13 апреля 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, 21 апреля украинцы либо выберут себе нового главу государства, либо переизберут старого. Чего можно ожидать в случае прихода к власти Владимира Зеленского или в случае, если останется Петр Порошенко?
Митрополит Иларион: Если Порошенко останется у власти, можно ожидать продолжения гонений на миллионы православных верующих Украины. Этот человек оставил свой след в истории именно как гонитель Церкви. Если выборы выиграет человек, который не имеет отношения к Церкви, который даже в одной из своих передач высмеивал «томос об автокефалии», сравнивая его с термосом, можно надеяться на то, что гонения против Церкви будут прекращены и что в Украине будет восстановлено межконфессиональное согласие, даже несмотря на то, что ему нанесен очень существенный ущерб.
Е. Грачева: Для избирателей Украины самая зрелищная часть — это публичные дебаты двух кандидатов. Во многом они определят исход второго тура голосования. Так считают политологи. Вы прекрасно владеете публичным выступлением, проповедью. Как Вам кажется, владыка, кто будет лучше выглядеть на дебатах — профессиональный политик или профессиональный актер?
Митрополит Иларион: Я бы не стал называть Порошенко профессиональным политиком. Если бы он был профессиональным политиком, он бы не допустил тех ошибок, которые допустил.
Я думаю, что непрофессионализм Порошенко был явлен в истории с «томосом». Даже если эта история прибавила ему какие-то проценты голосов, она все-таки не спасет его от поражения. То есть то, ради чего задумывалась вся эта история, сейчас на глазах этого человека рушится. Если бы он был профессиональным политиком, он, прежде всего, думал бы об интересах народа, о том, как на свою сторону склонить большинство избирателей, в том числе представителей разных политических взглядов, разных политических ориентаций. А Украина сейчас — это расколотая страна. Не думаю, что президентские дебаты могут спасти или существенным образом повысить рейтинг этого человека. Его достаточно хорошо все видели на протяжении всего срока его президентства.
Владимир Зеленский — это новый человек, от которого неизвестно чего ожидать. Люди видели его в основном в сериале «Слуга народа». Я не поленился посмотреть несколько серий, чтобы понять, почему украинские граждане в своем значительном большинстве сейчас отдают ему предпочтение. Этот сериал — очень талантливая сатира на современное украинское общество. Там создан образ народного президента, который борется с коррупцией, с чиновниками. Я думаю, что этот образ очень импонирует большинству украинских граждан. Вот почему у Зеленского высокий рейтинг и очень высокий шанс на то, что он, сначала изобразив президента в сериале, потом станет президентом в действительности.
Е. Грачева: Окружной административный суд Киева постановил признать противоправными действия главы Верховной Рады Украины А. Парубия в связи с принятием законопроекта о принудительном переименовании канонической Украинской Православной Церкви. Для вас стало неожиданностью такое решение суда?
Митрополит Иларион: Такое решение для нас стало неожиданностью, и я думаю, что это смелое решение, потому что оно направлено на восстановление справедливости. При этом неизвестно, насколько это решение сможет повлиять на ситуацию. Ведь речь идет, во-первых, о суде первой инстанции, и спикер Верховной Рады Парубий уже сказал, что будет оспаривать его в кассационных инстанциях, в Верховном суде. Кроме того, подписан указ президента о принудительном переименовании Украинской Православной Церкви. Следовательно, насколько это решение суда сможет повлиять на ситуацию, покажет время. Я думаю, в гораздо большей степени на ситуацию с противоправными действиями власти в отношении канонической Украинской Православной Церкви могут повлиять президентские выборы.
Е. Грачева: Выходит, что план Патриарха Варфоломея по стремительному признанию вновь созданной организации, которую они называют «церковью», не удался, потому что ни одна Поместная Церковь ее не признала. В этой связи, каким Вы видите дальнейшее развитие событий вокруг этой «церкви»?
