София, 9 февраля 2019 г.
Действия Константинопольского патриарха в Украине бросают вызов всем Поместным Церквям. Фанар очевидно претендует на право управления над каждой из них, а подобные попытки верховенства противоречат и Апостольским правилам, и правилам Вселенских Соборов. Об этом член Синода Болгарской Православной Церкви, митрополит Видинский Даниил (Николов) сказал в интервью «Аналитическому центру свт. Василия Великого», сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Прежде всего, кардинально изменено отношение к канонической Украинской Православной Церкви и украинским раскольникам, обращает внимание Высокопреосвященнейший владыка.
«Так, например, Патриарх Варфоломей многократно подтверждал, что принимает и признаёт церковное наказание, низложение бывшего киевского митрополита Филарета Денисенко (а после извержения из сана Денисенко был отлучён от Церкви), решение о котором было принято Архиерейским Собором РПЦ, также и окончательность этого решения. Т.е. что это решение полностью в компетенции РПЦ и не подлежит апелляции. После всего этого в октябре прошлого года Константинопольский Патриарх принял от него и от так называемого „митрополита“ Макария Малетича апелляционные просьбы, и в нарушение церковных правил и элементарных принципов церковного судопроизводства „восстановил“ их в сане, и сверх того вступил в евхаристическое общение с этими раскольническими группами», — отметил иерарх.
Он подчеркивает, что серьезной проблемой в понимании взаимоотношений между Поместными Православными Церквами является решение Константинопольской Патриархии об отмене документа более 330-летней давности, выданного Константинопольским патриархом Дионисием в 1686 году.
«Более 330 лет ни одна из Поместных Православных Церквей не ставила вопрос о законности выборов Киевского митрополита, законности епископских хиротоний и выбора правящих архиереев в епархиях современной Украинской Православной Церкви, равно как и обо всех решениях и постановлениях церковных судов в этой Церкви», — продолжил митрополит Даниил.
«…Все это время имеют полную силу церковные правила о том, что юрисдикционные границы Поместных Церквей не смешиваются, а власть их Предстоятелей не распространяется на грани других Поместных Церквей, как, например, об этом говорят 2 правило II Вселенского собора и 8 правило III Вселенского собора», — отметил архиерей, подчеркивая, что такие изменения в «издавна утвержденном» понимании канонического устройства Православной Церкви приводят к напряжению в межправославных отношениях.
По слову иерарха Болгарской Церкви, вызывают беспокойство и заявленные претензии со стороны Константинопольского Патриарха на исключительные привилегии Константинопольской Церкви по «сверхпредельной юрисдикции» не только на территориях так называемой «диаспоры», но и на территориях Автокефальных Поместных Церквей.
«В так называемом Томосе, который Константинопольский Патриархат издал 6 января текущего года, открыто постановлено, что новообразованная церковная структура в Украине признаёт своим главой Константинопольского Патриарха и делается попытка установить эту позицию также в отношении других Поместных Церквей, с выражением, что эти Церкви также признают Патриарха Константинопольского в качестве их главы, — отмечает владыка. — Эти претензии вступают в прямое противоречие с 34 апостольским правилом, которое постановило о церковном управлении в Поместной Церкви и, с другой стороны, со 2 правилом III Второго Вселенского собора и 8 правилом 3 Вселенского собора, которые, как мы говорили, запрещают Главам Поместных Церквей распространять свою власть на территории других Поместных Церквей».
По мнению митрополита Видинского, таким образом происходит выхолащивание самого понятия «Автокефальная Церковь», поскольку речь идет о попытке Фанара оставить за собой руководящие функции над другими Церквами: «Говорят об автокефалии, самоуправлении Поместных Церквей, но фактически полномочия на управление этими Церквями передаются престолу Константинополя».
Архиерей подчеркивает, что для Фанара текст томоса для ПЦУ стал поводом навязать Поместным Церквям свою власть: «Такое присвоение полномочий содержится и в условиях, которые предусматривает так называемый Томос. В нём написано, что епископы и священнослужители новоучреждённой церкви имеют право прибегать к апелляции к Константинопольскому Патриарху, также как такие претензии Патриарх Варфоломей прямо заявляет ко всем другим Поместным Церквям.
Это само по себе является попыткой прямого вмешательства в дела каждой Поместной Церкви, в то время как такие требования находятся в прямом противоречии с правилами 28 (37) и 125 (139) Карфагенского собора, которые по 2-му правилу Пято-Шестого Вселенского собора (на котором были кодифицированы каноны Церкви, принятые до тех пор) приобретают общеправославную силу».
Член Синода Болгарской Церкви уверен, что патриарх Варфоломей не оставит попыток получить власть над всей полнотой Православия.
«Сегодня, чтобы достичь своих амбиций, он не постеснялся совершить вероломство, вторгнувшись на чужую территорию и оказав содействие государственной власти на Украине в гонении двух третей православных украинцев. Какой врач, чтобы вылечить рану, разрезает две трети здорового организма, ставя ему диагноз «больной» и оставляя одну треть, которой при серьёзной болезни поставлен диагноз «здоров»?», — заключил митрополит Даниил.