Друзья исповеди

    

В советские годы исповедь была у нас чуть-чуть больше, чем исповедь. Проповедовать было нельзя. Вернее, можно, но потом проповедник сильно мог пожалеть о проповеднической ревности. А так, совершали Таинства, служили требы и произносили с амвона нечто дежурное, невинное и хорошее, за что не взыскивают. Это можно понять и нельзя осуждать. Но те, кто хотел что-то важное сказать и имел, что сказать, говорили на исповеди. Больше было негде. Место исповедания грехов, таким образом, превращалось в место церковного училища. Книг ведь было не достать, то есть самообразование было невозможным. Родителями едва ли один-два процента населения чему-то духовному были обучены. И в школе, как вы понимаете, Закон Божий не преподавался. Вот и объяснял неленивый священник под епитрахилью кающемуся человеку основы веры, догматы, принципы построения семейной жизни, главные добродетели и прочее. Люди только на исповеди и могли зачастую что-то новое и важное услышать и понять. Исповедь соответственно затягивалась. Это уже была исповедь плюс урок, плюс проповедь с назиданием. Бывало, что и следующему пришедшему под епитрахиль человеку нужно было опять объяснять многое из того, что только что объяснялось предыдущему. Таков был крест. Прибавьте к сему тот факт, что человеку очень хочется поговорить о себе. А поговорить-то не с кем (кому ты нужен?). Разве со священником. Вот и приходит человек в храм не только каяться, даже не столько каяться, сколько пожаловаться, поохать, поплакать. Даже не совета просить! Поговорить-послушать. Это тоже не судится. Это в рамках нашего естества. В общем и целом ревностный пастырь, которого в советские годы считали за духовника, к которому массово шли, и учил, и проповедовал, и сострадал, и слушал людей на исповеди. Многие к этому привыкли, как к неизменному факту. Но времена меняются. Поймем же время, чтобы не застрять в прошлом.

Люди до сих пор (может, это сохранится до Дня Судного) приходят к аналою с Крестом и Евангелием, чтобы поговорить, пожаловаться, поспрашивать, узнать что-то. Вовсе не только покаяться. И в изменившихся временах нам нужно понять несколько вещей. Например, множество людей обоих полов приходят на грани развода с вопросом, как сохранить семью. Сегодняшний священник, которого не страшат большевистские сексоты и уполномоченные, на определенном этапе может понять: непродуктивно каждому/каждой пришедшей говорить одни и те же вещи. Стоит приготовить беседу-проповедь на тему сохранения семьи (да и не одну), и сказанное вслух слово отымет необходимость каждому заново объяснять одно и то же. Здесь проповедь – помощница исповеди. Проблемы-то сходные. Раздражительность, усталость, измена, пьянство, похотливость одного и холодность другого… Все это классифицируется при желании и преподается как общее учение, чтобы не повторять одно и то же годами сотням людей поодиночке. Поодиночке только коррекция, настройка. Подгон общих правил под частный случай. Мы экономим время и силы. Свои и пасомых. Иначе мы зашьемся.

Так же нужно поступать и в отношении воспитания детей. Суммировать вопросы, которые слышишь из раза в раз, и готовить на них обстоятельные ответы для всей паствы, а не каждому лично. То же касается поста, утреннего правила, чтения Псалтири, отношения к сектантам… Этот подход касается всего. Тогда мы не будем вынуждены десяти людям повторять десять раз одно и то же, что случается повсеместно, поскольку место исповеди продолжает сохранять за собой достоинство места проповеди так же, как в минувшие года. Мы будем исповедовать короче и эффективнее, перенеся учительный аспект на другое время.

Нужно суммировать вопросы, которые слышишь из раза в раз, и готовить на них обстоятельные ответы для всей паствы, а не каждому лично

А вот, скажут, такой-то праведник и час, и два с одним человеком разговаривал. Да, разговаривал. А сколько тогда было храмов и верующих? А если бы у него приходящие умножились в семь-десять раз или более, он так же по часу с каждым бы говорил? Нет, возлюбленные. Не смог бы. Все меняется. И вот стоит на исповеди в праздник или воскресенье священник. А за спиной у него еще хвост из десятков двух человек или более, а «Верую» уже пропели. Понимать бы всем надо, что ты не один и не одна здесь. Что всем причаститься хочется. Да и службу хочется выслушать и помолиться не в очереди стоя, перебирая по памяти грехи, которые назвать надо. Хочется в службе сердцем, умом и устами поучаствовать, а не простоять ее, как в блокаду за хлебными карточками. В длинной очереди то есть. Но вот приходит некое Божие чадо и долго-долго говорит батюшке что-то о себе. Да еще спрашивает совета, да еще спорит. А служба идет, и очередь не уменьшается. А потом чадо это говорит: «Я сегодня причащаться не буду. Я только на исповедь». «Спаси ж тебя, Господи, добрая душа!» – так и хочется воскликнуть. И возникает вопрос: есть у этого человека совесть? А здравый смысл? А адекватность, не говорю – нормальная церковность и братская любовь? Он, этот человек, о ком-то, кроме себя, вообще думать способен? А ты, поп, сохраняй холодную невозмутимость, люби всех любовью Христовой и думай крепко, как этих людей хоть чему-то научить?

Учить нужно за пределами исповеди. Это аксиома свободных времен. И здесь, кроме проповеди, которая многие вопросы снимает и избавляет от необходимости говорить одно и то же сотне человек отдельно, появляется еще тема беседы.

Люди, повторюсь, приходят поговорить. О себе. Эти докучливые и тяжелые разговоры, сплетенные из обид и неразрешимых вопросов, нужно принимать как крест. Больше людям говорить о себе не с кем! А им хочется. Но ведь не на исповеди же! Здесь у священника, кроме учительского (проповеднического) послушания, появляется послушание выслушивателя. Не старца, нет. Лечить душу может только Бог. Старцы – чистые окна, через которые Бог светит. А мы не лекари. Мы операционные медбратья, да и то в лучшем случае. Нам хотя бы научиться выслушивать человека. Выслушанная беда имеет свойство вдвое уменьшаться. Но не на исповеди. После. Это, конечно, удлинит наше пребывание в храме, но зато упростит богослужение и даст людям, да и нам самим, возможность теплее и внимательнее помолиться.

У вас вопросы и разговоры? Это после службы. У вас теоретические вопросы: о вере, о жизни, о других религиях, о смысле Писания? Это я всем расскажу в следующий раз (дата называется). Приготовлюсь и расскажу, потому что вы не одна такая. У всех эти же вопросы.

