8 июля Русская Православная Церковь вспоминает преподобного Далмата Исетского, подвижника XVII века и основателя Успенского монастыря в Курганской области. Происходивший из казачьего рода, святой довольно долго находился на государевой службе, но после семейной трагедии решил удалиться от мира для общения с Богом.
Сын боярский
Преподобный Далмат Исетский Преподобный Далмат Исетский, в Крещении Дмитрий, был сыном казачьего атамана Ивана Мокринского. Отец святого нес службу в Березове (ныне находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа) и, видимо, именно там и познакомился с супругой, имевшей татарское происхождение. Родился Дмитрий в 1594-м году, разделяя с семьей суровый казачий быт северного региона. По достижении совершеннолетия был принят в служилое сословие детей боярских. Когда в 1628-м году семья Мокринских перебирается в Тобольск, Дмитрий получает должность городничего.
Мокринский-младший женился, стал отцом пятерых детей и, возможно, до самой старости был бы тобольским чиновником, но после смерти супруги в 1642-м году принял решение оставить мир и принять монашеский постриг в Невьянском монастыре с именем Далмат. Человека с огромным опытом организационной работы не могли не заметить, а потому настоятель вскоре предложил преподобному должность монастырского строителя. Искавший уединения Далмат не был настроен заниматься административно-хозяйственными делами, а потому принял решение покинуть обитель. Как и подобает отшельнику, преподобный нашел себе укромную пещеру на реке Исеть и продолжил в тишине свой молитвенный подвиг.
Спасенный Богородицей
Место, где в реку Исеть впадает речка Течь, называлось в народе Белым Городищем. Там-то, на высоком берегу, и нашел себе пристанище Далмат. Пещера, в которой поселился преподобный, находилась на земле, принадлежавшей татарину по имени Илигей. Он сдавал русским промысловикам из Ирбита и Невьянска богатые пушным зверем и рыбой пространства. Неизвестно, чем именно поселившийся в пещере Далмат, не евший мяса в принципе и вряд ли угрожавший рыбной популяции реки Исеть, досадил арендаторам, но под их нажимом Илигей неоднократно пытался прогнать монаха со своей земли.
Илигей неоднократно пытался прогнать монаха со своей земли
Первое общение Далмата с Илигеем закончилось мирно: свою роль сыграли татарские корни святого, возможно, даже отдаленное родство с хозяином земли. Загадкой в этой истории остается почти полная индифферентность и готовность смириться с жизнью инока в пещере некрещеного татарина – и яростное желание православных людей во что бы то ни стало прогнать отшельника. Илигею, очевидно, Далмат не доставлял никакого беспокойства, а разговор и даже обнаружение общего с подвижником окончательно убедили землевладельца оставить святого в покое. Но арендаторы не унимались.
В 1645-м году Илигей вторично отправился в пещеру Далмата. Очевидно, что жил татарин довольно далеко от Белого Городища, поскольку в дороге ему пришлось остановиться на ночлег. Во сне Илигею явилась Богородица с хлыстиком в руках. Божья Матерь не просто приказала оставить святого в покое, но и отдать ему землю, что землевладелец впоследствии и сделал. Кстати, по одной из версий, он направлялся в пещеру к Далмату не просто выгнать монаха, но лишить его жизни. Как бы то ни было, победа в этих событиях осталась за преподобным.
Устроитель обители
Успенский Далматовский мужской монастырь
Хотя датой основания Успенского монастыря на Белом Городище считается 1644 год, иноки в обители преподобного Далмата стали появляться значительно позже. Как минимум год до передачи земель Илигеем святой жил в полном одиночестве. Неизвестно, когда к нему присоединился ученик священноинока Дорофея, нижегородский старец по имени Александр, но уже в 1651-м году братия обители обратилась к Царю Алексею Михайловичу с просьбой решить вопрос об установлении границ монастырских владений. В том же году многочисленные постройки обители были уничтожены в результате набега отрядов хана Девлет-Гирея. Чудом сохранившийся в огне образ Успения Богородицы стал главной святыней монастыря.
