Перипетии в отношениях между украинским государством и канонической Украинской Православной Церковью быстрыми темпами достигают своего апогея. Сразу через несколько дней после создания так называемой «Православной церкви Украины», состоящей из представителей двух неканонических структур – УАПЦ и УПЦ КП, украинские власти принялись бороться с каноническим Православием на законодательном уровне.
20 декабря Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект № 5309, который внес поправки в основной закон Конституции Украины «О свободе совести». Сам по себе новый закон был нацелен исключительно на дискредитацию Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
В законе принята норма переименования религиозных организаций, «руководящие центры которых находятся на территории страны-агрессора», коей признана Российская Федерация. Таким образом, по мнению народных депутатов, Украинская Православная Церковь на законодательном уровне должна изменить свое название на «Русская Православная Церковь в Украине».
Сам по себе закон абсолютно несостоятелен и подлежит оспариванию в соответствующих инстанциях. Однозначно, что в парламенте не могли об этом не знать. Тогда зачем же его принимали? Какие цели преследует данный закон, и чего ожидать далее? Попробуем разобраться.
Закон № 5309: что к чему
Еще до того, как состоялось голосование по законопроекту № 5309, его, согласно процедуре, рассматривали в профильном комитете при Верховной Раде Украины. Еще в 2017-м году Главное научно-экспертное управление парламента Украины рекомендовало отказаться от введения этого законопроекта. По мнению экспертов,
«предложенные в законопроекте нововведения, которые, по мнению Главного управления, выглядят недостаточно мотивированными и аргументированными, выходят за рамки, установленные в соответствующих положениях ст. 35 Конституции и Закона Украины ‟О свободе совести и религиозных организациях”».
Закон № 5309 был лишен права на существование ещё на предварительном этапе
Иными словами, закон № 5309 был лишен права на существование ещё на предварительном этапе. Из основных претензий указывалось на то, что:
- Осуществление права на свободу мировоззрения и вероисповедания может быть ограничено законом только в интересах охраны гражданского порядка, здоровья и морали населения или защиты прав и свобод других людей;
- Церковь и религиозные организации на Украине отделены от государства;
- Государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, которая осуществляется в рамках закона;
- Все религии, вероучения и религиозные организации равны перед законом;
- Становление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии, вероучения или религиозной организации относительно других не допускается.
Что интересно: хотя депутаты регулярно – и до, и после принятия законопроекта – утверждают, что он направлен именно против Украинской Православной Церкви, на самом деле это вовсе не так.
Если детально изучить Устав УПЦ, никто и нигде не найдёт в нем упоминаний о том, что руководящий центр УПЦ находится именно в России. В связи с этим спикер УПЦ архиепископ Климент (Вечеря) заявил:
«Согласно всем имеющимся юридическим документам, которые появились не сегодня, а были зарегистрированы даже раньше, чем в независимой Украине появилась Верховная Рада, у нас никакой связи с государством-агрессором в юридическом, в административном, в экономическом плане нет. Мы еще в 1990-м году получили Томос о независимости».
Кроме того, ряд экспертов, которых никак нельзя обвинить в симпатии к УПЦ, отметили массу нарушений как в самом законе, так и в процедуре его голосования. В частности, украинский журналист Владимир Бойко отметил на своей странице в соцсети Facebook:
«Этот закон был принят путем грубой фальсификации и вмешательства в систему голосования ‟Рада”. В частности, народный депутат Украины Аркадий Корнацкий обнародовал на своей странице в Фейсбук информацию о том, что его 20 декабря 2018 года в Верховной Раде вообще не было, за законопроект № 5309 он не голосовал и никому свою карточку для голосования не передавал. В то время как на сайте Верховной Рады он значится в числе народных депутатов, которые поддержали этот беспредел».
О нарушениях в голосовании за закон заявил и депутат от оппозиционной платформы «За жизнь» Нестор Шуфрич:
«Мы попросили простое: реализовать регламентную норму. Переголосовать этот вопрос. Исключить ‟кнопкодавство”. И чтобы такой принципиальный вопрос был проголосован так, как это было предусмотрено регламентом».
В свою очередь глава Синодального юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов окончательно разоблачил юридическое основание существования закона № 5309, отметив, что:
«Решение о смене названия УПЦ принимается ее руководящим органом, Собором УПЦ, а не Верховной Радой Украины. Потому, даже если этот закон вступит в силу, это не значит, что УПЦ и ее приходы, монастыри и епархии автоматически лишаются своих названий».
Несмотря на всю абсурдность принятой чиновниками нормы, президент Украины Петр Порошенко подписал-таки этот закон, заявив:
«Указанные изменения в законе создают лучшие условия для реализации такого права для тех, кто будет решать, к какой же православной юрисдикции принадлежать... Либо к новосозданной автокефальной Православной Церкви Украины, либо к той Церкви, которая настаивает на сохранении своей связи и зависимости от РПЦ».
Законодательный популизм и проверка реакции
Если соединить всё вышеперечисленное, напрашивается вывод о том, что такой сомнительный закон, как № 5309, скорее всего, будет оспорен. Это произойдет если и не в рамках Украинского государства, то на международном уровне. Отсюда вопрос: зачем было всё это затевать?
«Смерть Русскому миру!»
На первый взгляд, ситуация выглядит как попытка дискредитации УПЦ внутри страны на фоне новосформированной ПЦУ, однако все намного сложнее. В первую очередь данным законом и информационным шумом вокруг него государство в очередной раз хотело привлечь внимание общественности к тому, что на территории Украины в лице УПЦ будто бы существует «5-я колонна». Депутат от «Радикальной патрии» Игорь Мосийчук во время пленарного заседания ВРУ сказал:
«Сейчас – минута истины. От голосования каждого депутата зависит будущее государства. ПЦУ будет единой. Как бы ни скулил Русский мир. Каждый должен знать, что, нажимая на зеленую кнопку, он стреляет в Русский мир. Смерть Русскому миру!».