Вот и все. И что же тогда остается для исповеди? То, что единственно нужно. Покаяние. «Каешься?» – «Каюсь». Звучит разрешительная молитва. Иди, молись усердно и приступай к Чаше (если допущен) с верою и страхом Божиим. Даже и сама исповедь должна быть взрослой. Знаете, чем детские исповеди от взрослых отличаются? Дети всегда истории рассказывают. Иначе просто не могут. «Мы утром проснулись, и я побила братика. А братик пошел к маме жаловаться, а та побила меня. А потом я обиделась и сказала, что причащаться не буду. А потом...» Продолжение следует. Или: «Вот мы вчера на уроке смеялись над Петей, а потом мне было стыдно. Я просила прощения, но Петя меня не простил. А потом… А Петя… А еще потом…» В общем, только записывай материал для детских книжек или зови Чуковского. А что взрослый? Взрослый без всяких историй способен назвать грех по имени. Он говорит: лень, раздражительность, похоть, обжорство… Без историй. Историй не надо. Иначе получится детский формат со взрослыми гадостями. Типа: «Я шел по улице. А впереди шла барышня. Ну, такая, понимаете? А я с женой в ссоре. А у нее кофточка… А еще сумочка… А она обернулась… Короче, я подумал сначала про это, потом про то, потом она мне ночью приснилась… Понимаете?» Здесь не надо звать Чуковского. Здесь других звать надо. Но лучше не звать, а изменить стиль. Взрослым так, с подробностями и по-детски, исповедоваться нельзя. Назвал грех и плачь. Этого хватит. Наши же чада церковные сплошь и рядом горазды истории про себя рассказывать, как дети малые. Только детского в этих историях уже нет ничего. И нужно этих мемуаристов и сказочников останавливать. Называй грех по имени! Кайся! Берись за исправление! Все!

Мы качественно улучшим нашу церковную жизнь, если прекратим беседы на исповеди, а перенесем их за скобки исповеди. Не отменим беседы, а перенесем. Ибо беседовать надо. Мы также улучшим и облегчим жизнь себе и людям Божьим, если общие проблемы паствы будем раскрывать не каждому отдельно, когда исповедник носом уткнулся в Евангелие, а с амвона. Для этого нужно кое-что проанализировать, кое-что прочесть или самому написать. А после рассказать людям. Они голодные. Они съедят. Им надо. Тогда от исповеди останется только то, чем она быть должна, – покаяние, слезы и разрешительная молитва.

