Необходима ли Исповедь перед Причастием? (+ВИДЕО)

Время от времени доводится слышать слова о том, что следует отказаться от практики обязательной Исповеди перед Причастием. Говорят, что Исповедь при таком подходе для многих прихожан превращается в формальность, а для священников – в чрезмерную нагрузку; и не лучше ли, если люди будут исповедоваться пореже, но зато поглубже, более осознанно. Я немало размышлял над этим и хотел бы поделиться своими размышлениями.

Требование обязательной Исповеди перед Причастием – это традиция нашей Русской Православной Церкви. Также и в Грузинской Церкви сохраняется такое требование, но в остальных Поместных Церквах такого требования сейчас нет.

Мне доводилось быть гостем, а иногда даже жить довольно продолжительное время на территории других Поместных Церквей. И я присматривался к их практике Исповеди, и какие у нее плоды, в сравнении с плодами нашей практики. Помню, как лет десять назад я беседовал в Греции с одним старым монахом-киприотом, и он мне говорил: «Как хорошо, что у вас в Русской Церкви есть практика обязательного участия в Исповеди перед Причастием – потому что то, что у нас доступно только монашествующим, у вас доступно и мирянам».

Конечно, в полной мере с таким сравнением нельзя согласиться, потому что между Исповедью, которая есть в греческих монастырях, и Исповедью, которая обычно протекает в наших приходских храмах, есть разница. Но всё-таки то наблюдение монаха-киприота мне как-то запало в сердце, и я, размышляя над ним и присматриваясь к тому, что дает практика регулярной Исповеди, убедился, что здесь, конечно, есть доля правды. Практика регулярной и обязательной Исповеди, даже в самом плохом случае, то есть в случае формального или полуформального отношения, дает христианину повод остановиться и задуматься: а что в моей жизни не так? Что не так в моих отношениях с Богом?

Остановиться и посмотреть на свою христианскую жизнь со стороны

В случае, если человек серьезно относится к Исповеди, он, конечно, над этими вопросами будет думать очень глубоко. Но даже при формальном или рутинном отношении ему всё равно придется остановиться и задать себе эти вопросы для того, чтобы хоть что-то написать на бумажке, когда он готовится к Исповеди. Хотя бы на несколько минут вырваться из суеты и посмотреть на свою христианскую жизнь со стороны. И это, я считаю, очень важно. Даже при поверхностном отношении это всё равно намного лучше, чем когда христианин вообще не размышляет над тем, всё ли в порядке в его христианской жизни.

Когда человек перестает задавать себе этот вопрос, перестает делать над собой усилие и хотя бы немножко напоминать себе о том, куда он, как христианин, должен двигаться – жизнь его приходит в гораздо худшее духовное состояние. И, по моим наблюдениям, в тех Поместных Церквах, где нет требования необходимой Исповеди перед Причастием, таинство Исповеди практически исчезает или почти исчезает. Люди просто перестают исповедоваться.

Конечно, в разных Поместных Церквах, которые я видел, ситуация отличается. Лучше всего, пожалуй, обстоит дело в Элладской Православной Церкви. Там на всех крупных городских приходах обязательно есть духовник, есть специальная исповедальня, люди, кто желает, записываются на Исповедь, приходят в назначенное время, и духовник ждет их в исповедальне и принимает Исповедь. Поскольку нет большой очереди, то есть возможность поисповедоваться обстоятельно и серьезно, и, конечно, люди получают от этого пользу.

Но всем этим пользуется лишь мизерное количество воцерковленных греческих прихожан, а основная масса православных греков живет без Исповеди вообще. Хуже с этим обстоит дело, на мой взгляд, в Сербской Церкви, где еще меньшее количество людей прибегает к Исповеди. Ну, а самое плохое, что я видел, – это в Антиохийской Церкви, по крайней мере в тех ее епархиях, которые я посещал.

Недавно я был в гостях на приходе Антиохийской Церкви в одной из зарубежных стран, и местный священник со мной делился радостным открытием того, насколько полезным оказалось начать хотя бы немножко возвращаться к практике Исповеди. Произошло это у них как раз под влиянием традиции Русской Православной Церкви. А до этого, по его признанию, Исповеди не было вообще. Никто из мирян во всей их епархии никогда ни разу не исповедовался. Даже его собственный отец впервые поисповедовался буквально недавно – а человеку 82 года, и он всю жизнь был православным.

Исповедь просто исчезла – в этой епархии Антиохийской Церкви, по крайней мере, точно. Но Исповедь исчезла не одна, вместе с Исповедью исчезло то огромное количество даров Божиих, которые приходят в жизнь христианина именно с Исповедью. Этот антиохийский священник – он, скажем так, русофил, он и учился в семинарии с традициями Русской Церкви, и предоставил помещение своей церкви для служб прихода русской традиции. И вот он смотрел и видел, что у русских есть регулярная Исповедь, и в какой-то момент решил попробовать это и для своих прихожан.

Он с восторгом мне рассказывал о том, какие богатые духовные плоды пришли через это в жизнь его и его прихожан. Конечно, он пока не стал требовать обязательно со всех прихожан, но стал призывать, убеждать, уговаривать. И люди начали исповедоваться, и стали просто чудеса происходить. Например, человек имел алкогольную зависимость или какую-либо другую – одна Исповедь, и всё, Господь его освобождает от неё.

Эти рассказы заставили меня кое-что переосмыслить. Я всегда думал, что самое главное – это Причастие, что именно Причастие исцеляет. Но вот эти православные антиохийцы, про которых он рассказывал, – они годами причащались без Исповеди, и Господь их от зависимости не освобождал. Именно через Исповедь Господь это сделал. Но дело не только в зависимостях – там были и другие примеры. Допустим, люди, которые очень долго не могли примириться друг с другом, после Исповеди получали силу искренне это сделать, и восстанавливались отношения, которые были нарушены на протяжении многих десятилетий.

Мой собеседник рассказал, что поначалу его инициатива была встречена другими священниками их епархии, скажем так, очень скептично. Но когда они увидели плоды, какие приносят Исповедь в жизнь прихожан, они тоже стали возрождать практику Исповеди, и сейчас в этой епархии уже на половине приходов практикуется Исповедь.

