Слово Патриарха

Неделя 10-я по Пятидесятнице

Патриарший визит в Санкт-Петербург. Литургия в Спасо-Преображенском соборе. Фото: Олег Варов / patriarchia.ru Патриарший визит в Санкт-Петербург. Литургия в Спасо-Преображенском соборе. Фото: Олег Варов / patriarchia.ru

Как не перестать быть православными

Событие Преображения имеет для всех нас очень большое значение, и не только в прямом смысле – как явление Божией славы в роде человеческом, но и применительно к нашей жизни. Ведь очень часто, посещая Божии храмы, причащаясь Святых Христовых Таин, мы настолько привыкаем ко всему происходящему, что таинственная, благодатная мистическая сторона Таинств и церковной жизни в целом затмевается нашими обычаями – хорошими и не очень, нашими привычками, нашей повседневностью. Даже когда в воскресный день или в большой праздник, как сегодня, мы приходим в храм, как много в наших мыслях всего того, что уводит нас далеко и от храма, и от молитвы! Даже там, где нам следовало бы предать всецело разум и сердце Господу, распластаться пред Ним в молитве, мы продолжаем жить той же самой жизнью, что и за пределами храма. Ну а что же говорить о нас, когда мы выходим за пределы храма? Как быстро исчезает из памяти и из сердца то состояние, которое мы испытывали во время богослужения! И мы, погружаясь в стихии мира сего, забываем о самом главном – о том, что и есть единое на потребу, как говорит Господь (см.: Лк. 10: 41–42), – о деле нашего спасения.

Поэтому сегодняшний праздник, который повествует нам о страхе апостолов перед преображенным Спасителем и о самом дивном Преображении, помогает нам понять, насколько важным в нашей жизни должно быть поклонение Господу и Спасителю, наша вера и наша жизнь в соответствии с этой верой. Никогда не связывайте свою принадлежность с Церковью только с посещением храма, никогда не забывайте об этой связи, покидая его священные своды. Мы и там, в миру, должны оставаться учениками Спасителя и среди многих забот, проблем и жизненных обстоятельств должны помнить, что единое на потребу, то есть самое главное, самое высокое и самое ответственное призвание наше, – это быть христианином и членом Церкви.

Мы и в миру должны оставаться учениками Спасителя и всегда помнить, что самое главное призвание наше – быть христианами

И как бы изменилась наша жизнь, если бы православные верующие люди не переставали быть православными, когда они приходят к себе на работу, когда они возвращаются в свои семьи и особенно когда они попадают в конфликтные ситуации, которые испытывают нас на верность Господу! Вот когда мы должны обязательно вспоминать о том, кто мы, каково наше призвание, каковы наши жизненные приоритеты, какое место в нашей жизни занимает Господь. А это возможно только в том случае, если мы живем подлинной религиозной жизнью. Если мы, пережив во время богослужения восхождение на гору Фавор и спускаясь в мир сей, продолжаем в уме и в сердце нести память об этих чудных мгновениях присутствия в храме, причащения Святых Христовых Таин, соприкосновения с благодатью Божией, то наша вера будет реально актуализироваться, становиться живой и действенной и мы обретем способность решать свои жизненные проблемы – и большие, и малые, семейные, общественные, государственные, все то, что является важным для человека. Если мы будем решать эти проблемы, исходя из нашего христианского призвания, опираясь на нашу веру, укрепляемые силой благодати Божией, то изменится наш мир, изменимся и мы сами и по вере нашей, несомненно, будем иметь надежду сподобиться подлинной и реальной встречи с Господом и Спасителем в том преображенном мире, в который каждый вступит по окончании своей земной жизни. Дай Бог, чтобы по молитвам святых угодников, к которым мы обращаемся, по нашим немощным молитвам, по нашей вере Господь соделает и нас соучастниками Своего невечернего Царства в Божественной Своей славе.

Из слова после Литургии
в Спасо-Преображенском соборе
г. Санкт-Петербурга, 19 августа 2019 г.

