Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок»
и почему её не стоит бояться

В детстве моей любимой книжкой была «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен. Я заканчивала читать её, переворачивала на первую страницу и начинала вновь. Я любила Пеппи, когда была значительно младше её, даже младше Томми и Анники, Пеппиных друзей; я читала «Пеппи…» тогда, когда, наконец, её переросла. Мне не надоедало.

Я воспитывалась в православной семье, большая часть моей жизни протекала в храме. Родители внимательно относились к кругу моего чтения, много разговаривали со мной, воспитывали не только примером, но и словом. А база у них для этого была неплохая: папа историк, мама филолог, оба до папиного священства были музейными работниками.

И вот, в такое внимательное взращивание ребёнка, в такую православную семью проникла, пробралась рыжеволосая Пеппи. Я была совершенно на неё не похожей, но искренне этот дерзкий образ любила.

А мои мудрые родители, которые оберегали нас с братом от всего пустого и вредного, к Пеппи относились со снисходительной улыбкой. Они понимали, что её проказы и дерзости – это внешнее, наносное. А скрывается за ним живое, очень большое и настоящее человеческое сердце. Только это нужно разглядеть.

Я знаю, что у многих православных родителей образы, созданные Астрид Линдгрен, вызывают опасения. Кажется, что вот, прочитает мой чуткий и нежный малыш про Карлсона, Пеппи или Эмиля из Лённеберги – и станет таким же.

Нет, не станет. Не станет, потому что ребёнок, не обученный литературоведению, чутким сердечным камертоном определяет истинное и лживое. Не станет, потому что Астрид Линдгрен была не только талантливой писательницей, но и добрым, искренним, настоящим человеком – и умела показать суть так, что она сияет через всё наносное.

В этой статье я постараюсь оправдать Пеппи Длинныйчулок. Показать, что скрывается за рыжими косичками и шалостями. Поделиться мыслями о том, зачем читать повесть об этой девчонке.

Небольшая предыстория

Астрид Линдгрен с дочкой Карин Астрид Линдгрен с дочкой Карин В 1941-м году дочка Астрид Линдгрен Карин заболела пневмонией. И мама придумала для неё сказку про девочку, которая никогда ничем не болеет, легко поднимает одной рукой лошадь и с задором вытаскивает друзей из всевозможных передряг. Истории эти не только скрасили болезнь семилетней Карин, но и позабавили её друзей – а для них был открыт и дом Линдгренов, и сердце его хозяйки.

В 1944-м году Астрид Линдгрен сломала ногу. Как водится, такие обстоятельства позволяют человеку вдумчивому заняться чем-то, на что обычно не хватает времени. Вот и Астрид взялась создать рукопись своих историй о Пеппи. Она даже нарисовала для них забавные иллюстрации. Один экземпляр остался в семье – был подарен Карин на десятилетие, второй отправился в издательство Bonniers.

Книгу там не поняли и не приняли. Неунывающая Линдгрен ещё поработала над текстом и направила его в Rabén & Sjögren. Именно это издательство опубликовало «Пеппи Длинныйчулок», именно после этого книга стала набирать популярность во всём мире.

Мне кажется, что лучше всего истории о рыжеволосой девчонке перевела Лилана Зиновьевна Лунгина. Это именно тот случай, когда лучше классического варианта выдумать ничего не получилось. Сказок о Пеппи довольно много, но, как утверждают исследователи, последние части гораздо слабее первых. Поэтому, выбирая книгу для своих детей, я остановилась на издании, включающем три повести: «Пеппи поселяется в вилле ‟Курица”», «Пеппи собирается в путь» и «Пеппи в стране Веселии».

Зачем она такая?

Что же это за девчонка? Почему Лингрен не могла описать другого ребёнка – из полной семьи, благовоспитанного, милого, в одинаковых чулках и с нормальной причёской? Что за странная прихоть – создать нелепую, громкую и невежественную особу с какой-то подозрительной семейной историей и диким образом жизни?

Всё, что делает «эта особа» (так её именуют почтенные матроны), приносит людям добро и радость

Впрочем, нормальные-обычные-привычные дети в книге Лингрен есть – это её друзья и соседи, Томми и Анника. И они вовсе не противопоставляются Пеппи, они существуют параллельно с ней, не выпадая из привычного детского ритма жизни: проводят время с родителями, ходят в школу, общаются с тётушками. Но Пеппи привносит в их жизнь особое дуновение – свежее, озорное, доброе. Думается – это и есть настоящее детство.

Героиня книги нарушает сонное течение жизни благообразной и благовоспитанной шведской провинции. Она чужда этому городку всем – внешним видом и манерами, образом жизни и полупонятными россказнями. Только вот всё, что делает «эта особа» (так её именуют почтенные матроны), приносит людям добро и радость.

Мне кажется, Линдгрен показывает нас самих, читателей. Вот, мы стоим за спиной Пеппи, тычем в неё пальцем. Рассказываем друг другу, какая она неправильная. И не хотим вглядеться: а почему она так отличается от нас, таких хороших, умных, воспитанных. Что скрывается за её нелепыми, в разные стороны торчащими косичками, огромными туфлями, странным поведением? Ведь чаще всего для нас важнее внешнее соответствие, а не внутренняя суть человека. Оболочка, а не поступки.

