Заседание Высшего Церковного Совета. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru
О социальной деятельности Церкви
Социальная активность – это очень важная форма нашей церковно-общественной жизни. Может быть, она второстепенна по отношению к литургической жизни, к служению таинствам Божиим, к проповеди Евангелия, но современное общество особым образом воспринимает именно социальную деятельность Церкви. Сознание людей очень прагматично, и нередко звучит вопрос: «А какая от Церкви польза?» Если мы отвечаем – «молитва», «таинства», то это понятно для определенной части людей воцерковленных, но невоцерковленные такой ответ не воспринимают. Если же мы говорим о социальной деятельности, то всем все становится понятно и ясно. Поэтому социальная деятельность является в каком-то смысле визитной карточкой Церкви в глазах светского, в значительной мере невоцерковленного, общества.
Социальное служение на всех уровнях – от епархии до прихода – должно удовлетворять высоким стандартам и ориентироваться не на красивую отчетность, не на показуху, а на подлинные результаты, которые хорошо видны, которые можно проверить и оценить. У нас есть примеры, когда церковная социальная работа получает признание со стороны общества и государства, и так происходит именно тогда, когда и общество, и государство удостоверены в том, что работа реально осуществляется и приносит благо людям.
Из слова на заседании Высшего Церковного Совета
в храме Христа Спасителя в Москве,
4 сентября 2019 г.
О пиаре и освещении социального служения Церкви в СМИ
Заседание Высшего Церковного Совета. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru
Хотел бы еще раз сказать, что мы должны работать не на публику и не на пиар – мы должны работать для того, чтобы реально помогать страдающим людям. До сих пор так оно и происходило, у меня нет оснований кого бы то ни было упрекать или делать замечания. Посещая «Ангар спасения» и наш Отдел по социальному служению и благотворительности, я видел очень скромных людей, которые беззаветно преданы своему делу и отдают свое время и силы, чтобы служить делу, о котором мы сейчас говорим.
Но социальная работа в Церкви, с моей точки зрения, должна быть массовым явлением. Она не должна быть элитарной, не должна быть привязана исключительно к бюрократической церковной структуре (в данном случае слово «бюрократическая» употребляю в положительном смысле слова). Необходимо как можно активнее привлекать к социальным проектам общественные организации и, конечно, местных жителей. Мы знаем примеры, когда неверующий человек начинал помогать, через приходскую социальную работу, воспитанникам монастырских приютов, пациентам больниц – и постепенно начинал осознавать важность всего того, что Церковь делает, а вместе с этим осознанием делал первые шаги на пути воцерковления. Не буду сейчас называть довольно известного человека, который во время пожаров в Подмосковье, когда Церковь очень активно включилась в помощь людям, случайно проходил мимо нашего Отдела по социальному служению. Он увидел, что все вокруг куда-то устремлялись с какими-то пакетами, и кто-то, задев его, сказал: «Пойдем, поможешь нам». И он поневоле включился, тоже стал таскать пакеты, куда-то загружать. Потом у него спросили: «У тебя машина есть?» – «Есть». – «Поедешь по такому-то адресу, отдашь пакеты». И человек, который не имел никакого отношения к Церкви, был настолько захвачен этим энтузиазмом, что переосмыслил свое отношение. Поэтому социальное служение – это и есть наше свидетельство о Христе, которое мы совершаем, помогая людям, неся людям добро.
Теперь в отношении того, должны ли мы освещать эту работу или не должны, ведь есть заповедь Господа о том, что правая рука не должна знать, что делает левая. Это не относится, конечно, к социальной работе Церкви. Если информация о церковной социальной работе распространяется только ради тех, кто ее ведет, то это грех; но ведь это неправда. Люди должны узнавать о том, что совершает Церковь, с тем чтобы максимально включиться в эту работу, в том числе привнося свой материальный вклад. Поэтому широкое освещение в СМИ нашей социальной деятельности ни в коем случае нельзя воспринимать как некий пиар. Это не пиар – это рассказ о деятельности, которая, при несомненной эффективности, нуждается в поддержке со стороны общества, а может быть, и государства. Без широкого освещения в СМИ никто ничего знать не будет, и это плохо для людей, которые ожидают от Церкви подобного рода деятельности, и ослабляет нашу социальную работу.
Из слова на заседании Высшего Церковного Совета
в храме Христа Спасителя в Москве,
4 сентября 2019 г.
О синергии и сочетании Божественного и человеческого
Патриаршее служение в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре. Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ru
Когда мы задумываемся о таких событиях, где так явственно действует рука Божия, мы должны отчетливо понимать, что эта рука действует не автономно от нас, людей, которым дана свобода, которым дан разум, в которых вложены чувства. Господь не отстраняет нас от решения даже самых судьбоносных вопросов, касающихся человеческой истории. Человек всегда присутствует в том, что совершается по милости Божией. Вот и здесь наши благочестивые предки присутствовали – своим мужеством, своей мудростью, своей силой, своей молитвой. И эти человеческие усилия были поддержаны силой благодати Божией, обретенной нашим воинством, нашим Царем Феодором Иоанновичем, Борисом Годуновым и многими, кто нес тогда ответственность за спасение Москвы. Эта милость была обретена по молитвам всего нашего народа.
Действительно, сочетание Божественного и человеческого и есть то, что определяет, выражаясь упрощенно, наш успех. В том смысле, что даже самые трудные проблемы и задачи могут быть решены, если мы решаем их не одни, но опираемся на помощь Божию. Если мы обращаемся к Господу с верой, если мы искренне просим Его помочь – и при этом не снимаем с себя ответственности за то, что должны сделать. Никогда молитва не должна увести нас в сторону от осознания необходимости пройти свою часть пути. Тогда действительно сложение энергий – синергия Божественного и человеческого – и приводит к разрешению самых трудных задач, к обретению самых выдающихся побед.
Из Патриаршей проповеди после литургии
в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре,
1 сентября 2019 г.