Апофеоз восточного папизма

Архиерейский Собор Константинопольского Патриархата 1–3 сентября 2018 г. Фото: patriarchate.org Архиерейский Собор Константинопольского Патриархата 1–3 сентября 2018 г. Фото: patriarchate.org

Данная статья ставит своей целью проанализировать выступление Патриарха Константинопольского Варфоломея на Синаксисе архиереев Константинопольского Патриархата, проходившем в Стамбуле 1–4 сентября 2018 г. В своей речи, не оспоренной ни одним епископом Константинопольской Церкви и даже встреченной общим одобрением, Патриарх Варфоломей на официальном церковном уровне провозгласил четко и недвусмысленно догматическое положение о наличии у Константинопольского (или «Вселенского») Патриархата и его Патриархов первенства сакральной, административной и судебно-апелляционной власти во всей полноте Церкви Христовой. Эти положения являются изводом латинской ереси папства. Развиваемый особенно активно в течение последнего столетия трудами отдельных фанариотских богословов, этот извод получил наименование «восточного папизма», что означает претензию Константинопольского Патриархата на создание модели управления и власти в Православной Церкви, аналогичной Римо-католической, только на место Римского папы ставится фигура Константинопольского Патриарха, а на место Римской церкви – Церковь Константинопольская. Первенство чести, которым в Православной Церкви с XI века обладал Константинопольский Патриарх вместо Римского папы, в силу места в диптихе Православных Церквей объявляется особой, неведомой Преданию Церкви институцией с властными полномочиями, прерогативами и привилегиями.

Папство восточное

Патриарх Константинопольский Варфоломей. Фото: Atilla Kisbenedek / AFP Патриарх Константинопольский Варфоломей. Фото: Atilla Kisbenedek / AFP

Горько видеть, как после стольких столетий борьбы с римским папизмом Константинопольская Церковь сама впадает в ту же ересь, в тот же соблазн. Навязывание своей власти над полнотой Православия со стороны Фанара, как в свое время и со стороны Рима, является самонадеянной и горделивой попыткой отобрать полномочия у Главы Церкви Господа нашего Иисуса Христа, пересмотреть апостольскую и святоотеческую экклезиологию, стать над Церковью, разрушить канонический строй Церкви и лишить Поместные Церкви той подлинной свободы, которая всегда являлась столь характерной и отличительной чертой Святого Православия. Папизм Фанара пытается свести на нет и обессмыслить подвиг противостояния западному папизму, обагренный кровью мучеников и страданиями исповедников православной веры.

Итак, в своей речи патриарх Константинопольский Варфоломей произнес следующее:

«Для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” (Гал. 5:9) Церкви и истории» («The Ecumenical Patriarchate is, for Orthodoxy, a leaven “which leavens the whole lump” (cf. Gal. 5.9) of the Church and of history»)[1].

Понятно, что хотел выразить этими словами Константинопольский Патриарх: его Патриархат – это особая сакральная институция, особая сила, формирующая, подобно закваске для теста, саму Церковь и историю. Однако трудно представить более неудачную цитату. Сказанное в ней говорится святым апостолом Павлом в контексте упрека, адресуемого ... галатам. Святитель Иоанн Златоуст объясняет это место так: «Так и вас эта небольшая погрешность, оставленная без исправления, может преодолеть и увлечь совершенно в иудейство, подобно тому как закваска (заквашивает) тесто». А вот толкование блаженного Феофилакта Болгарского: «Это, казалось бы, ничтожное обстоятельство наносит существенный вред. Ибо как закваска, хотя бы и малая, сама собой заквашивает и изменяет все тесто, так и обрезание, хотя составляет одну только заповедь, вовлекает вас в иудейство во всей его полноте». Сравнить роль своего Патриархата в Церкви с обрезанием, увлекающим в иудейство, – это, конечно, сильно. Но по сути, повторимся, понятно, что Патриарх Варфоломей хотел сказать.

Далее по тексту своего выступления Предстоятель Константинопольской Церкви не раз подчеркивает ее, а значит и своего престола, особое сакральное место во всей Православной Церкви:

«Как Первый Престол Православия Вселенский Патриархат несет пророческое служение, проповедуя тайну Соборной Церкви во Христе Иисусе во всем мире во все времена» («As the First Throne of Orthodoxy, the Ecumenical Patriarchate exercises a prophetic ministry, extending the mystery of the Catholic Church in Christ Jesus throughout the world in each era»)[2].

«“В начале было Слово... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1,4). Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”. Покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл, возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, был прав, когда подчеркивал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата» («”In the beginning was the Word . . . in him was life, and the life was the light of men.” (John 1.1,4) The beginning of the Orthodox Church is the Ecumenical Patriarchate; “in this is life, and the life is the light of the Churches.” The late Metropolitan Kyrillos of Gortyna and Arcadia, a beloved Hierarch of the Mother Church and personal friend, was right to underline that “Orthodoxy cannot exist without the Ecumenical Patriarchate”»)[3].

Патриарх Варфоломей везде, казалось бы, ведет речь о Патриархате, а не о Патриархе Константинопольском. Однако мы видим выше важную оговорку: Вселенский Патриархат «как Первый Престол Православия». То есть речь идет даже не об исключительных правах и привилегиях Константинопольской Церкви, что было бы не меньшим отступлением от церковной истины, но именно о «Первом престоле Православия», как в Римо-католической церкви об «апостольском престоле».

Итак, согласно патриарху Варфоломею и принявшему без всяких споров его доктрину Синаксису архиереев Константинопольской Церкви, Константинопольский престол обладает исключительным, уникальным положением и прерогативами в Церкви, которыми не обладает ни один престол или Поместная Церковь. Условием самого существования Вселенской Церкви является присутствие в ней Константинопольского престола, то есть наличие его в Церкви – критерий истинности последней. Без этого престола невозможно существование Православия. Он есть та закваска, которая формирует саму Церковь Христову и историю. Константинопольский престол – это мистическое начало Православной Церкви, подобно тому как Бог-Слово в начале всего. И как во Христе есть жизнь, являющаяся Светом человекам, так и Константинопольский Патриархат обладает особой, присущей только ему жизнью, являясь светом остальных Церквей. Отсюда логично вытекает и положение о том, что патриарший престол Константинополя обладает уникальным, присущим только первому престолу Православия правом экстерриториального всеобщего учительства во всем мире во все времена.