А внешне Пеппи, действительно, малопривлекательна. Гораздо приятнее смотреть на Аннику в аккуратном накрахмаленном платье, с милыми бантиками. Но и умница-Анника, и её брат Томми, и другие ребята из городка знают: Пеппи – девчонка что надо. Она всегда выручит из беды, заступится за слабого, развеселит унылого – и при этом совсем забудет о себе. Такой уж она человек. Настоящий.

Свобода и самостоятельность

Если смотреть на героиню сказки Линдгрен поверхностно, то её жизнь – действительно мечта любого ребёнка. Никакого контроля, никаких нотаций и наказаний. Свой дом, чемодан золотых монет, неограниченные физические возможности и таинственный папаша – капитан собственной шхуны, король на южном острове.

Но давайте посмотрим глубже. Вот Пеппи весело рассказывает Томми и Аннике о том, как она живёт одна-одинёшенька:

« – А кто же тебе говорит по вечерам: ‟Пора ложиться спать”?

– Сама себе говорю. Сперва я говорю себе очень ласковым голосом: ‟Пеппи, ложись спать”. А если я не слушаюсь, то повторяю уже строго. Когда и это не помогает, мне от себя здорово влетает».

При всей своей детской непосредственности, Пеппи вынуждена выполнять массу взрослых обязанностей, и она неплохо справляется с ними. Девочка моет пол, печёт оладьи и лепёшки, готовит яичницу, умудряется регулярно угощать своих друзей, заботится о лошади, в общем, несёт вполне себе взрослую ответственность.

Астрид Линдгрен показывает нам вовсе не бездумную хулиганку. Да, Пеппи ребёнок и большая фантазёрка, но она многое умеет и много знает, впрочем, далеко не всегда показывает это.

А ещё – у девочки нет родителей. И это совсем не выглядит весёлым и привлекательным. И хотя она весело машет рукой маме, которая умерла и следит с неба за своей дочкой (так думает Пеппи), и хотя она весело рассказывает байки о своём папе-капитане, её некому обнять на ночь, и подоткнуть ей одеяло некому, и спеть колыбельную. Мне кажется, это важный опыт для маленького читателя: понять, что никакие золотые монеты и свобода от школы и взрослых нотаций не заменят любовь и нежность родителей.

Никакие золотые монеты и свобода от школы и взрослых нотаций не заменят любовь и нежность родителей

Городские власти посылают к Пеппи полицейских: всё-таки это неправильно, если ребёнок живёт совершенно один и не ходит в школу. Пеппи пренебрегает советами взрослых разумных людей, да ещё и заставляет полицейских взобраться на крышу, а потом отставляет лестницу. Дурная девчонка!

Но давайте вглядимся внимательнее. Чего хотят взрослые? В первую очередь спокойствия для себя они хотят. Поместить девочку куда следует – и внутренне выдохнуть: сделали всё как надо. Разве кому-то интересно, как будет чувствовать себя Пеппи в детском доме?

Линдгрен не пишет пособие для хулиганов: она показывает сказочного ребёнка, который может избежать вынужденных обстоятельств, делающих детей несчастными. Она учит взрослых – и детей, которые станут взрослыми: прислушивайтесь к желаниям и огорчениям маленьких и слабых! Не руководствуйтесь формализмом и привычными схемами: в ваших руках живая человеческая душа!

Сила и богатство

У Пеппи есть две весомые причины не бояться взрослых. Во-первых, она сильна: сильнее самого знаменитого ярмарочного силача. Во-вторых, богата: на вилле «Курица» хранится целый чемодан золотых монет. Кажется, Линдгрен бьёт ниже пояса: показывает детям, что деньги и сила – это круто и убедительно.

Но давайте снова посмотрим глубже. А может, это камень в наш, «взрослый» огород? Никто не может ударить Пеппи, утащить её в детский дом, заставить жить по своим правилам, потому что она сильна. Никто не укорит её, что «государство на тебя деньги тратит», «здесь ничего твоего нет», потому что она богата.

«Но это же плохо! – возразите вы мне, – это же порождает в детях безнаказанность и алчность!» Да, наверное, дети, которые смотрят на взрослых, ставящих во главу угла силу и деньги, будут думать так же. Но не Пеппи.

Как пользуется она своими преимуществами? Защищает малышей от хулиганов. Спасает Томми от разъярённого быка. Даёт хороший урок жестокому Блумстерлунду, лупцующему свою старую, измученную непосильной работой клячу.

« – Собственно говоря, надо было бы тебя подстегнуть этим кнутиком, ты же его так любишь, – сказала она. – Но, по-моему, этот кнут никуда не годится, он весь измочалился. – Говоря это, Пеппи оторвала от него кончик. – Да, старьё, совершенно негодный кнут, – заключила она и сломала кнутовище пополам».

А как она справляется с ворами! Что стоило Линдгрен описать справедливую расправу маленькой силачки с двумя негодяями. Но Пеппи вместо этого отплясывает с ними твист, а потом угощает и… даёт проходимцам по золотой монете. «Вы их честно заработали», – говорит она. И мы вдруг видим то, что видит чистая сердцем, но вместе с тем удивительно проницательная девчонка: в сущности, это нищие бродяги, усталые и озлобленные. И они получают от Пеппи не только деньги и вкусный ужин, но и толику человеческого тепла.

