Протоиерей Валерий Розанов – клирик Вознесенского храма города Электросталь. Паренек из неверующей бедной подмосковной семьи, спортсмен, моряк… Таких легко ловила в свой капкан в «лихие девяностые» криминальная среда. Уберегла вера. Этот рассказ отца Валерия – о Промысле Божием в его жизни.
Как я отпевал своего лучшего друга
Я хорошо помню 1995 год. Четверть века назад я, тогда совсем еще молодой, не так давно рукоположенный священник, отпевал своего лучшего друга детства и юности. Он лежал в закрытом гробу, потому что во время криминальной разборки в его руке взорвалась граната. На той разборке даже стреляли из автоматов – вот такие были времена.
Тогда я хорошо понимал, что вполне мог лежать рядом с ним, и только чудом, видимо, по молитвам моей прабабушки, Господь меня от этого уберег. Но расскажу всё по порядку.
Им полагалось быть атеистами
Родился я в деревне Афанасово Ногинского района. В нашем Афанасово храма не было, и меня крестили в Казанском храме соседнего села Иванисово. Рядом был город Электросталь, там храмов тоже не имелось, поскольку это был не старинный, патриархальный город со старинными же церквями, а молодой – машиностроителей. Сюда со всей страны съезжались комсомольцы и коммунисты, а им церкви были ни к чему – им полагалось быть атеистами.
Я не застал в живых мою прабабушку Арину, но знаю от родителей, что она была глубоко верующим человеком, молитвенницей. Ее дочь, моя бабушка, росла уже при советской власти. До прабабушки ей было, конечно, далеко, хотя и она могла изредка перекрестить лоб и вспомнить Николу Угодника, чья иконочка имелась в доме.
Родители же мои были и вовсе неверующими людьми и крестили меня «для порядку», по просьбе бабушки.
Таким же атеистом рос и я сам. Вступил в пионеры, потом в комсомол.
Юный спортсмен
Занимался спортом. У нас был спортивный класс: 25 мальчишек-хоккеистов. Стоял на воротах, ловил шайбы. В семь утра – тренировка, потом в школу, после уроков – опять тренировка, потом – продленка. У меня был первый юношеский разряд по хоккею.
Затем увлекся дзюдо, стал даже КМС – кандидатом в мастера спорта. Хотел пойти по спортивной стезе – выучиться на тренера или учителя физкультуры.
Северный флот и первые философские размышления
После школы пошел в армию. Служил с 1987-го по 1990-й, то есть три года в ВМФ – на Северном флоте, на тяжелом авианесущем крейсере с местом постоянного базирования в Мурманске-35 (Североморске). Был радиометристом и старшим матросом. На нашем крейсере имелась авиационная группа – 12 самолетов с вертикальным взлетом и посадкой и 12 вертолетов.
Служилось нелегко: выходили на учебные стрельбы в море, а там часто – ветер и качка. Тяжело было переносить шторм. Все по-разному реагировали: одни испытывали сильную тошноту, у других, наоборот, аппетит неестественно разыгрывался, и они со всех ног бежали в камбуз и лопали за себя и за того парня – точнее, за тех, кто есть почти не мог.
У меня рвоты не было, но мутило сильно, а ведь при этом нужно служить и стрелять. И так три года. К тому же условия северные: сырость, ветра, если чирей вскочит – замучаешься лечить.
Первые годы службы свободного времени совсем не было, а вот ближе к концу, как у старослужащего, стало появляться. И тогда я, к собственному изумлению, стал задумываться о смысле жизни. Впервые меня такие философские мысли посетили: зачем человек рождается, зачем живет и умирает?
В чем смысл жизни?
Вернулся из армии, поступил в институт физкультуры. Стал учиться заочно, работал в нескольких местах одновременно, крутился как мог. Философские размышления о смысле жизни меня не оставляли, можно сказать – мучили, но смысла этого я тогда еще никак не мог обрести.
К нам заглядывали молодые девушки из секты, и мы с другом даже пару раз к ним сходили, но больше я не пошел: не увидел у них ни глубины, ни смысла, просто театр какой-то – так мне тогда показалось.
В детстве в семье мы жили бедно, папа – плотник, мама – чернорабочая, да еще инвалид 3-й группы. Она родилась на Воздвижение, всю жизнь несла крест болезни и отошла ко Господу на Сорок мучеников Севастийских.
Изначально я видел смысл жизни и счастье в материальном достатке. И вот как-то настал момент, когда я смог заработать достаточно денег, чтобы достичь этого долгожданного достатка: обставил квартиру, купил видеомагнитофон (в те годы имелось не так много счастливых обладателей видеомагнитофонов). Этого уже было очень много для паренька из бедной семьи. Мне исполнилось 23 года – и в голову приходили мысли: ты достиг того, к чему стремился.
