Соцсети давно уже стали для нас параллельной реальностью. Здесь мы живем, переживаем, узнаем самые свежие новости из жизни мировых держав или друзей-знакомых. Ничего необычного, мы поселились в сети.
А вместе с нами – и наши пороки. Самое интересное, что Интернет как инструмент массового распространения информации позволяет растиражировать любое событие или явление в кратчайшие сроки. Новое сэлфи? Пожалуйста. Фото с мероприятия, поездки, встречи? Без проблем. Отчет о добром деле? Да почему бы и нет. Тру-спич и крик души неудавшегося философа? Смотрите, вот он я.
Интернет словно создает новую, виртуальную общность
Социологи говорят об атомизации общества, но Интернет словно создает новую, виртуальную общность. В современном мире таинственность сходит на нет, ведь можно погуглить и найти что угодно. Отпадает желание делать: ведь кто-то уже делает. Молится в храме, совершает дела милосердия, проповедует, проводит евангельские встречи… Христиане оказались не чуждыми технологиям, как не остались в стороне от агрессивных рекламных методов.
«Если о событии не написано в Интернете – значит, его не было». Все просто. Если мы хотим произвести впечатление на конкретного человека, группу людей, сообщество, нам необходимо заниматься регулярным отчетным постингом. Устраивать мини-пиар- кампанию очередного «доброго дела». Ну, мы же все правильно сделали? Все ведь хорошо? Мы ведь подаем пример другим?
Но есть и иной взгляд на подобный завуалированный «хвастограмм».
Выгорание – болезнь нашего времени. Как никто знаком с ней человек, значительную часть работы выполняющий за монитором компьютера, экраном планшета или смартфона. Предположу, что дело не только в промывающем нашу душу потоке новостей. Дело в нашей… Интернет-публичности.
Святой Арсений Великий признавался, что много раз в жизни сожалел о сказанном, но никогда – о молчании. Сетевое пространство, безусловно, и рта нам не дает раскрыть. Но фактически мы говорим – на языке Интернета. Более того, мы делаем вид, что обнажаем свою душу и свой разум. У нас есть возможность не просто поделиться связанными в истории словами, а продемонстрировать образы в фото и целые сюжеты в видео.
Но насколько полезна такая открытость? Насколько важны для других наши регулярные посты? В особенности если это касается сокровенных сфер христианской жизни? Для чего мы рассказываем о походах на службы, паломничестве, помощи обездоленным? Чтобы получить свою «награду» сейчас, а не в «жизни будущего века»?
Для чего мы рассказываем о помощи обездоленным? Чтобы получить «награду» сейчас, а не в «жизни будущего века»?
Конечно же, мотивы «православного постинга» могут быть разными. Как и результаты. Но вместе с тем регулярные «отчеты благочестия» способны и оттолкнуть, и нанести вред душе того, кто этим занимается. Ведь добрые дела необходимо творить втайне. Именно так возможно избежать тщеславия, лукавства, создания образа, которому мы, возможно, и не соответствуем. Если мы христиане – мы, прежде всего, люди, честные с самими собой. Да, у нас сложилась определенная современная культура, которая создает для нас порой рамки, когда мы просто не в состоянии сделать вид, что мы не справляемся, что мы – грешники. Больше благочестия! Без вариантов.
Это, конечно, здорово, что мы шагнули в Интернет и ведем проповедь там… но как мы это делаем? Запечатлевая себя на сэлфи с батюшками, владыками, Патриархом?! Для того, чтобы кому-то доказать собственную религиозность?
Отчетное благочестие не приносит нам счастья и подлинной радости
Да, религиозности нам, пожалуй, не занимать. А как насчет содержания? Отчетное благочестие не приносит нам счастья и подлинной радости. Дела молитвы и милосердия имеют подлинный смысл в регулярном труде, последовательности, глубоком погружении. Отстоять службу и сфоткаться для «отчета» – это промах. «Акционировать» по всем детдомам, вместо того чтобы взять на себя подвиг рутинной помощи (прежде всего, психологической, ведь дети в детдомах надеются в первую очередь на обретение новой семьи) – это промах.
В христианах не должно бунтовать тщеславие, которое толкает демонстрировать свою веру, как лакированную обложку. Вера выражается в последовательных поступках, и лучше – незаметных. Если мы делаем что-то напоказ, мы получаем награду от людей уже сейчас. Будет ли нам что получить в награду от Бога, если мы, как блудные дети, тратим наш духовный капитал?
"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно...
...Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."(Ев.от Матфея 1-4,6)
А вот когда кто-то выложит в интернет материал о добрых делах других людей - вовсе не грех, а даже благо, греющее душу, заставляющее подумать о своих практических делах веры, вселяющее надежду, напоминающее о Христе живом.
тронули слова
Актуальнейший вопрос и большое искушение!
Муразову Н.
Вы говорите о роли интернета, жж и пр. соцсетей в тиражировании подобных текстов.
А может быть и нужды в этих текстах не было бы? Может быть больше времени было бы для освоения святоотеческих текстов?
Помяните, пожалуйста, тяжкоболящую тщеславием р.Б Иоанну.
Спаси все Господь!
Ответ: скорость движения машины связана с интенсивностью потока обрабатываемых оператором данных.
У шофёра скорости до 250 километров в час, а для лётчика это только взлёт-посадка, предел же где-то в районе 3600. В поездке у шофёра много больше действующих факторов, но у лётчика быстрее обновление и нет права на прерывание полёта.
То же самое и в виртуальных пространствах - далеко не каждый способен работать с потоком данных такой интенсивности, но компьютеры то доступны всем. Отсюда и аварии в области духа, а порою даже катастрофы.