Митрополит Иларион: Патриарх Варфоломей надеялся на блицкриг, но блицкриг Патриарха Варфоломея провалился — это уже сейчас очевидно. Он во-первых, надеялся на то, что как только он объявит об «автокефалии украинской церкви», епископы из канонической Церкви ринутся туда и составят основное ядро новосозданной росчерком его пера «церковной структуры» — этого не произошло. Во-вторых, у Патриарха Варфоломея были надежды на то, что его беззаконное вторжение в канонические пределы Русской Православной Церкви будет признано другими Поместными Церквами. Однако этого не происходит: ни одна Поместная Церковь не поддержала действия Патриарха Варфоломея, а целый ряд Поместных Церквей открыто выступили с критикой его действий. Значит, этот план тоже провалился.
Соответственно, Патриарх Варфоломей и его сотрудники на долгие годы, может быть, на десятилетия увязнут в той ситуации, которую они создали для себя и для всего мирового Православия. Они совершили то, что не признано Поместными Православными Церквами. Будет существовать некая структура, которую только они признают, а Поместные Православные Церкви будут продолжать признавать канонической только ту Украинскую Православную Церковь, которую возглавляет митрополит Онуфрий и которая в действительности является канонической.
Е. Грачева: Согласно появившейся в социальных сетях информации, Иерусалимская Православная Церковь ужесточила проверку документов духовенства из Украины, прибывающего в паломничество на Святую Землю. Это вызвано тем, что представители созданной недавно путем объединения раскольников «ПЦУ» предпринимают попытки принять участие в служении в храме Гроба Господня. А где они пытаются там служить? Что это за попытки проникнуть в храм?
Митрополит Иларион: Кувуклия — алтарь храма Гроба Господня, где ежедневно совершаются православные богослужения и в Великую субботу происходит схождение Благодатного огня — принадлежит Иерусалимской Церкви. Богослужения там всегда совершаются иерархами Иерусалимского Патриархата, которым могут сослужить гости из других Поместных Церквей.
Когда приезжают из Украины гости в священном сане, которые желают там послужить, их теперь спрашивают, к какой Церкви они принадлежат, и позволяют там служить, только если они принадлежат к канонической Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. А если это раскольники, то им там служить не позволяется. Причиной этого является непризнание легализованной Константинополем раскольничьей структуры другими Поместными Церквами, в том числе Иерусалимской Церковью.
Е. Грачева: Владыка, в связи со всем этим, на что рассчитывает вновь созданная религиозная структура на Украине?
Митрополит Иларион: Вновь созданная религиозная структура на Украине рассчитывает на то, что под давлением американской администрации, Константинопольского Патриархата и украинских властей она рано или поздно будет не только легализована Константинопольским Патриархатом, но и в той или иной форме признана Поместными Православными Церквами. Но события развиваются таким образом, что эти надежды оказываются тщетными.
Хочется надеяться, что политическая ситуация на Украине после выборов изменится к лучшему и то давление, которое нынешняя украинская власть оказывает на каноническую Церковь, принуждая ее всеми правдами и неправдами к переименованию в «Российскую Церковь», захватывая храмы, причиняя боль и моральный ущерб миллионам верующих, — что все это безобразие, вся эта порошенковская вакханалия прекратится.
Е. Грачева: Федеральная служба исполнения наказаний отказалась отменять занятия йогой для арестованных после обращения сенатора Елены Мизулиной в Генеральную прокуратуру. Лично Вы как относитесь к такой практике, как йога? Ведь в нашей славянской культуре нет ни одной практики, которая объединяла бы в себе и тело, и мысли, и дыхание.
Митрополит Иларион: Йога — это практика, которая развилась на почве индуистской языческой традиции. И хотя есть люди, которые говорят, что йога — это не более, чем набор физических упражнений, если это только физические упражнения, то это уже не йога, а просто набор физических упражнений. Может быть, некоторые из них внешне напоминают те или иные позы, используемые в йоге. Но йога — это комплекс упражнений, и, как Вы правильно сказали, это вовлечение и души, и духа в эти упражнения.
Также йога предполагает определенные виды медитации. Поэтому для православного человека заниматься йогой как целым комплексом упражнений — не только физических, но и затрагивающих духовную и психическую сферу — противопоказано. Для людей, которые не принадлежат к православной традиции, это дело их личного выбора. Но я все-таки настаиваю на том, что йога, если это йога, а не просто отдельно взятые физические упражнения из этой системы, не является некой внерелигиозной практикой. Она связана с конкретной религией, а именно с индуизмом.