О том, сколь много теряют православные христиане, когда лишаются практики регулярной Исповеди, упоминали даже греческие подвижники. Например, преподобный Паисий Святогорец говорил:

«В таинстве Исповеди действует благодать Божия, и человек освобождается от греха»

«Удалившись от таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Знаете, сколько людей приходит ко мне и просит, чтобы я помог им в каком-то их затруднении. Но при этом эти люди ни на Исповедь, ни в церковь не хотят идти.

– А ты хоть когда-нибудь исповедовался? – спрашиваю я.

– Нет, я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил.

– Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться, а я буду молиться о твоём здравии. И посмотри: многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь. Но заканчивают тем, что исповедуются у психолога. И эти психологи своими советами словно швыряют своих пациентов в середину реки, а вот придя на Исповедь к духовнику, исповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в таинстве Исповеди действует благодать Божия, и человек освобождается от греха».

Это касается не только старца Паисия. Если мы откроем наставления любого святого, который писал о духовной жизни – неважно, какой национальности он был, к какой Поместной Церкви принадлежал, – мы увидим, что, по его учению, фундаментом духовной жизни православного христианина является покаяние. И не только фундаментом, но и движущей силой на пути к Богу. А Исповедь – это как раз-таки таинство покаяния. Это таинство, где покаяние из настроения, из мысли становится делом.

Так, например, святитель Иоанн Златоуст говорил:

«Таинство покаяния состоит из осознания своих грехов и исповедания их».

А блаженный Августин писал:

«Есть люди, которые считают достаточным для своего спасения исповедовать грехи свои одному только Богу. Но ты позови священника и исповедуй ему всё твое сокровенное. Иначе как исполнится повеление Божие, данное и под законом и под благодатью: ‟Пойдите, покажитесь священникам” (Лк. 17, 14)?»

Священномученик Киприан Карфагенский говорил:

«Умоляю вас, возлюбленные братья: пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока Исповедь его может быть еще принята, пока удовлетворение и разрешение при посредстве священников угодно Господу. И только то удовлетворение и прощение угодно Господу, которое совершается через священника».

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил:

«Начало доброго пути есть исповедоваться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве».

По словам преподобного Феодосия Печерского, «покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда».

И преподобный Силуан Афонский говорил о том же:

«Все, кто приходит в Царствие Небесное, приходят через покаяние, которое даровал нам милостивый Господь Своими страданиями».

Есть указания на то, что и в тех Поместных Церквах, где сейчас нет обязательного требования Исповеди перед Причастием, раньше оно было. Например, в XIV веке святитель Григорий Палама писал:

«Если же с дурною совестью и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от принявшего власть разрешать и связывать их, мы приступаем к Святым Тайнам, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и сами Божии щедроты и терпение Его к нам».

И это не единичное свидетельство. Например, в 1772-м году Константинопольский Патриарх Феодосий в своем официальном письме говорил, что

«…Не назначено определённого времени для Причащения, но обязательно необходимо приготовление через покаяние и Исповедь».

Тоже говорит и один из его преемников, Патриарх Григорий, в Синодальном Томосе от 1807 года, подчёркивая, что

«Причащение Пречистых Тайн должно совершаться непременно после испытания каждого верующего, согласно Божественному апостолу. Однако это испытание не может совершаться им самим, но священниками и духовниками, уполномоченными от архиереев церковными грамотами. Итак, каждый верующий, подчиняясь этому порядку, да испытывает себя через своего священника, духовника и так да приступает со страхом Божиим и любовью к Причащению Пречистых и Страшных Тайн».

О той же необходимости Исповеди перед Причастием говорил святой Сербской Церкви – преподобный Иустин (Попович):

«Так как в Святом таинстве Причащения причастник приемлет Само Пресвятое Тело и Саму Пречестную Кровь Господа Иисуса Христа, то ему необходимо приготовление к этому Святому таинству. Приготовление совершается постом и молитвой. При этом человек должен, испытывая себя покаянием, очистить свою совесть. Лишь будучи так подготовленным человеком, может достойно причаститься».

Также и румынский подвижник старец Клеопа (Илие) говорил:

«Всякому, кто пожелает причаститься Святых и Пречистых Тайн, непременно нужно прежде всего подготовить себя покаянием, Исповедью и выполнением епитимьи, данной ему его духовником. А если кто не постарается совершить прежде всего надлежащее приготовление к Божественному Причащению, тогда чаще ли он, реже ли он будет причащаться Святых Тайн – всё в осуждение и муку причащается».

Если человек лишается Исповеди перед Причастием, то он теряет Исповедь вообще

Так что мы видим, что и в других Поместных Церквах было требование необходимой Исповеди перед Причастием. И это не какая-то наша чисто русская традиция, но общее Предание и порядок Церкви, который в настоящее время сохранился только в Русской и Грузинской Церквах.

Когда и почему в других Церквах он был утрачен – это отдельный разговор. Но я могу точно сказать, что если современный человек лишается осознания необходимости Исповеди перед Причастием, то он теряет Исповедь вообще. А теряя Исповедь, он теряет движущую силу своей духовной жизни и возможность ее как-то исправить.

Лично в моей жизни почти все духовные открытия и переживания, и даже явные чудеса, происходили именно во время Исповеди, когда я сам исповедовался. И я знаю, что это касается и многих других людей. Несмотря на то, что есть, действительно, люди, которые относятся к Исповеди формально, есть очень много тех, кто относится к ней серьёзно и получает огромную пользу именно в Исповеди, чьи жизни меняет Исповедь. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Душа, знающая, что она обязана исповедовать свои грехи, этой самой мыслью как бы удерживается от повторения прежних согрешений. Ничто так не помогает исцелению от раны, нанесённой смертным грехом, как частая Исповедь. Ничто не содействует так умерщвлению страсти, как тщательная Исповедь всех проявлений ее».