Административные папистские притязания Константинопольского Патриарха выражены в его речи в таких словах:

Вселенский Патриархат ... обладает канонической юрисдикцией и всеми апостольскими привилегиями в своей ответственности не только за сохранность единства и взаимообщения Поместных Церквей, но и за общее распространение Православия в современном мире и в исторической перспективе. В этом качестве Вселенский Патриарх как глава Православного Тела созвал в июне 2016 года Святой и Великий собор на Крите, величайшее церковное событие последних лет. («...the Ecumenical Patriarchate ... enjoys canonical jurisdiction and all apostolic privileges in its responsibility for safeguarding the unity and communion of the local Churches but also for the overall journey of Orthodoxy in the contemporary world and history». In this spirit, as President of the body of Orthodoxy, the Ecumenical Patriarch convened the Holy and Great Council in Crete in June 2016, the greatest ecclesiastical event in recent years»)[4].

«Вселенский Патриархат несет ответственность за приведение дел в церковный и канонический порядок, потому что он один обладает канонической привилегией, а также молитвой и благословением Церкви и Вселенских Соборов исполнять этот верховный и исключительный долг как заботливая Мать и родительница Церквей. Если Вселенский Патриархат откажется от этой обязанности и покинет межправославную сцену, Поместные Церкви станут «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36), расходующие свою энергию в церковных начинаниях, которые смешают смирение веры и надменность власти». («The Ecumenical Patriarchate bears the responsibility of setting matters in ecclesiastical and canonical order because it alone has the canonical privilege as well as the prayer and blessing of the Church and the Ecumenical Councils to carry out this supreme and exceptional duty as a nurturing Mother and birth-giver of Churches. If the Ecumenical Patriarchate denies its responsibility and removes itself from the inter-Orthodox scene, then the local Churches will proceed “as sheep without a shepherd” (Matt. 9.36), expending their energy in ecclesiastical initiatives that conflate the humility of faith and the arrogance of power»)[5].

Итак, административная власть Константинопольского престола в Церкви, согласно доктрине восточного папизма, включает в себя:

  1. апостольскую привилегию и церковно-правовую юрисдикцию над всей Церковью в вопросах сохранения церковного единства и общения Поместных Церквей, то есть, говоря без высокого фанариотского стиля, именно Фанар является апостольски установленной кафедрой, общение с которой определяет принадлежность той или иной Поместной Церкви к единству Православной Церкви как таковой, и общение Поместных Церквей происходит через Константинопольскую кафедру. Термин «каноническая юрисдикция» подчеркивает подчиненное положение Поместных Церквей Фанару в данной схеме.
  2. Константинопольский престол является главой или «президентом Православной Церкви», исключительной прерогативой которого является созыв Всеправославных (читай и Вселенских) Соборов.
  3. Константинопольский престол наделяет себя самыми неопределенными, но эксклюзивными правами «приведения дел в церковный и канонический порядок». Специально подчеркивается, что на это имеет право во всей Церкви «лишь он», а источником его «канонической привилегии» является «молитва и благословение Церкви и Вселенских Соборов». То есть фактически провозглашается его неограниченная власть во всей Православной Церкви, поскольку все в ней совершающееся можно отнести к церковному порядку. Особо подчеркивается власть Фанара в канонических вопросах. Установление церковного и канонического порядка во всей Церкви – верховная (supreme), то есть имеющая характер высший и непререкаемый, обязанность Константинопольской кафедры.
  4. Константинопольская Церковь есть Мать и Родительница Церквей. Не до конца понятно, что здесь хотел сказать Патриарх Варфоломей: то ли что только он обладает эксклюзивной властью предоставлять автокефалию любым новым Поместным Церквам во всем мире, то ли что все Поместные Церкви имеют Константинопольский Патриархат источником своего происхождения и бытия. Исходя из других материалов Синаксиса одно ясно несомненно: Константинопольский Патриарх объявляет исключительно себя во всем православном мире обладателем права предоставлять и признавать автокефалию возникающих Поместных Церквей, при этом определяя и изменяя канонические границы уже существующих.
  5. Наконец, вершина всего – это утверждение, что в отсутствие Вселенского Патриархата Поместные Церкви станут «как овцы, не имеющие пастыря». То есть Константинопольский престол объявляется верховным пастырем всей Православной Церкви, по отношению к которому Поместные Церкви со всеми своими Патриархами и Предстоятелями – просто пасомые, овцы, слушающие глас пастыря.

Последней привилегией, которой наделил свою кафедру патриарх Варфоломей, является высшая церковная судебно-апелляционная власть в Церкви Христовой:

«Мы полагаем, что все архиереи, несущие свое служение в юрисдикции Вселенского Престола, очень хорошо знают, что IV Вселенский Собор, помимо прочих решений, удостоил Константинопольский Престол исключительной привилегии “права на апелляцию” (ekkliton) определениями 9-го и 17-го канонов. В истории Матери-Церкви на протяжении столетий записаны многочисленные примеры осуществления этого права апелляции со стороны иерархов и духовенства других юрисдикций. Достойно упоминания мнение канониста Миодрага Петровича о том, что “лишь Архиепископ Константинополя имеет привилегию судить и разрешать конфликтные ситуации среди епископов, духовенства и митрополитов других патриархов” (Nomocanon on the 14 Titles and the Byzantine Commentators, p. 206)». («...We imagine that all of the Hierarchs serving within the jurisdiction of the Ecumenical Throne know very well that the 4thEcumenical Council, among other decisions, honored the exceptional privilege of “the right to appeal” (ekkliton) of the Throne of Constantinople with the decrees of its 9thand 17thCanons. Numerous instances of the exercise of this right to appeal by Hierarchs and clergy of other jurisdictions have been recorded through the centuries in the historical journey of the Mother Church. Worthy of mention here is the determination of the canonist Miodrag Petrovic, that “the Archbishop of Constantinople alone has the privilege to judge and adjudicate conflicts of bishops, clergy and metropolitans of other patriarchs.” (Nomocanon on the 14 Titles and the Byzantine Commentators, p. 206)»)[6].

«Почтенный Абидский епископ Кирилл, профессор Национального афинского университета им. Каподистрии, благочестивый знаток печатного и устного слова, в своем выступлении, озаглавленном «Право на апелляцию: исторические, канонические и богословские перспективы», рассмотрит уникальную привилегию Константинопольской Церкви принимать апелляции от иерархов и духовенства, ищущих убежища изо всех Поместных Православных Церквей». («The right reverend Bishop Kyrillos of Abydos, Professor at the National and Capodistrian University of Athens, a devout scholar of the written and spoken word, will address the unique privilege of the Church of Constantinople to receive the appeal of Hierarchs and clergy seeking refuge from all local Orthodox Churches in his presentation, entitled “The Privilege of Eccliton (Right to Appeal): Historical, Canonical and Theological Perspectives.” We gladly await his analysis of this subject»)[7].