Надеюсь, что, если бы славные старцы, принимавшие исстрадавшихся богомольцев в советские годы на исповедь плюс проповедь, плюс урок Закона Божия с наставлением, прочли эти строки, они бы согласились со сказанным. Очень надеюсь. Ведь времена поменялись.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Об исповеди и Великом покаянном каноне Об исповеди и Великом покаянном каноне
Архимандрит Софиан (Богиу)
Об исповеди и Великом покаянном каноне Об исповеди и Великом покаянном каноне
Архимандрит Софиан (Богиу)
Стыд быть презираемым и страх быть разоблаченным и наказанным – эти враги возникают в сознании каждого из нас, когда мы думаем приступить к таинству исповеди, к таинству прощения грехов.
Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения
Архим. Иустин (Пырву)
Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения
Архимандрит Иустин (Пырву)
Ключом к нашему спасению является таинство святой исповеди. Это одно из семи святых таинств нашей Православной христианской Церкви. Без этого таинства нет спасения. Мы можем совершать всевозможные подвиги, пост, молитву, бдения, милостыню, пожертвования, но без исповеди никак нельзя.
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Иером. Дионисий (Игнат)
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но, насколько это в человеческих силах и насколько священные каноны Церкви позволяют нам это, будем стараться быть близ. Не будем откладывать исповедь, ведь всякий раз, когда человек, весь в грехах, идет к духовнику, то как бы он ни был далек от Бога, но, когда он выходит от духовника, ему так легко, словно он летит на крыльях.
Комментарии
Marysia10 ноября 2018, 12:50
Спаси Господь, о. Андрей. Сппсибо, что наставляете нас на путь истинный раз за разом.
Все понимаю. Но позвольте чуть-чуть не согласиться. Ведь если человек приходит ко врачу, то врач сразу диагноз не ставит и лечение сразу не назначает. Этож с места в каръер. Наоборот, он спрашивает где, что и как болит. А потом уже получив информацию делает медзаключение. Это я к тому, что священник по сути такой же доктор, которому от Бога по благодати дано лечить дух. Тоесть Бог через него действует. Да и человек иногда приходит с тяжелой ситуацией и тяжелым сердцем. Он к Богу приходит, а Бог через священика-свидетеля слушает. А если не слушать и дежурной фразой ограничится, то какое в том спасение души?
алла17 августа 2017, 20:16
Спаси Господи,о.Андрей.
Елене(служебный роман),батюшки молчали,потому что молились за Вас во время исповеди
и тем более на тот момент вы бы их не послушали.
Стою в очередь на исповедь,подходит матушка ,поклонилась и сказала,пропустите
я быстро иии понятно.Сами понимаете,чего стоило не думать об этом.Вопрос,как же она исповедовалась-
обман был или нет?Я с этим справляюсь так,говорю себе,как Бог даст-сегодня не удостоит причаститься,
завтра попытаюсь.И как то легко.
алексей чикин29 мая 2017, 23:29
а может чаще на исповедь ходить надо.
Михаил22 апреля 2017, 18:53
Дело в том, что не на исповеди он ничего и не говорит. Ему домой надо, он спешит. Или в епархию или ещё куда-то, дел-то много. И правильно делает, так как попечений у священника больше, чем у иного большого начальника. Хотя душепопечение важнее, но всё равно, если пастырь ревностный его просто съедают люди же.
Кроме того и денег мало, и кадров мало. Некого рукополагать. А тем кого рукоположили нечем платить. Поэтому - "дайте нам больше священников" это вряд ли. Так же вряд ли женщины и неврастеники перестанут пустословить на исповеди. Это женский грех, когда превращает исповедь в кощунство, в кулстори какую-то. Для "поговорить" надо иметь друзей, я считаю.
Ludmila10 апреля 2017, 15:25
Ведь покаянию и смирению помогает и тот факт, что ты называешь грехи и тебе стыдно. Но если ты просто перечисляешь грехи шаблонно из методички по исповеданию, так совсем не стыдно. Выстрочил как из автомата весь список и все! Вот например, одно дело сказать: нагрубила, оскорбила... и совсем другое дело сказать: оскорбила старую больную женщину, за которой обязана следить и помогать и которая за это тебе еще платит зарплату и немалую. Вот это жесть, это стыдно, низко. Горло перехватывает и не можешь продолжать.
У нас в Кишиневе, в русском храме, каждый день есть дежурный священник. Есть служба, нет службы, храм открыт и священик на месте и можно совершить тщательную исповедь и задать вопрос.
Людмила 2 апреля 2017, 13:07
Исповедь- не беседа.Назвать грехи без соломки,т.е. не оправдывать себя.У нас 2 службы,но батюшки справляются.Пишу чем согрешала на листочке,чтобы не забыть, и это помогает.
Один человек был недоволен,что батюшка молчал на исповеди,а он плакал,жалея человека и не мог говорить.Да.батюшки проводят с нами большую работу,но они тоже люди.
И потом мы исповедуем грехи Господу,а он все знает о нас.Что тогда лукавить?Не судите и не судимы будете.
И не совсем корректные сообщения есть.Есть книги и интернет,где можно прочитать все.Есть календари,где все написано на год вперёд,когда можно что есть.Согласна,мало культуры в общении.
НН 2 апреля 2017, 11:31
Замечательная статья!Православные, если будем жить по принципу"Душа обязана трудиться и день и ночь...",а не за час до исповеди- то исповедь будет качественно другая. И помнить, что"кто ясно мыслит - тот ясно излагает; правильно сформулированный вопрос,как правило,уже содержит ответ". По себе могу сказать, что ПРАКТИЧЕСКИ всегда знаешь правильный ответ, только он не нравится, т.к. в чём-то ущемляет и заставляет чем-то поступиться. И если мы сами ОБЯЖЕМ себя каждый день читать по 1-ой главе из Евангелия, то и духовная жизнь налаживается. Во истину, Царствие Божие"нудится", по другому не бывает."Священник не должен быть ни тягачом, ни толкачом"-меня так учили. А беседы -точно не в праздники.
Александр 2 апреля 2017, 10:49
Слышал, как батюшка однажды перед исповедью сердитым голосом сказал, что, мол, не надо рассказывать о своих житейских делах, называйте только грехи. Как то не по себе стало.Подумалось - как же так, ведь грехи тесно связаны с житейской рутиной, многие просто вытекают из нее. Мне кажется единственно правильным решением является увеличение количество батюшек на службах, и все встанет на свои места.
Елена 1 апреля 2017, 18:54
Ирине:Что Вы, Ирина, я не "обиделась на батюшек"! Просто это был мой "больной вопрос"! Видя их каторжный труд как можно на них обижаться!И Вам спасибо за Ваши разъяснения - Вы очень хорошо написали!Храни всех Бог!
Н.Н. 1 апреля 2017, 16:41
Можно, конечно, обличить грехи и в проповеди. Но не очень хорошо получается, когда батюшка начинает в третьем лице чьи-то грехи разбирать, мол, была у меня одна раба Божия на исповеди... и дальше пример, достаточно узнаваемый. Все равно люди знают друг друга, вольно или невольно судишь.
Иоанна_ 1 апреля 2017, 16:35
Как экзамен - последняя возможность научить студента хоть чему-то, так же и исповедь - иногда/часто единственная возможность наставить человека на путь исправления. Автор прекрасно понимает, что на дополнительную беседу придёт 1 из 100, а вот здесь, перед крестом и Евангелием - услышит! Если, конечно, священнику есть, что сказать. И слава Богу, что большинство наших батюшек именно так и делает.//Елена31 марта: Надо не просто ходить на исповедь, а искать духовника, близкого вам по духу и небезразличного. Вот прямо для вас цитата из "Лествицы": "Видал я врачей, которые не предупредили больных о причинах усиления болезни, и чрез то сделались виновными многих трудов и скорбей и больным, и себе."