И тогда в душе появился вакуум, какая-то пустота и неудовлетворенность. В институте, в книжном киоске, я зачем-то купил Библию. И вот теперь вдруг взял ее в руки и начал читать. Сначала ничего не понимал, но отчего-то всё время перечитывал, словно какая-то сила свыше заставляла меня перечитывать снова и снова.
Зачем-то купил Библию… И словно какая-то сила свыше заставляла меня перечитывать ее снова и снова
И постепенно Господь начал мне открывать смысл прочитанного, и я с изумлением стал вникать в Премудрость Божию, прикасаться к тайнам мироздания, творения человека, замысла Божия о его спасении.
Постепенно через чтение слова Божия обретал смысл человеческой жизни. Видимо, моя прабабушка Арина сильно молилась за внука, что еще раз доказывает: «Много может молитва праведного» (Иак. 5: 16).
Перемены в моей жизни
С этого момента моя жизнь в корне изменилась, поменялось мировоззрение. Вечные ценности стали первичными, а то, что раньше казалось главным, материальные ценности, стали вторичными. Начал ходить в храм, воцерковляться, посещать воскресную школу, участвовать в Таинствах.
Все это происходило не без искушений. В первый раз, когда я зашел в церковь, у меня рука просто не поднималась перекреститься. Думал: меня многие в городе знают, увидят, как я крещусь, – осудят. Но с Божией помощью постепенно это искушение преодолел.
У Бога Свои планы
На занятиях в воскресной школе я познакомился с одним человеком, который регулярно ходил в храм. Он как-то признался мне, что он – неверующий и делает это из любопытства и потому, что это становится модно.
Этот случай стал мне уроком и откровением от Господа и показал, что вера – дар Божий. Вера дается только Богом. И если даже кто-то будет ходить в храм, но Господь не коснется его сердца, то этот человек останется неверующим.
Бог никогда не торопится и никогда не опаздывает: у Него для всего есть Свое время
Бог никогда не торопится и никогда не опаздывает: у Него для всего есть Свое время. И Он никогда не ошибается. Мы иногда своей волей торопим это время, хотим всё сегодня и сейчас, а у Него Свои планы на посещение каждого человека.
В бегах, в тюрьме или в гробу
Затем пришло еще одно искушение: все мои друзья были спортсменами, а в «лихие» девяностые спортсмены нередко вставали на путь криминала, участвовали в разборках, «крышевали» и так далее. И вот мои друзья стали мне предлагать заняться такими криминальными делами вместе с ними. Но я к тому моменту стал верующим человеком, и у меня уже были другие ценности.
Оглядываясь назад, с высоты прожитых лет, я вижу, что многих моих друзей уже нет в живых: одних убили, другие сели, а потом ушли из жизни раньше времени, кто-то уехал, скрываясь от уголовного преследования.
Если бы я не пришел к вере, то тоже был бы либо в гробу, либо в бегах, либо в тюрьме. Скорее всего в гробу, как мой самый близкий друг, которого я сам и отпевал.
Поздравление с праздником ребят из социально-реабилитационного центра «Доверие»
Как меня рукоположили в сан диакона
Спустя какое-то время настоятель храма, видя мое рвение и неукоснительное посещение служб, позвал меня в алтарь. Я стал алтарничать, читать на клиросе. Потом женился, и настоятель рекомендовал меня к служению Церкви в священном сане.
11 июля 1994 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил меня в московском Новодевичьем монастыре в сан диакона.
Настоятель храма благословил меня служить мою первую службу у благочинного – архимандрита Сергия (Шагаева) – в Казанском храме города Фрязево. Ехал туда спокойно, зная, что у благочинного есть свой служащий диакон, значит, я буду на подхвате. Какой же ужас охватил меня, когда узнал, что буду единственным диаконом на всенощной – ведь раньше и кадило в руках не держал.
Но Господь мне помог, как-то справился, и после всенощной благочинный спокойно подсказал мне, в чем я ошибся. Так началась моя служба.
Служение Господу
Через полгода, на Рождество Христово 1995 года, тоже в Новодевичьем монастыре, меня рукоположили в священники.
В семье моих родителей постепенно атмосфера тоже начала меняться: мама и папа пришли к вере и обвенчались.
Два года я служил в Электростали, затем меня перевели в храм Петра и Павла в поселок Обухово Ногинского района. Церковь восстанавливали из руин с Божией помощью. Были случаи, когда Господь чудом посылал нам благодетелей, которые помогали в строительстве именно тем, что было нужно в данный момент. Я чувствовал, как святые апостолы Петр и Павел незримо поддерживали нас.
В поселке Обухово я прослужил 13 лет, а потом был снова переведен в Электросталь, по месту жительства, в Вознесенский храм, где служу и сейчас.
Вот такой получился у меня рассказ о Промысле Божием в моей жизни.
Помощи Божией в благих начинаниях всем читателям портала Православие.ru! Храни Господь!