Готовимся к переходу в вечность

Аскетика семейной жизни

Художник: Леонид Баранов Художник: Леонид Баранов

Заканчивается цикл публикаций по семейной аскетике. Мы рассмотрели подвиг взросления и духовные аспекты при выборе жениха и невесты. Обсудили аскетическую задачу в жизни молодоженов – менять привычный холостяцкий образ жизни, создавая малую Церковь. Коснулись темы неудач и потерь, без которых семейная жизнь не обходится. Поговорили про духовное воспитание детей и всестороннюю подготовку их к самостоятельной жизни. Следующий этап – мы стареем, а наши дети воспитывают своих детей, им понадобится помощь от нас…

Помогать взрослым детям, не баловать внуков

Есть огромная разница между «помочь детям» и «сделать вместо них, потому что так лучше». Есть большая разница между «откликнуться на просьбу детей о помощи», «деликатно предложить свою помощь» и «навязать помощь».

Есть огромная разница между «помочь детям» и «сделать вместо них, потому что так лучше»

Навязанная помощь внешне может выглядеть замечательно – как проявление заботы и жертвенной любви: «Я не дожидаюсь, пока дочь попросит меня. Вижу проблему – решаю ее без лишних разговоров». Это на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении родительская позиция выглядит иначе: «Я не жду от дочери просьбы, потому что лучше ее знаю, что ей нужно». Даже если это знание детских потребностей было, со временем люди меняются, и наши отношения меняются тоже. Если этого не происходит, отношения портятся, рвутся.

Когда мы понимаем, что грешим гиперопекой, нам приходится себя сдерживать: «Я приехал в дом взрослых детей. Это территория молодой семьи, я в гостях. У них я воздержусь “порядок в доме наводить”. В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Помимо избыточной заботливости встречается и противоположная крайность – недостаток заботы о детях. Что тут делать, понятно: родители активизируются, вникают в жизнь детей, не уклоняются от своих родительских обязанностей под предлогом «дочери 25 лет, я в ее годы решал свои проблемы сам». Каждая молодая семья нуждается в родительской поддержке – в той или иной мере.

Некоторые избыточно заботливые родители считают, что, хотя дети взрослые, их надо постоянно консультировать и контролировать. К чему приводит такая стратегия? Взрослым детям дипломатично внушают, как они некстати создали семью и неудачно выстраивают отношения за пределами родительского дома. Подобные внушения, непрошенные вмешательства разрушают благословенный брак, не имеют ничего общего с родительской помощью детям.

В этом случае полезно аскетическое правило, которое обозначил протопресвитер Фома Хопко:

«Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы… Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей)»[1].

Если дочь сама хочет посоветоваться с мамой о своих конфликтах с мужем, то мама может со вниманием, неравнодушно, молитвенно выслушать дочь (иногда этого достаточно). Если дочь задаст вопросы, то мама осторожно выскажет свое мнение, воздерживаясь от греха – от того, чтобы настраивать жену против мужа. А если дочь не хочет советоваться? Сверхзаботливая мама раздачу советов воспринимает как свое право и обязанность. И считает неблагодарностью слова дочери: «Мама, мы взрослые люди, сами разберемся». От матери требуется не навязывать свое мнение; чувствовать, что переживает дочь; не вторгаться, куда не просят. Родители именно помогают взрослым детям, не командуют ими, оберегают их право на самостоятельность.

Тот же принцип сохраняется, когда рождаются внуки. Не будем оказывать медвежьих услуг внучке, не будем подрывать авторитет ее родителей, внушать ей с хитренькой улыбкой: «Да мало ли что твоя мама сказала… Ты меня лучше слушай, я твоей маме – мама». Да, когда-то мама была маленькой и слушалась бабушку, но прошли десятилетия. Теперь к бабушке мама почтительно прислушивается. Ребенка воспитывают мама с папой вместе, бабушка с их согласия – помогает, не более того. Бабушка не пытается вернуть себе позицию старшинства. Старший в новой семье папа, за ним идет мама. Дедушки и бабушки занимают важное, почетное положение в жизни папы и мамы, но не управляют их семьей.