А деньги – их Пеппи тратит редко, но метко. В основном на то, чтобы порадовать – и своих друзей, и совершенно незнакомых ребят. Причём делает она это абсолютно без всякого чванства, весело и беззаботно, а частенько тайком. Томми и Анника получают от неё подарки и находят гостинцы, повод для которых один: порадовать, сделать другу хорошо.

Пеппи и взрослые

Пеппи неудобна. Она действительно не поддаётся тем общепринятым педагогическим методам, что взрослые применяют к детям. Её невозможно заставить молчать, сидеть смирно, отвечать уроки, соблюдать правила.

Это – один из самых сильных факторов, отталкивающих от книги взрослого читателя. Ему кажется, что Пеппи научит чадо дурному, и чадо тоже наденет разные чулки, перестанет ходить в школу, а то и из дома сбежит.

И снова я призываю посмотреть глубже. Ни в одной главе, ни в одной строчке книги Пеппи не учит других детей не слушаться родителей, уходить из дому или бросить школу. Она – исключение, она – особенная, тот самый волшебный герой, друг и помощник, о котором так мечтают дети.

Я разговаривала с дочкой после чтения книги (на тот момент ей было 5 лет). Верит ли она, что есть такие девочки? Нет, это же сказка. Чем ей понравилась Пеппи? Она добрая, сильная и весёлая. С ней хорошо дружить. Она придумывает интересные истории и игры.

Взрослые в книге разные. Есть фрёкен Розенблюм, и она ненавидит Пеппи. Есть ещё несколько взрослых, что не видят дальше своего носа, а жизнь меряют лекалами удобства и выгоды. Главное для них – «составить о себе хорошее впечатление», «чтоб плохого не подумали». Они не любят Пеппи. И это логично: вся их понятная жизненная схема летит в тартарары рядом с этой неугомонной девчонкой.

А есть другие взрослые. Например, учительница. Она, конечно, расстраивается, глядя на беспечного рыжего анскулера, но видит в девочке что-то, чем не обладает сама. Что-то яркое, важное, ценное. И педагогическое чутьё помогает этой умной молоденькой женщине оставить Пеппи в покое. Ведь её роль (всё ж таки это сказочный герой) – делать жизнь ребят добрее и ярче.

Есть родители Томми и Анники. Сначала они, что естественно, опасаются влияния Пеппи, её неугомонной энергии и не совсем безопасных проделок. А потом видят в этой девочке нечто такое, что позволяет им отпустить с ней ребят на край света – в прямом смысле этого слова.

« – Само собой разумеется, ты это не всерьёз! Не можешь же ты отпустить своих детей в такую даль, в какое-то Южное море. Да ещё с Пеппи! Нет, нипочём не поверим, что ты всерьёз приняла такое решение.

Но фру Сёттергрен им скажет:

– А почему бы мне этого не сделать? Дети перенесли корь, и доктор сказал, что им необходимо переменить климат. Пеппи я знаю уже давно, за всё время она никогда не делала ничего такого, что повредило бы Томми и Аннике. Нет, никто не будет о них лучше заботиться, чем Пеппи, – вот моё мнение.

– Да что ты! Да как ты! Отпустить детей с Пеппи Длинныйчулок! Что за дикая мысль! – скажут старые тётки и брезгливо поморщатся.

– Да, именно с Пеппи! – ответит им фру Сёттергрен. – Быть может, Пеппи и не всегда умеет прилично себя вести, зато у неё золотое сердце. А это важнее хороших манер».

Про враньё, сплетни, справедливость и подвиги

Несмотря на отсутствие манер, Пеппи точно знает, как жить. Не обижать слабых. Помогать тем, кому это нужно. Быть доброй и весёлой. Радовать.

Пеппи точно знает, как жить. Не обижать слабых. Помогать тем, кому это нужно. Быть доброй и весёлой. Радовать

Она и радует друзей бесконечными россказнями-небылицами: особенно это выручает их во время тяжёлой болезни, когда девчонка разыгрывает перед Томми и Анникой целые спектакли по ту сторону окна.

А враньё – это как посмотреть. Бывает, врут почтенные дамы. И сплетничают – здесь, кстати, Пеппи преподаёт им хороший урок, высмеивая их чопорные пересуды о прислуге. А вот суть её выдумок лучше всего понимают, опять же, дети – они-то знают цену захватывающей истории и умеют отличить её от бессовестного вранья, которым, кстати, частенько грешат взрослые.

« – Врать – плохо, – сказала Анника наконец, собравшись с духом, – так говорит наша мама.

– До чего же ты глупа, Анника, – сказал Томми. – Ведь Пеппи врёт не по-настоящему, а понарошку. Она просто сочиняет всякие сказки, и всё. Неужели ты этого не понимаешь?»

А вот что такое справедливость, Пеппи знает чётко. И порой её весёлые россказни сменяют серьёзные и очень конкретные слова. Простые слова, и все же они быстро забываются теми, кто не умеет пользоваться своей силой.

« – Эй вы, трусы! – воскликнула наконец Пеппи. – Впятером нападаете на одну девчонку – это подлость!»