Кто-нибудь из читателей, сославшись на упомянутые мною примеры огромной пользы, которую получили прихожане Антиохийской Церкви от возрождения практики Исповеди, могут сказать: а почему у нас не бывает такого, чтобы человек исцелился от зависимости после Исповеди? Бывает. И я сам такие примеры знаю. Изменение и преображение души происходит именно на Исповеди. Хотя и не на каждой Исповеди.

Человек может получить духовный совет от священника, которому он исповедуется – и это очень важно, потому что сам человек зачастую не видит своих настоящих духовных проблем, их корней, истоков, не понимает и не знает, как с ними бороться, что с ними делать. Священник помогает человеку увидеть это, а в лучшем случае помогает справиться с этим, пройти по духовному пути.

И здесь, на мой взгляд, есть еще одно огромное значение практики регулярной Исповеди – а именно то, что она позволяет священнику быть близким к своим прихожанам, понимать и чувствовать их, действительно быть пастырем для них, оказывать им какое-то духовное попечение.

Исповедь – это главнейшая часть пастырского душепопечения

По большому счёту есть лишь две вещи, в которых на регулярной основе происходит общение священника со своими прихожанами: это Исповедь и проповедь. На проповеди прихожане слушают священника, на Исповеди священник слушает своих прихожан. То и другое вместе образует между ними живую связь, позволяет им знать друг друга. Это важно как прихожанам, так и самому священнику, который без этого оказывается оторван от своей паствы и в значительной степени перестанет быть пастырем. Если попросить сейчас любого прихожанина рассказать про священника, которого он любит, который ему помог, – то, как правило, мы услышим о том, что произошло в рамках Исповеди. Исповедь – это главнейшая часть пастырского душепопечения. Лишившись ее, мы лишимся сердца нашей приходской жизни.

Конечно, я сейчас говорил о положительных сторонах этой практики обязательной Исповеди перед Причастием. Есть здесь и свои трудности или опасности. Одна из негативных сторон такой практики – это то, что на крупных городских приходах исповедующихся очень много, и в силу этого зачастую священник не имеет возможности подробно исповедовать пришедшего, обстоятельно поговорить и вникнуть. Особенно если Исповедь происходит во время службы.

Другая, более существенная, трудность связана с тем, что для того, чтобы обеспечить возможность исповедания всех, кто готовится к Причастию, нужно много священников. Поэтому в нашей Церкви правом исповедовать наделяется каждый священник сразу после хиротонии. В других Поместных Церквах – например, в греческой традиции, – это даётся как право только некоторым, уже опытным священнослужителям.

Даже неопытному священнику Господь может дать слово, которое преобразит жизнь исповедующегося

В результате у нас получается так, что молодой неопытный священник сразу же ставится на Исповедь и может совершить ошибки, давая неправильные советы, беря на себя слишком много. Другие молодые священники не дерзают этого делать, но при этом чувствуют себя как бы бесполезными: мол, руководить людьми духовно я еще не дорос, тогда получается, что я просто молча выслушиваю, кладу епитрахиль и читаю молитву. Много ли в этом смысла? – спрашивают такие священники.

Мне самому это очень близко, поскольку в сан пресвитера я рукоположен сравнительно недавно и не считаю себя опытным исповедником. Но здесь, мне кажется, надо доверять Господу. Священнику, который чувствует свое недостоинство, неосведомленность и неопытность, стоит сердечно молиться перед тем, как выходить на Исповедь, и испрашивать у Господа, чтобы Он помог быть полезным для тех людей, которых Он Сам пришлёт к нам на Исповедь, и уберечь нас от ошибки, от неосторожного слова. И ради такой молитвы, а наиболее ради тех людей, которые приходят на Исповедь, иногда даже неопытному священнику Господь может дать какое-то слово, которое поможет и даже преобразит жизнь исповедующегося. Потому что самый главный, кто действует в Исповеди – это не священник, а Господь.

Преподобный Никон Оптинский говорил:

«Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни, и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на Исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в само таинство Исповеди, в его силу, а не в исполнителя таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Бесспорно, личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком таинстве Своей благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств духовника».

Второе, что я сам делаю. Я иду исповедовать, держа в кармане несколько хороших брошюр по тем грехам или страстям, которые наиболее часто встречаются. И если я вижу, что пришел человек с одной из таких проблем, который всерьез хочет от нее избавиться, – я ему дарю эту брошюру, где изложены советы святых отцов или опытных духовников, которые гораздо лучше могут помочь человеку, чем я за несколько минут беседы. И некоторым это помогает – люди исправлялись, изменялись.

Кстати говоря, по поводу исправления. Мне бросилось в глаза, что в Москве нередко воцерковленные люди приходят на Исповедь с чувством обречённости: вот, мол, я со своими грехами так и обречен жить, и никуда от них не денусь, поэтому просто прихожу к тебе, отче, снова рассказать про них, а потом приду и расскажу еще раз, и так далее. А освободиться от них, измениться я всё равно не смогу.

Но во время своих зарубежных поездок я видел другое. Как-то я исповедовал тех же самых русских, но которые живут на чужбине, и на чужбине стали воцерковляться, и они, приходя на Исповедь и слыша советы или наставления о том, как справиться с тем или иным грехом, во время следующей Исповеди показывали, что избавились от этого греха или сделали огромный рывок вперёд. Они получили от Исповеди огромную пользу именно потому, что у них не было вот этого чувства обреченности. И, может быть, это тоже некое негативное последствие того, что упомянутые мною москвичи какое-то время исповедовались формально, от этой формальной Исповеди не получали пользы и восприняли неверный взгляд на Исповедь как на пустой обряд, когда ты просто приходишь и даёшь отчет. А не как на то, что помогает тебе работать над собой и что-то реально исправить в своей духовной жизни. Такие перекосы есть, конечно. Но это касается всё-таки далеко не всех прихожан, и на самом деле это тоже исцеляется при желании.