Старший в новой семье папа, за ним идет мама. Дедушки и бабушки занимают важное, почетное положение, но не управляют новой семьей

У каждого из нас свои обязанности, свой крест. Одно дело – отцовский крест главы семьи и крест мамы, другое – крест бабушки[2].

Весьма деликатен в семейных вопросах был старец Иоанн (Крестьянкин), он правом старшинства не злоупотреблял. Протоиерей Серафим Правдолюбов вспоминает:

«В обсуждениях того или иного обстоятельства, с которым мы обращались к нему, часто слышали: “Я скажу только после того, как узнаю, каково к этому вопросу родительское отношение”. Отец Иоанн высоко ценил волю родителей в судьбе детей»[3].

Старец Иоанн верил, что Бог помогает верующим родителям – дает уникальное знание судьбы детей[4].

Конечно, в духовном воспитании участвуют не только родители. Многих из нас бабушки приобщали к церковной жизни. Помню, жил я летом с бабушкой на даче, там она меня научила молитве «Богородице Дево, радуйся». Первая молитва в моей жизни! По возвращении в Москву бабушка привела меня на службу. Кажется, был 1981 год. Никаких подробностей службы не помню. Но в церкви мне понравилось, было таинственно, интересно. Для меня это первые, благотворные впечатления о храме. Царствие Небесное тебе, бабушка! – ты свое дело сделала.

Православный человек – не тот, кого православные родители окрестили в детстве. Мы становимся православными, если мы живым примером воспитали своих детей в вере и наши внуки – православные. В этом случае мы становимся звеном в вековой цепи церковной жизни: мы получили от предков и передали потомкам духовное преемство, традицию[5].

***

Бывает вера живая, зрячая, бывает и нет. Бывает любовь слепая, в том числе любовь к внукам. Это когда внуков балуют – из любви. Избалованный малыш превратится в тирана семьи. Станет несчастным человеком, потому что за пределами семьи его баловать не будут. Балуя внука, бабушка приучает его капризничать, добиваться эгоистичных целей, манипулируя старшими: «Мам, а бабушка сказала, что мне можно конфету». Иногда, балуя внука, дедушка пытается «подкупить его, завоевать дешевый авторитет», оттеснить родителей на второй план. От этого следует тщательно воздерживаться.

Любовь к детям проявляется не через потакание, а через другое. Об этом хорошо говорит митрополит Антоний:

«В первую очередь христианская семья должна быть счастливой. Это не значит, что надо потакать друг другу во всем, но если Бог приходит к двум-трем-четырем людям, Он приносит счастье, а не разбитость»[6].

Подарить минутку счастья, порадовать и побаловать ребенка – совсем не одно и то же.

Кому-то может казаться, что мы ушли от вопросов духовного характера в сторону. Нет. В жизни много сторон, они связаны между собой. Даже те стороны, которые вроде бы далеки от духовности, влияют на нашу вечную судьбу. Вслушаемся в слова из письма святителя Феофана Затворника одной семейной женщине:

«Вы – жена, мать, хозяйка; обязанности, сюда относящиеся, – ваше спасение»[7].

Спасение! Святитель не преувеличивает: наши заботы о семье, хлопоты по дому имеют духовную значимость, их можно поднять, возвысить до уровня спасительного подвига.

Каждый из нас способен поразмышлять и перечислить разные стороны своей жизни. И задать себе вопрос: «Чего Бог ждет от меня в каждой из этих сторон моей жизни? Что я обязан делать сегодня и в ближайшие дни, к примеру, как муж, как отец, как дед, как хозяин, как преподаватель?..»

Подвиг старения

В наше время трудно взрослеть, стареть тоже тяжело. Уходит патриархальное почтение к пожилым людям, всё чаще старые люди воспринимаются как обуза. Наш эгоизм способен любого родного человека превратить в обузу – старого и малого. Старость понимается как возраст болезней, ограниченных возможностей, грустного ожидания перед уходом на кладбище.

Для верующего же человека старость – это последний этап перед переходом в вечность, а не перед уходом в могилу. Протоиерей Константин Островский называет старость главным этапом человеческой жизни, поскольку после бурного старта молодости и проделанного в зрелом возрасте большого пути, мы приближаемся к месту нашего назначения, впереди у нас экзамен за всю жизнь. И, по милости Божией, в перспективе у нас более интересная жизнь, чем годы от нашего рождения до смерти, и эта жизнь – бесконечная[8].