О том, как следует отвечать на зло

Великое освящение храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы. Фото: Олег Варов / patriarchia.ru Великое освящение храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы. Фото: Олег Варов / patriarchia.ru

В сегодняшнем апостольском чтении – а это был отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам (см.: 1 Кор. 4: 9–16) – мы находим такие слова: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим».

Эти слова помогают понять запечатленную на страницах Евангелия заповедь, которую нам дал Христос: «Если кто ударит тебя в правую щеку, подставь левую» (см.: Мф. 5: 39). Если ограничиться только этими словами, как и поступали некоторые мыслители, то из буквального толкования можно сделать неверные выводы. Мы знаем, что в определенный период новейшей истории возникло такое движение, как пацифизм, которое полностью исключало возможность вооруженного сопротивления даже в случае агрессии. Многие, кто учил действовать таким образом, ссылались на слова Господа об ударе в правую щеку, за которым должен последовать удар в щеку левую. Так вот, апостольское чтение сего дня дает нам правильное толкование этой Божией заповеди: «Кто злословит нас, того мы благословляем; кто гонит нас, того мы терпим».

Мы не соглашаемся со злом – мы на зло отвечаем, учит апостол Павел. Но это не тот ответ, который обычно бывает: если кто обидел, я обижу еще сильнее; если кто ударил, я постараюсь ударить так, чтобы тот и не опомнился. Чаще всего ответ оказывается более жестоким, чем злодеяние, которое было обращено в наш адрес. Но слова апостола Павла помогают нам понять, что на зло нужно отвечать иначе. Ведь всякое зло, которое мы направляем в адрес обидчика, приумножает зло. Тем самым среди людей – в семье, в обществе, в государстве, в роде человеческом – идет эскалация зла, распространение его вовне, потому что зло никогда не бывает статичным, но всегда стремится расширить свое влияние. Если не найдется никого, кто ответит на зло добром, то зло будет торжествовать в роде человеческом, и нет тогда никакой надежды на спасение не только в жизни вечной, но и в нашей жизни, потому что зло будет разрушать человеческую личность, человеческие отношения, отношения в семье и обществе. Для того чтобы остановить зло, никогда не нужно отвечать на зло злом. Совершенно очевидно и другое: никогда не нужно и подчиняться злу, никогда не нужно склонять перед злом свою голову.

Порой бывает и так, что на зло ответили злом, а потом по каким-то причинам зло приняли, согласились и сжились с ним. Мы часто бываем готовы согласиться со злом и на многое закрыть глаза. И менее всего мы готовы отвечать на зло так, как учит нас апостол Павел: «Если злословят нас, мы благословляем; если гонят нас, мы терпим». Но именно в этой позиции – великое противление злу, потому что зло побеждает только тогда, когда люди с ним соглашаются.

Удивительная мудрость содержится в сегодняшних словах апостола Павла, и мы должны сохранить эти слова в своем сердце. Они помогут нам в разных жизненных обстоятельствах, в том числе во время конфликтов на работе и особенно во время семейных конфликтов. Они вооружат нас подлинной силой – сопротивляться злу таким образом, чтобы зло не захватывало наши души, наше сознание, не порабощало нас, а значит, не распространялось и не становилось непреодолимой силой, ведущей к погибели.

Из проповеди после Литургии
в храме Державной иконы Божией Матери
в Чертанове г. Москвы, 25 августа 2019 г.

Как обрести духовность

Патриарший визит на Соловки. Божественная литургия Фото: Олег Варов / patriarchia.ru Патриарший визит на Соловки. Божественная литургия Фото: Олег Варов / patriarchia.ru

Главная цель христианина – это стяжать плоды Духа Святого, а в сегодняшнем апостольском чтении мы находим такие слова апостола Павла: «Плод же духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23). Но все эти плоды духа не могут быть обретены в результате человеческой деятельности. Ни благость, ни долготерпение, ни милосердие, ни кротость невозможно стяжать, если мы лишь напрягаем для этого свою волю. Ничего не получится! Нельзя достичь любви волевыми усилиями, стиснув зубы. Невозможно воспитать милосердие, искусственно воздействуя на собственную психику. Из того, что составляет облик настоящего человека – человека, живущего по закону Божиему, – очень многого невозможно достичь своими силами.