Алевтина 1 апреля 2017, 05:14
Согласна с каждым словом! Спаси Господи!
Ирина 31 марта 2017, 17:06
Елене: Вы обиделись на батюшек, что они молчали во время Вашей исповеди. А может быть, они в это время молились за Вас? И именно за их молитвы Господь Вас помиловал и Вы избежали страшного искушения? Нам кажется, что мы своими силами все делаем, а не знаем и не думаем, что хранят нас чьи-то святые молитвы. Православие - таинственный мир, и исповедь - великое таинство. Открывается все это не сразу, а по прошествии многих лет жизни в Церкви и лютой борьбы с грехом - борьбы не на жизнь, а насмерть. Борьбы за жизнь вечную. Батюшки это знают, а нам лишь предстоит узнать.
Ирина31 марта 2017, 17:00
Спасибо за статью, дорогой о.Андрей. Своевременно, актуально, просто, понятно и вразумительно. Всё разложено по полочкам и обьяснено. Я помню, моя первая учительница говорила: "я вам всё прожевала, осталось в рот положить и проглотить!" Храни, Господи, отца Андрея!
31 марта 2017, 11:31
Спаси Господи,отец Андрей! Моя старшая сестра пишет первый раз исповедь:" Прочитай!"-" Нельзя- " прочитай"-"ну давай". Во времена моей молодости... "Да ты что? Батюшка только семинарию окончил,а бурную твою молодость я знаю...Пиши согрешила блудом и т.д. Знакомая в гостях:" Ой,а я пойду к батюшке всё ему подробно расскажу,полегчает... "Да,а мы стоим вечно последние,уже полы моют и храм закрывают". Да любите друг друга! Учит Господь!
Марина31 марта 2017, 11:08
Спасибо о. Андрей! Как всегда чётко и интересно! Терпения Вам, а то у нас так любят не зная брода лезть в воду.
Надежда31 марта 2017, 10:00
Статья интересная, в ней очень много правильного. Только вот учиться не у кого после службы. И почти некому рассказать, что делать что читать, как жизнь свою строить. Конечно мои слова непонятны будут тем, у кого проблем нет, или они свечки начали ставить и проблемы прошли. А у меня все было по другому.
А потом увидела проповедь одного священника, он просто на "3-х" пальцах объяснил как строить свою жизнь по Божьи, чтобы и жить хотелось: изучать закон Божий (писание, труды святых отцов), молиться!!!, исповедоваться, причащаться и менять в себя чтобы встроить себя в Божий закон!!! Жизнь начала налаживаться. И уже в эту простую схему складываются все другие проповеди и походы к старцам
Дана31 марта 2017, 08:52
С ОДНОЙ СТОРОНЫ БАТЮШКА ПРАВ - НЕЛЬЗЯ В УЩЕРБ ДРУГИМ ЗАБИРАТЬ ВСЕ ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ НА СЕБЯ. А С ДРУГОЙ... ИНОГДА БЫВАЮТ ТАКИЕ СИТУАЦИИ, ЧТО НЕ ЗНАЕШЬ КАК ОДНИМ СЛОВОМ НАЗВАТЬ ЭТОТ ГРЕХ. ГРЕХОВНА ВСЯ СИТУАЦИЯ И ОЩУЩЕНИЯ ПРИ ЭТОМ. ВОТ И ПРИХОДИТСЯ ИСТОРИЮ РАССКАЗЫВАТЬ ВКРАТЦЕ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ ХОРОШО БЫ ПРОПОВЕДИ ДЛЯ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВИТЬ, А С ДРУГОЙ - ВПЕРВЫЕ ПРИШЕДШЕГО ЧЕЛОВЕКА НЕПРЕМЕННО НАДО ВЫСЛУШАТЬ, СКОЛЬКО БЫ ОН НЕ ЗАНЯЛ ВРЕМЕНИ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ НАДО СОВЕСТЬ ИМЕТЬ И О ДРУГИХ ДУМАТЬ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ И ВОЦЕРКОВЛЕННЫМ ЛЮДЯМ МОЖНО ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ СМИРЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К НЕМОЩНЫМ.
Валерий31 марта 2017, 08:36
Отче дерзну прокомментировать. Описанная Вами ситуация во многом является следствием поддерживаемой именно в нашей РПЦ традиции - исповедь перед каждым причастием. Такой традиции нет в, например, в греческой церкви. Если допустить исповедь с условной периодичностью раз в месяц (и в любое время, когда совесть требует), то, уверен, больше людей будет умом на литургии присутствовать, а не в очереди на исповедь.
Елена31 марта 2017, 06:59
А я бы хотела поделиться таким своим сомнением, или недоумением, которое иногда меня посещает до сих пор.Около 20-ти лет назад я "летела в пропасть". Служебный роман... Я была на грани падения - блуда, измены. Я отчаянно цеплялась за спасение - ходила на исповедь, со слезами каялась, а батюшки отпускали мне мой грех, к сожалению, молча.Бог меня уберег, страшного не случилось. Но длилось это долго - не один даже год и этот "служебный роман" чуть не погубил меня.И вот сейчас у меня иногда встает недоуменный вопрос: почему батюшки молчали (у которых я в то время исповедалась)? Я была молода, восприимчива к слову, если бы хоть один из них укорил меня достаточно серьезно...... если бы сказал "Ты что это творишь, р.Б. Елена???" Может быть не допустил бы до причастия, дал бы епитимью - я уверена, это отрезвило бы меня, вся эта гадость закончилась бы раньше. Вот и всплывает до сих пор в сознании недоумение: Ну почему, почему они молчали? Простите...
Ольга31 марта 2017, 01:38
...Не исключено, что кого-то, с неокрепшей душой, по-армейски звучащий приказ «Называй грех по имени! Кайся! Берись за исправление! Все!» испугает и отобьет желание идти на исповедь. Статья вызывает неприятие. А к статье об отце Кирилле неправильный комментарий не напишешь – дух её не позволяет. О. Андрею было бы полезно почитать о том, с какой любовью, терпением, «удивительной способностью вместить каждого в свое сердце» относился отец Кирилл к людям. «Ну ты хоть расскажи про себя», - говорил старец к приходящим к нему.
Ольга30 марта 2017, 23:08
Не времена изменились, а люди. Нет терпения, снисхождения друг к другу. Батюшкам некогда объяснять, учить, у прихожан нет времени в очереди стоять. Может, действительно придумать исповедь через интернет. Написал список грехов, нажал на клавишу и виртуально обнулил их. А батюшки пусть занимаются делами поважнее. Пусть храмы строят и купола золотят, чтобы времени соответствовать. А Господь всех простит, он же все понимает. Время тем более такое ни у кого сил нет, устали все очень.
Андрей Юрьев30 марта 2017, 22:46
Да, типичная картина для многих храмов: Литургия уже идет полным ходом, а люди всё в очереди стоят на исповедь. Не участвуют в общем деле.
Странно, что таинство покаяния стало для некоторых прихожан важней таинства евхаристии (причастия). Хотя никто из батюшек не отрицает, что Евхаристия превосходит по значимости все остальные Таинства.
Только в тех храмах, где настоятели благословляют подходить к Чаше без "обязательной" исповеди, никто не отвлекается от Литургии стоянием в очередях.
Алексей30 марта 2017, 22:37
С одной стороны понятно, молится читать Писание и жить по христиански надо, но ведь доброе слово и собаке приятно. Плохо будет если нас пастыри без "индивидуального лечения оставят", тем более, да это можно и не на исповеди делать... Не знаю...отцу протоиерею видней:).
Елена30 марта 2017, 22:24
Спасибо, отец Андрей! Как всегда, в самое сердце!!! Чистейшая правда жизни.
Вера30 марта 2017, 22:11
Статья в точку. Только хочется кроме отпущения грехов, иногда и наставления получить..Ну и пускаешься в подробности..А это тоже время. Да уж, батюшкам не позавидуешь, все наши слезы-сопли, обиды-возмущения выслушать, да еще утешить, вразумить и ко Причастию допустить..Вышел из храма,пришел домой - а ничего не меняется. Опять по новому кругу: обижаешься, ревнуешь,ругаешь,посты нарушаешь - голову опустишь и снова на исповедь..Барахтаешься в какой-то бесконечной бытовухе. И самому противно и батюшке, наверное, тоже..
30 марта 2017, 19:15
Много в комментариях написали "профессиональные исповедники". И все сводится к теме конвейера, где священник это всего лишь слесарь-сборщик, а Храм Божий - сборочный цех.