Очевидные вроде бы вещи. Понятные. Но важно иногда напоминать о них – и себе, и детям.

Целая глава в книге посвящена тому, как Пеппи спасает малышей на пожаре. Делает она это, как водится, в своём стиле: с шуточками, прибауточками, пиратскими куплетами, попутно устраивая весёлый аттракцион. Такая уж она, Пеппи: даже рискнуть жизнью серьёзно не может – всё у неё выходит задорно и с огоньком.

Пеппи против лицемерия

Чопорный мирок скандинавского провинциального городка уже разложил по полочкам все нравственные установки и жизненные обстоятельства. Вот это – хорошо, а вот это – плохо. Главное, чтобы соседи не увидели, не подумали о нас «ничего такого», не сказали, что мы странные. Внешнее благонравие, прикрывающее чёрствость, алчность, тщеславие и цинизм – это ли не лицемерие?

Лицемерие процветает и в городке, где живёт Пеппи. Например, там обитает богатая фрёкен Розенблюм. Она мнит себя благодетельницей бедных детей, но тёплые фуфайки и конфеты раздаёт лишь тем, кто правильно отвечает на вопросы на импровизированном экзамене.

Астрид Линдгрен Астрид Линдгрен

Именно этот унизительный экзамен во главе с устрашающей детей фрёкен Пеппи превращает в весёлый аттракцион. По своей привычной схеме она, как сейчас принято говорить, «троллит» Розенблюм, тонко её высмеивая, а потом устраивает собственные испытания. И все дети без исключения с лёгкостью отвечают на забавные вопросы Пеппи. И все они получают деньги и конфеты. Так добро предстаёт в книге с озорной улыбкой, а не с чопорно поджатыми губами. Так рыжая девчонка даёт мастер-класс по благотворительности: помогает с радостью, ничего не требуя взамен.

Рыжая девчонка даёт мастер-класс по благотворительности: помогает с радостью, ничего не требуя взамен

А вот так, например, проходит день рождения Пеппи:

« – Да, дорогие друзья, теперь вы тоже должны получить свои подарки.

– У нас же сегодня не день рождения, – сказали дети.

Пеппи с удивлением взглянула на них и сказала:

– Но у меня сегодня день рождения. Неужели я не могу доставить себе удовольствие сделать вам подарки? Может быть, в ваших учебниках написано, что это запрещено? Может быть, по этой самой таблице уважения выходит, что так делать нельзя?..»

Зачем учиться дружбе у Пеппи

Давайте признаемся честно: дружба нужна нам в первую очередь для удовольствия – поболтать, провести время вместе, вспомнить старое. Вспоминаю ребят в младшей школе: среди них – и во время моей учёбы, и сейчас – встречается немало тех, кто сегодня дружит с одним, а завтра с другим – с кем выгоднее.

В этом плане Пеппи учит совсем другой дружбе – жертвенной и отдающей. Маленькие сюрпризы и большие радости, гостинцы и подарки, незаметная забота и твёрдость в опасности – вот что такое дружба Пеппи. Она для неё – радость, однако смотрит девочка не с позиции «мне», а с позиции «друзьям».

« – Нет, папа Эфроим! – воскликнула вдруг Пеппи. – Так не годится! Я не согласна!

– С чем ты не согласна, дочь моя? – удивился капитан.

– Я не согласна с тем, чтобы хоть кто-нибудь на свете плакал из-за меня и чувствовал себя несчастным. И уж во всяком случае, я не согласна, чтобы это были Томми и Анника. Ставьте трап назад. Я останусь жить в вилле ‟Курица”».

***

Астрид Линдгрен Астрид Линдгрен

Вот так и открывается перед нами несуразная, шумная и невоспитанная Пеппи – великодушным, щедрым, надёжным, видящим суть, настоящим человеком. А бонусом, что называется, друзья получают её великолепное чувство юмора, неистощимую на игры и истории фантазию, удивительные приключения. И кто из родителей не хотел бы, чтобы рядом с их чадом был такой друг – сильный, добрый, преданный, весёлый? Ну и что, что в разных чулках и без навыков ведения светской беседы – разве это главное в человеке?

« – Подумай только, как тебе там будет холодно, – сказал Томми, – ведь в твоём доме так долго не топили.

– Пустяки, – воскликнула Пеппи, – когда сердце горячее и сильно бьётся, замёрзнуть невозможно!»

