Не меняй Христа на «лайки»!

Пастыри о виртуальном и сокровенном

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, став для некоторых чуть ли не важнейшей ее частью. Уже считается нормой рассказывать всему миру о каждом, даже самом незначительном или же очень личном, сокровенном событии своей жизни. Мы уже не живем, а выбалтываем свою жизнь в соцсетях. Запутываются в этих тенетах и православные. Как христианину не утонуть в в этом море уже обесцененных слов? Что поможет сконцентрироваться на жизни души, на сокровенном, на «внутреннем христианстве»? Свои советы дают пастыри.

Поставляй себя перед правдой Евангелия каждый день

Протоиерей Максим Козлов:

– В духовной жизни для того, чтобы достигнуть определенной цели, нужно хотеть достигнуть этой цели. У святителя Игнатия Кавказского есть прекрасные слова: «Произволяющий – способен»; кто хочет – тот сможет, в переводе на русский язык.

Рассеянность современного сознания, в том числе и нас, православных людей, христиан XXI столетия, проистекает из того, что этой цели – сокровенной жизни во Христе – мы часто перед собой не ставим, внутренне с готовностью принимая стандарты поведения, навязываемые нам современным миром, который всегда во зле лежит и всегда устремляет человека, желающего жить благочестиво, в противоположную сторону. Одним из очевидных путей такого рода устремлений является то, что я бы назвал виртуальным эксгибиционизмом: побуждение людей выворачивать свою жизнь наружу, не сокрывать в сердце свои переживания, а через социальные сети добровольно, без всякого понуждения спецслужб и кого бы то ни было, выкладывать информацию о себе, своих близких, своих умонастроениях, своих впечатлениях.

Святые отцы предостерегали: веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове

Между тем в святоотеческих творениях говорится о том, что и веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове. Чем чаще ты пересказываешь, как Господь коснулся твоего сердца или как чудо Божие произошло в твоей жизни, тем больше ты от него отдаляешься, тем более оно объективируется для тебя. Да, можно рассказать о каком-то событии, если оно конкретному собеседнику может принести духовную пользу здесь и сейчас, удержать от уныния, от греха, направить его на путь благочестивой жизни. Но если рассказ о произошедшем с тобой становится некоей рекламой, способом стяжания лайков в социальных сетях, то скоро у тебя ничего и не останется, кроме этих самых лайков и публикации в интернете. Выйди из соцсетей или по крайней мере пользуйся ими, если это необходимо для твоей профессиональной жизни или для информационной коммуникации, но не более того.

А второй способ избежать рассеяния – выключить телевизор! Не впадая в ненужный ригоризм, скажу: человек, который проведет час перед телевизором вечером, с трудом сможет сосредоточиться на молитве, как и тот, кто проведет в интернете час-полтора. Есть чисто технические, ограничительные внешние способы, которыми можно себя поддержать.

Есть и третий способ сохранить белое в своей жизни белым, а черное черным, – способ древний, не связанный с нашей эпохой: чтение Священного Писания, ежедневное и регулярное. Если ты поставляешь себя перед правдой Евангелия каждый день, здесь и сейчас, то тогда компромиссность воззрений современного мира коснется тебя в значительно меньшей степени.

Вспомним и известное апостольское слово: дурные сообщества развращают добрые нравы – в том числе дурные виртуальные сообщества. Не смотри того, что христианину не должно смотреть, не читай того, что не должно читать, и тебе значительно проще будет собрать своего внутреннего человека для молитвы и сознательной христианской жизни.

Человек предназначен прежде всего к общению с Богом

Священник Валерий Духанин:

– Социальные сети вызвали своего рода зависимость. Современный человек спешит в виртуальный мир общения, где он всегда в онлайне, в контакте, и это создает иллюзию общения, помогает скрыть одиночество. Это, конечно же, самообман, потому что сидение в соцсетях имитирует наполненность жизни, когда ты всё время узнаешь от друзей что-то новое и сам тут же выкладываешь всё, что думаешь или что у тебя произошло. На самом деле никаких друзей в виртуальном смысле быть не может, это только поверхностное знакомство, а душа оказывается расплескана на бесконечные пустые смс.

Человеческая душа не может без общения. Так сотворен человек – открытым для общения. Только предназначен он был прежде всего к общению с Богом, а затем уже и с подобными себе и со всем окружающим миром. Блаженный Августин говорил: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Ничто не заменит этого. Из-за греха внутри пустота, хочется насытиться общением, но без Бога так и будет пусто. А в интернете душа обольщается, рассеивается, расплескивается.