Индустрия культа?!

Побойтесь Бога!

А Вы, Батюшка, как продавщица магазинная в советские времена, типа "Не мешайте работать!".
И большинство из священников, что я за свою жизнь встречал, к сожалению, относятся к прихожанам как к назойливым мухам - так бы и прихлопнули, чтобы не приставали и даже вообще не залетали-заходили.
Нико Фима30 марта 2017, 17:57
Спаси вас Господи.В тему про нас.
Татьяна30 марта 2017, 16:55
Михаилу Кононовичу, Вот уж точно - познаешь какие в тебе гадости живут, анализируя свою негативную реакцию на поступки других.
Татьяна30 марта 2017, 15:09
Благодарю вас, отец Андрей , за такую полезную для души и сердца статью. Действительно, часто нам грешным хочется " вынести мозг" батюшке на исповеди о себе любимых и наших проблемах.(Сама грешна этим, прости меня грешную, Господи.) А другие в очереди на исповедь невольно злятся и нервничают на долго задержавшегося на исповеди прихожанина( прихожанки чаще).Прости нас грешных, Господи,и научи нас правильно исповедовать грехи свои.
Елена30 марта 2017, 14:01
Люди ведь надеются в храме Господа Бога встретить, в том числе в лице обычных людей, которые способны любить и жалеть вопреки всему. Их иногда в жизни встречаешь, когда помогут, поддержат, направят, но люди на священника такие надежды в первую очередь возлагают. И когда священник одарит тебя на исповеди своим терпением, утешением, духовным и жизненным советом, надеешься, что выберешься из пучины. Что Господь близ. Это очень важно, не оттолкнуть человека, относиться к нему бережно. Каждая душа живая. Давайте будем терпеливыми в благословенных очередях на исповедь. Батюшки, дорогие! Мы только созидаем наш разрушенный храм души! Ползем как инвалиды к Богу, поддержите нас!
Елена30 марта 2017, 13:37
Дорогие собратья! Да, плохо и неправильно исповедуются люди, но бегут к Богу, в храм. Никто нас в детстве не учил, родители, бедные, вообще не знакомы с церковной жизнью. Я первый раз исповедовалась в Германии в храме, который был в ведении Русской Православной Церкви Заграницей до воссоединения. Там батюшка в возрасте около 60 лет всю неделю работал на заводе, а потом ехал за 400 км с семьей в субботу и воскресенье служить в храм. Ночевал по прихожанам. И он исповедовал вечером в субботу и утром в воскресенье. Родненькие, я этого никогда не забуду. Он каждого принимал как родное дитя. Говорил - "а вдруг человек выйдет из храма и помрет, я должен его исповедовать". Шли к нему как отцу.
р.б.Дарья30 марта 2017, 13:31
А у нас в Храме не приняты исповеди во время Всенощной или на вечерней службах. Всегда исповедуют утром, на Литургии. И если есть какие-то вопросы, то я, обычно, жду самого конца исповеди и иду последней, чтобы никого не задерживать. И стараюсь молиться пока жду... Или, если не задать вопрос во время исповеди, то приходится буквально на бегу ловить батюшек, что тоже не верно...
Правильно отец Андрей говорит: отсутствует культура исповедания и общения с обеих сторон. И храмам хорошо бы подумать об организации бесед с прихожанами, чтобы они могли задать мучающие их вопросы. И нам необходимо подумать, что исповедь не светская беседа.
Храни нас всех Господь
Ольга30 марта 2017, 13:03
Благодарю отца Андрея за актуальную, и как всегда, интересную статью!
В моём городе Сургуте вообще не исповедают непосредственно перед Причастием, а накануне, и если людей много, три батюшки, а то и четыре принимают желающих покаяться. Но бывает по-разному, то полчаса ждёшь, то два. Сейчас хожу с семилетним сыном, ему ждать ещё тяжело, скучно, но вперёд не лезу, пусть привыкает хоть немного терпеть. А вообще хорошие у нас прихожане, добрые и внимательные, и так уж подолгу никто не стоит, а священники очень терпеливые! Помоги им, Господи!
И давайте сами будем немного терпеливее и снисходительнее к немощам других людей.
Надежда30 марта 2017, 12:10
И все же паства нуждается не только в нравственно- патриотическом, но и в духовном руководстве.Почему повторяются одни и те же грехи, в чем проблема? Не хватает силы воли? А может в чем- то ее в избытке, и это коверкает жизнь? Вот и ковыляем самостоятельно, а какая радость приходит, если находишь ответ на свой вопрос.
Кузьма Прутков30 марта 2017, 12:06
В Евангелие сказано "Придите ко мне все нуждающиеся и обременение", люди приходят к Богу с грехами и проблемами, которые их труждают. Если у человека проблема и он не знает как ее разрешить и он ее не открывает, то этот человек так и будет ходить на исповедь с одними и теми же грехами. Потому человек и спрашивает на исповеди духовный совет. Врач не лечит сразу всех, но по очереди, так и душа, нуждается в лечении и утешении в индивидуальном порядке. А мы постоим подождем и тем проявим свою любовь к страждущему. А если человек пришел подискутировать,то можно попросить его подойти после как все поисповедуются.
Андрей30 марта 2017, 11:06
Очень полезная и своевременная статья. Ритм нашей жизни все более ускоряется, поэтому и на исповеди нужно действовать четко, быстро и лаконично, чтобы не утомлять батюшку и не вызывать раздражение у других прихожан. Полезно составить для себя личную исповедальную формулу и ее придерживаться. Например: "Каюсь, Господи, в том, что из-за своего духовного убожества согрешил (перечень грехов). Сокрушаюсь о содеянном и твердо намерен исправиться. Верю, что ты простишь меня, Господи!" И всё. Никаких других слов не нужно. Индивидуальная беседа с батюшкой - только после окончания службы и только по тем вопросам, которые касаются личной, конкретной ситуации.
Евгения Юрьевна30 марта 2017, 11:03
Я абсолютно согласна с батюшкой. Лично мой опыт строится искренне (надеюсь) мысленным раскаянием перед Богом. Священник разрешает и отпускает грехи. Я, почему-то, думаю всегда о людях, которые за мной стоят. Если мне надо получить ответы на свои вопросы, то я "поймаю" батюшку после службы или в другое удобное время. Я считаю, что личные вопросы надо решать не в ущерб остальным. А то некоторые стоят с минутной исповедью и наблюдают, как полчаса "кающийся" увлеченно вещает измученному священнику, даже не видя и не помня, где он и зачем.
Роман30 марта 2017, 06:43
"...И нужно этих мемуаристов и сказочников останавливать. Называй грех по имени! Кайся! Берись за исправление! Все!"
максим30 марта 2017, 05:49
Спаси Господи! Ангела Вам Хранителя, отец Андрей!
Елена М30 марта 2017, 04:36
Времена меняются, а потребности человека во многом остаются теми же самыми: поговорите лично со мной, выслушайте лично меня. Это неправильно, нехорошо, но это так и есть. И в этом, возможно, самый большой наш грех - думать прежде всего о себе, а не ближнем, который стоит в нескончаемой очереди на исповедь на последнем издыхании.
Алексей30 марта 2017, 00:12
Отличная статья и отличные комментарии.
Михаил Кононович29 марта 2017, 21:17
Тема затронута важная. Половина людей приходит на исповедь и начинает вести мирские разговоры, да других задерживать. Какая половина? Да та, что передо мной стоит. На мне заканчивается. Всегда! Начиная с меня люди дело говорят на исповеди... (шутка)
Братия! Отец Андрей написал отличную статью. Но она хороша, только если мы ее на себя примерять будем. А вот на других ее надевать не следует (хотя и очень хочется). Тут на сайте раньше есть материал "КРЕСТ НЕОСУЖДЕНИЯ". Их бы соединить...
Кстати, именно благодаря чужим "длинным исповедям" я и понял, что я не тот добрый малый, которого хочу видеть в зеркале, а злобный, да еще и при Господе. Спасибо тем, кто невольно показал мне это.
Любовь Н.29 марта 2017, 20:22
Спасибо, отец Андрей, за вразумление! Я как раз наоборот, исповедуюсь коротко, только перечисляю в грехи. А вижу все время, что люди подолгу стоят, думаю: наверное, так и надо, подробно рассказывать, и чувствую неловкость. После вашей статьи стало все понятно.
Людмила29 марта 2017, 20:22
Извините,что докучаю,Вы ,подняли очень серьезную тему.Хочется что бы исповедь ,была исповедью,но и беседы были.Да,и что понимать под беседой,если то ,что в Вашей статье,просвещение...изливание проблем и т.д.Но ,есть ситуации которые не входят в перечисленные Вами нюансы Есть экстр. психологическая и вероятно и анонимная помощь,психиатрию не пишу-это отдельная тема, тоже очень интересная...Иногда действительно нужен психолог и психиатр ,и батюшки вероятно ими не могут быть,.А как быть ,если затрагивается не только эти аспекты, но и религии?Вот и идём к Вам батюшкам,и иногда, приходиться только через исповедь.А иногда времени для понимания ,поиска ответа на вопрос, принятия решение очень мало
Ольга29 марта 2017, 20:18
У нас батюшка этот вопрос так решает - он исповедует на Литургии только тех кто пришел причаститься. Если у человека нет оправдания почему он в субботу не пришел на исповедь - то вразумляет... объясняет что утром исповедь только для немощных, для тех кто болел и не мог прийти на вечернюю службу, для родителей с маленькими детьми - то есть по уважительным причинам...
Сергий29 марта 2017, 20:11
Цитата: И возникает вопрос: есть у этого человека совесть? А здравый смысл? А адекватность, не говорю – нормальная церковность и братская любовь? Он, этот человек, о ком-то, кроме себя, вообще думать способен?