Мария Минаева

21 января 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Таинственный сад» Ф.Э. Бёрнетт: о том, как расцветает душа «Таинственный сад» Ф.Э. Бёрнетт: о том, как расцветает душа
Мария Минаева
«Таинственный сад» Ф.Э. Бёрнетт: о том, как расцветает душа «Таинственный сад» Френсис Элизы Бёрнетт: о том, как расцветает душа
Мария Минаева
История Мэри Леннокс – пример того, как пробуждается любовь в обиженной жизнью и катастрофически недолюбленной девочке. И как сила этой любви может изменить судьбу других людей.
Трудная честность крапивинских мальчишек Трудная честность крапивинских мальчишек
Мария Минаева
Трудная честность крапивинских мальчишек Трудная честность крапивинских мальчишек
Мария Минаева
Герои Крапивина оказываются перед выбором: как поступить – по формальной правде или по совести, сострадая, то есть по правде Божией, которая не всегда равна правде формальной.
Жизнь Тасиной души Жизнь Тасиной души
Мария Минаева
Жизнь Тасиной души Жизнь Тасиной души
О сокровенном и христианском в книжке о маленькой девочке
Мария Минаева
Каждая история в книжке – не просто случай из жизни маленькой девочки. Это нравственная проблема, которую той необходимо решить.
Комментарии
Джонсон Браун22 ноября 2022, 20:44
Спасибо Автору Марии. Есть над чем задуматься!
Татьяна14 октября 2020, 21:58
Мария, с Покровом Пресвятой Богородицы вас) Есть ли возможность вам написать? Буду благодарна за любой контакт
Oxana10 августа 2020, 22:27
Спасибо за статью. Вы озвучили моё отношение к книге . В детстве читала Пеппи , сдавала её в библиотеку, но в следующий раз вновь брала её и перечитывала . Раз 14 . Как это ни удивительно, я живу, как Пеппи . Я живу одна в большом доме с садом , сама всё делаю , особо не обращаю внимания на общественное мнение и для меня очень важна возможность " дарить " . Пеппи это отражение моего внутреннего мира .
Елена27 мая 2020, 22:49
Терпеть не могла в детстве и саму героиню Пеппи и книжку скучную и чужеродную, что-ли. Печатали , частями, кажется, в журнале «Пионер», рецензии навязывались восторженные, я себя чувствовала при этом общем восторге тупой недотепой. Прошло пятьдесят лет, умнее я, судя по всему не стада, так как книга и героиня раздражают по -прежнему. Считаю её просто вредной во всех отношениях
Иоанна_ 27 января 2020, 15:24
Игорь М, из библиотек ничего не изымалось, тем более "массово" - откуда такие сведения? Никакого запрета на советскую литературу никогда не было, а сейчас тем более всё доступно, всё мало-мальски стоящее издано-переиздано, полки ломятся в книжных магазинах! Приезжайте в Россию - сами убедитесь.
Катерина 27 января 2020, 11:49
Игорь М.26 января 2020, 18:22 - а при чем тут опусы, льющие грязь и эта детская писательница? Или именно она писала, а затем распространяла эти пасквили? В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Яна (Jana W)26 января 2020, 20:52
Ну эта книгу в СССР тоже рекомендовали к прочтению (список лит-ры для чтения во время летних каникул). Она не была запрещена, не критиковалась, как здесь. Читали и всех перечисленных сов.авторов, кстати, некоторые из них вообще не для той возрастной категории, что Пеппи, так что, сравнение неуместно. В
Игорь М.26 января 2020, 18:22
Катерина 25 января 2020, 09:39 Эдак мега-патриотично рассуждая, можно докатиться до крайностей сжигания книг, вошедших в "золотой фонд" мировой культуры и не выщедших из под пера как бы русских писателей. Чем и занимались одно время национал-социалисты.>>>>>>>> Непонятна связь немецких национал-социалистов и книг русских и советских писателей. Это раз. Во-вторых,уже "докатились" - после распада СССР из библиотек России массово изымались книги советского периода,включая детскую и подростковую литературу.Вряд ли теми,кто занимался этим делом,двигал "мега-патриотизм".Вместо тех "вредных" книг теперь на полках магазинов появились лживые опусы,льющие грязь на память о войне,на всю нашу историю.
Игорь М.26 января 2020, 18:11
Наталья 24 января 2020, 20:47 Но в то же время она потихоньку, незаметно за интересным сюжетом внушала: мы - хорошие и правильные, а те, кто не как мы - плохие. Надо быть всё время начеку, т.к. вокруг враги. В несоциалистических странах - всё только за деньги, и только буржуи там живут хорошо, а все остальные страдают под пятой капиталистов.>>>>>>>>>> Вместо того,чтобы выдумывать страшилки про страну, в которой Вы не жили ни дня,пож. назовите хоть одну советскую детскую или подростковую книгу, где внушалось бы, что все кроме нас плохие.Наоборот,в то время когда в западном искусстве процветал расизм,советские книги учили детей,что все равны. И кстати,разве в кап.странах всё не за деньги?
Евгения26 января 2020, 13:04
PS. И если за Нюру в целом спокойно, то городскую жалко: она, как не имеющая корня, вот-вот оторвется и полетит.
Евгения26 января 2020, 12:46