Можно заметить печальную закономерность: сидение в соцсетях не оставляет человеку и минуты свободного времени для молитвы. Чтобы избежать такого обольщения, необходимо трезвение. Взвешенно посмотреть на то, что происходит, и сказать: «Всё, я не хочу быть управляемым. Если и выхожу в интернет, то только для чтения полезных статей на православных сайтах, а не для сплетней в социальной сети».

Учись никого не осуждать. Осуждение – это привязка к объектам греховного мира

Еще предложу, наверное, необычный совет. Чтобы сосредоточить душу на жизни духовной, не отвлекаясь на мирское пустословие, надо научиться никого не осуждать. Осуждение – это привязка к объектам греховного мира, постоянное копание в них и застревание. Такой человек живет постоянными пересудами, мусолит в соцсетях всевозможные нестроения, чьи-то грехи, несправедливости. Жизнь превращается в постоянное ворчание. Христианину необходимо раз и навсегда отказаться от этого. Неосуждающий человек свободен и мирен, а мир и свобода души – самое величайшее сокровище. Если и делиться в сети, то только чем-то добрым, поучительным. Но, по большому счету, со временем ты видишь, что сидение в соцсети твоей душе ничего не дает.

Самым радостным для христианина временем должно быть время молитвы, чтения молитвенного правила, Евангелия и творений святых отцов. Потому что это чистый источник, это то, что питает душу, дает нам жизнь и подлинную радость.

«Уклонись от зла и сотвори благо»

Священник Димитрий Шишкин:

– Тому, как сконцентрироваться на Христе, в первую очередь учит нас Сам Господь и посредством слова (во Святом Евангелии), и Духом Своим, Которым Он пребывает с нами, если только мы Ему послушны. И весь многовековой опыт церковной жизни, то, что мы называем Священным Преданием, учит нас правильному усвоению этой науки из наук. Так что главное – это действительно желать от всего сердца быть со Христом и прилагать к этому усилия, согласные с опытом Церкви.

Если же говорить о мире, который лежит во зле и влечет нас ко злу, то сознательное противление ему с терпеливым созиданием добра и составляет содержание нашей земной христианской жизни. Как и в Псалтири Давидовой сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо». Многие сферы человеческой жизни, в том числе и общение в интернете, предоставляют человеку возможность для такой деятельности. И если мир учит нас не таить ничего в себе и рассказывать «всё» в соцсетях, то что нам мешает с помощью Божией «хранить свое сердце» и рассказывать только то, что сообразно с этим хранением и служит делу благовествования Христова? Если же меру благоразумия не удается найти и страсть пустословия, споров и развлечения увлекает нас посредством соцсетей, то лучше, конечно, эти сети оставить. Как полезно оставлять источник соблазна для человека, сугубо подверженного той или иной страсти. Чтобы было понятнее, о чем я говорю, приведу простой пример: один человек зашел после работы в гастроном, купил хлебушка, колбаски, сыра для семьи и радостный пошел домой, даже не заметив, что в гастрономе этом есть еще отдел со спиртным. А для другого именно этот гастроном и этот отдел есть предмет страшного преткновения и соблазна, связанный с прошлым опытом горьких падений, так что лучше этому человеку держаться от гастронома подальше. Так и с соцсетями. Если с Божией помощью удается обрести добрую меру благоразумия – прекрасно, если же соцсети служат поводом для падения – лучше их оставить.

Священник Павел Коньков:

– Для того, чтобы Бог был ценностью, нужно всегда принимать во внимание Его точку зрения. Нужно относиться к Богу не как к какой-то установке, а как к самому дорогому человеку в жизни. Нужно помнить о Нем, о том, как Он жил, и следить за нашей жизнью. Любой супруг перед тем, как сделать что-либо, должен (по-хорошему) подумать: «А как мой муж/моя жена к этому отнесется?» – и только после этого делать задуманное или откладывать. Так и христианину нужно о Христе всегда помнить и принимать во внимание Его позиции, которые так явно оговорены в Евангелии и заповедях.

Что же касается социальных сетей, да и общения вообще, то следует самое сокровенное держать внутри себя, а если есть желание поделиться красотой Православия, делать это ненавязчиво и спокойно, без экстремизма.