Из-за потребительского отношения к жизни мы видим в старости сплошные минусы. Не замечаем плюсов. Каких? С возрастом к человеку, который учится на своих и чужих ошибках, приходит зрелость и глубина понимания жизни; к некоторым даже – мудрость. Это жирный плюс.

А люди боятся старости как ужасного бедствия, отчаянно примолаживаются. Пожилые женщины наносят молодежный макияж, мужчины за 50 надевают ультрамодную, безвкусную и неудобную одежду. Тщеславие не дает нам принять и признать свой возраст. Нам хочется выглядеть как взрослые, когда мы подростки. Проходят годы, мы обзавелись семьями, но нелепо изображаем женихов и невест, даже когда у нас внуки[9]. Льстим себе и лжем окружающим.

Люди боятся смерти. Правда, чужая смерть по-садистски смакуется на разных шоу, в фильмах и компьютерных играх; смерть коммерциализована. При этом о своей смерти потребители материальных благ избегают думать. Взрослые дяди и тети боятся услышать от врача намек на фатальный диагноз. Впадают в истерику, оглушают себя алкоголем, судорожно «цепляются за жизнь». Это не то же самое, что «бороться за жизнь», идти в Небесное Отечество по-человечески, с достоинством.

В Небесное Отечество надо идти с достоинством. Покаяние помогает нам в этом

Для неверующих человек – высшее животное; рождается, потому что сработала репродуктивная система самца и самки, умирает человек по причинам несчастных случаев, болезней и завершения жизненного цикла организма.

Христианин иначе смотрит на жизнь и смерть. Человек – больше, чем животное. Смерть вошла в нашу жизнь от нарушения Адамом и Евой заповеди Божией. Новый Адам – Христос – преодолевает смерть. С Ним умирать не страшно, с Ним мы воскреснем.

Старец Иоанн, будучи сам пожилым и немощным, писал людям, столкнувшимся с тяжкой неизлечимой болезнью: наше покаяние ходатайствует за нас перед Богом. Это он знал из Божественного Откровения и своего пастырского опыта[10]. Память смертная – составная часть покаяния – помогает нам приготовиться к переходу из этой жизни, очищать и предохранять душу от грехов. «Помни последняя твоя, и вовеки не согрешишь» (Сир. 7: 39).

***

С темой старения связана еще тема «возрастных грехов». В каждом возрасте есть часто встречающиеся грехи. Они пореже попадаются в других возрастных категориях. Дети исповедуются в непослушании родителям. Молодые люди переживают блудную брань, сомнения по поводу веры. Со временем выходит на первый план страсть сребролюбия. И старость не свободна от страстей. Подступает уныние: «Дети выросли, мы им уже не нужны». В борьбе с унынием помогает упражнение – нарочно замечать хорошее в нашей жизни, пусть даже по мелочам. Как умеют радоваться пустякам маленькие дети! Замечать и благодарить Бога за маленькие и крупные радости, благодарить своих взрослых детей за знаки внимания, пусть самые незначительные.

Так мы поборемся со старческим унынием, обидчивостью и ворчливостью. Вот стоим мы в вагоне метро, уступили нам место – «Спасибо!» Если не уступили, не будем раздраженно ворчать. Чуть-чуть смиримся и попросим место. Я не помню случая, чтобы в такой естественной вежливой просьбе кто-то отказал. Пожилой человек поблагодарит уступившего – всем хорошо.

Некоторые люди сталкиваются еще с одним возрастным явлением: «Не знаю, какие у меня грехи. Мне 75 лет, живу одна, ссориться не с кем. Православные телепередачи смотрю, в храме пропускаю воскресные службы: ноги больные». Да, в старости мы грешим меньше – по причине оскудения сил[11]. Тут есть над чем подумать: над преодолением страстей в их остаточных и неявных формах, над тем, как сохранить покаянный настрой до конца наших дней, как менять ракурс, тактику нашей духовной жизни.