Из к/ф "Три тополя на Плющихе"(1967г), цитаты из которого ушли в народ, потому что отражали сущность самой жизни. Вот пассажирка такси Нюра. -Кого ты в жизни боишься, Анна Григорьевна? -А я не боюсь, чего мне бояться? Не в лесу живем и не в Америке. -А что, в Америке страшно? -Страшно, а то б не писали. А вот городская пассажирка. -В Лондоне, Париже с самого утра потоки автомобилей! Жизнь начинается рано, вся на колёсах! -Бывали? -Я знаю. Я точно знаю. Заметьте, в обоих случаях таксист ироничен. Так что не все были зомбированы пропагандой и не все преданно смотрели на Запад. Я согласна с Вами, Катерина: крайности всегда плохи.
Евгения26 января 2020, 00:02
Наталья пишет: "незаметно за интересным сюжетом внушала: мы - хорошие и правильные... И вот эта ненависть ко всем, кто не мы, и читается в комментариях безусловных поклонников советской литературы, не понимающих, что корни этой их ненависти идут из детства и из тех самых книжек". // Что-либо внушать - и желательно в детском возрасте - обычная идеологическая работа для тех стран, где идеологической работой не пренебрегают. Если Вы, Наталья, видите ненависть в комментариях, не буду Вас разубеждать. Хочу сказать другое: ненависть к своей стране, стыд за историю своей страны и, как следствие, комплекс неполноценности - вот это по-настоящему невыносимо видеть, в т.ч. здесь в комментариях.
Евгения25 января 2020, 17:27
PS "Вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, все это одна фантазия, и все мы за границей, одна фантазия...", писал выдающийся русский мыслитель Ф.М.Достоевский (см. финал романа Идиот).
Евгения25 января 2020, 17:08
Дорогая Наталья! Не Советский Союз начал холодную войну. Холодная война была объявлена Советскому Союзу. Вы пишете, что мы считали всех врагами. Нет, это мы были врагом всех, потому что не такие как все. "- Я думаю, вам не помешает съездить на недельку в Инсбрук, - ответил Штирлиц, протягивая ему пачку денег. - Там казино работает, и юные лыжницы по-прежнему катаются с гор. Без этого письма я не смогу отбить для вас неделю счастья. - Спасибо, - сказал Клаус". Наталья, мы совершенно другие!!! Правда, и мы плясали на дискотеках в 80-х во время войн в Афганистане. А как же иначе? Ведь холодную войну мы проиграли. Теперь Родину бы сохранить.
Катерина 25 января 2020, 09:39
Эдак мега-патриотично рассуждая, можно докатиться до крайностей сжигания книг, вошедших в "золотой фонд" мировой культуры и не выщедших из под пера как бы русских писателей. Чем и занимались одно время национал-социалисты. Крайности всегда плохи. Не являясь поклонницей творчества именно этой зарубежной писательницы, скажу в защиту литературных талантливых произведений: разве чтение, помимо Чехова или Бунина, еще и Золя, и нижеупомянутого Диккенса, Драйзера или Моэма как-то меняет историческую память взрослых? Неужели противники этой книги и также их мальчишки и девчонки легко внушаемые зомби? Чтение не должно быть односторонним и некритическим. Но для этого родители и есть у детей.
Иоанна_ 24 января 2020, 23:43
Вы сомневаетесь в ценности "интересно"?? Но это только ваши личные сомнения, Евгения, которым вы придаёте слишком большое значение. Если бы интересность не имела ценности, тогда вообще не существовало бы такого явления, как художественная литература. Всего доброго!
Наталья24 января 2020, 20:47
Советская литература для детей учила верности - друзьям и Отечеству-, уважению к старшим, помощи слабым. Но в то же время она потихоньку, незаметно за интересным сюжетом внушала: мы - хорошие и правильные, а те, кто не как мы - плохие. Надо быть всё время начеку, т.к. вокруг враги. В несоциалистических странах (=поганая гейропа, прогнивший запад, и какие гнусные обзывалки там ещё придумали) - всё только за деньги, и только буржуи там живут хорошо, а все остальные страдают под пятой капиталистов. И вот эта ненависть ко всем, кто не мы, и читается в комментариях безусловных поклонников советской литературы, не понимающих, что корни этой их ненависти идут из детства и из тех самых книжек.
Евгения Иоанне24 января 2020, 12:55
1. Нет тут сравнения авторов и их произведений. В самом первом комментарии (Игоря М.), который является и самым точным, ответ на вопрос, зачем нам обращаться к Пеппи. Да чтобы отвлечься от своего традиционного, питающего нашу историческую память! 2. К художественному уровню детской литературы требования сниженные? Лишь бы "ржачно" было? Это упрощение. 3. Принятие во внимание биографии автора - распространенный метод анализа. 4. Сомневаюсь в ценности "интересно". Чем бы дитя не тешилось?... 5. Книжка детская; но уж кто-кто, только не дети заметят грусть одиночества и мужество его преодоления (вполне объяснимого биографией автора). Внимание же детей в первую очередь привлечет трюкачество.
Иоанна_ 24 января 2020, 09:56
Мария Минаева, отличная статья! И отличная книжка, что бы тут ни говорили. Сравнивать Фазиля Искандера с Астрид Линдгрен или "Два капитана" с "Пеппи Длинныйчулок" - это абсурд! Точно такой же абсурд в комментариях делать объектом художественного анализа детскую книжку или с пристрастием исследовать биографию её автора. Дети будут читать то, что интересно, а "Пеппи" - это интересно, спросите любого маленького ребёнка! Кто не увидел ничего, кроме "суперменства", не увидел великодушия, щедрости, не-злопамятства, внутренней свободы, не увидел тонкой грусти от одиночества и мужества в преодолении этого одиночества - не знаю, куда и какими глазами вы смотрели. Может, поменять угол обзора?