Стоит сказать про один излюбленный аргумент тех, кто настаивает на необходимости отменить практику Исповеди перед Причастием. Некоторые комментаторы писали мне: а вы сами-то исповедуетесь каждый раз перед Причастием? Мол, священники сами этого правила не исполняют, а с нас, мирян, требуют. Этот аргумент кажется очень остроумным тем людям, которые смотрят на вещи поверхностно. Церковь, действительно, дозволяет священнику не каждый раз исповедоваться перед Причастием. Но это связано с объективными обстоятельствами. Я, как и подавляющее большинство священников, значительную часть служб совершаю один – в этой ситуации священнику просто некому исповедоваться, поскольку он единственный священник на службе. Но у мирянина такой ситуации не бывает, поскольку на каждой литургии священник есть. А значит, в случае мирянина движущей силой неприятия обсуждаемой нами практики является нежелание исповедоваться, презрение к Исповеди или к исповедующему, а не объективная невозможность, как в случае со священниками. Вот в этом принципиальная разница. А вообще, священники также исповедуются, в нашей епархии это происходит регулярно, – как сослужащему священнику, если таковой есть, так и епархиальному духовнику.

Конечно, я не хочу сказать, что у нас всё идеально в плане того, как устроена Исповедь, как относятся к Исповеди и священники иногда, и прихожане. Конечно, есть и много что улучшать, и много куда еще всем нам расти. Но, в общем и целом, моё глубокое убеждение состоит в том, что регулярная обязательная Исповедь перед Причастием – это дело весьма полезное, которое ни в коем случае не стоит терять.

На мой взгляд, даже какие-то сложности, которые связаны с практикой регулярной Исповеди перед Причастием, не перечеркивают той огромной пользы, которую мы все получаем от такой практики – как исповедующие, так и исповедующиеся. Нужно искать пути преодоления этих сложностей, но саму эту практику терять ни в коем случае нельзя. Это как ситуация, когда человек сидит в яме, а сверху спущена веревка. Он, может быть, и не сразу воспользуется этой верёвкой для того, чтобы вылезти, но пока эта верёвка висит, у него такая возможность есть. Если этой верёвки не будет, он из ямы уже не выберется.

В заключение хотел бы привести слова преподобного Никона Оптинского:

«Есть указание у святых отцов, что греховные навыки и страсти не поддаются уврачеванию без Исповеди. Всякое врачевание будет неполным и недостаточным без Исповеди, а при помощи Исповеди они удобно искореняются. Потому я прошу вас всегда обращать особенное внимание на Исповедь, всегда тщательно готовиться к ней и чистосердечно исповедовать все свои согрешения».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Иди и впредь не греши Иди и впредь не греши
Юрий Рябинин
Иди и впредь не греши Иди и впредь не греши
Юрий Рябинин
Тот батюшка, кому я обычно исповедуюсь и к которому, как блудный сын, возвратился из скитаний, оказывается, сегодня служащий священник! А значит, не исповедует!
Преподобный Паисий Святогорец об исповеди и епитимии Преподобный Паисий Святогорец об исповеди и епитимии
Амир Файсал
Преподобный Паисий Святогорец об исповеди и епитимии Преподобный Паисий Святогорец об исповеди и епитимии
Амир Файсал
Духовный опыт преподобного старца Паисия переоценить трудно. Хотя он сам не имел священного сана и не был пастырем, но мысли старца относительно исповеди и практики наложения на кающихся епитимии могут быть полезны не только священникам, но и мирянам, старающимся побороть какой-либо свой грех.
Друзья исповеди Друзья исповеди
Прот. Андрей Ткачев
Друзья исповеди Друзья исповеди
Протоиерей Андрей Ткачев
Мы качественно улучшим нашу церковную жизнь, если прекратим беседы на исповеди, а перенесем их за скобки исповеди. Не отменим беседы, а перенесем.
Комментарии
Евгения13 ноября 2018, 22:02
Только что прочитала.
"Короткая исповедь"
Из рассказа одной прихожанки: бабушка перед исповедью протискивается: «Пропустите меня без очереди, у меня всего 2 греха».