Память смертная и надежда на милость Божию

Отбросим обиды, будем жить светло. Пусть мы не будем сиять, как солнышко, а скромно так лучиться тихим светом лампадки. Я вижу по временам таких сияющих старомосковских бабушек в храме. От них какой-то тихий свет исходит. С ними общаться легко, приятно просто встретиться глазами. Перед службой идешь в храм, а бабушка-светлячок стоит на обычном своем месте, заранее пришла. Поздороваться с ней – бальзам на сердце. Хорошие у них лица, просветленные.

Говорят, к 50 годам человек имеет то лицо, которое сам заслужил. Когда никого рядом нет и мы не надеваем маску приветливости, подойдем к зеркалу, полюбуемся на результат прожитой нами жизни и умения пережить ее удары. Подведем итог. Если неприятно на себя смотреть, все-таки не будем унывать. В самых заунывных обстоятельствах вооружимся молитвой: «Прожил я свою жизнь зря. Но если Ты меня не примешь, то деваться больше некуда»[12]. Верим в неистощимое милосердие Господне.

***

Закончился наш цикл публикаций по семейной аскетике. Если что-то полезное получилось сказать – благодарю Бога. Если какие-то важные вопросы я упустил из виду, слишком бегло на них остановился, не нашел простых, точных и светлых слов – простите.

Я не ставил себе задачи досконально прописать единственно верный маршрут семейной жизни, счастливой и высокодуховной. Такой аскетической задачи и нет. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) как-то высказал такое суждение:

«В духовной жизни нет одного рецепта для всех. Поэтому все примеры не прикладывайте к себе»[13].

Тема семейной аскетики глубокая, безбрежная, литературы по ней не очень много. В эту тему я могу внести только малый вклад, лепту – то, что собрал из советов надежных духовных наставников, из каких-то личных наблюдений. Больше у меня нет – и то слава Богу!

Священник Павел Сержантов

28 августа 2020 г.

[1] Фома Хопко, протопресвитер. 55 принципов христианской жизни // https://pravoslavie.ru/112409.html.

[2] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2004. С. 305.

[3] «Все вы в сердце моем, и эта любовь навечно». Воспоминания одной семьи об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Псково-Печерский монастырь, 2018. С. 179–180.

[4] Не могу без волнения читать, как Ной пророчествует о судьбе своих потомков: «Да распространит Бог Иафета (игра слов: Йафэт Элогим лэйэфэт), и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9: 27). Вспомним это пророчество, когда думаем о жизни нашего многомиллионного народа, расселившегося на огромной территории. Пророчество Ноя сбылось, сейчас потомки Иафета – славяне и греки – паломничают в Иерусалим, где когда-то ставили священный шатер потомки Сима.

[5] «Женщина-христианка по Божию повелению должна воспитать своих детей в вере и благочестии и детей от своих детей». – Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). С. 294.

[6] Антоний Сурожский, митрополит. Труды. [Т. 1.] М., 2002. С. 503.

[7] Собрание писем святителя Феофана. Вып. 8. М., 1902. С. 4.

[8] Константин Островский, протоиерей. Заметки о пастырском служении. М., 2019. С. 334, 337.

[9] Есть сравнительно редкий вид тщеславия, когда люди изображают старцев и стариц, не будучи таковыми. В 40 лет превращаться в старика – это такая же крайность, как и делать вид, что тебе 18.

[10] Покаянная молитва царя Манассии продлила ему жизнь – см.: 2 Пар. 33: 12–13.

[11] Константин Островский, протоиерей. Заметки о пастырском служении. С. 339.

[12] Там же. С. 343.