Игорь М.24 января 2020, 09:22
Алла 23 января 2020, 17:33 Почему вы подчеркиваете, что они "наши"? Вы же не написали просто, что Каверин вам нравится больше, чем Линдгрен. Вы ведь не зря перечислили именно русских авторов.--------- А перечислять русских авторов уже предосудительно?Они "наши" потому что наши.Людям вообще свойственно любить своё больше чем чужое,тем более если оно объективно лучше.Сейчас в это трудно поверить, но когда детей в России и вокруг ещё не обучали английскому языку в яслях,советские дети воспитывались на книгах тех территорий, на которых они родились и проживали.И,кстати,не только советские.Но оставим русских-сколько напр.украинских детских писателей Вы читали или знаете?Ведь не Западом единым...
Алла23 января 2020, 17:33
Игорь М., "которые отвергают "чужих" не по идеологическим соображениям, а по соображениям их бесполезности" если это так, зачем же вы сами противопоставляете Пеппи "нашим старым добрым книжкам"? Почему вы подчеркиваете, что они "наши"? Вы же не написали просто, что Каверин вам нравится больше, чем Линдгрен. Вы ведь не зря перечислили именно русских авторов, Диккенса у вас не было в первом сообщении.
Алла23 января 2020, 11:42
Евгения, только это воспитание не должно происходить путем отсеивания хорошей иностранной литературы. Ибо в таком случае подход к воспитанию априори неправильный.
Вячеслав23 января 2020, 11:23
Интересно конечно Пеппи, Винипухи... А есть другие книги: Незнайка на Луне, Незнайка в Солнеченом городе, Незнайка в Цветочном городе. По мне первые это как-то ни о чём, для развлечения ребенка. А вторые уже о чём то правильном, о правильных и неправильных людских отношениях. Можно смотреть и то и другое конечно, но одно как ветер прошумит, а другое запомниться и где-то внутри будет обитать и подсказывать, что нельзя быть как Спрутс и Грязинг. Что волшебная палочка даётся не просто таки и может забраться. И что за языком надо следить, а то можешь потерять подругу навсегда.
Евгения23 января 2020, 11:05
Иоанна, в целом Вы уже получили ответ НН. Дети нежного возраста будут читать то, что им дадут родители. А подростки, по-видимому, читают то, что к их удовольствию подтверждает их мнения. Лично я (т.к. четко содержание "Пеппи" я не помню, и на момент перевода на рус.яз. была уже подростком), скорее всего, прочитала её по диагонали, сидя на подоконнике в библиотеке, а домой книжку не взяла. А мнение мое, по-видимому, уже с подросткового возраста: суперменство - это стыдно, тем более девочке.
Алексей23 января 2020, 09:06
Алла,целиком и полностью поддерживаю!
Игорь М.23 января 2020, 07:06
Алла 22 января 2020, 15:54 Признак узости мышления и дурного вкуса - делить литературу и прочее искусство на "наше" и "чужое"...Глупо читать "своих" и отвергать "чужих" (или наоборот) только из идеологических соображений. --------------- Алла как всегда в роли судьи. Удивительно, как Ваш безупречный вкус позволяет вот так с плеча рубить по мнению незнакомых людей,которые отвергают "чужих" не по идеологическим соображениям, а по соображениям их бесполезности.Кстати, "чужие" живут не только за границей-российскими авторами тоже написаны горы бесполезной макулатуры для взрослых и детей.А вот "Оливер Твист" прекрасная книга, хоть по-Вашему и "чужая".Главное-чему она учит,а не "просто интересно".
Elena22 января 2020, 23:15
Мои дети любят Пеппи. Я вообще заметила, что если ты что-то делаешь для своего ребенка по любви, найдутся взрослые, которые это осудят. Обратите внимание, что Астрид Л. писала Пеппи для СВОЕГО ребенка, когда та была БОЛЬНА, и по ЛЮБВИ. Как же можно это осуждать??
Евгения22 января 2020, 22:21
Юлия (21 января 2020, 23:18):"Любую книжку и любой мультфильм надо смотреть вместе с ребёнком и объяснять, что к чему и все будет хорошо". Согласна. Когда читаем "Пеппи", обязательно заметим, что деньги сначала надо заработать, а потом уже тратить (дарить).
Евгения22 января 2020, 22:13
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П.Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. / Идеология - совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности. / Поэтому, Алла, если мы хотим сохраниться как "популяция", идеологические соображения при воспитании детей архиважны.
Евгения22 января 2020, 17:52
Дорогие собеседники! Книжка пишется в 1941, приводится в порядок и снабжается смешными иллюстрациями в 1944! Война... А в ресторанах тепло и уютно, и горнолыжные курорты и не закрывались... Так чему бы нам у них поучиться этакому, чего у нас нет?!
Алла22 января 2020, 15:54
Признак узости мышления и дурного вкуса - делить литературу и прочее искусство на "наше" и "чужое", и выбирать таким образом для себя и детей репертуар. Искусство бывает только хорошим и плохим. Книге либо есть что сказать и чему научить, либо нет, и этническая принадлежность автора ничего не решает. Глупо читать "своих" и отвергать "чужих" (или наоборот) только из идеологических соображений.
НН22 января 2020, 14:05