Столь выпукло выраженное учение о привилегиях и полномочиях Константинопольского Престола несет в себе явственную печать римо-католического учения о папстве. Конечно, есть и разница, но множественное сходство и родство двух догматических доктрин отчетливо указывает на то, что мы имеем дело с двумя подвидами одного и того же лжеучения.

Рассмотрим римо-католический взгляд на папство.

Папство классическое, римское

Догматическая конституция «Pastor Aeternus» I Ватиканского Собора гласит:

«Для того, чтобы епископат был един и неразделим, чтобы, благодаря тесному и взаимному единению понтификов, все множество верующих сохранялось в единстве веры и общения, ставя блаженного Петра во главе всех остальных Апостолов, Он заложил в его личности прочное начало и зримый фундамент (perpetuum principium ac visibile fundamentum) этого двойного единства...

Всегда существовала необходимость, чтобы именно к Римской Церкви, “соответственно ее высшему происхождению”, обратилась каждая Церковь, то есть все верные, для того чтобы стать в этом Святейшем Престоле, откуда проистекают на всех “правила достойного общения”, как члены, соединенные с Главой единством одного Тела...

Мы обновляем решение Вселенского Флорентийского Собора, который обязал верных исповедовать, что “Святейший Апостольский Престол и папа обладают первенством по всей земле; то, что папа Римский является... главой всей Церкви, отцом и учителем всех христиан; что ему... Господом Иисусом Христом доверена полная власть пасти, управлять и руководить всей Церковью, как говорят акты Вселенских Соборов и святые каноны”...

Пастыри всех чинов и всех обрядов и верные, каждый в отдельности и все вместе, должны находиться в иерархическом подчинении и истинном послушании в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и порядка и управления Церковью, распространенной по всему миру. Также, сохраняя единство общения и исповедания веры с папой Римским, Церковь является одним стадом с одним пастырем...

Так как Божественное право Апостольского первенства ставит папу Римского надо всей Церковью, мы учим и провозглашаем также, что он является верховным судьей верных и что во всем, что касается церковной юрисдикции, можно апеллировать к его суду...

Апостольское первенство, которым папа Римский... обладает во Вселенской Церкви, включает также верховную власть учительства».

Апологет папства Жозеф де Местр писал: «Папа необходим. Он – единственный и исключительный отец христианства... Без него исчезает единство, а значит, и Церковь».[8]

Истинный смысл 9-го и 17-го правил IV Вселенского Собора

В завершение этого скромного анализа исповедания ереси восточного папизма, имевшего место на Синаксисе правящих архиереев Константинопольского Патриархата, необходимо дать ответ на ложное толкование Патриархом Варфоломеем 9-го и 17-го правил IV Вселенского Собора, как якобы дающих Константинопольским патриархам особые права высшего апелляционного суда в Церкви, включая пересмотр церковного суда других Патриархов и Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Вот интересующие нас выдержки из текста этих правил:

9 ПРАВИЛО: «Аще же клирик со своим или со иным Епископом имеет судное дело, да судится в областном Соборе. Аще же на Митрополита области Епископ или клирик имеет неудовольствие, да обращается или к Экзарху великия области, или к престолу царствующего Константинополя, и пред ним да судится».

17 ПРАВИЛО: «Аще же кто будет обижен от своего Митрополита, да судится пред Экзархом великия области или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше».

Это правило перетолковывается в том смысле, что клирикам и епископам предоставляется право оспаривать суды своих Патриархов у Патриарха Константинопольского. Подобное недоразумение поддерживается тем, что под «экзархами великих областей» подразумеваются патриархи. Такого мнения из трех классических толкователей канонов придерживается только Аристин. Но нет никакого основания именовать иных патриархов экзархами, нигде более в канонах Вселенских Соборов это не встречается. Два других толкователя канонов – Вальсомон и Зонара – объясняют, что под «экзархами» разумелись митрополиты наиболее заслуженных и великих кафедр – диоцезов – в составе Константинопольского Патриарха, каноническая территория которого была образована как раз IV Вселенским Собором (см. 28-й канон Собора). Поэтому речь идет о праве апелляционного суда Константинопольского Патриарха в пределах своего Патриархата, а не над другими Патриархатами. В противном случае получается абсурдная ситуация: эти каноны дают Константинопольскому патриарху право высшей судебно-апелляционной инстанции в отношении Римской Церкви и римских пап того времени, несомненно занимавших первое место в диптихе Церквей.

Вальсамон, толкование на 9 правило: «Экзарх округа не есть, как мне кажется, митрополит каждой области, но митрополит целого округа. А округ заключает в себе многие области. Это преимущество экзархов ныне не имеет действия; ибо хотя некоторые из митрополитов и называются экзархами, но не имеют у себя в подчинении других митрополитов, состоящих в округах. Итак, вероятно, в те времена были какие-нибудь другие экзархи округов, или и эти же, только предоставленные им правилами преимущества перестали уже действовать».

Зонара, толкование на 17 правило: «Таким образом, мысль сего правила о разделении судилищ была бы такова: когда епископ имеет дело с соепископом или клирик с епископом, тогда судьею их поставляется митрополит, которого правило называет и экзархом округа, а когда епископ имеет обвинение против своего митрополита, тогда правило поручает суд Константинопольскому Патриарху. Но не над всеми без исключения митрополитами Константинопольский Патриарх поставляется судьею, а только над подчиненными ему. Ибо он не может привлечь к своему суду митрополитов Сирии, или Палестины и Финикии, или Египта против их воли; но митрополиты Сирии подлежат суду Антиохийского Патриарха, а палестинские – суду Патриарха Иерусалимского, а египетские должны судиться у Патриарха Александрийского, от которых они принимают и рукоположение и которым именно и подчинены. Назывались экзархами и другие, например, епископ Кесарии Каппадокийской, Эфесский, Фессалоникийский и Коринфский, которым, говорят, поэтому и дано было преимущество носить в их церквах полиставрии».

Преподобный Никодим Святогорец Преподобный Никодим Святогорец
Решительнее же всего по ложному толкованию 9-го и 17-го правил Халкидонского Собора бьет преподобный Никодим Святогорец в знаменитом «Пидалионе», каноническом памятнике конца XVIII века, столь авторитетном, кстати, в греческих Церквах:

«Как пчелы соты, так различные мнения окружили эту часть его правила. Наши, противясь главенству папы и желая почтить Константинопольского, уклонились в крайность, так Макарий Авкирский под экзархами диоцезов мыслит прочих патриархов, Константинопольскому же отдает право общей апелляционной инстанции и хочет, чтобы он был первым и высшим судьею над всеми патриархами. Последовали за Макарием Алексиас в “Истории” и Николай Мефонский, пиша против главенства папы.

