На Первой седмице Великого поста привелось услышать в проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского Онуфрия историю о постнике нашего времени, которую тут же захотелось записать для памяти, немного лишь оформив её ради удобства чтения...
– Пост – это та добродетель, которая возбуждает в человеке желание совершенства, возбуждает дух покаяния. У каждого человека присутствует стремление к совершенству, Бог изначально вложил его в душу человека, – сказал Митрополит. – И с особой силой оно возгревается как раз во время поста. Пост, наряду с молитвой, является важнейшей добродетелью, которая утончает человеческую природу, делает более светлым ум и особым образом рождает в человеке дух покаяния, стремление жить более совершенно. Ведь когда человек пресыщен, обременён излишними яствами и питиями, то очень трудно ему достичь сокрушения духа, духа покаяния и желания себя исправить. Поэтому, если кто-то не решился ещё вступить на путь воздержания, то обязательно нужно это сделать, нужно готовить себя постом и покаянием к встрече великого Праздника Святой Пасхи Христовой.
Когда мы говорим о постниках, то представляем себе древние времена и суровых подвижников, пребывающих в пещерах
Когда мы говорим о постниках, то обычно представляем себе какие-то древние времена и суровых подвижников, пребывающих в пустынях и пещерах. И думаем, что в наши дни таких не бывает. Но это не совсем так. Мне в моей жизни приходилось видеть многих постников, достойных удивления, и вот об одном из них, ныне уже почившем, хочу вам сейчас рассказать.
В 1980-е годы назначили меня настоятелем Афонского подворья под Москвой. Служили там всего 5–6 человек братии, в основном иеромонахи. И так как храмов в округе практически не было, то они целыми днями бегали по требам – люди постоянно приглашали окрестить, отпеть, пособоровать, причастить, освятить и так далее. Возвращались в монастырь вечером, в разное время. Каждый перекусит чем-то, что найдется под рукой, – вот и вся пища за день. И решил я сделать одну обязательную общую трапезу, чтобы братия хотя бы раз в день могли вкусить чего-нибудь горячего, вареного.
Вот собрались братия на трапезу, и смотрю я, один из иеромонахов, – а был он уже довольно пожилой, старше меня, – несет с собой тарелку квашеной капусты, ну и ещё немного хлеба, кажется, лежало на этой капусте. Я говорю ему:
– Это у тебя что, своё кушанье? С нами ты разве не будешь есть?
А было это Великим постом, и на столе у нас было что-то самое простое, элементарное – суп какой-то сварили, ну и всё.
– Нет-нет, у меня своя диета, – отвечает.
Ну, диета так диета, ладно. На второй день то же самое – приносит с собой тарелку капусты с хлебом, – и так весь Великий пост.
Наступил День Пасхи. Мы немножко постарались ради Христова Воскресения – рыбки где-то достали, то, другое, яйца вареные. Смотрю: он приходит с той же тарелкой капусты, только сверху ещё три черносливины поставил.
– Отец Василий, – говорю, – а ты как же?
– О, – отвечает, – у меня сегодня велие утешение, сливы себе достал! Пасха ведь сегодня!
– Да он уже десять лет так питается, – мне потом братия сказали. – Капуста в разных видах и хлеб, вот и всё меню!
Был он на вид довольно худощавый, но нельзя сказать, чтобы какой-то очень измождённый – не слишком уж сильно и отличался от других братьев. И всегда такой благодушный, доброжелательный, наполненный духовным оптимизмом. Трудился больше всех, никому ни в чём не перечил, не вступал ни в какие прения. Мы ведь люди, и всё на земле бывает – бывает, что и между священниками возникают какие-то недоразумения. Но нет, ничего такого никогда за ним не наблюдалось. И молился постоянно. Между нашими келлиями была не очень основательная перегородка, и я слышал – чуть ли не всю ночь молится. В келлии, кстати, у него было всегда очень жарко, почти под 30 градусов. Видимо, калорий недоставало, вот он и мёрз всегда, терпел холод.
И вот однажды заболел он воспалением легких, положили его в больницу. Врачи говорят ему:
– У вас двухстороннее воспаление легких – вам надо хорошо питаться. Нужно обязательно употреблять калорийную пищу: если уж не мясо, то непременно масло, яйца, молоко и другое тому подобное!
Он всё это внимательно выслушал и сказал им два слова:
– Не буду.
Доктора расстроились, опечалились и говорят:
– Ну, уж если не молоко, то давайте хоть рыбу будете употреблять, иначе мы даже надеяться не сможем на ваше выздоровление!
Он посмотрел на них с сочувствием и повторил:
– Не буду.
Доктора собрали у его кровати настоящий консилиум, и стали его убеждать вкушать по крайней мере икру, и прочитали ему целую лекцию о пользе икры, и очень долго ему всё это говорили и объясняли, после чего он им сказал:
– Не буду.
И не ел ничего, кроме капусты, а если в какой-то день капусты для больных не готовили, то он доставал из тумбочки свою банку с квашеной капустой и брал из столовой кусочек хлеба. Так и вышел из воспаления легких!
И в наше время есть настоящие постники, которые истинно подвизаются, – их немного, но они есть
На моей памяти он лет 30 так питался, до конца дней своих. В глубокой старости страдал от болезни ног, но всегда пребывал всё в том же благодушии, всем довольный. Бывало, говорит мне:
– Сегодня у меня утешение большое!
– Какое? – спрашиваю.
– Мне сегодня картофелин печёных принесли!
И вот человек прожил так всю жизнь. Лишь немногие люди знали об этом его образе жизни, а большинство даже и не догадывалось. Он был такой же, как и все, ничем особенным внешне не выделялся.
Так что и в наше время есть настоящие постники, которые истинно подвизаются, постятся, – их немного, но они есть. И на таких людях стоит мир. Они нам показывают пример, укрепляют нас, сподвигают, хоть на малое, посильное нам, но все же необходимое дело воздержания ради собственного совершенствования.
Ведь есть немало людей, которые думают, что если не поем колбасы неделю, то тут же и смерть придет. Да не придет смерть, наоборот: смерть уйдет, а придет жизнь! Ведь растительная пища – самая естественная для питания человека, Господь дал первым людям именно плоды и овощи в пищу.
Поэтому надо быть мужественными и, имея такие примеры, смело вступать на путь поста. Пусть Господь помогает нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы хоть немножко понудили себя к посту, к воздержанию, и чтобы этот пост произвёл в нас дух покаяния, чтобы мы могли исправить свою жизнь и достойно встретить Светлый Праздник Христова Воскресения! Аминь!