Иоанна:/А "Пеппи Длинныйчулок" и "Карлсона" будут!/- Не известно про будущее, а в настоящее время практически уже не читают. Разве только особо продвинутые родители настаивают. Герои Каверина, Драгунского, А.Гайдара, Носова и других хороших авторов не нуждаются ни в трактовке, ни в оправдывании - там белое называют белым, чёрное - чёрным. Как "да -да, не -нет, а что сверх того, то от лукавого". ИОАННА, у Вас что, мораль в разные времена разная? Или избирательная? Если Пеппи помогает- хорошо, а если Тимур с его командой-то не очень, так как делает это без выпендрёжа? Или Саша Григорьев неинтересен без выкрутасов и невоспитанности? Пусть ваши дети читают, что хотите, но за других не решайте.
Елена22 января 2020, 12:55
Удивляет то, что зрелые люди с юношеским максимализмом делят всю литературу на "хорошую" (нашу, советскую) и "плохую- вредную" (их, с запада). Хочу заметить, что в советское время общий высокий уровень культуры поддерживался свободным доступом людей к сокровищнице мирового искусства, в том числе и к мировой литературе. Я, будучи советским ребенком, с удовольствием читала и советских, и русских и зарубежных авторов. А знакомство с Пеппи произошло в библиотеке маленькой сибирской деревеньки, в начале 80-х. До сих пор помню это ликование, восторг, упоение от знакомства с невероятной девчонкой, от полной и окончательной победы добра, веселья и справедливости в выдуманном городке! Спасибо Марии!
Иоанна_ 22 января 2020, 09:40
В вашем списке может быть всё, что угодно, Евгения, но читать это современные дети не будут, так как советские книжки, даже неплохие, слишком привязаны к реалиям того времени и пропитаны специфическим советским морализаторством. А "Пеппи Длинныйчулок" и "Карлсона" будут!
Евгения22 января 2020, 03:07
Хотя в работе "Смерть автора" Р.Барт называет неточным метод чтения и анализа через биографию автора, но и ошибочным он его тоже не называет. Поэтому, возможно, "Пеппи" - рефлексия, самооправдание А.Линдгрен. В 18 лет она забеременела от отношений с женатым мужчиной и уехала из шведского городка, где жила с родителями, в столицу Дании и там родила. Не имея достаточно средств, сына отдала в приемную семью. Потом вышла замуж и воссоединилась с сыном, когда ему было 5 лет. Вот я и говорю, что самооправдание, потому что для такой молоденькой девушки жить одной, своим умом и на свои средства - неправильно. // Надеюсь, никто из детей после прочтения "Пеппи" не возлеет мечту о жизни без родителей.
Юлия21 января 2020, 23:18
Как это знакомо. Прекрасная Пеппи из моего детства. У нас дома был диафильм и папа вечерами крутил нам "Пеппи". Сейчас такие книжки дети не читают. А какой замечательный фильм "Эмиль из Леннеберги...". Любую книжку и любой мультфильм надо смотреть вместе с ребёнком и объяснять, что к чему и все будет хорошо
Гость сайта21 января 2020, 23:03
Игорь М.,Вы все точно написали. Именно совести, честности, силе духа учат наши авторы. И без всяких выкрутасов и натужно-парадоксальных высказываний "уникальной!" девочки. Сейчас, к сожалению, очень сильная ориентация на запад. Люди забыли, что у нас своя культура, очень цельная и здоровая. И уникальная литература. В том числе детская.
Елена21 января 2020, 17:02
Спасибо за прекрасную статью. Очень актуально. К сожалению, некоторый испуг по отношению к светской литературе, в том числе детской, наблюдается в церковной среде.
Евгения21 января 2020, 14:36
Игорю М браво! И в списке обязательно должно быть еще и имя Фазиля Искандера.
Елена21 января 2020, 13:58
Мария, "Пеппи..." с сыночком любим нежно и трепетно, а Ваш полный и такой чудесный, душевный анализ позволил увидеть в этом произведении ещё больше граней...удивительных граней! С самого начала нисколько не боялась читать ребёнку "Пеппи...", потому что как детстве, так и сейчас для меня это СКАЗКА-добрая, озорная, задорная, наивная, как все дети...а если это сказка, а не " Правила манер и поведения", то что ж её опасаться!?)
Евгения21 января 2020, 11:51
Мария, спасибо Вам огромное, замечательные книги, я очень рада, что читала их своей дочери, спасибо вам ещё раз, может быть после Вашей статьи кто-нибудь ещё почитает своим детям
Анна21 января 2020, 11:11
Мария, прекрасный анализ! Действительно, сколько раз я слышала от православных родителей, что «Пеппи...» - вредное чтение. На мой взгляд, глупость несусветная. Вы чудесно и убедительно всё обосновали. Так и есть!
Игорь М.21 января 2020, 08:08
На вопрос "Зачем учиться дружбе у Пеппи" можно ответить только "чтобы не учиться дружбе у героев Каверина,Алексина,Крапивина,Кассиля и других наших писателей". Потому что ничему уникальному эта самая Пиппи (которую у нас для благозвучия переименовали в Пеппи) научить не может. Нет в этой книжке никакой особой доброты и сердечности, не учит она совести и отзывчивости так, как учили (увы, уже в прошедшем времени) наши старые добрые книжки. Именно добрые, в которых дети не обладали физической силой чтобы поднимать лошадей и скакать по деревьям как мартышка, зато обладали силой духа, чтобы бороться со злом, а когда пришлось, и сражаться с врагом.Вот чему учили книги в ужасное советское время.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×