Отец, ты неправ. А если этот человек долго собирался на исповедь, преодолевал какие-то преграды? А если он в конце концов умрёт сегодня без исповеди?
В нашем приходе в дни больших праздников и большого скопления народа исповедуют 2-3 батюшки. И нет никакой спешки и волнения. Исповедь - это Таинство!
Людмила29 марта 2017, 18:48
И хотелось бы ,что бы написали на тему ,которую поднял Михаил в комментариях" Посещение храмов больных...,"так как действительно, очень много дискуссий на эту тему и очень бурных...порой приводящих к серьезным последствиям ,и это уже не смешно...испытала на собственной ,как говорят "шкуре ".
Людмила29 марта 2017, 18:27
Вы ,все верно написали в своей статье ,но тогда придумайте что то ,что бы мы могли некоторые вопросы ,спросить у вас ,батюшек. Иногда- это очень важно ,серьезно,и ответа на эти вопросы не находишь ни на проповеди,ни в литературе, или боишься неверной трактовки прочитанного,а иногда просто не понимаешь где искать ответ на свой вопрос ,и как тебе поступать далее..Идёшь в церковь и ...тебе говорят ,лучше спросите у батюшки,а как и когда ?... И тебе говорят ,вот он выйдет принимать исповедь ,вы подойдите по очереди и спросите, так как иначе ,у вас ,не получиться,так как после службы то-то ,а перед службой ,тоже что то и т.д.вот и остаётся идти .Хотя честно понимаешь ...ичувствуешь себя погано.
Галина29 марта 2017, 18:10
Всё по разному в разных храмах. У нас в городе храм один и исповедаться можно только вечером (всенощная или просто вечерняя служба). Но вот пожелание о беседах - очень актуально. Я понимаю, что батюшки итак перегружены, но мечтаю, чтобы был дежурный священник для бесед и ответов на насущные вопросы.
29 марта 2017, 18:06
О.Андрей описывает прямо таки идеальную исповедь - когда священник учит приходящего к нему, начинает проповедовать на исповеди... у нас обычно священники ничего не говорят, максимум - молча выслушают исповедующегося и молитву прочитают. Следующий! Беда совсем, когда исповедуют только что рукоположенные священники, чего быть категорически не должно. Исповеди нужно учиться, несомненно, но нужно учиться обоюдно. И разговор между паствой и священником нужен и должен быть. Не везде он есть. Так и болтается народ сам по себе, что не есть хорошо для словесного стада.
Марина29 марта 2017, 17:52
Спасибо, отец Андрей!
павел29 марта 2017, 17:38
отменили бы общую исповедь.
Наталия29 марта 2017, 17:35
Большое спасибо за статью.Только ведь эту стать не все прочитают и опять полезут на исповедь без очереди.Аразве в рай без очереди пускают?
Анастасия29 марта 2017, 16:57
"Нелегко наставлять людей и выслушивать их скорби, ведь хороший духовник перекладывает на свои плечи, по меньшей мере, часть их бремени" (из статьи об архим. Арсении (Папачоке). Просто у разных священников - разные харизмы. Кто-то об исповеди статьи пишет, а кто-то выслушивает на исповеди скорби, ведь не радостями на исповеди люди делятся с духовниками. Если же христиане не умеют исповедоваться, то кто же их научит покаянию и исповеди как не исповедующие их духовники?
Адриан29 марта 2017, 16:00
Наконец-то эти слова об исповеди! Как они насущны и необходимы! Давно хотел, чтобы кто-нибудь так написал об этом Таинстве. Большое спасибо, о.Андрей!
29 марта 2017, 15:59
Благодарю Вас за статью. Можно это вслух во всех Храмах читать перед Исповедью? Все думают только о себе, не жалея уставших батюшек, прихожан, и ставя себя на первое место, распихивают других людей,пробираясь вперед, болтают на Службе, толкают, чтобы поставить свечи-ему же очень надо, а ты стой смиряйся моим плохим воспитанием.это ужасно, потому как о каком Христианстве может быть речь, если даже в таких мелочах люди не думают о другом.
Елена29 марта 2017, 15:52
В статье праильно говориться, что общение и личная беседа должны быть перенесены за рамки исповеди, но не отменены. Пора понять время! Спасибо за статью
Катюша29 марта 2017, 15:40
Частично согласна с Иоанна_29 марта 2017, 11:00. В книжке Иоанна Крестьянкина "Подготовка к исповеди" написано, что если злишься на того, кто долго исповедуется, а ты в это время в очереди маешься - кайся Господу.И на будущее глубже готовься.
Чтобы с батюшкой отдельно поговорить - бывает сложно батюшку "выцепить", потому что вне службы у него тоже куча дел.Тем более, что иногда вопрос минутный и в контексте исповеди. И иногда грех требует не просто озвучивания, а именно"разбора".
И еще соглашусь - как пишет Анна29 марта 2017, 14:00 - псевдо-исповеди для допуска к Чаше- это тоже проблема :-( В сухом остатке - возвращаемся к индивидуальному подходу и исповедников, и исповедующих.
Лариса Ром29 марта 2017, 15:34
Марине: примеры батюшкины рассмешили. У меня есть знакомая многодетная семья.Вот дети как-то рассыпали кофе и муку и все смешали на кухне. Мама их, разумеется , нашлепала и строго наказала никому не рассказывть. Как только мы встретились, дети наперегонки, кто громче, все выдали мне в детском парке))
А по поводу исповеди возникает разногласие по простой причине. Все-таки надо исповедоваться не каждое воскресенье, иначе получается, что человек ходит в Храм и ничего оттуда не черпает, продолжает грешить и исповедь его неискренна? Простите, наверно я не то пишу, но такая вот мысль имеется.
29 марта 2017, 15:19
Было бы хорошо, если бы с амвона действительно раскрывались проблемы, которые тревожат большинство людей. Грустно, когда с амвона который год говорится о происхождении того или иного праздника, но ничего о духовной жизни или злободневных проблемах.
Анна29 марта 2017, 14:39
Общение верующего со священником - обязательно в первую очередь личное, личностное. Старец-ученик. Обязательно к каждому конкретному челрвеку свой подход. А проблемы у нас специфические. Несмотря на то, что исповедь и причастие это таинства разные, и в других православных церквях не связанные, у нас обязательная дежурная псевдо-исповедь перед каждым причастием, даже когда человек причащается раз в неделю. Отсюда очереди на исповедь. Потому и священники зашиваются.
Ираида199729 марта 2017, 14:01
Согласна с Вами о Андрей Спаси Вас Господь!
Марина29 марта 2017, 13:41
Ларисе Ромм: а что смешного в статье? И не все приходят на исповедь заранее, в том числе и я. Эта проблема существует, а в нашем монастыре священнику встать некуда бывает, чтобы исповедывать - столько народу приходит. И вот как одна какая-то прилепится к нему, и просто парит мозги, - не нахожу другого слова. Священник, бедный, весь красный, напряжённый, терпеливо переносит это мучение. А люди в очереди на последнем издыхании от напряжения - успеют или не успеют подойти к Чаше, едва не падают. Согласна, что те, кто любит это дело - доставать батюшку, - никогда этого не прочитают. Но считаю, что нужно осаживать таких и корректно объяснять человеку: исповедь - это не разговор по душам.
Павел З.29 марта 2017, 13:41
