сербской Православной Церкви по этому вопросу.
Надо сказать, что и другие Поместные Церкви выражают поддержку канонической Украинской Церкви. Ни одна Поместная Православная Церковь не поддерживает раскол.
Поддержка канонической Украинской Православной Церкви бывает более или менее ярко выраженной, но все Поместные Церкви говорят о необходимости соблюдать канонический порядок, о том, чтобы раскол не был легитимизирован, потому что тем самым, по сути дела, закрывается доступ для раскольников в Церковь. Из раскола в Церковь возвращаются через покаяние, — это путь, который признан церковными канонами и к которому вот уже четверть века призывает украинских раскольников и Русская Православная Церковь, и все мировое Православие. Я очень надеюсь на то, что этот голос будет услышан.