[13] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). С. 309.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Надо чувствовать ребенка Надо чувствовать ребенка
Священник Павел Сержантов
Надо чувствовать ребенка Надо чувствовать ребенка
Аскетика семейной жизни
Священник Павел Сержантов
Православная семья учит нас любви к Богу и к ближнему. Вот эту атмосферу христианской любви в семье создавать и хранить – и завещать детям.
Зачем жениться? Зачем венчаться? Зачем жениться? Зачем венчаться?
Свящ. Павел Сержантов
Зачем жениться? Зачем венчаться? Зачем жениться? Зачем венчаться?
Аскетика семейной жизни
Священник Павел Сержантов
Слово «супруги» происходит от глагола «сопрягать». Жизнь супругов сопряжена воедино, они в одной связке.
Любовь жениха и невесты требует проверки Любовь жениха и невесты требует проверки
Священник Павел Сержантов
Любовь жениха и невесты требует проверки Любовь жениха и невесты требует проверки
Аскетика семейной жизни
Священник Павел Сержантов
В любимого человека необходимо хорошо всмотреться. Не идеализировать его, видеть достоинства и недостатки. И помнить: мужа и жену связывает не только любовь, но еще и дружба.
Комментарии
Аннушка17 февраля 2021, 14:18
Батюшка Павел, спаси Вас Господь за такую нужную и важную статью!!!
Ольга 8 сентября 2020, 06:27
Ирина (03.09.20), откуда у Вас такая абсолютная уверенность? В нашей семье были такие старики, и есть. И много еще такого было, что не дай Бог никому. К сожалению, Вы так и не поняли мысль, которую я пыталась донести: страдания в этой жизни временные, а награда за долготерпение, любовь, милосердие - Жизнь Вечная. Простите, что проповедую Вам прописные истины Христианства, Вы очевидно, их знаете.
Денис 4 сентября 2020, 12:37
Ирина, согласен с вами. Так мою мать не хватило на заботу обо мне и своей матери. Умерла, когда мне ещё 16 лет было. Конечно, тяготы заботы о больной и тяжёлой матери - это не единственная причина её смерти, больше сказался ужас существования под властью западников в лихие девяностые, но всё-таки... Эгоизм растить детей для того, чтобы было кому кружку воды в старости подать, причём глупый эгоизм. Сам не можешь до водопроводного крана добраться, причём не временно, а постоянно, то зачем длить столь мучительное существование годами? Мы же не атеисты верящие, что один раз живём.
Ирина 3 сентября 2020, 23:13
Ольга (от 3 сентября) вот я абсолютно уверена, что в вашей жизни не было таких стариков. А у меня было (мать 6 лет) и есть (тетка крестная сейчас). Так что, как говорится , не судити. Это ужас полный и бессмысленность такой жизни, а также сплошные непрекращающиеся страдания для близких
Денис 3 сентября 2020, 15:50
Елена, в моей памяти и десятилетия спустя осталось, как прабабушка мне пирожки пекла даже тогда, когда ей за восемьдесят было. О вере же она мне шестилетнему рассказала, когда мой любимый дедушка умер и я осознал, как ужасна смерть! Вот тогда она и поведала о вечности с Богом в Раю, а нынешние прихожане в своём большинстве эгоистичны. Их интересует личное спасение, а на ближних им плевать. Причём по вере их спасение в обрядах, в таинствах воспринимаемых, как магические ритуалы. Православных ныне больше, а живущих по-совести меньше, чем было в советское время.
Ольга 3 сентября 2020, 00:48
Ирина (02.09.20; 02:00), а Вы не задумывались, зачем вообще посылаются Богом такие скорби, как больные дети, родственники - инвалиды, старики в деменции? Вы вот считаете, что люди "губят свою жизнь на уход за дементивными стариками". А если посмотреть с другой стороны, если ухаживают они за больными и немощными стариками с терпением и любовью, то не жизнь свою они губят, а свою душу бессмертную спасают. Но сейчас, видимо, даже у людей, мнящих себя христианами, другие жизненные приоритеты. И стариков им "не жалко" (как будто те нарочно впадают в маразм и другие старческие немощи), а жалко только себя, любимых.
Елена 2 сентября 2020, 21:57