В общем всё верно, потому что страна и ее граждане таким образом (т.е. отсутствием возможности говорить со священником на исповеди час-два или еще больше) платят за поругание веры и разрушение храмов в советское время. Приходится терпеть.
Сергей29 марта 2017, 13:23
Эту статью с амвона и во всех храмах надо прочесть. Но...Многие не понимают своего греха, отсюда и истории. Многие не исповедуются, а оправдываются. Вот я говорю: согрешил пьянством. Это что, недельный запой или перебрал с другом, которого 5 лет не видел? Отсюда и комментарии появляются. Решил я на исповеди у о. Василия Ермакова один мерзкий грех "проложить", как масло в бутерброде, между общепринятыми. И забубнил:" осуждением,гневом и.т.д.". А он своей головой в мою уперся и говорит:"Давай, Серёга, чё нибудь поинтереснее." Я его родимого(грех) и высказал. Он то реально и тяготил душу. И ещё. Сейчас (в пост) многие приходят в первый раз. Как их не выслушать? Они больше могут не прийти.
Татьяна29 марта 2017, 13:14
Когда пространно исповедуешься, невольно занимаешься не покаянием, а самооправданием. Здоровья и терпения всем батюшкам.
Наталия29 марта 2017, 12:18
Почему так все происходит? Да очень просто. Вместо того, что бы в субботу вечером прийти на всенощную, поисповедоваться спокойно и в воскресенье на литургии причаститься, нам в субботу идти лень, мы идем в воскресенье. Стоим в длиннющем хвосте на исповедь (с такими же лодырями), бесстыже мигая и осуждая всех , что хвост такой длинный собрался. Службу не слышим, не участвуем сердцем - чего пришли непонятно. Прости нас, Господи и помоги исправиться!
Р.Б. Олег29 марта 2017, 12:14
О недопустимости болтовни во время службы и особенно во время Причастия. А насколько бы облегчился труд батюшек на исповедях при внесении ясного определения для питания в посты.Только не в смысле их смягчения, а в смысле рассмотрения данного вопроса с учетом здравого смысла. Опять-таки и путаницу ликвидировать и батюшкам снятие головной боли от бесконечных вопросов: "а можно ли растительное масло, а рыбу, это ведь особо чтимый Святой или нет, а я вот в одном календаре видел так, а в другом эдак?". Например ввести общие положения: в Рождественский и Петров пост разрешается вкушать рыбу во все дни кроме сред и пятниц ( с уточнением за исключением недели перед Рождеством. Допускается употребление в посты растительного масла( на то оно и растительное, тем более, что и так батюшки разрешают). В Великий и Успенский пост- допускается вино в выходные и по праздникам. А для желающих поститься особо допускается питаться с разрешения батюшки или духовника по уставам близлежащих монастырей и советам в календарях. Вот в нескольких предложениях и уместились бы решения многих споров и разногласий. Не знаю к кому обратиться. К сожалению у меня нет знакомых, которые могли бы повлиять на рассмотрение этих вопросов на высоком уровне. Может у Вас у кого-то есть. Храни Вас Господь. Р.Б. Олег.
елена29 марта 2017, 12:08
Спаси вас Господи отец Андрей!Вы меня вразумили,я конечно истории не рассказывала,но всё время мучилась вопросом-надо четко называть грех или всё же рассказывать всю подноготную греха.Слава Богу успокоили,потому что я всегда старалась называть только сам грех.Большое спасибо вам за все проповеди,Бог вам на помощь!.Слава Богу!
Р.Б. Олег29 марта 2017, 11:57
О.Андрей,спаси Вас,Господи. Очень поучительно. Еще бы батюшкам на проповедях почаще объяснять правила поведения в храме. Объявления наверное мало кто читает. Хотя бы элементарные вещи. Например: По возможности не ходить по храму во время службы. Центральные проходы оставлять свободными. Земные поклоны с вечера субботы до вечера воскресения в храме не полагаются. Приложившись к иконе или другой святыне если сзади очередь отходи в сторонку и молись, хоть акафисты читай, но не стой упершись лбом и раздражая ожидающих очереди. Возглас "Оглашенные, ваши головы приклоните"- касается не крещенных, а если считаешь себя таким, то при возгласе "Оглашенные изыйдете"-пусть выходят из храма.О разговорах
Иоанна_29 марта 2017, 11:28
Продолжение. Кто такой хороший духовник? По-моему, это тот, кто почувствует духовное состояние именно этого человека в данный момент, увидит его ГЛАВНЫЕ страсти. И исходя из этого даст индивидуальные (а не общие) советы и укажет направление духовной жизни. Но без конкретики всё это это НЕВОЗМОЖНО!
ishimb insto.ru29 марта 2017, 11:19
Поэтому стараюсь исповедаться на всенощной, чтобы на литургии молиться! Очень жаль батюшек на Рождество и Пасху, когда душа жаждет праздника, а люди, и я, грешная, в том числе, все несут и несут грехи... Спаси вас всех Господь!
Руслан29 марта 2017, 11:19
Простите. Еще один комментарий. Если стараться урезать исповедь, то можно придти к формализму. Коротко, без подробностей все рассказал - и тебе хорошо, и священнику быстро. А где тут Покаяние? Отчет какой-то о периоде жизни. Важно не краткость, или длина по времени, а качество. Если пришел грешник, который не был годами, то за 5-10 минут он не исповедуется, это точно. Да, надо учиться исповедываться, а священникам надо учить нас этому. У этой медали две стороны - нам,грешным, надо стараться, учиться, читать Святых Отцов. А пастырям быть Пастырями добрыми, а не вечно спешащими чиновниками, и направлять нас на Путь. Тут нужен такт и сочуствие. Простите за многословие, зацепило.
Иоанна_29 марта 2017, 11:03
Ну и какое здесь будет духовное руководство? Никакого. Прочесть сухой список грехов - не всё ли равно, кому? И зачем вообще нужны духовники, если есть лекции, книги - сиди себе в интернете и духовно расти... Надо ещё НАУЧИТЬСЯ правильно исповедоваться, а священник должен УЧИТЬ исповедоваться по страстям, НАПРАВЛЯТЬ исповедь. Если передо мной кто-то зависает на 20 минут - как я могу осуждать его, торопить? Он имеет на это право!!! Не успела причаститься - сама виновата: надо было прийти раньше, а ещё лучше исповедоваться вчера на всенощной. Ничего, приду завтра. Главное - не удобство исповедующего священника и не раздражение тех, кто стоит в очереди, а вот эта кающаяся душа, предстоящая БОГУ.
Ирина29 марта 2017, 10:40
Когда мы на исповеди истории про себя рассказываем,то этим как-бы оправдываем свои грехи."Я, вот,типа,вчера сблудил,а она такая,а я не смог удержаться" и т.д. и т.п...Да,оправдываем себя, а значит нет никакого покаяния.И так и в малом падении и в больших смертных грехах."Я не могу бросить курить,у меня не получается"...Вот оно-самооправдание.А Богу оно надо, наше самооправдание? Если сам себя оправдываешь,то получается,Господу Богу уже и делать нечего с тобой.Ты уже сам себе дал оправдание вместо Бога.Как то даже не по себе становится от таких размышлений.Но,получается,так и есть:пришел на исповедь, рассказал истории про свои грехи, самооправдался и ушел без покаяния и оправдания от Бога.
р.Б.Сергий29 марта 2017, 10:15
Работа,у любого человека,добросовестно, относящегося к своему труду, тяжелая.Поэтому, совестливый человек и " пашет, как ишак"по словам одной из читательниц сайта.