Это же мнение, надо полагать, разделили 240 депутатов, которые и проголосовали за закон.
Во-вторых, принятие закона № 5309 является также проверкой реакции самой УПЦ и ее готовности к самообороне. К чести духовенства и верующих УПЦ, необходимо отметить, что в день голосования, несмотря на сложные погодные условия, под стенами Рады собралось несколько тысяч человек, которые выразили протест против вмешательства государства в жизнь Церкви. Аналогичная реакция у Церкви была и ранее, когда в ВРУ уже были попытки голосовать за антицерковные законопроекты.
Всё это говорит о том, что Церковь и дальше будут испытывать именно таким, «законодательным» путем. Почему же беззаконие пытаются вместить в рамки закона?
Назвать белое черным:
что на самом деле прячется за законодательным беззаконием на Украине
Естественно, любой всплеск негативных эмоций в отношении канонической УПЦ сегодня и последующие месяцы будет тесно связан с созданием новой квазицеркви – «ПЦУ». За прошлые четыре года все заинтересованные стороны убедились в том, «подмять» под себя более 12 тысяч приходов и монастырей УПЦ прямым рейдерским захватом не представляется возможным.
Только за минувший год Украина выбилась в лидеры по нарушению прав православных христиан в Европе
В первую очередь потому, что это вызывает слишком острую реакцию на Западе. Только за минувший год Украина выбилась в лидеры по нарушению прав православных христиан в Европе.
«По итогам мониторинга 47 стран-членов Совета Европы, в 2017-м году было собрано 165 нарушений свобод и прав православных христиан. Около 66% собранных случаев приходятся на Украину, 17% – на Юго-Восточную Европу (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Кипр, Греция, Косово, Македония, Турция) и 15% – на Россию. Кроме того, зафиксировано одно нарушение в Польше и один случай в Германии и Бельгии», – рассказал представитель РПЦ при Совете Европы игумен Филипп (Рябых).
Естественно, такая статистика не добавляет авторитета действующей на Украине власти. Соответственно, в вектор государственной политики скорой рукой был вписан тезис:
«Независимому государству – независимую Церковь». Если вспомнить начало правления Порошенко и его правительства, то в 2014-м году об этом не шло и речи. ПЦУ, как антиканонический и чисто политический проект, сразу же вызвал отторжение в среде верующих УПЦ. Ожидаемого объединения не произошло. Взамен общество получило некий мутировавший псевдоцерковный организм, состоящий из «пауков в банке».
Однако новосозданная «церковь» стала вполне пригодной в качестве инструмента давления на УПЦ. То есть фактически ПЦУ подменяет собой УПЦ. Естественно, все это сопровождается административным давлением и шантажом. Более того, под новую «государственную» церковь теперь можно писать любой закон, который однозначно будет воспринят «на ура» в маргинализированном украинском обществе.
Закон № 5309 был принят якобы из гуманных побуждений, «дабы верующие не путали ‟церковь оккупанта” с настоящей украинской церковью». Вместе с тем в закромах ВРУ лежит еще несколько антицерковных законопроектов, нацеленных на серьезные усложнения в жизнедеятельности самой УПЦ. Например,
- законопроекты о «самоопределении» верующих для изменения своей конфессиональной принадлежности;
- законопроекты об отчуждении храмов УПЦ, являющихся памятниками архитектуры и пребывающих на балансе государства. К последним можно отнести посягательство на Почаевскую и Киевскую лавры.
Но самое ужасное, во что совсем не хотелось бы верить, – это обострение религиозной ситуации с целью продолжения властных полномочий президента и чиновничьих элит. Как известно, в начале декабря на Украине было введено военное положение, которое охватило лишь отдельные регионы страны. По мнению многих политических аналитиков, Порошенко хотел бы ввести военное положение по всей стране для отмены предстоящих президентских выборов. А так как сделать это, кивая на азовский конфликт, ему не удалось, то не исключено, что этот план он будет реализовывать, разыгрывая религиозную карту.
Верующие люди будут защищать свои святыни
Если Верховная Рада внедрит какой-либо законопроект, направленный на отчуждение храмов и монастырей у УПЦ, это может привести к неминуемым противостояниям. Верующие люди будут защищать свои святыни. Именно этого и ждет Порошенко, чтобы «пришить» канонической Церкви вездесущую «руку Кремля», обвинив УПЦ в выполнении заказа ФСБ, КГБ, ГРУ, Ми-6 и кого угодно по дестабилизации ситуации в стране. Таким образом, у Порошенко будут полностью развязаны руки для введения военного положения по всей Украине, ведь фактически это его единственный шанс усидеть в президентском кресле.
Более того, любой акт неповиновения властям, даже в процессе требуемого переименования, будет расцениваться как повод для абсолютного запрета деятельности Украинской Православной Церкви в стране.
Рецепт противодействия
Исходя из возможных сценариев развития ситуации, необходимо обратить внимание всей УПЦ – и духовенства, и мирян – на то, чтобы любые исходящие от Церкви действия всегда были продуманны в канонической и юридической плоскости. Как можно видеть, любой неосторожно сделанный шаг может привести к серьезным последствиям и усугубить и без того непростую ситуацию на Украине.
История Церкви дает нам множество примеров касательно того, как мы можем защитить себя и то, что нам дорого. Прежде всего – это молитва и пост, особенно актуальные в эти предрождественские дни. А далее, как говорит святой псалмопевец и пророк Давид: «Возложим на Господа печаль свою» (Пс. 54, 22).