Смешно. Но все-таки больше грустно (и даже не грустно, а горько), чем смешно...
Иоанна_13 ноября 2018, 10:25
Люсе, 12 ноября 2018, 16:21 "Покаяния несть во мне", но "покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". Не имея истинного покаяния, мы должны к нему стремиться и просить его у Бога. Игумен Никон (Воробьёв): "Весь наш внутренний подвиг должен сосредоточиться в покаянии и во всём, что содействует покаянию... Только кающемуся вменяется всемирная крестная жертва Спасителя." Он же: где нет искреннего сердечного чувства греховности, там обязательно прелесть.
Mikhail12 ноября 2018, 23:40
обязательна изповедь перед Причастием тоже у нас в Православной церкви в Словакии. Я думаю что это правильно.
Люся12 ноября 2018, 16:21
Иоанне от 10 ноября 2018, 16:08 "Покаяние, так же как и молитва, не должно быть мечтательно. Истинное покаяние – дар Божий, оно полно сокрушения. А наше покаяние должно быть только сознание, уверенность в нашей греховности, неупование на себя." Игумения Арсения (Себрякова)
А Вы говорите о постоянном Покаянии...
Катерина 10 ноября 2018, 21:41
Валя10 ноября 2018, 15:50 - по рассказам моих иногда слишком разговорчивых сестер по Вере я пришла к выводу, что один и тот же священик принимает исповеди у разных людей совершенно по-разному. Просто диву даюсь иногда, ну просто неузнаваемый человек. Тот. И не тот. Исповедь как ни посмотри, а Таинство. А с различными разумными вопросами надо приставать к ним уже после Исповеди. Помолившись о помощи в разрешении, ну и ... самой быть поактивнее.
Алла10 ноября 2018, 19:12
Иоанна, я имела в виду, что за этим у нас никто не следит. Людей очень много на приходе, поэтому если кто-то захочет пройти без исповеди - он пройдет. Я так не делаю, но такое сделать вполне возможно при желании. Вот о чем речь.
НН10 ноября 2018, 16:21
Андрей Юрьевич/Проще Вам перечислить московские храмы, где "исповедь обязательна"./- Нет, Иоанне будет сложно это сделать, так как исповедь НЕОБЯЗАТЕЛЬНА только в одном БРАТСТВЕ, у о.Георгия Кочеткова (есть ли сейчас у них свой храм -не знаю). И ещё под сомнением - в храме Косьмы и Дамиана, что в Шубине. И права Иоанна, у них действительно ПО-ОСОБЕННОМУ, дело доходило до избиения священника, который пытался служить по канонам, и даже в психбольницу его упекли. Для его же блага... А чтоб причащаться как первые христиане - надо верить и жить ТАК, КАК они. Раздайте квартиры и др. имущество, не заботтесь о работе и деньгах, ночлеге, еде, одежде... И причащайтесь без исповеди! Готовы? То-то же...
Иоанна_10 ноября 2018, 16:08
Люся, а НЕрегулярное перечисление грехов какую пользу приносит? Никакую, так же как и регулярное. Пользу приносит ПОКАЯНИЕ. Покаяние в том, в чём обличает совесть. Если совесть ни в чём не обличает - тогда покаяние невозможно, а исповедь превращается в нудную формальность. Тогда и причастие воспринимается не как милость Божия ко мне, кающемуся грешнику, а как... что? Как то, что мне ПОЛОЖЕНО? И желательно побольше и почаще?
Валя10 ноября 2018, 15:50
Я считаю, что у нас все равно не правильно. На праздники священник минуты слушает тебя, да и в будни тоже. Какая это исповедь? Кроме того терпеть не могу когда идут главные моменты службы а ты что то говоришь священнику. Лучше бы священники принимали не в часы службы исповедь. Но, обычно вне службы священников в храме не найдёшь
Люся10 ноября 2018, 10:08
Периодически приходят мысли о целесообразности частой исповеди. Какую пользу дает регулярное перечисление грехов? Народу много, батюшки торопятся... Не успеешь перечислить, а он уже накрывает епитрахилью и следующего приглашает. О каком духовном росте тут может идти речь. К чему вся эта "суета"?
Катерина 9 ноября 2018, 23:13
Наталия 9 ноября 2018, 19:48 - "со страхом Божьим и Верою приступите" взывает к нам на каждой Литургии священник. На момент стояния в очереди к Чаше упомянутую мною женщину скорее всего посетило ТАКОЕ состояние духа, которое она сочла просто несовместимым с этими словами, а значит и с Чашей, и которое она и назвала словом "соблазнилась". Об остальных упомянутых Вами (и другими) скорее исключений у мирян говорит митрополит Лонгин в интервью под названием «В отношении к Таинствам крайности неуместны». Сайт его епархии. Очень хорошая базовая статья, где разбирается всесторонне то, что мы здесь пытаемся обсуждать. Всё уже продумано до нас и спорить, а уж тем более ссориться в принципе не о чем.
Наталия 9 ноября 2018, 19:48
По поводу "не причастилась, потому что соблазнилась" - в ЛЮБОМ случае мы подходим к Чаше недостойными. Именно к таким и пришёл Христос: к мытарям, блудницам, разбойникам -грешникам....Исповедь -это Таинство, так что давайте перестанем здесь друг перед другом показывать, какие мы прекрасные, исповедуемся перед исповедью...А кто считал из здесь пишущих, сколько раз вы причащаетесь: Два раза в год? Раз в месяц? Тогда, без сомнения,исповедь необходима...А если каждую неделю, а ещё и в праздники, если они случаются в будний день? Повторюсь, Исповедь - глубоко личное дело христианина, подразумевается, что верующий человек знает контекст этого Таинства.
Иоанна_ 9 ноября 2018, 16:00
/Все исключительно на усмотрение прихожанина.// Это НЕ ТОТ вопрос, Алла, который прихожанин решает по своему усмотрению. ПО УМОЛЧАНИЮ подразумевается, что все причастники исповедовались. Это ясно всем, кроме тех, кто зашёл в храм случайно.
Кира 9 ноября 2018, 13:50
Честно говоря, я и не представляю, как можно приступить к Телу и Крови Христовой без исповеди (говорю о себе). Исповедуюсь чаще, чем причащаюсь, порой чувствую, что не готова, грешница, сейчас. И все вокруг идут сначала на исповедь, и спрашивающим об'ясняют, что порядок такой, и в книгах для новоначальных также об этом сказано. Конечно, народу много, может, кто и проскакивает, только смысл в сем какой? Без покаяния не впрок будет, Бога не обманешь. И мало ли, что у греков, у них всякое может быть, вот Патриарх Варфоломей... У нас свои традиции, и не к чему мудрствовать.
Татьяна 9 ноября 2018, 11:39
Отец Георгий, большое спасибо за статью! Очень приятно, что Вы делитесь в ней своим личным опытом благодатного действия таинства Исповеди. Так замечательно, что у нас есть Исповедь, есть наши Наставники, низкий поклон Вам за Ваше служение! Слава Богу за все Его Дары!
Катерина 9 ноября 2018, 01:18
Хотя знаю таких, которые и горят Верой, и точно же готовятся, и Таинство Исповеди им не в тягость перед Причастием. А смотришь - идет обратно уже. Болельщики со стороны "ну что?? Причастилась?" ,машет рукой немного расстроенная "да нет, соблазнилась". Поражаюсь в такие моменты, какие бывают люди.
Катерина 9 ноября 2018, 01:07
Широта натуры и как следствие этого её небрежность во всем сказываются и на отношение к Таинствам. "А чего там.. как-нибудь". И чем больше священник разрешает этой широте, тем больше позволяет себе широта,частенько выходя из берегов и пытаясь найти вход пошире. Ну узкие ж ворота. Некоторое постоянное принуждение со стороны священства необходимо.
Marysia 8 ноября 2018, 23:33
Вот совершенно не согласна, что Причастие без исповеди. У нас, например ни в одном храме без исповеди и подготовки не причастишься. Когда смотришь прямые трансляции богослужений-не важно Союз это (Екатеринбург) или Спас-всегда видно, что исповедь перед таинством Причастия есть. И, кстати, вы же не идете в театр в драных грязных джинсах, рваной нестираной майке, с немытой головой. Наоборот, приходите опрятным, так как это уважение и к людям и к присутственному месту и вам же приятно. Но это дело внешнее и мирское. (Да, возможно не очень подходящий пример.) Так же и к Причастию необходимо прийти хотя бы минимально, но очищенным. И душе польза, и Богу приятно.
Иоанна_ 8 ноября 2018, 21:46
Андрей Юрьевич, ваш критерий "умного" настоятеля мне не известен, так же как и непонятно, зачем наводить тень на плетень и утверждать ТО, ЧЕГО НЕТ ("Проще перечислить московские храмы..."). Посмотрите "Об участии верных в евхаристии", где чётко сказано, что перед причастием требуется испытать свою совесть и принести покаяние НА ИСПОВЕДИ. То же самое вы найдёте в любом молитвослове изд. Московской патриархии в примечаниях к "Последованию...": "Перед причащением НЕОБХОДИМА ИСПОВЕДЬ - вечером ли, или утром, перед Литургией." А когда пытаются зачем-то играть поперёк партитуры, когда У НАС НЕ КАК У ВСЕХ, У НАС ПО-ОСОБЕННОМУ - так этому на языке духовной жизни есть вполне определённое название.
Алла 8 ноября 2018, 21:39
Иоанна, неужели в вашем приходе ведется учет исповедовавшихся? У нас на нашем питерском приходе народу много, за всеми никак не уследишь, причащают всегда сразу три священника, так что если есть желание причаститься без исповеди - никто точно не помешает. Все исключительно на усмотрение прихожанина.
Андрей Юрьевич 8 ноября 2018, 13:37
Иоанна: /Причастие без исповеди - еженедельная практика для многих православных по всему миру, в том числе и в Русской Православной Церкви.// ... И где же это? "
Ни в одном московском храме Русской Православной Церкви, как и в остальных городах и весях нашей страны нет "обязательной Исповеди" перед причастием. Есть разные настоятели, придерживающиеся разных традиций. Умный священник не будет препятствовать Причастию прихожан без серьезных на то оснований (есть различные уставы на сей счет, но ни в одном "неучастие в предварительной исповеди" в качестве причин запрета не фигурирует). Умных, уверен, подавляющее большинство.
Проще Вам перечислить московские храмы, где "исповедь обязательна".