пожертвовать собой ради духовных интересов бабушек?! Может быть наступило время православным внукам проявить свою Христианскую Любовь своим бабушкам? Счастливы те внуки и внучки, которые видели в своих бабушках живой пример веры в Господа нашего Иисуса Христа! Видели их ночные молитвы, соблюдение постных дней и почитание церковных праздников. Это навсегда останется в памяти и будет являться фоном духовной жизни взрослых внуков, будет подсказывать им правильный путь жизненного течения, ведущий к Царствию Божьему! Денис, желаю Вам настоящей встречи со Христом - Сретения Господня в Вашем сердце. Тогда Вы поймете, что главное в церкве не свечи и просфоры....
Елена 2 сентября 2020, 21:49
таком же понимании и в ЛЮБВИ Христовой, как и инвалиды с физическим не здоровьем. Но это не означает, что таковых нет. Они несут свой крест, ухаживая с любовью за немощными ближними или дальними, участвуя в социальном служении. Денис, Вы написали: "Ныне скорее другая проблема, бабушка спешат в храмы, жертвуя интересами, потребностями внуков и внучек. В результате у детей вместо любви ко Христу ревность к Церкви, отнимающей у них бабушек. Внуки, внучки должны быть впереди просфор и свечек! Лучше без причастия остаться, чем внука врагом Божьим сделать!" Это говорит об эгоизме. Почему бабушки должны угождать капризам внуков? Они уже вырастили своих детей. Может быть внукам и внучкам пожертво
Елена 2 сентября 2020, 21:47
Отец Павел, низкий Вам поклон за Вашу статью! Для Дениса: быть инвалидом с детства, нелегкий крест. Сожалею, что на Вашем пути не встретились православные христиане, несущие свет Христов и любовь Христову к окружающим. Пожалуйста, не держите обиду. Кто-то рождается с физическим не здоровьем - слепым, глухим, с пороками развития и т.д. Подобное происходит и в духовной жизни. Духовные недуги современного человека, менее всего склонного любить, смиряться и терпеть чужие немощи, распространяются, увы, и на считающих себя православными христианами. Человек рождается "слепым" к красоте Божьего мира, "глухим" к нуждам своего ближнего, а в сердце - нет ЛЮБВИ. Такие люди тоже инвалиды. И нуждаются в
Ирина 2 сентября 2020, 02:00
Абсолютно согласна с Ириной. В старости сейчас все больше не мудрость, а маразм и проблемы детям с уходом за такими стариками. И не стариков этих жалко, а их детей, что губят свою жизнь на уход за дементными стариками
Денис31 августа 2020, 21:50
Надежда, с 28 лет... Спаси Бог за сочувствие!
надежда31 августа 2020, 18:36
Денису. Денис, меня тронуло Ваше письмо, мне тоже под сорок (через месяц стукнет 39), и я начала болеть с 14 лет и так до сих пор не выздоровела. Вера в душе всегда, наверно, была, но более серьезно вопросами Церкви стала интересоваться только последние несколько лет и то лишь с целью решить свои проблемы. А Вы, Денис, с какого возраста воцерковились?
Матушка Анна31 августа 2020, 16:53
Батюшка, спаси Господи вас! Нашла душеполезные слова для души. Любовь к детям проявляется не через потакание, а через другое. Об этом хорошо говорит митрополит Антоний: «В первую очередь христианская семья должна быть счастливой. Это не значит, что надо потакать друг другу во всем, но если Бог приходит к двум-трем-четырем людям, Он приносит счастье, а не разбитость»[6]. Подарить минутку счастья, порадовать и побаловать ребенка – совсем не одно и то же. Очень верно!!!
иПавел Геннадию31 августа 2020, 12:36
Во 2Пар. 36:23 Манассия молился о продлении его жизни: "Согрешил я, Господи... отпусти мне, Господи, отпусти мне, и НЕ ПОГУБИ меня с беззакониями моими и не осуди меня В ПРЕИСПОДНЮЮ. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, СПАСШИ меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все ДНИ ЖИЗНИ МОЕЙ". Господь услышал молитву, избавил от смерти и вернул в Иерусалим.
Денис31 августа 2020, 00:10
Иулиания, у меня была прабабушка через всё советское время пронёсшая веру в сердце своём и рассказавшее мне о Христе, когда умер любимый дед. Без неё не факт, что я стал бы хоть в какой-то мере православным. Ныне скорее другая проблема, бабушка спешат в храмы, жертвуя интересами, потребностями внуков и внучек. В результате у детей вместо любви ко Христу ревность к Церкви, отнимающей у них бабушек. Внуки, внучки должны быть впереди просфор и свечек! Лучше без причастия остаться, чем внука врагом Божьим сделать!!!