Паписты же, в свою очередь желая установить единовластие папы, следуют за нашими и соглашаются на то, чтобы Константинопольский был судьею над всеми, с той целью, чтобы показать, что если Константинопольский является над всеми судьею, Римский, как первенствующий по канонам и над Константинопольским, является последним и общим судьею над всеми Патриархами и над самым Константинопольским, так что к нему восходит право последнего апелляционного суда над четырьмя патриархами вселенной...

Однако все эти блуждают далеко от истины. Что Константинопольский не имеет власти действовать в диоцезах и пределах других Патриархов, что настоящим каноном не дано ему право последней апелляционной инстанции во всей Церкви, ясно из следующего:

1. В 4-м деянии настоящего Халкидонского Собора Анатолий Константинопольский, совершивший действия вне пределов своей епархии и, забрав Тир от его епископа Фотия и дав его (Тир) Евсевию Бейрутскому, и низложив и отлучив Фотия, получил за это порицание от властей и от всего Собора. И хотя он оправдывался многими доводами, все же, что он сделал, было аннулировано Собором, и Фотий был оправдан и получил (снова) Тирскую епископию. Поэтому и Исаак Эфесский говорил (императору) Михаилу I Палеологу, что власть Константинопольского не распространяется на восточные Патриархаты (согласно «Пахимеру» кн. 6, гл. 1).

2. Государственные и императорские законы не (так) определяют, что только суд и приговор Константинопольского не подлежит апелляции, но (говорят) неопределенно (неограничительно): “всякого Патриарха и Патриархатов” во множественном числе...

Итак, если по законоположениям этих императоров, которые согласуются со священными канонами, решения всех патриархов не подлежат апелляции, то есть не передаются на суд другого патриарха, то как может их пересматривать Константинопольский? И если настоящий канон IV Собора, как и 17-й его же, имели целью дать Константинопольскому власть апелляционной инстанции для прочих патриархов, то каким образом императоры стали бы постановлять диаметрально противоположное, когда им известно, что государственные законы, несогласные с канонами, считаются недействительными?

3. Если мы примем согласно с вышеназванными папистами, что Константинопольский судит патриархов и пересматривает их суды, то, так как канон не делает исключения для какого-либо патриарха, значит, он судит и Римского и пересматривает его суды, и таким образом Константинопольский будет первый и последний, не исключая папу, судия.

Итак, ища обосновать единовластие Римского своими ухищрениями, этими же ухищрениями они низвергают и разрушают его.

4. Если никто – ни митрополит, ни патриарх – не имеет права делать что-либо в запредельных церквах, но только в пределах, подчиненных им, согласно канонам 34, 35 Апостолов; 6, 7 – I Собора; 3–8 — II; 20, 36, 39 — VI; 3, 11, 12 — Сердикийского, 9 — Антиохийского и др., то как может настоящий канон или другие постановлять обратное всем этим?

5. Если Константинопольский получил таковую привилегию, то почему в своих спорах с папами [Константинопольские патриархи] не говорили, что имеют ее, но только, что имеют равные преимущества? Или почему ни один другой христианин в спорах не сказал, что Константинопольский больше Римского?

Итак, жив Господь, жив! Истинное толкование этого канона есть следующее: Экзарх диоцеза, согласно Вальсамону, не есть епархиальный митрополит (потому что диоцез объемлет многие епархии и митрополии), но диоцезальный митрополит не есть и патриарх, что видно из текста 6-го канона II Вселенского Собора. Если же кто имеет в виду всех епископов диоцеза, очевидно, включая экзарха диоцеза, о котором говорит настоящий канон, Собор диоцеза и экзарх диоцеза имеют место отличное от того, которое имеет всякий патриарх с подчиненными ему епископами. Итак, экзархом диоцеза является диоцезальный митрополит, имеющий некоторую привилегию перед другими митрополитами диоцеза. Таковая привилегия экзархов в настоящее время не существует, хотя и именуются некоторые митрополиты экзархами, но не имеют они в своем подчинении других митрополитов диоцеза. Таким образом явствует, согласно тому же Вальсамону, что в те времена существовали какие-то экзархи диоцезов, привилегии которых потеряли действие (силу) или непосредственно или несколько позднее после этого IV Собора. Поэтому и Юстиниан там, где говорит о тяжбах между клириками, экзархов диоцезов совершенно не упоминает, хотя и перечисляет другие суды для клира. Итак, канон говорит, что если епископ или клирик имеет дело с епархиальным митрополитом, пусть обратится к суду экзарха диоцеза, что то же самое, что клирики и митрополиты, подчиненные Константинопольскому престолу, пусть судятся или от своего экзарха диоцезального или от Константинопольского, как своего патриарха. Не говорится, что если какой-либо клирик имеет тяжбу с митрополитом чужого диоцеза, или митрополит с митрополитом какого бы то ни было диоцеза или епархии, пусть судятся от Константинопольского. Не говорится также, что (судящийся) сперва должен обратиться к суду диоцезального экзарха, затем к суду Константинопольского, как выше извращает канон папа Николай, но оставляет на волю судящегося обратиться к суду или диоцезального экзарха или Константинопольского (патриарха) и судиться безразлично или одним или другим.

Поэтому Зонара в толковании на 17-й канон настоящего Собора говорит, что не над всеми вообще митрополитами поставляется судьею Константинопольский, но только над подчиненными ему. И в толковании на 5-й канон Сердикийского он же говорит: “только для подчиненных Константинопольскому сей последний является апелляционной инстанцией, как и Римский только по отношению к подчиненным ему является таковою”.

Теперь же, так как ни Собор, ни экзарх диоцеза не существуют, Константинопольский является единственным первым и последним судьею для подчиненных ему митрополитов, но не для подчиненных другим патриархам, потому что единственно Вселенский Собор есть последний и всеобщий судья всех патриархов, и никто другой, как мы сказали об этом».

Протоиерей Андрей Новиков

10 сентября 2018 г.

