Слово Патриарха

Неделя 26-я по Пятидесятнице

    

Мы в самом начале духовного возрождения нашего народа

Никто не может сказать, подобно евангельскому богачу: «душа, ешь, пей, веселись»; никто не может сказать: «мы достигли всего, что нужно было достичь, теперь и отдохнуть можно, и темпы сбавить». Мы не должны так говорить, потому что мы в самом начале духовного возрождения нашего народа. И хотя статистически большинство россиян говорят сегодня о своей принадлежности к православной вере, но статистическая принадлежность и реальное воцерковление – это разные вещи. И мы должны работать над тем, чтобы осуществлялось воцерковление нашего народа, чтобы люди умом и сердцем почувствовали, как важно быть с Богом, чтобы они почувствовали силу молитвы, чтобы они почувствовали, что молитва замыкает цепь, по которой осуществляется связь между ними и Богом. Когда такой яркий, сильный религиозный опыт станет достоянием большинства людей, тогда, я думаю, и можно будет говорить о реальном возрождении веры в нашем народе. А пока нужно трудиться и благодарить Бога за каждый этап, за каждый новый шаг, за каждый новый храм, за каждого человека, обратившегося ко Христу, пришедшего принять крещение и войти в Церковь Христову.

Из слова после всенощного бдения
в соборе Христа Спасителя г. Калининграда
вечером 24 ноября 2018 года

«Ближний» – очень важное понятие

«Ближний» – очень важное понятие. Обычно мы его распространяем на самых близких, родных людей – это отец, мать, братья, сестры, муж, жена, дети… Но на самом деле понятие «ближний» куда более широкое, и оно должно включать не только родных и близких, но и других людей. И вот возникает вопрос: «Кого же мы должны включать в этот узкий круг, именуемый ближними?» Конечно, каждый поступает по своему разумению, и нередко люди создают видимость того, что тот или иной человек для них ближний. Так делается ради карьеры, материальной выгоды, корпоративных отношений, но на самом деле на уровне сердца никакой близости между людьми нет. Это вполне понятно, потому что человек может допустить близко к себе только того, к кому он имеет сердечное отношение. Когда человек становится действительно близким, это даже больше, чем доверие, и в таких отношениях есть своя логика и свой здравый смыл.

    

Но Господь предлагает нам расширить границы круга тех, на кого распространяется понятие «ближний», и связывает расширение этих границ с нашей способностью делать добро. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что ближним для нас становится тот, кому мы делаем добро, кому мы идем навстречу. В чем же дело? Почему ближним может стать тот, кому мы делаем добро? А потому, что, делая добро, мы уже никогда не забываем того, кому мы это сделали. Наше добро – это часть нас самих. Будь то материальная помощь, моральная поддержка, просто добрые слова, сказанные в тяжелый момент, – это часть нашей природы, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Распространяя наше собственное «я» на других, мы, естественно, включаем их в орбиту своей жизни, так что они становятся для нас ближними. И добрый самарянин, иноплеменник, стал, несомненно, очень близким тому, на кого напали разбойники. Ведь именно самарянин сошел с дороги, увидев окровавленного, избитого путника, возлил на его раны вино, и маслом его помазал, и на осла своего посадил, и до гостиницы довез, и дал деньги хозяину гостиницы, сказав: «Ты о нем позаботься, а если издержишь больше, на обратном пути я тебе все возмещу». Конечно, этот человек навсегда запомнил самарянина, который сделал ему добро, как и самарянин навсегда запомнил этого путника.

Чтобы иметь близких, нужно делать добро

Неслучайно Господь рассказывает нам эту историю. Он предлагает нам делать то же самое, чтобы иметь близких людей. Чтобы иметь близких, нужно делать добро, и это добро реально соединяет людей. Это больше, чем политическая солидарность, больше, чем утилитарная солидарность, связанная с достижением каких-то корпоративных интересов. Когда мы друг другу делаем добро, мы становимся ближними. Слова Святого Евангелия, которые к нам сегодня обращены, должны действительно достигать нашего сознания. Ибо в слове Божием нет ни одного пустого или лишнего слова. И если исполнять все то, чему Бог нас учит, мы в первую очередь станем счастливыми людьми, потому что спасение человеческой души и счастье – это синонимы. Не может быть одного без другого. Не может быть счастья без спасения души, и не может быть спасения души без счастья, потому что в человеческом счастье отображается Божественное милосердие, Его любовь, отблеск Божественного Царства. И для того чтобы стать обладателями всего этого богатства милости и благодати Божией, мы должны помнить, что совершение добрых дел есть нечто очень важное как для тех, к кому мы эти дела обращаем, так и – быть может, в первую очередь, – для нас самих.

Солидарность проявляется во взаимной помощи

Сегодня многие нуждаются в нашей помощи. В помощи состоятельных людей нуждаются бедные. В помощи здоровых людей нуждаются больные. В помощи сильных людей нуждаются слабые. И мы, оказывая такую помощь и поддержку, не только устанавливаем особого рода межличностные отношения, но и повышаем уровень солидарности всего общества. Как важно, чтобы общество было солидарным! А солидарность проявляется во взаимной помощи. Солидарным был наш народ в грозные годы Великой Отечественной войны. И как результат – Великая Победа, которая никогда не могла быть достигнута, если бы общество, народ не объединились во имя общей цели и не несли на себе тяготы друг друга. И мы, живя в относительно спокойное и благополучное время, не должны забывать о фундаментальных Божественных заповедях, которые делают человека счастливым.

Из проповеди после Литургии
в храме святой мученицы Лидии в Калининграде
25 ноября 2018 года

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
тамара16 декабря 2018, 23:06
Слава Богу,что Господь нам дал такого патриарха,который и ведёт наш корабль ко спасению.Многая и благая лета нашему патриарху Кириллу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×