Иулиания30 августа 2020, 18:13
О какой традиции речь, когда все традиции утеряны безвозвратно?.. В статье примеры верующих бабушек, родителей.. Не было в моей жизни ни дедушек, ни бабушек.. Точнее, были, но рано ушли из жизни. А родители до сих пор не воцерковленые. Живут без покаяния и причастия. И я, единственная дочь, в этом смысле первопроходец. И таких примеров вокруг - тысячи!
Денис30 августа 2020, 13:45
По-прочтению вспомнилось "начали за здравие, кончили за упокой". При этом начало действительно хорошее, советы жизненные. В конце же говорится о том, что смерть - это не конец, но ничего о красотах Рая, о радости вечной жизни. Хотя от уныния не только старики страдают. Будучи инвалидом с детства унываю с юности своей, когда осознал, что здоровья мне не видать в обозримом будущем. Действительно мне уже под сорок, а до сих пор нет здоровья. Медицина не даёт умереть, а Церковь не даёт чудесного исцеления. Хоть как-то радует кошка. Увы, но в людях оскудела любовь, к православным это тоже относится, даже больше ранит христианское равнодушие. От православных христиан ожидаешь большего, ждёшь любви
Геннадий30 августа 2020, 13:16
О продлении жизни молился Езекия, а Манассию Господь возвратил из Вавилона в Иерусалим, см. ссылку [10].
татьяна30 августа 2020, 12:16
"приходит зрелость и глубина понимания жизни; к некоторым даже – мудрость", вот только ценности она уже не представляет ни для кого, а в самом обладателе этой мудрости выражается в виде цинизма, либо равнодушия, типа "другого и не ждал".
Виктория30 августа 2020, 05:31
Спасибо отцу Павлу за интересные публикации.Они натолкнули на многие полезные размышления. Приведенные цитаты святых отцов Церкви только усилили даный материал.Да, в последнее время, к сожалению, редко встретишь человека , живущего в своем реальном возрасте. После 40 лет, как правило, люди начинают безудержно молодиться и от этого выглядят несколько карикатурно.А ведь каждый возраст человека - прекрасен по-своему...Человек, который в 40 живет как сорокалетний, в 60 как шестидесятилетний - заслуживает уважения.
Gary29 августа 2020, 14:26
A moving article. I really like this. I can become a better dad and grand-dad. Thank You!
Марина29 августа 2020, 13:55
Храни Вас Господь о.Павел! Очень понравилась фраза- Для верующего человека старость – это последний этап перед переходом в вечность, а не перед уходом в могилу. Это истинно так! Мне 54 года, некоторые говорят, что это еще жизнь полная сил. Но я считаю, что это последний этап жизни. Вера помогает жить и готовится к отчету за прожитые годы. Поэтому когда врачи ставят диагнозы не утешительные, всегда думаешь о том, что если бы это сказали когда тебе до 50 лет, это бы тревожило. Но когда дети выросли, получили образование, создали семью, возникают мысли, на лекарствах протянешь лет 10 и Слава Богу! Потому что этот этап жизни самый прекрасный, он подводит итог долгих и трудных лет жизни!
рБ Марина29 августа 2020, 11:49
СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ ПАВЕЛ ЗА ВАШ ТРУД!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ И ВАШИМ БЛИЗКИМ!!!
Елена28 августа 2020, 23:10
Спасибо большое! Храни Вас Бог!
Ирина28 августа 2020, 22:47
Старость это сейчас, к сожалению, чаще на мудрость, а маразм. Люди живут до 90 лет и старше, опровергая "дней наших 70 лет, аще в силах 80". В деменции и т.п. Только родственникам проблема, и ничего больше!
р.Б.Сергий28 августа 2020, 15:26
Спасибо автору, о.Павлу Сержантову,за его лепту.На седьмом десятке лет впервые для себя (видно искал плохо),прочел размышления, именно православного священника, на эту тему,причем, основательно аргументированные им.Приведенный в конце этого материала список,используемой при написании литературы.станет,на мой взгляд,ориентиром,что ещё можно/нужно прочитать по этой тематике.
Анна Резе28 августа 2020, 05:46
Спасибо,отче. Мягко и доступно. Понятно и не обидно. Мне очень понравилось. Вовремя прочитанное всегда спасает от лишних страданий и недоразумений. Низкий Вам поклон за всю серию публикаций о семье и взаимоотношениях. Храни Вас Бог, отче.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×