[1] Archbishop Daniel Participates in Synaxis of Hierarchs of The Ecumenical Patriarchate of Constantinople // https://www.uocofusa.org/news_180901_1.html

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Цит. по: Гергей Е. История папства. М, 1996. С. 9.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Наши люди будут защищать свои храмы Наши люди будут защищать свои храмы Наши люди будут защищать свои храмы Наши люди будут защищать свои храмы
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний рассказал о настроениях среди духовенства и верующих УПЦ в связи с последними церковными событиями, вероятную реакцию со стороны других Поместных Церквей в случае предоставлением Константинополем томоса украинским раскольникам, а также о том, что власти готовятся к ряду действий против УПЦ
Митрополит Иларион: Последствием автокефалии на Украине станет война государства с канонической Церковью Митрополит Иларион: Последствием автокефалии на Украине станет война государства с канонической Церковью Митрополит Иларион: Последствием автокефалии на Украине станет война государства с канонической Церковью Митрополит Иларион: Последствием автокефалии на Украине станет война государства с канонической Церковью
Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион заявил в эфире программы «Большая Игра» на Первом канале, что последствием религиозного раскола и предоставления автокефалии может стать новый виток гражданского противостояния.
Константинополь вторгся на каноническую территорию Русской Православной Церкви с целью еще более углубить раскол Константинополь вторгся на каноническую территорию Русской Православной Церкви с целью еще более углубить раскол Константинополь вторгся на каноническую территорию Русской Православной Церкви с целью еще более углубить раскол Константинополь вторгся на каноническую территорию Русской Православной Церкви с целью еще более углубить раскол
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
14 сентября 2018 года в специальном выпуске передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию
Дмитрий Марченко
Украина давно уже не является первым пунктом российских новостей, а только одним из многих. Сейчас, если просмотреть, что обсуждают соцсети, сразу видно, что есть и другие актуальные вещи: Трамп, Сирия, пенсионная реформа, Скрипали, санкции, клип Киркорова и Баскова, наконец.
Священный Синод обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом инициировать всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине Священный Синод обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом инициировать всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине Священный Синод обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом инициировать всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине Священный Синод обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом инициировать всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине
14 сентября 2018 года на внеочередном заседании Священного Синода было принято заявление в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
14 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве проходит внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Никто на Украине не предаст свою Церковь Никто на Украине не предаст свою Церковь
Владимир Легойда
Никто на Украине не предаст свою Церковь Никто на Украине не предаст свою Церковь
Владимир Легойда
В преддверии экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда дал интервью РИА «Новости».
Митрополит Онуфрий: У нашей Церкви есть все атрибуты независимости Митрополит Онуфрий: У нашей Церкви есть все атрибуты независимости Митрополит Онуфрий: У нашей Церкви есть все атрибуты независимости Митрополит Онуфрий: У нашей Церкви есть все атрибуты независимости
У Украинской Православной Церкви есть всё необходимое для служения Богу и народу. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в эксклюзивном интервью телепрограмме «Утро на Интере».
В Польской Церкви считают опасным поспешное решение по украинской автокефалии В Польской Церкви считают опасным поспешное решение по украинской автокефалии В Польской Церкви считают опасным поспешное решение по украинской автокефалии Польская Церковь призвала не торопиться с автокефалией Украинской Православной Церкви, чтобы не углубить раскол
На Украине сложилась ситуация, о которой должны заботиться все Поместные Православные Церкви.
Комментарии
Ольга14 сентября 2018, 12:56
согласна с тем, что Константинопольский патриархат-это то, что осталось после переваривания турками второго Рима.Пора признать , что у вселенского патриарха нет Вселенной.
Алексей13 сентября 2018, 23:47
Ева 12 сентября 2018, 16:44, не думаю, что Варфоломей мелочно мстит, не думаю даже, что он играет первую скрипку во все этой истории. Скорее он -- марионетка, прельщённая властью.
Александр Гончаров 13 сентября 2018, 21:52, любая наука поначалу была крайне проста, почитайте, к примеру, первых философов, времён Милетской школы. То же и в христианстве: поначалу диавол пытался задавить его силовыми методами, просто вырезать под корень. Когда не вышло -- стал плодить ереси. Не считайте, что догматику "придумали" святые отцы оттого, что им нечем было заняться. Догматика -- это иммунная система Церкви, она возникает в ответ на угрозы. И активизируется в ответ на инородные тела.
Елена13 сентября 2018, 22:59
Горько. Из века в век, "золотой телец" и "сильные мира сего" ,раскол творят. Одно и тоже .. патриарх Варфоломей -слаб духом. Мы же все понимаем откуда ветер дует . Бог с ним. Нам нужно не забывать того, что Православная церковь-Соборная! Соборно все должно решаться.
Александр Гончаров13 сентября 2018, 21:52
Как-же все было просто 2000 лет назад. Я и половины того что в статье не понял.
Наталия Ростова13 сентября 2018, 09:29
Почему-то никто не хочет сказать прямо - Если будет поставлена точка в легализации " Киевского патриархата ", на Украине польётся кровь новых мучеников. Верных много. Будет и крови много. Помоги им, Господи. Укрепи и не оставь. А вы, дорогие наши украинские братья и сёстры, держитесь, будьте верными до конца, не предавайте нашего Господа...Мы за вас молимся! И мы с вами, хоть и на расстоянии...
Стефан13 сентября 2018, 07:32
Родился в католической семье, которая уже редка ходила в церковь. Я сам покинул католицизм, как и много католиков. Причины - простые: педофилия (вы Русские не знаете, но в Бельгии примерно, нет одного города, где это не случилось. Представьте количество жертв, и это продолжается), священники не могу жениться, политика в церкви, преимущество папы, исчезание духовности. Как многие "христиане" принял православие, потому что оказалось, что Православие уважает Святые Писания, в том числе, принцип соборности. Не понимаю, почему некоторые поступают за это сближение. Играть с огнём - опасно. Сейчас видим результат. Грустно. Особенно за искателей веры. Видя наш хаос, меньше примут православие.
Людмила ис13 сентября 2018, 00:20
Вспомните два недавних Крестных хода в Киеве: 27 июля УПЦ МП, собравшем более 200 тыс. чел. и 28 июля УПЦ КП - около 70 тыс чел. Первый - величественный, торжественный с большим количеством священства в золотистых облачениях. Участники с серъёзными лицами молитвенно несут кресты, хоругви, иконы... Второй - напомнил праздничную демонстрацию и был подобен политической акции под желто-голубыми флагами во главе с президентом и раскольником Патриархом. Святая Матрона Московская во время демонстраций не разрешала близким выходить из дома и открывать окна и форточки. Она видела духовную сторону происходящего и говорила, что бесы заполняют улицы. Господи, Пресвятая Богородица, спасите нашу Украину!
Ева12 сентября 2018, 16:44
Неужели Константинопольский патриарх мелочно мстит патриарху Кириллу за неучастие во Вселенском соборе? И тот факт, что Храмы Константинополя пустуют есть показатель слабости Духа в Константинополе. Этим можно объяснить психологические проблемы Патриарха, в частности жажду власти и желание самоутверждения любой ценой. Теперь часть поместных Церквей возьмут его сторону, часть нет.... он зачинщик раскола. Верующим Украины пожелаем силы и мудрости. Многострадальные.
Галина Ляликова12 сентября 2018, 14:22
Позиция КП - глубоко антихристианская, думается мне... Принцип "кто деньги платит, тот и музыку заказывает"...