Иоанна_ 8 ноября 2018, 00:34
/Причастие без исповеди - еженедельная практика для многих православных по всему миру, в том числе и в Русской Православной Церкви.// Ничего себе! Даже МНОГИХ? И где же это? Поделитесь информацией, в какой части земного шара расположены эти приходы РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Похоже, мы тут в Москве отстали от жизни...
Наталья 7 ноября 2018, 21:46
Дорогой батюшка! Большое спасибо вам за эту статью.
Наталия Петрова 7 ноября 2018, 20:27
Разрешите внести поправку:обязательна изповедь перед Причастием и в Болгарскои Православнои церкви
Наталия 7 ноября 2018, 20:03
Люди, дорогие, откуда вы взяли, что те, кто причащается "БЕЗ ИСПОВЕДИ", только так и причащаются? Не постятся, не исповедуются...а приходят и причащаются. Откуда и почему вы так решили? И так решил отец Георгий, уважаемый мною, священник? Исповедь - это Таинство. И никто не вправе определять, как, сколько и когда...Особенно на форуме. А постановления Соборов и мнения святых отцов можно бесконечно цитировать, и не только в этом случае...Люди другие стали!
Андрей Юрьевич 7 ноября 2018, 18:57
Антоний: "Понимаете мою мысль?"
Ваша мысль - отдельная тема для обсуждения.
Причастие без исповеди - еженедельная практика для многих православных по всему миру, в том числе и в Русской Православной Церкви. Никаких "обязательных исповедей" перед причастием не существует. Просто в разных наших православных храмах по-разному относятся к разным "традициям".
Да, можно сказать, что чаще встречаются священники, требующие прежде исповеди. Но есть и такие храмы РПЦ, где причащают без предварительной исповеди.
И никто из православных невправе судить о "пагубности" духовной практики других православных. Если на то не было решений Собора или Патриарха.
Антоний 7 ноября 2018, 17:38
Андрею Юрьевичу: 1. Практика первохристиан - отдельная тема для обсуждения. Она не могла по многим вопросам не измениться. Почитайте о практике миропомазания, напр. 2. Моя мысль была о другом: вы написали, что "у них со времен первых христиан сохранилась традиция...", т.е. как будто эта традиция была в греческой Церкви непрерывной и неизменной. Но это-то как раз и не так. Исповедь перед Причастием у греков была относительно недавно. А сейчас опять пропала. Понимаете мою мысль?
Владимир 7 ноября 2018, 14:49
Исповедь подобна очищению комнаты (души) от мусора. Сначала мы выбрасываем большой хлам, т.е. каемся и избавляемся от самых больших грехов. Затем мы начинаем убирать более мелкий мусор - страсти и в комнате становится светлее и чище. А вот когда мы будем убирать свои помыслы - тот мелкий мусор, что летает в воздухе комнаты и который мы видим, когда солнечные лучи проходят через занавеску - то наша "комната" станет не только чище внешне, но и сам воздух "комнаты" очистится!
Исповедь как раз и нужна для того, чтобы видеть стадии и очищать свою "комнату" сначала от хлама, а затем очищать и воздух!!! И Она обязательна перед Причастием!
Андрей Юрьевич 7 ноября 2018, 13:41
Антоний: " С чего вы взяли, что эта традиция древняя? "
Мы это взяли с того, что первохристиане причащались без исповеди.
Неужели Вы всерьез считаете духовную практику первых христиан "пагубной"?
Антоний 7 ноября 2018, 12:30
Андрей Юрьевич: "И если у них со времен первых христиан сохранилась традиция причащаться без исповеди". Простите, вы статью-то читали? С чего вы взяли, что эта традиция древняя? О. Георгий прямо говорит, что совсем не так было относительно недавно. Эта греческая традиция -- как раз новая и пагубная.
Андрей Юрьевич 7 ноября 2018, 11:27
Иерей Георгий Максимов: "основная масса православных греков живет без Исповеди"...
Причем, надо уточнить: наши православные братья греки регулярно причащаются на литургии и славят Господа.
Греция - одно из немногих православных государств. И если у них со времен первых христиан сохранилась традиция причащаться без исповеди, значит, "православные каноны" подобное допускают.
Иоанна_ 7 ноября 2018, 11:04
Отличная статья! ОТКУДА это вообще взялось в нашей Церкви: взрослых мирян причащать без поста и исповеди? ОТКУДА перевес в сторону причастия и умаление исповеди?? Модернизм какой-то! Наша вера прежде всего ПОКАЯННАЯ, покаяние основа всего, а без покаяния всё пустота, даже причастие. Не таких ли весьма сурово предупреждает Евангелие: "Тогда станете говорить: МЫ ЕЛИ И ПИЛИ ПРЕД ТОБОЮ, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды." (Лк.13:23)?
р.Б. Евгений 7 ноября 2018, 06:40
В продолжение:

Для Андрей Юрьевич 6 ноября 2018, 12:18

И, разумеется - все эти прихожане живут отнюдь не по законам Шариата.

И регулярно вкушают вино. Потому что именно хлебом и вином - Телом и Кровью Христовой причащают прихожан.

Андрей Юрьевич 6 ноября 2018, 12:18 "Жаль, что такое открытие не отвечает на вопрос, почему же у нас, где исповедь перед причастием "традиционна", бытует такая грустная алкогольная статистика?"

В этом вопросе - полностью согласен с Евгенией:

"Евгения 6 ноября 2018, 22:34 Рискну предположить, что среди алкоголиков не так уж много регулярно исповедующихся, а среди регулярно исповедующихся - мало алкоголиков".

Поэтому крайне необходима ЧАСТАЯ ИСПОВЕДЬ.
р.Б. Евгений 7 ноября 2018, 06:19
"Андрей Юрьевич 6 ноября 2018, 12:18
Неубедительно получилось с "обязательной исповедью". Взять хотя бы такой аргумент автора:
"...люди начали исповедоваться, и стали просто чудеса происходить. Например, человек имел алкогольную зависимость... одна Исповедь, и всё..."
Чудо из чудес! Удивительно даже не то, что, по рассказу автора, некий человек в "одной епархии" Антиохийской Церкви исцелился от алкогольной зависимости сразу после Исповеди. А то, что в Антиохийской Церкви, окормляющей территории исключительно мусульманских стран, появился хоть один местный алкоголик".

Прихожан Антиохийской Церкви на Ближнем Востоке - более 2 миллионов человек. Несколько сот тысяч - в США и странах Запада.
Адриана 7 ноября 2018, 00:58
Благодарность о. Георгию за статью.
Некоторое время назад давняя моя знакомая, приведшая меня в церковь, огорошила такими "новыми" взглядами и в отношении священников, и мирян.Не умея ей ответить, только одно вспоминала, что конечно, недосягаемо в миру, - практику египетских первопустынников, у которых было обязательным для духовного роста открывать авве, что на душе, с той регулярностью, с которой авва велит. Это идеально, конечно. У нас же предоставляется возможность исповеди, если не прибегаем, мудрствуя, ответственность принимаем на себя.
Светлана 7 ноября 2018, 00:21
А почему бы к своим практикам за опытом не обратится,т.е. к старцам, к схимникам? Они одно и то же говорят - без покаяния нет спасения, а без исповеди - причастие в суд и в осуждение.
Что за зуд такой у современных священников подвергать пересмотру вековые традиции? Что, монахи прошлых веков не в Духе были? Не опытом ли святых отцов практика причастия выработана? Кто мы такие чтобы её менять?
Владимир Степанов 6 ноября 2018, 23:03
Куда мне калеке без Исповеди!? Как до Господа дотрагиваться, имея грязные руки, уста и шею? Регулярная исповедь не всегда впечатляет, но 3-4 раза в год научает до головокружения. И не знаешь, в какой раз такое чудо произойдет! Исповедь это не только покаяние, но и совет, который батюшка не от себя может выпалить. Он может и забудет что сказал, а для кающегося самое верное решение непонятной проблемы.
Не нужно РПЦ даже обсуждать этот вопрос, подход к Евхаристии после обязательной Исповеди - самое главное что есть в Церкви, ведь эта синергия управляется Святым Духом, и ворошить нет оснований.
Евгения 6 ноября 2018, 22:34
Андрей Юрьевич, так автор же чуть ниже посвятил целый абзац ответу на этот Ваш вопрос. И неужели Вы думаете, что регулярно исповедующиеся люди составляют ядро "печальной алкогольной статистики"? Рискну предположить, что среди алкоголиков не так уж много регулярно исповедующихся, а среди регулярно исповедующихся - мало алкоголиков. Могу ошибаться, но если Вы можете поправить меня, сославшись на какие-то статистические данные или хотя бы статьи, пожалуйста, думаю, с ними будет полезно ознакомиться.
Евгения 6 ноября 2018, 22:28
Геннадий, простите, но по моему опыту, приведенные Вами примеры как раз говорят в пользу частой исповеди. Если редко, то наверняка успеешь нагрешить "очевидно" - и покаешься исключительно в этих очевидных грехах. А если часто (по моему, опять же, опыту), то начинаешь себя более въедливо исследовать. Не скажешь же священнику на исповеди, что ничем за неделю не согрешила! :) Вот тут-то и подмечаешь все эти "неочевидные" грехи - внутреннее осуждение окружающих и прочие греховные мысли, и не только. Это как с добрыми делами по Евангелию: стоит реально попытаться их делать - как понимаешь всю их несостоятельность, свое тщеславие, гордость, сребролюбие и т.д.
Marysia 6 ноября 2018, 19:31
Как-то смотрела лекцию А. И. Осипова, где он рассказывал, как в католической церкви причащаются без исповеди и трехдневного поста, т.е. без особой подготовки. Пост им разрешен только за три часа пред причастием. Кошмар!! А как же подумать, каноны необходимые почитать, настроится морально и главное, духовно? Ведь это же полезно! По мнению св. отцов мы и так недостойно причащаемся, только Господь дает этот шан по своей благости и милости. А если еще исповедоваться не будем, то какая в том нам польза и милость? Зачем недостоинство увеличевать в прогрессии?
О. Андрей (Ткачев) как-то сказал:" Пока есть время жизни приди к Богу, скажи ему первый, что я такой-то и такой-то. И будет тебе счастье."
Андрей Юрьевич 6 ноября 2018, 18:29
Сам автор статьи подтверждает, что причащаться можно без исповеди: "Я, как и подавляющее большинство священников, значительную часть служб совершаю один – в этой ситуации священнику просто некому исповедоваться"...
Правда: исповедался - не исповедался - не имеет значения для Евхаристии. И если говорить о традициях, то Покаяние и Причастие - разные Таинства. И никаких "директив" по поводу их "совмещения" просто не существует.
Да и традиции в нашей Русской Православной Церкви были разные. Например, раз в год причащаться до 1917 г. считалось нормальным. Правда, сам государственный переворот тогда показал, что некоторые традиции даже православного государства могут плохо кончаться.
Яна (Jana W) 6 ноября 2018, 17:53
Как это "без Исповеди"? Исповедоваться можно, даже если к Причастию не готов, но хочешь покаяться. Тем более, перед Причастием.
Марина 6 ноября 2018, 17:46
Спаси Господи, отец Георгий!
Гость 6 ноября 2018, 17:27
О.Георгий наводит тень на Антиохийскую церковь, а это неправильно. Да, исповедь перед причастием у них необязательна, но люди исповедуются. Частота зависит от самого человека. И чтобы кто-то причащался, но никогда не исповедовался, вопрос возникает к служащему священнику на этом приходе, где же проповедь покаяния с его стороны. И если бы данный священник обратился к своему правящему архиерею, наверняка получил бы такой же вопрос. В данном случае не церковь плоха, а вот вопросы к этому священнику возникают. Помимо этого, обязательная исповедь в Русской церкви часто выхолащивает таинство и превращается именно в отчет, при том бесплодный.
Наталия 6 ноября 2018, 16:34
Есть три важных момента о непременной исповеди перед Причастием: 1.Если ты христианин, ты не думаешь перед исповедью, что тебе исповедывать, ты об этом думаешь каждую минуту, ЭТО с тобой живёт. 2.Если часто причащаешься, что сегодня, уверена, просто необходимо, то исповедь формализуется, и ты начинаешь переживать не только о грехах, но и об этом, ковыряя свои вины.3. У нас у каждого свой путь, мы Христовы воины, но не оловянные солдаты, мы - разные, и не может быть у всех нас одинаково. Так что, если ты исповедался, например, два дня назад и причащался, у тебя не было страшных падений в эти один-два дня, то духовник благословляет причащаться без исповеди...
Протоиерей Олег 6 ноября 2018, 15:11
Отец Георгий, замечательная статья! Спаси Господи Вас!
Отменить Исповедь - это значит потерять возможность верующий народ вернуть на путь исправления и спасения, с которого наш народ сбросили годы безбожия в нашей стране. Причастие воздействует на те больные места души, которые мы открываем Богу как раз на Исповеди. Наша пастырская задача учить каяться, вновь приходящим и самим быть им примером.
Svetlana Moraru 6 ноября 2018, 14:48
Вы говорите - общее Предание и порядок Церкви, который в настоящее время сохранился только в Русской и Грузинской Церквах.
У нас в Молдавии нельзя причащаться без исповеди, и в Румынии - то же