Что же поможет нам достичь тех духовных высот, о которых мы слышали в Послании апостола Павла к галатам? А достичь их мы можем силой Божией, силой благодати Божией. Одна из задач человека вообще, но в особенности монаха – это развивать в себе духовное начало. Даже светские люди, далекие от религии, нередко сознают значение духовности. Они не могут ее правильно описать, но используют этот термин, чтобы подчеркнуть важность иной жизни, иной человеческой реальности – помимо горизонтальной, земной, материальной, обыденной. Но мы знаем, что такое духовность. Духовность – это, как уже сказано, не плод наших усилий, но плод действия на человека Духа Святого.

Без силы Божественной благодати подлинная духовность развиваться не может, потому что слишком сильны искушения и соблазны, слишком много проблем, которые жизнь ставит перед человеком. Чтобы воспитать в себе духовное начало, нужно привлекать благодать Духа Святого.

Чтобы воспитать в себе духовное начало, нужно привлекать благодать Духа Святого

Собственно говоря, Церковь и занимается тем, что помогает людям обрести духовность, обрести ту богатую внутреннюю жизнь, без которой человек ведет существование приземленное, весьма ограниченное, зависимое от внешних обстоятельств. Благодушествует человек, пока зарплата хорошая, а потерял зарплату – всякое благодушие исчезает. Радуется, когда восходит по карьерной лестнице, но споткнулся, карьерный рост замедлился – трагедия, вплоть до потери всяких жизненных ориентиров.

Но на самом-то деле никакой трагедии нет! Это сознает человек, живущий по закону Духа и вверяющий свою жизнь в руки Божии. Духовность – это сила, вот что нужно ясно понять. Это сила, которая возвышает человека над сложными жизненными обстоятельствами, дает уверенность, просветляет ум, открывает жизненную перспективу, помогает отличать главное от второстепенного и главному посвящать свою жизнь.

Действительно, плоды Духа, о которых сегодня говорит апостол Павел, – это Божий дар, который мы обретаем уже в купели крещения и через миропомазание. Мы становимся причастными Духу Святому. Поэтому нам, уже имеющим в себе Духа от купели крещения и от помазания святым миром, только надлежит эту силу не расточить и душу свою сохранить в том состоянии, чтобы она могла стать вместилищем Духа Святого.

Из проповеди после Литургии
в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря,
21 августа 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях Святейший Патриарх Кирилл о Божественном разуме, вере, пандемии, цифровизации и семейных ценностях
В этот день мы публикуем значимые выдержки из проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённых им в январе 2021 года.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Комментарии
Дмитрий30 августа 2019, 18:33
Дай Бог нашему Патриарху Всея Руси Кириллу здоровья,терпения,крепости и счастья!!!
.27 августа 2019, 09:08
Господи! Храни нашу страну и воинство ее От войн и бедствий, даруй мир Со всеми и благоденствие. Пошли нашим воинам мужество Выполнять свой долг, победу Над Твоими врагами и согласие С теми, кто следуют воле Твоей. Дай силы нашему Святейшему Патриарху и Президенту Нести их нелегкое служение, Укрепи, помоги и защити. Спасибо.
Ольга26 августа 2019, 20:53
Какие же глубокие, душеполезные проповеди говорит наш Патриарх и не нужно перелопачивать тонны православной литературы если внимательно читать его проповеди. Тут в сжатой форме суть, направление, смысл жизни христианина в скоростном, многозаботливом современном мире, где порой нет времени во что-то толком вникнуть. Ох, если бы люди поняли это и следовали его наставлениям. Благодарим Вас Святейший за Ваши труды.Помогай Вам Господь во всем!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×