Кстати, в предложении МП предоставить автокефалию УПЦ МП раньше КП что-то есть.
Елена12 сентября 2018, 13:56
Здравствуйте! Пусть Варфоломей на своей территории сначала разберется, в Турции он нет никто и звать его ни как! Лезет в чужой монастырь... Очень хочется, что бы были приняты самые жёсткие меры по отношению к нему! Братская любовь,терпение,добрата и лояльность ни к чему хорошему не доводит с такими персонами! Прост Господи!
Полина12 сентября 2018, 13:17
Поддерживаю Алексей 11 сентября 2018,11:01. Нам очень мало говорят священники. Начнешь спрашивать-ответы боязливые, уклончивые или недовольные(свои грехи смотри). Стараюсь смотреть,но хочу чтобы и пастырь был правый и в Истине. Нет ответов на острые вопросы,и на этом сайте не всегда есть. Приходится искать,но много ли правды найдешь на современном инет пространстве,с учетом собственников поисковиков.
Согласна с Евгений 11 сентября 2018,14:43. Сейчас заговорили о еретическом восточном папизме. А как же церкви-сестры и папа-брат? Поясните,пжста. Алогично же: папизм - еретическое зло (согласна). Но тогда чем Варфоломей хуже Франциска?
Глава Православной Церкви - Христос! Имеем,что заслужили!
Михаил12 сентября 2018, 12:38
Не надо разрывать отношений, надо созывать совещание патриархов в Москве и там на этом совещании, соборе или заседании решать эти спорные вопросы.
Наталья Богоявленская12 сентября 2018, 10:54
Дело, конечно, не в "папизме" Варфоломея: он всего лишь марионетка в руках князей человеческих. А цель этих князей -- не автокефалия УПЦ, на Церковь им, простите, начхать. Главная и окончательная цель всех этих деяний -- гибель России, а для этого надо в первую очередь погубить или хотя бы ослабить Православную Церковь. Не даёт наша страна покоя сильным мира сего, и они действуют уже напролом.
Anthony12 сентября 2018, 10:53
To fr. Peter: This article'll be translated into English just in few days. Thank You for good words towards our website.
Галина, Киев12 сентября 2018, 09:52
Ивану, на Украине автокефалию хотят только раскольники и люди далекие от церкви,которые заходят в церковь только на Пасху, но считающие себя православными. А обычным воцерковленным верующим это не нужно, для спасения души политика не нужна.И таких в московском патриархате на Украине большинство. Люди ходят в храм молиться, а не ради националистических интересов. Просто грязная политика на Украине добралась и до церкви.
Сергей 12 сентября 2018, 09:12
Всё сейчас зависит от прихожан на Украине, если бы в мой Храм зашли какие то экзархи , а священники этой церкви не пускались бы на богослужение В Храм , то я бы спросил у своего батюшки стоит ли заходить на это богослужение , если предстоятель стоит пред Церковью!
Храни Господь Церковь Православную!
Father Peter12 сентября 2018, 08:09
Thankyou for this very informative article. Is it possible to have an English translation of it, and Fr Andrey's excellent article on the 'second marriage' of clergy posted on the English site? It would be very helpful in light of the current crisis.

Thankyou, also, for the wonderful work you do with the Pravoslavie site - it is an invaluable resource for Orthodox believers around the world.
Татьяна12 сентября 2018, 07:41
Когда я была в Стамбуле/Константинополе в2000 году меня поразило, что в великолепном патриаршем соборе, на литургии в воскресенье,
присутствовали только два человека. Собор был пуст. Сравните с нашими соборами и церквями. А еще претендуют на вселенское православие... Просто смешно.
Ирина Рюрик12 сентября 2018, 00:20
Иван11 сентября 2018, 21:58

Вы хоть сами поняли, что написали? Если бандит захочет отрубить человеку ногу, человек должен, желая бандита обхитрить, отрубить себе ногу собственными руками. Вот бандит удивиться. Извините, но Ваше предложение именно эту ситуацию напоминает.
Иулиания11 сентября 2018, 23:07
Приходит на память "пророчество" о.Димитрия Смирнова: будет то, что будет. И это обязательно сбудется.

Уж если есть Божий Промысел и Божье попущение каких-то событий, тому быть. Даже самому ужасному. Успеть бы свою душу спасти.
Александр11 сентября 2018, 22:42
Наши заокеанские «партнёры» нашли способ ударить по России больнее, чем через спорт.
Схема примерно такова:
1.Фанар считает, что Православной является только та Церковь, которая имеет общение с Кпл-ем. (очень спорно, но для его решения нужен Собор. А кто его соберёт и кто на него приедет?)
2. Фанар предоставит автокефалию Украине
3. Московский Патриархат разорвёт евхаристическое общение с Вселенским.
4. Кпль объявит Москву схизматиками как не имеющую с ним общения.
5.Встанет вопрос кто из Поместных Церквей на какую сторону станет. Греки поддержат Кпль однозначно, а дальше считай «обиженных»- грузин, румын и т.д. В любом случае о поездках в Грецию и на Афон можно будет забыть.
Наталья Богоявленская11 сентября 2018, 22:27
О каком Константинополе речь? Нет никакого Константинополя, есть Стамбул, а Константинополь давно уже отдан мусульманам на съедение и съеден ими. И Фанар существует только из снисхождения турок. Возьмут и пнут. Храни, Господи, веру Православную!
Иван11 сентября 2018, 21:58
Просто Московскому патриархату надо упредить и дать патриаршество нынешнему митрополиту Онуфрию и автокефалию самой УПЦ.
Ведь в своей территории дать автокефалию канонично.
И раскольники и "папа" Стамбульский окажется в луже...
natalja11 сентября 2018, 18:32
Если бы этот Варфоломей был верующим христианином, то никогда на такое не пошел!!! Он хочет власти, а о том что будет после, как умрет и не думает, что за все придется ответить на страшном суде перед Богом!!! ОДУМАЙСЯ , ВАРФОЛОМЕЮШКА ЧТО ТВОРИШ!!!!!
иван11 сентября 2018, 18:01
Россия очень слаба. Поэтому будет и томос и автокефалия. Просто потому, что Америке нужно разрушить православие. Все уже под ними. Осталась Русская церковь. А Господь попустит если на Украине большинство народа хочет отдельную церковь. Ведь попустил Господь революцию в 17-том. Очень уж хотели избавиться от царя. Но каковы последствия этого будут. Не хочется даже думать об этом. Господи, помилуй.
Татьяна11 сентября 2018, 17:30
Станислав11 сентября 2018, 16:21
А вы разве не знали, что патриарх Варфоломей является масоном? Тем всё объясняется.(с)

Может быть и масон, как и Мелетий, бывший патриарх, а может и нет. Ну так похоронили с почестями того Мелетия, и раскол ему простили. И этому простят. У нас ныне моден экуменизм и принцип икономии, а слово еретик вообще запретили употреблять.

