Сегодня исполняется девять дней со дня кончины Станислава Сергеевича Говорухина. Ушел из жизни человек, бывший – один из немногих – не просто свидетелем, но и воплощением и творцом той эпохи, которую он сам назвал «временем славы и восторга». Это эпоха воодушевления и созидания, время противостояния ложной, отмирающей идеологии и живого, созидательного, творческого начала. И это противостояние составляло основное содержание и конфликт той эпохи.
Неслучайно лучшим своим фильмом Станислав Сергеевич считал картину «Конец прекрасной эпохи». Главная мысль этого фильма заключается в том, что вдохновение действительной жизни само по себе важно при любом политическом строе. И именно кипение этой «живой жизни» во все времена составляет насущную необходимость разумной души. То, что способно среди разноголосицы и пестроты всевозможных явлений, суждений и обстоятельств неожиданно и естественно открыть человеку что-то по-настоящему важное и ценное настолько, что это может стать главным, определяющим содержанием его личности. И в этом своем суждении Станислав Сергеевич честен перед Богом, перед собой и зрителем, читателем, слушателем, собеседником – словом, перед всяким живым и думающим человеком. Важно только, чтобы само это кипение не превратилось в бесполезную и губительную суету, в бездарное разбазаривание сил и талантов, как это бывает, когда душа человека не стремится быть созвучной Божественной вечности. Без осоления верой и Духом даже искренность, свобода и правда способны разрушать, а не созидать человека, пусть даже это будет происходить иначе, чем разрушает душу косная лживость дряхлеющего государства и отмирающей идеологии.
Не будем забывать, что при всём подъеме и пафосе созидающего труда время 1960-х было и временем усиления гонений на Церковь. Тем более удивительно, когда в первом своем, дебютном фильме «Вертикаль» Говорухин показывает цельного и мудрого человека, в уста которого он вкладывает простые, но непреходящие в своей силе слова: «Пусть хранит тебя Бог!» И этот персонаж, эти слова были неслучайны в картине, где речь шла о духовном восхождении и преодолении «горизонтали» плотского и бездуховного существования.
Человек широко одаренный, режиссер и сценарист множества замечательных фильмов, среди которых такие всенародно известные и любимые, как «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», Станислав Говорухин создавал и детские фильмы, на которых росло и воспитывалось не одно поколение. Вообще он большое внимание уделял теме воспитания подрастающего поколения, стремился поделиться с ним радостью познания и созидания доброй жизни и тревожился за последствия безответственной пропаганды вседозволенности и порока.
Отдельная тема – это его публицистика. Документальные фильмы «Александр Солженицын», «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» неизменно подвигали зрителя к размышлению о судьбах Отечества, призывали не оставаться сторонним наблюдателем происходящих событий, но всей душой участвовать в них, быть ответственным гражданином и созидателем.
В страшные 1990-е, когда ослабела власть и наружу вырвались самые мерзкие пороки – алчность, похоть, самозванство и хамство, – вырвались и стали властвовать с таким невиданным и безнаказанным размахом, что следствием этого разгула стала массовая растерянность, страх, беспомощность и нищета, – именно в это время Говорухин снял свой самый, наверное, тяжелый фильм – «Ворошиловский стрелок». В этом фильме чаяние справедливости и законности было высказано с крайней прямотой и резкостью. Но это не была резкость режиссера, а резкость суждения простых людей, безмерно уставших от засилья зла, от безнаказанности и бесправия. Главная идея фильма проста: на свете нет ничего желаннее, чем справедливое возмездие. И если государство не берет на себя эту функцию справедливого суда, то это чревато вспышками народного гнева и жестокой расправы. Но, по большому счету, это фильм о растерзанной и поруганной России, о жажде возрождения и торжества идеалов справедливости и добра.
Вообще Станислав Сергеевич был цельным, мужественным и принципиальным человеком, любящим свою Родину и болевшим душой за ее величие.