Е. Грачева: Опубликованные результаты социологического исследования, проводимого Росстатом, показали тотальное недоверие граждан России к бесплатной медицине. Каждый пятый россиянин не рассчитывает на то, что бесплатное лечение будет эффективным, каждый седьмой считает, что качественной может быть только платная медицина, а 30% опрошенных в целом не удовлетворяет работа медицинских организаций. У Вас какой личный опыт? Вы прибегаете к телефонному праву, к возможности позвонить знакомым для того, чтобы быстро и эффективно помочь в лечении друзьям и знакомым?
Митрополит Иларион: Я к этому прибегаю, и должен сказать, что у бесплатной медицины, конечно, есть хорошо известные всем проблемы. И с этими проблемами люди сталкиваются не только в нашей стране, но и в других странах, где есть бесплатная медицина.
Если говорить о платной медицине, то она ведь тоже бывает разных видов. Бывает, что человек оплачивает страховку, а потом получает медицинские услуги, которые в некоторых случаях значительно превышают то, что он оплатил. Во многих случаях, конечно, он платит больше, чем реально ему требуется. И есть просто такая медицина, где человек платит за конкретные услуги.
К сожалению, человеку очень часто приходится платить дважды или трижды. Например, он заплатил за страховку, а потом еще надо отдельно платить врачу, чтобы тот качественно обслужил. Или если медицина считается бесплатной, но когда дело доходит до реальной медицинской услуги, от человека ожидается, что он заплатит, иначе ему эту услугу качественно не окажут. Мы знаем из средств массовой информации, что, к сожалению, имеют место случаи, когда медицинские работники пытаются нажиться на пациентах, взимая с них плату незаконно. Поэтому озабоченность, которую высказывают 30 процентов наших граждан, к сожалению, не лишена оснований, и многое в нашей медицинской системе требует усовершенствования.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Мытарства в православии и чистилище в католицизме — это одно и то же? Если нет, то в чем заключается различие?
Митрополит Иларион: Согласно православному церковному Преданию, душа каждого человека после смерти проходит серию последовательных испытаний, которые на церковном языке называются мытарствами. То есть, каждый человек после своей смерти должен дать ответ за все свои злые дела. Если он эти испытания проходит благополучно, тогда он находится в ожидании Страшного суда в месте упокоения, а после Страшного суда унаследует Царство Небесное.
Учение о чистилище сформировалось в Католической Церкви в Средние века и неоднократно критиковалось православными богословами, потому что, по сути, Католическая Церковь помимо муки вечной и Царства Небесного вводит еще одно промежуточное состояние — посмертные мучения, которые испытывает согрешивший человек, но которые могут иметь определенный срок. И по истечении этого срока человек может войти в Царство Небесное. Православная традиция такого учения не знает.
Вопрос: Как возникла исповедь в современном виде? Слышала, что есть общины, где человека обличают в грехах, а кается он сам в себе.
Митрополит Иларион: История исповеди насчитывает без малого 2 тысячи лет. Уже христиане первого поколения исповедовали друг другу грехи. Существовали в древней Церкви разные формы исповеди, в том числе, например, исповедь одного человека перед несколькими священниками, или даже исповедь одного человека перед всей церковной общиной.
Но на каком-то этапе Церковь отказалась от таких форм исповеди, и нормативной осталась и остается одна — это исповедь одного человека перед одним священником, причем священник обязан сохранять тайну исповеди.
В современном обиходе сохранилась и общая исповедь. Она применяется в случаях, если, например, очень большой наплыв верующих, которые хотят исповедоваться и причаститься, а священник не имеет возможности всех исповедовать индивидуально. В таком случае священник вслух перечисляет грехи, верующие каются в этих грехах, а затем священник над каждым (или даже над всеми сразу) читает разрешительную молитву. Но такой способ совершения исповеди возможен только в исключительных случаях, и он не может заменить индивидуальную исповедь.