Но, на мой взгляд,сугубо личный, грехи отпускает Господь, а священник присутствует, как свидетель покаяния.
А покаяние, ведь,это не просто перечисление списка содеянных прегрешений, (Господь их и без нас знает), а внутренние искренние и сердечное желание избавиться от них и не повторять.Поэтому, опять-же, на мой взгляд, подробности в этом деле ни к чему.
" Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"(Пс.50:19).
Не надо путать священника и психотерапевта.
А,чтобы было понятна служба-читайте дома книги на эту тему.
Наталья29 марта 2017, 10:01
Все правильно, все верно. Главное самому осознать, покаяться и молится. Прощает Господь, а он и без наших историй все знает и все видит. Господи Иисусе Христе помилуй меня грешную.
Руслан29 марта 2017, 09:53
Батюшка говорит правильные вещи. Таинства должны быть Таинствами. А не чем-то еще. Это с одной стороны. А с другой, Церковь еще до конца не оправилась от советского периода. И священников мало, не столько сколько их должно быть, и храмов мало. Отсюда и очередь на исповеди. Так конечно хорошо, пришел, быстро все прошел... Но ведь иногда надо и задержаться. Люди всегда идут к священнику как к отцу, спросить некоторые вещи действительно можно только у него. Ведь спешкой можно человека оттолкнуть от Церкви.А надо направить в нужную сторону. И не во всех храмах есть беседы. А когда человек воцерковится, то у него многие вещи пройдут сами. Это болезнь роста. Терпения нашим отцам, и о.Андрею!
Анна29 марта 2017, 09:38
Хорошая, в меру злая и злободневная статья. Жаль, те, кто мурыжит батюшек на исповеди, ее не прочитают. Зачем им это?
ТаняСем29 марта 2017, 09:32
Спасибо огромное за вразумление нас,грешных и неразумных,думающих только о своих скорбях,А бедные батюшки-они ведь тоже люди и впервую очередь они несут тяжкий крест веры Православной а мы....Стыдно,конечно и мне неразумной,тоже исповедывалась чуть ли не час и бедный батюшка Орест в Храме Николая Чудотворца у Соломенной сторожки все время отходил на службу и возвращался,чтоб меня дослушать....Прости меня,Боже и спасибо за вразумление,буду исправляться!!!!А всем священникам,всем батюшкам крепких сил и низкий поклон за терпение!!!Слава Богу за все!!!
Виктория29 марта 2017, 09:17
Все правильно, но некоторые вопросы не такие серьезные, чтобы дергать священника после исповеди, вот люди и спрашивают.Ведь иногда лучше грех описать подробно, разве нет так? Нет единого ответа для всех, а что стоят и не считаются с другими, так это от отсутствия воспитания и веры нет у людей, даже те кто, по 20 лет в храме. В выходные была в паломничестве, так мне одна из паломниц говорит ( на мое возмущение, что у монахов у некоторых ,( архиереев) есть телохранители), она мне отвечает- а что вы думаете им "все это", "все эти сказки помогут"Веры нет, не поняли люди суть христианства,вот и плюют на всех, им надо и все.Но и священники тоже бывают недобросовестные,все разные.
Алина29 марта 2017, 09:10
Да, бывает. Каяться нам надо учиться. Помню, поначалу я гораздо более интересовалась своей внутренней духовной жизнью, чем жизнью Церкви. Как-то составила список грехов, всё по сути, без историй, но он получился длинный-предлинный. Пошла в храм, даже не догадываясь, что был День Святой Троицы. Народу, естественно, очень много. Батюшка как увидел мой свиток, попросил в двух словах самое важное. Я растерялась, все казалось важным. Тогда спросил, каюсь ли и верую ли, что мне все мои грехи прощаются? И порвал список. Это был урок, с тех пор в большие праздники не хожу, если надо исповедаться обстоятельно. И стараюсь на всякий случай быть всегда готовой назвать свои главные грехи:))
Евгения29 марта 2017, 08:37
Спаси Господи за вразумление! Оказывается, я часто склоняюсь именно к рассказыванию историй. Стараюсь рассказать кратко, чтобы других не задерживать, но это, действительно, именно рассказ истории. Один батюшка меня пару раз строго ругал, что не так исповедуюсь, но как надо - не объяснил, к сожалению, или я просто не поняла. И вот теперь, наконец, все стало ясно.
Любовь29 марта 2017, 07:38
Узнала какая тяжелая у попов работа Тут на работе пашеш как ишак,придешь в церковь на исповедь надо коротенько сказать грешен и стоять молиться А в службе не понимаешь ни одного слова только ноги болят.Колотишься как об камень.
Юлия29 марта 2017, 07:22
Согласна на все 100! Исповедь и беседы соединяться могут,но только в крайних случаях. Потому что есть ещё один момент: человек поговорил на исповеди и вот уже кажется,что исповедовался,происходит подмена понятий. Постоял-пообщался-исповедовался.
Михаил29 марта 2017, 05:58
Отец, Андрей! Спасибо за статью, очень актуально. Еще бы это правилом ввести для всех приходов.
Не знаю, важно ли это Вам, но еще есть тема посещения храма болящими людьми, имею ввиду грипп, ОРЗ, ОРВИ. Почему-то люди с симптомами этих заболеваний упорно ходят в храм и заражают других людей. Про совесть, адекватность, эгоизм в этом случае можно сказать то же самое. Сопливых детишек с зеленой субстанцией, текущей прямо из носа несут к Чаше вперед здоровых. Видимо, они приходят за исцелением, но вот моя семья потом болеет и не самым легким образом.
Напишите, пожалуйста, статью на эту тему тоже. Очень Вас прошу!
Александр29 марта 2017, 05:52
Точно подмечено! А еще надо б к исповеди людей допускать после своего рода подготовки. То есть готовить их как к Крещению - проводить некоторым подобием огласительные беседы. Ведь многие могут даже не понимать, что они у стоящих в очереди на исповедь вызывают ворох возмущения - а это опять осуждение. Получается, что стоим на исповедь и не в чувство покаяния приходим, а наоборот - разжигаем раздражение в себе. Ведь итак стоишь на пределе, можно сказать нервничаешь, ведь к Богу идешь. А тут ближний твой просто хамеет и не видит реальности, и не осознает ответственности. Ведь люди в приходе должны заботиться друг о друге и уважать, в том числе и не отнимая у них время на покаяние и исповедь.
Лариса Ром29 марта 2017, 05:39
Разве на исповедь не приходят заранее? Немного рассмешили Вы меня , Батюшка. Мастер Вы на шутки и серьехные вещи , поэтому стараюсь не пропускать Ваши новые видеоролики и рассказы.
тамара29 марта 2017, 01:49
Батюшка Андрей,спаси Вас ,Господи,за вразумление...Буквально всё,о чём Вы говорите,было на исповеди в Москве,в Покровской церкви в Покровском -Стрешнево.Исповедников море,пропели Символ Веры,а исповедников огромный хвост..К батюшке несколько раз алтарник подходил и звал .но бедный батюшка не мог отойти,всё исповедывал и исповедывал.....И меня,великую грешницу,в том числе..Батюшка,храни Вас,Господи,даже имени Вашего не знаю,Вы постоянно здесь не служите.И Божией Вам помощи всегда и во всём.И буду всегда помнить Ваши добрые и сочувствующие глаза и улыбку.это было 26 марта.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×