Насущной государственной задачей он считал «сбережение народа»
Тем более странно, что его обвиняли в политической непоследовательности. Причиной этого было его стремление остаться верным истине в шатких и переменчивых обстоятельствах «смутного времени». Так, когда он в начале 1990-х раскрыл всю неприглядную правду о периоде коммунистического правления, либералы почли его «своим». Но затем он отшатнулся от новоявленных проповедников растлевающей вседозволенности, примкнул к «левым» и жестко критиковал развал страны и «демократическое» правление Ельцина. После он покинул и этот политический лагерь, примкнул к партии «Единая Россия» и до конца дней оставался последовательным сторонником действующей власти. Для него это было время ясного и «окончательного» осознания, что водораздел современной русской жизни пролегает по линии противостояния между «самоистуканством» либеральной идеологии и Богоцентричностью Православия с его богатейшей культурой «возделывания сердца». Но и в этом своем многолетнем «нащупывании» правды, в искании выхода из затянувшейся смуты Говорухин был честен. Он искал тот единственный путь России, который она не сама выдумывает для себя, а который предназначен для нее Богом. И главной государственной задачей, насущной необходимостью русской жизни он считал идею «сбережения народа». Эта идея, по мнению Станислава Сергеевича, включает в себя и повышение благосостояния, и улучшение медобслуживания и образования, и жизнь без войны. Но без духовной жизни, без Православия жизнь России немыслима.
Уходит эпоха людей, замечательных прежде всего своим отношением к жизни, своим бодрым и оптимистическим, созидательным настроем. Это эпоха романтиков в лучшем значении этого слова. В значении веры в торжество добра и человечности, порядочности и справедливости, долга и чести. Эпоха людей, для которых воплощение этих идеалов в жизнь было насущной необходимостью и главным содержанием существования. Это была эпоха жажды правды, искания Духа истины, и можно сказать, что лучшие представители этой эпохи так или иначе, раньше или позже сознательно пришли к православной вере. Таким был и Станислав Сергеевич.
Главный его посыл, глубинный, шедший от самого сердца, – это проповедь о достоинстве русского человека
Главный его посыл, глубинный, шедший от самого сердца, – это проповедь о достоинстве русского человека. Говорухин последовательно отстаивал высокое звучание и значение слова «русский» – напоминаю, что это слово вмещает в себя целый мир со множеством высочайших смыслов и разнообразием этносов, национальностей, характеров и культур. Это наименование мобилизует, заставляет осознавать высоту своего призвания и служения, потому что быть русским именно и означает ясное осознание цели и направления движения воли. Честь, достоинство, долг, благородство – непреходящие ценности, которые, по мнению Станислава Сергеевича, составляют основу русского национального характера. И здесь Говорухин не разделяет жизнь России на исторические рубежи и вехи, а утверждает неизменность образа русского человека во все эпохи, при всех обстоятельствах и условиях жизни. Каждый этнос, с его самобытностью, языком и культурой, он считал краской в палитре великолепного и единого полотна под названием Россия. И именно понимание значения и красоты этого полотна поднимает и возвышает каждую из этих красок над созерцанием своей обособленности, делает частью великого и единого целого.
И именно поэтому хочется, чтобы память об этом человеке жила не в художественно-литературном смысле этого слова, а в значении действительной жизни, побеждающей смерть, побеждающей именно потому, что она оказалась сопричастна торжеству Божественной правды! И главная задача нашего, а также подрастающего поколений – с бережным вниманием сохранить наследие эпохи «славы и восторга». Наследие душевное, нравственное и культурное. Сохранить высоту идеалов и устремлений русского человека. А сохранив и восполнив доброй и правой верой, с призыванием на помощь Духа Святого, потрудиться над созиданием жизни, согласной с Божественной правдой.
Царствие Небесное любящему сыну своего Отечества рабу Божиему Станиславу Сергеевичу Говорухину!