Хотя икономия ни при каких обстоятельствах не может позволить или оправдать смертный грех, но разве это уже кого то волнует?
Дух мира сего вовсю рулит. Тем всё объясняется, а не масоноством.
Елена11 сентября 2018, 17:18
Помоги и укрепи нас, Господи!
Яков Яковлевич11 сентября 2018, 17:17
Братия и сестры! А ведь еще и задолго до созыва Критского собора было хорошо понятно, куда держит курс Константинопольский патриарх. Вялая реакция поместных церквей на церковную политику патриарха Варфоломея или, подчас, отсутствие какой-либо реакции, напоминает мне пресловутую "европейскую солидарность". Однако, единство Православия не может быть обеспечено притязаниями на исключительность. Только Вселенский собор может в своей полноте выносить решения догматического, церковно-политического и судебно-дисциплинарного характеров.
И хватит слов, надо уже действовать в логике ограничения притязаний Константинопольского патриархата со стороны всех поместных церквей.
Станислав11 сентября 2018, 16:21
А вы разве не знали, что патриарх Варфоломей является масоном? Тем всё объясняется.
Александр11 сентября 2018, 15:48
И ещё вопрос. Кто вправе решать споры между Патриархами, если Вселенские Соборы не собираются?
Александр11 сентября 2018, 15:46
Где логика?
Если Экзарх из упомянутого 9-го правила это «митрополиты наиболее заслуженных и великих кафедр» своего патриархата, то концовка вышеозначенного правило будет звучать как: ««Аще же на Митрополита области (!) Епископ или клирик имеет неудовольствие, да обращается или к Митрополиту великия области, или к престолу царствующего Константинополя, и пред ним да судится».
Получается, что судящийся с Митрополитом, обращается за разрешением своей тяжбы к тому же Митрополиту. А если «Митрополит великия области» -Патриарх, то кому адресованы эти слова«… или престолу царствующего Константинополя, и пред ним да судится»?

Татьяна11 сентября 2018, 15:22
Алексей
я лишь упомянул, что титул "папа" в данном случае не имеет ничего общего с католическим папизмом. (с)

Дело не в титулах, а в делах. Причем я говорю только о моем непонимании того, как это вообще возможно?
"Специальная комиссия, назначенная Синодом Элладской Церкви, продолжая рассмотрение дела Мелетия, извергла его из сана с формулировкой: «за ряд церковных проступков, в том числе за учинение раскола». Однако низвержение не помешало Мелетию в скором времени стать патриархом Константинопольской Церкви. "(с)
Так что кто сказал А, тот неотвратимо скажет и Б.
И папизм у нас и экуменизм протаскивался давно, а теперь жалуются. Думаю и этот рейдерский захват Украины папистами стерпят, увы
ирина11 сентября 2018, 15:15
непростые события ждут украину.люди переживают-Что будет с нами,с нашими Храмами?с одной стороны -война,с другой экзархи чужестранные...как все быстро закрутили с афтокефалией.а мы не верили,что получится у власти.
Мария Кезикова11 сентября 2018, 14:56
Глава Церкви Православной - Христос.
А тот,кто выше Его себя ставит - тот от лукавого.
Господи, помилуй!
Евгений11 сентября 2018, 14:43
К этому давно шло, встречи разные Гаванские проводились, заигрывания с папой Константинопольским. Вот Варфоломея в дурь и поперло: "Кто здесь первый в цари? Никого?? Ну, тогда я Царь!" Все-таки официальный телевизер проигрывает ютубу, народ это проглатывать не спешит. А просто Варфоломей давно мечтает к рукам Киевскую митрополию прибрать, теперь вот все карты открыты..Наша задача - Богу на коленях молиться, а все остальное - "Мне отмщение, Аз воздам".
наталия11 сентября 2018, 14:42
Собственно, Варфоломей даёт ответ за наше неучастие в Критском совещании, которое наша Церковь не посетила. Слава Богу! Предположу, что многие Поместные Православные Церкви не поддержат нашу Церковь в этой ситуации и с экзархами, и с надвигающимся томосом для украйны. И экзархи будут, и томос будет, потому что это не вера, а политика. В недалёком будущем Русская Православная Церковь станет врагом и для своих "сестёр". Это видно невооруженным глазом. Потому что, если дадут томос расстриге, то в чём можно сомневаться? А экзархи -это переходной период до томоса. Верю, Господь управит! А, может, и попустит. Но ОН здесь главный.
Georg11 сентября 2018, 14:39
Вот официальные заявления РПЦ:

http://pravoslavie.ru/115600.html

http://pravoslavie.ru/115599.html

http://pravoslavie.ru/115629.html
11 сентября 2018, 14:14
И все-таки, хотелось бы читать именно официальные заявления как нашей Церкви, так и других. Пока Святейший Патриарх Кирилл по этому поводу молчит.
Алексей11 сентября 2018, 13:27
Татьяна 11 сентября 2018, 12:33, я лишь упомянул, что титул "папа" в данном случае не имеет ничего общего с католическим папизмом.
Татьяна11 сентября 2018, 12:44
Патриарх Святого г. Иерусалима и всей Палестины Феофила 3

"Мы молимся за нашего собрата Блаженнейшего митрополита Онуфрия и многострадальный народ Украины. Глобализация имеет своей главной целью – прежде всего разрушение Православной Церкви. Щупальцы глобализации пытаются проникнуть и в Церковное Тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков – это признаки такого процесса.*
Держитесь своего Предстоятеля, не только находите успокоение в его молитвах, но будьте его помощниками и сомолитвенниками, подражайте ему в твёрдости веры».(с)запорожская епархия

Алексей11 сентября 2018, 12:35
Юрий Куриленко, 11 сентября 2018, 11:37, в Православной Церкви догматика включает в себя также и все вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах (см. учебник догматич. богословия авторства прот. Олега Давыденкова). Оросы Вселенских соборов -- отнюдь не "формально-юридическая" сторона дела, а скелет и кожа всей Церкви Христовой, её опора и защита. Эдак вы дойдёте до того, что и Христа слушать не посоветуете -- мало ли, что он там формально-юридически говорил два тысячелетия назад про каких-нибудь ессеев да саддукеев, которых давно нет?
Татьяна11 сентября 2018, 12:33
Алексей11 сентября 2018, 11:18
вера предаётся необразованностью в первую очередь(с)