Подготовил Монах Кирилл (Попов)

27 июня 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1735 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Мария25 сентября 2024, 12:53
Оксане. Вы правы Господь отвечает быстро. Мне ответил: Агрессию рождают страхи, желания взять реванш. Люди в основном отвечают не вступая в диалог, главное показать себя, своё мнение, а главное, первостепеннейшая задача принизить другого комментирующего, причём остро, желательно ненормативную лексику применить, а то вдруг не поймут его величия. Сообщества разные, самые безобидные и везде хватает злобы. Я лучше буду просвещаться у вас на сайте, здесь много познавательного, да и люди кто пишет без агрессии.
Ирина27 января 2020, 21:32
Очень нужная, полезная статья. Очень важны слова свт.Игнатия Брянчанинова, как путеводитель. Спаси Господи, благодарю!
Илья Энтин13 июля 2017, 17:44
Мне кажется, что социальные сети во многом опасны "самолюбованием" человека, посредством постов. Он не делится. Он чаще хвастается. Неважно, чем или фотографией, или "умной" репликой. В этом основная беда соц. сетей. Очень мало знаю людей, которые используют их лишь как средство коммуникации.
Иван Миронюк29 июня 2017, 11:26
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ
Юлия29 июня 2017, 01:09
Очень полезная статья.
Хотела бы задать вопрос священнику. В одноименной рубрике вашего сайта, не поняла как это делается. Ответы есть, а окошка для ввода вопроса- нет. Вопрос: очень часто в соц сетях стали появляться посты с просьбой помолиться о разных больных людях. Знаю, что среди православных есть такое поверие, что если ты молишься за кого- то, то берешь на себя его грехи, болезни, искушения ( много слышала об этом). Но ведь часто и от знакомых мы слышим просьбу помолиться об их умершей бабушке, больной дочке и пр. Расскажите пожалуйста, можно ли молиться вообще за чужих людей, если да, то как это нужно делать, чтобы не попасть в беду. И как правильно молиться за ближних?
Вячеслав Берая28 июня 2017, 23:29
Спаси,Господи!Человек везде подвергается опасности, как виртуальном мире так и в реальном! Защита одна - православие!
27 июня 2017, 23:29
иногда это Единственная возможность выжить, потому что пастыри оказываются глухи. Елена Шиловская
Татьяна Дорохова27 июня 2017, 22:47
Спаси Бог за вразумления))
Катерина27 июня 2017, 22:39
Простите меня великодушно,но у меня вопрос к православным(правосл.батюшка далеко от меня -не могу спросить)Вечером часто в пути и читаю вечернее правило по памяти вместе с прослушиванием альбома „Вечерние молитвы”читает священник. Можно ли так тоже молиться?Утренние мрлитвы как положе но перед иконами.Можно ли молиться,выполняя тяж.физ.работу и используя современные доступные гаджеты с записью молитв и тд
Оксана27 июня 2017, 22:36
Все-таки, как быстро Бог дает нам ответы на наши вопрсы! Только задайся себе вопрсом и вот...тут же под нос Он тебе и ответ подсовывает.Только подумала,что теряю много времени читая всякий мусор в соцсетях и идет лентой ваша статья. Пару часов назад в очередной раз всплакнула, что ничего особенного не получается в жизни сделать, как на тебе, дорогая, изречение Святого Иоанна Златоуста...утрись и задумайся. Спасибо Тебе Господи за все!!! И вам за ваши статьи, тоже спасибо.
Ирина Чечкина27 июня 2017, 21:19
Благодарю
27 июня 2017, 21:08
Spasi Gospodi za statju ochenj pouchiteljno i aktualjno.
Гость27 июня 2017, 19:53
Максиму: а что такого в слове "пастырь", если в Евангелии упоминается это слово.
27 июня 2017, 19:39
Максим, слова "пастырь" и "пастор" имеют свои оттенки. Пастырь может использоваться и в Православии (заботящийся о пастве, то есть о людях церкви). Слово "пастор" мы привыкли связывать с католичеством и протестантизмом. Значение - пастух.
Елена27 июня 2017, 19:30
Мк. 1, 18 "И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним"...
Всеволод Глущенко27 июня 2017, 17:29
Поучительно.
Вячеслав Камальдинов27 июня 2017, 16:45
Максим27 июня 2017, 15:14
с 988 года
Максим27 июня 2017, 15:14
А как давно священников на Руси стали называть пастырями..?
Marianna Gerasimova27 июня 2017, 11:36
Спасибо большое за статью , поучительно и актуально..С большим к Вам уважением и наилучшими пожеланиями добра и благополучия )))С нами БОГ !!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новые материалы

Выбор читателей

×