Надежда Багрова 6 ноября 2018, 14:00
Благодарю Господи! Очень хорошо написал священник Георгий Максимов о исповеди. Некоторые священники исповедуются прихожанину, человек в тяжелом состоянии может тоже исповедатся мирянину если священника нет рядом. Просите и будет дано- прощение грехов, а дальше - иди и не греши. Мир вам и Дому вашему! р.б.Владимир
Наталия 6 ноября 2018, 13:57
Полностью согласна с автором статьи.
Андрей Юрьевич 6 ноября 2018, 12:18
Неубедительно получилось с "обязательной исповедью". Взять хотя бы такой аргумент автора:
"...люди начали исповедоваться, и стали просто чудеса происходить. Например, человек имел алкогольную зависимость... одна Исповедь, и всё..."
Чудо из чудес! Удивительно даже не то, что, по рассказу автора, некий человек в "одной епархии" Антиохийской Церкви исцелился от алкогольной зависимости сразу после Исповеди. А то, что в Антиохийской Церкви, окормляющей территории исключительно мусульманских стран, появился хоть один местный алкоголик.
Жаль, что такое открытие не отвечает на вопрос, почему же у нас, где исповедь перед причастием "традиционна", бытует такая грустная алкогольная статистика?
Максим М. 6 ноября 2018, 11:22
Спаси Господи! Как можно подходить к Причастию без работы над собой и Исповедью (раскаянием)? Я этого просто не понимаю. Чем ближе к Богу, тем больше чувствуешь свое недостоинство, совесть гложет сильнее и резче. Если у человека всплывают мысли об уже спасенной душе, он в опасности, лукавый демон рядом, жди падения. Другой вопрос в качестве подготовки к Исповеди, да, вот здесь, пожалуй, есть над чем задуматься. Здесь нужно чтение Святых Отцов и советы опытных лиц. Но все равно, если ничего не делаешь - ничего и не получаешь. Исповедь обязательно нужна.
Геннадий 6 ноября 2018, 09:55
Проблема частой исповеди в том,что через относительно короткое время человек практически освобождается от всех "очевидных" грехов типа - пьянства, блуда, чревоугодия и т.п., а после оставаясь в том же немощном теле и с том же несовершенной душой грешит как бы "неочевидно": например, видит женщину в непотребном виде в Храме и возмущается внутренне-осудил или не осудил? Видит ругающего матом подростка и возмущается внутренне - осудит малолетку и его родителей или не осудил? И примерно так проходит по жизни воцерковленный мирянин-в чем исповедоваться?
Катерина 6 ноября 2018, 09:25
Спасибо, очень хорошо схвачено! Полостью согласна, сама наблюдаю то же самое в своей жизни, также частично и у друзей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×