Про образованность следует задуматься таким как Вы, не знающим в чем суть делишек этого Мелетия в начале 20 века.
Кстати, в 15 веке унию приняли именно образованные люди, а простой люд был против.
Это при том, что никакого образования у простых людей (по меркам нынешним, и особенно по доступности к информации) не было.
Но увы, многим трудно из этого сделать простейшие выводы. Все с ученостью носятся.
Юрий Куриленко11 сентября 2018, 11:37
Мне кажется, более существенна не формально юридическая сторона дела, а то, что фактически делает Варфоломей. Ведь если бы он даже имел какие-то права управления и поступал подобным образом, это всё равно были бы поступки жадного властолюбивого интригана, а не доброго пастыря. Для меня не так важно, как в данной ситуации трактовать 9 и 17 правила Вселенского Собора, которые не имеют догматического значения, а лишь определяют систему взаимоотношений в церкви времен Византийской империи, которой давно нет. Важно то, что Варфоломей наплевал на миллионы украинских православных, на их многострадальных пастырей и солидаризовался с самыми черными силами.
Алексей11 сентября 2018, 11:29
Я, если честно, рассчитывал не дожить до предапокалиптических времён, но... похоже, вот и они. С другой стороны, в такие времена спасаться легче, чем когда всё гладко и ровно: когда Церковь трясут, с неё опадает всякая грязь, и становится виднее, где какой дух, где добро, а где зло.
Алексей11 сентября 2018, 11:18
Татьяна11 сентября 2018, 10:25, вера предаётся необразованностью в первую очередь, о чём я ниже писал. Мелетий имеет титул "Папа и патриарх Александрийский...", а не Константинопольский, и это вполне официальный, устоявшийся с древности, с третьего века, православный титул.
Татьяна11 сентября 2018, 11:07
Анна Gud11 сентября 2018, 10:38
Поразило выражение лица константинопольского патриарха. Оно не похоже на те лица, которые мы привыкли видеть на этом сайте.(с)
Самое печальное и страшное, все это ляжет на плечи православных Украины. Примут они влпсть Папы или нет? Если почитать историю подписаня ороса на Ферраро-Флорентийском соборе - тогда воспротивилось и духовенство, и сами прихожане. А при нынешней теплохладности вряд ли такое будет. Желаю православным Украины стойкости в вере и видимо как они давно предчувствовали, им придется уходить в подполье. Неужели УЖЕ??
"Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно"
Алексей11 сентября 2018, 11:01
В который раз говорю и буду говорить: образование, образование мирян требуется! Если мы будем знать толкования Святых Отцов, будем знать и верно понимать постановления Вселенских Соборов, то никакие "перетолкования" нам будут не страшны, никуда они нас не столкнут. Разумеется, очень важно мужество православных, право верящих, не клонящихся к ереси иереев и архиереев -- и будем сугубо молиться, чтобы такими не оскудело Православие.
Кстати, уважаемая редакция Православия.ру, действительно, как сказал Сергий -- было бы хорошо, если бы вы держали нас, читателей, в курсе заявлений других Поместных Церквей и Афона, если заявления будут: надо следить за ситуацией в целом.
Андрей11 сентября 2018, 10:56
Ув. Фотия! Читайте внимательно текст. Речь не о закваске вообще. А о том значении закваски, котооое употреблено в цитируемом Варфоломеем отрывке из послания к Галатам.
Анна Gud11 сентября 2018, 10:38
Поразило выражение лица константинопольского патриарха. Оно не похоже на те лица, которые мы привыкли видеть на этом сайте. И на Лики, которые на иконах, оно тоже не похоже. Это Олицетворенное властолюбие. Жажда власти, так бы я сказала, чистом виде. Спаси нас всех, Господи.
Антоний11 сентября 2018, 10:31
Артемий пишет: ",Как первый престол' - возможно, речь идет не о первенстве во власти, а первый по основанию, основопологающий, первый в истории. В таком случае, батюшка, и части статьи не требовалось в принципе". Артемий, Вы правда уверены, что Константинопольский престол появился раньше Иерусалимского, Александрийского, Антиохийского, Римского?! 8()
Юлия11 сентября 2018, 10:25
Но пока что почему-то только РПЦЗ выразила свое возмущение,остальные то молчат
Татьяна11 сентября 2018, 10:25
Это все началось не сегодня и не с Варфоломея.
Стоит только вспомнить "Папу и Патриарха Константинопольского Мелетия" и его дела не более даже 100 лет назад, и становится понятно, что за закваска там сидит. Соглашусь с предыдущим автором - молчком не отсидеться, и само ничего не рассосется.
Этим предается и уже давно сама ВЕРА.
Сергей11 сентября 2018, 10:25
Публикация этой статьи, стойко ассоциируется у меня с....объявлением войны. Это тяжёлое решение. Но оно единственно верное. Статья написана очень выдержанно, без лишней эмоциональности. Аргументация грамотная и подробная. Респект автору. Фанар давно и откровенно болеет этой болезнью, но до сих пор его болезнь не вторгалась на нашу каноническую территорию, с таким откровенным вероломством. На наших глазах происходит историческое событие. Сможет ли православный мир, создать жизнеспособную модель, лишённую папского центризма? Сможем ли общаться "на равных" ( церкви имею в виду )? Или большинство церквей предпочтёт целовать туфельку Константинопольского патриарха? Время покажет.
Фотия11 сентября 2018, 10:10
Спасибо за статью. Во-первых, за цитаты, во-вторых, за факты, которые сам так быстро не соберешь и не сложишь. Одно замечание: о закваске говорится в Священном Писании не только в отрицательном смысле. О ней упоминает и Сам Христос. Так что первый же аргумент оказывается замутненным. Зачем же его привели? Надеюсь, остальные аргументы выдержат внимательное прочтение. Простите за внимательность и ревность не по разуму.
Артемий11 сентября 2018, 09:46
,Как первый престол' - возможно, речь идет не о первенстве во власти, а первый по основанию, основопологающий, первый в истории. В таком случае, батюшка, и части статьи не требовалось в принципе.
Сергий11 сентября 2018, 08:39
Что думают остальные поместные церкви. Неужели надеются, что в дальнейшем их эта ересь не коснется. Как думают на Святой Горе Афон и что говорят. Надеемся, переживаем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×