Чудом сохранившийся в огне образ Успения Богородицы стал главной святыней монастыря
К подвигам Далмата присоединился его сын, принявший монашество с именем Исаак. Именно он стал игуменом монастыря, а преподобный взял на себя духовное руководство жизнью братии. Уйдя в затвор, святой продолжал строго следить (скорее всего, через сына) за жизнью братии, о чем он указывал в письмах епархиальному начальству в Тобольск. В письмах Далмат сообщал и о выполнении монастырем военных функций: в степь для разведки посылались дозоры, выяснявшие сведения о перемещениях войск кочевников. Предупреждая гарнизонные войска о приближающейся опасности, монахи не имели возможности защитить монастырь, поэтому после набега в 1662-м башкирских племен братии под руководством Далмата вновь пришлось восстанавливать обитель, с чем они успешно справились.
Защитник гонимых
Монастыри XVII века в России были не только духовными, но хозяйственными центрами. А чтобы не отвлекать иноков от молитвы, к серьезным и требующим длительного времени работам привлекались крестьяне. Им предлагалось переселяться на территории, находившиеся в ведении обители, и разворачивать сельскохозяйственную и промысловую деятельность. Сибирь была в стадии освоения, а потому считалась местом возможностей и свободы. Неудивительно, что сюда в поисках лучшей жизни бежали крестьяне.
Власть имущие знали, что Далмат укрывает у себя беглецов, но добиться содействия в их выдаче от принципиального монаха не могли. Письменные запреты не действовали, а потому многие крестьяне могли рассчитывать на новую жизнь в монастырских землях. Не исключено, что преподобный принимал людей не только исходя из хозяйственного интереса монастыря. Об этом свидетельствует и его отказ от выдачи беглых. Очевидно, что любовь к ближнему была для преподобного важнее угождения жестокой бюрократии.
Любовь к ближнему была для преподобного важнее угождения жестокой бюрократии
Это ярко проявилось во время гонений на старообрядцев, укрывавшихся в монастыре. Власть жестоко преследовала несогласных с новыми церковными реформами, что заставило ревнителей старины бежать на окраины государства. Успенский монастырь преподобного Далмата не принял богослужебных и обрядовых изменений Патриарха Никона, что стало поводом для обвинения монахов в расколе. Сын преподобного Исаак был лишен должности игумена и вместе с другим насельником обители, Афанасием (будущим архиепископом Холмогорским), сослан на Енисей. Правда, через год оба вернулись в родную обитель и были восстановлены в должностях. Возможно, это стало результатом ходатайства преподобного Далмата, обладавшего высоким авторитетом.
Покровитель Сибири
Мощи преподобного Далмата Исетского Далмат Исетский прожил более ста лет и в 1697-м году мирно отошел ко Господу. По существовавшей на Руси монашеской традиции еще при жизни, задолго до успения, святой изготовил себе гроб. В нем преподобный и был похоронен в алтаре монастырской церкви. Позже на месте погребения Далмата была устроена усыпальница, а уже в XIX веке в Пермскую духовную консисторию было подано несколько прошений с просьбой построить на могиле часовню. Идея, правда, не встретила поддержки, но вода камень точит: благодаря широкому народному почитанию и совершавшимся на могиле святого чудесам, в официальных церковных документах преподобного начали именовать преподобным, установили ежегодный крестный ход на день памяти святого, а на Поместном Соборе 1917–1918 годов включили упоминание о Далмате в службу всем русским святым.
Далмат Исетский 4 февраля 2013 г. удостоен общецерковного почитания
В 2004-м году Далмат Исетский был официально признан Церковью местночтимым святым Курганской епархии, а 4 февраля 2013 – удостоен общецерковного почитания. Преподобного считают покровителем Сибири, а еще у могилы Далмата с давних пор молились перед отправкой в армию новобранцы. Ведь у гробницы преподобного вплоть до революции лежали шлем и кольчуга, которые Илигей подарил монаху в знак примирения. Некоторые паломники сообщали об исцелении от болезней после соприкосновения с доспехами Далмата. Почитается святой и среди единоверцев, как хранитель церковного предания и верный Церкви подвижник.