Обманутые

К столетию Русского исхода

«Говорить правду – это мелкобуржуазный предрассудок,
ложь, напротив, – часто оправдывается целью»
Высказывание Ленина, по воспоминаниям Ю. П. Анненкова

Отец лжи – диавол
Ин. 8, 44

Борис Шишкин Борис Шишкин В ноябре 1920 года масса народу (военных и беженцев) скопилась на Крымском полуострове. И вот, с наступлением Красной армии перед многими встал вопрос: покидать Родину или остаться. 11 числа генерал Врангель издал указ о начале эвакуации. Так начинался Русский исход…

Надо сказать, что большинство из тех, кто был настроен непримиримо в отношении новой власти, сумели покинуть Крым. В то же время многие из оставшихся были вдохновлены масштабом перемен и «громадьем» планов. Казалось, что, в самом деле наступает время, когда должна восторжествовать, наконец, справедливость и все «порабощенные» должны получить «освобождение». Только достичь этой «вселенской справедливости» предлагалось «своею собственной рукой», то есть путем решительных действий. И если поначалу мало кто понимал, что это означает на самом деле, то с наступлением эпохи «военного коммунизма» и «красного террора» многие отшатнулись в ужасе от новой власти, осознав, что место совести у нее заступает классовое чутье и партийная целесообразность. И всё-таки у многих еще оставалась надежда, что страшная жестокость военного времени вскоре сменится благоразумной сдержанностью мирного строительства. Но это, увы, оказалось не так…

В числе поверивших новой власти, но затем обманутых и уничтоженных людей оказался и мой двоюродный дед – Борис Шишкин. Это был молодой писатель, вернувшийся с фронтов мировой войны, далекий от политики, мечтавший о творческой работе, полный надежд и замыслов…

Незадолго до своего расстрела 6 ноября 1921 года Борис успел написать стихотворение под названием «Врангелевцам». Вот его текст:

Как гробы, саркофаги, корабли,
Набитые мятежными войсками,
По морю, темными волнами
Качаемые, скорбно отошли
И к берегам иной земли
Пристали медленно. Толпа сбежалась
На мертвецов приставших посмотреть.
Сквозь сумерки мерцала медь
Заката. Взялся ветер, и смеялись
В гробах глухие голоса.
Как в небеса,
Команды громко раздавались.
И генерал повел их сквозь дворцы
К гробницам мраморным Скутари…[1]

Примечательно, что Борис не рискнул написать название стихотворения полностью, а только обозначил его, поставив дефис между начальными и конечными буквами. Это ведь тоже примета времени, когда степень ожесточения, непримиримости достигает своего пика, так что за малейшую оплошность в поведении или характерную черту одежды и внешнего вида, за одно неосторожное слово можно поплатиться жизнью. Борис, очевидно, это понимал. И тем не менее поверил, остался… Как и многие десятки тысяч людей, которые не то что не могли, а и не хотели покидать Родину, в надежде на разумную гуманность новой власти. Многие ведь и не воевали даже напрямую, а в той или иной степени оказались втянуты в хаос гражданского противостояния.

Десятки тысяч людей не хотели покидать Родину, в надежде на разумную гуманность новой власти

Из текста стихотворения можно догадаться, что Борис сочувствует новой власти и Белую армию называет «мятежными войсками». Дело их и само расположение духа считает безнадежным и даже мертвым по духу и перспективам. Отсюда образ кораблей, как саркофагов, гробов. Да и самих приставших к чужому берегу он называет «мертвецами»… Тяжелое стихотворение, по настроению безнадежности которым (что примечательно) Борис характеризует не собственное положение, но положение покинувших Родину.

Сейчас понятно, что в своей оценке будущего эмиграции как безнадежного Борис ошибался – хотя бы уже потому, что русская эмиграция сыграла свою роль в распространении русской культуры и русской мысли по всему миру. Но очевидно и то, что такой пессимистический взгляд на покинувших Родину соотечественников был присущ многим оставшимся на полуострове россиянам. Тем более горько осознавать, что большинству из них предстояло на себе узнать, что значит действительная безнадежность и попрание веры, не только в религиозном, но и общечеловеческом, нравственном отношении…

Незадолго до взятия Крыма войсками Красной армии, 12 сентября 1920 года, в газете «Правда» было опубликовано «Воззвание к офицерам, солдатам, казакам и матросам армии Врангеля», в котором всем добровольно сдавшимся участникам Белого движения была обещана амнистия.

«Честно и добровольно перешедшие на сторону Советской власти, – говорилось в этом воззвании, – не понесут кары. Полную амнистию мы гарантируем всем переходящим на сторону Советской власти».

Позже, 12 ноября, уже в условиях начавшейся эвакуации, командование Красной армии опубликовало новое обращение, где, кроме прочего, говорилось:

«…мы не стремимся к мести. Всякому, кто положит оружие, будет дана возможность искупить свою вину перед народом честным трудом».

И далее:

«Нами издается приказ по советским войскам о рыцарском отношении к сдающимся противникам».

Анкета Бориса Шишкина Анкета Бориса Шишкина Уже через несколько дней после водворения в Крыму Советской власти, когда было объявлено о необходимости регистрации всех «сомнительных элементов», эти воззвания сыграли свою роковую роль, поскольку люди шли на регистрационные пункты и заполняли анкеты «с открытым забралом», в надежде на снисхождение и обещанную амнистию.

Но то, что произошло дальше, не поддается не только описанию, но и простому человеческому осмыслению. В Крыму 1920–21-х годов была организована самая настоящая кровавая бойня.

Уничтожались не только офицеры и солдаты, служившие в Белой армии, и даже не только те, кто так или иначе вынуждены были сотрудничать с ней, но и масса гражданского населения, не имевшего прямого отношения к военному противостоянию, начиная с сестер милосердия и заканчивая всеми, кто не вписывался в новую жизнь по «классовому признаку». Человека запросто могли расстрелять просто за то, что он был служащим того или иного ведомства Царской России, предпринимателем, священником, учителем и т.д.

17 ноября 1920 года Крымревком опубликовал приказ № 4 об обязательной регистрации в трёхдневный срок иностранцев, лиц, прибывших в Крым в периоды отсутствия там советской власти, офицеров, чиновников и солдат армии Врангеля.

Человека могли расстрелять просто за то, что он был служащим того или иного ведомства Царской России

Пошел «записываться» и Борис. Сохранилась заполненная им собственноручно анкета от 11 декабря 1920 года, где он чистосердечно и простодушно признается, что «в 1920-м году служил в Белой армии в г. Алуште при комендатуре писарем», кроме того, он называет себя «сочувствующим Р. К. П.», то есть Российской коммунистической партии. В чем же был смысл этого «сочувствия», если учесть, что Борис был далек от политики?

Думается, он был настроен трудиться и жить в условиях «нового мира», что называется, без «камня за пазухой», потому что ему, в общем-то, нечего было терять в прошлой жизни, не за что было «цепляться». Он происходил из среды обедневшего дворянства. Высшего образования не получил, в том числе и потому, что финансовое положение семьи было довольно скромным. На жизнь смолоду зарабатывал физическим, а позднее – писательским трудом. Первая мировая война, участие в ней привели его к осознанию высшей ценности человеческой жизни и мирного сосуществования людей и народов. Вдохновляла его и надежда на устранение вопиющего неравенства между горькой нищетой «трудящихся и обремененных» и праздной роскошью, самодовольством «сильных мира сего»...

Но новая власть не собиралась вникать в подробности душевного устроения «чуждого элемента», так что большинство добровольно пришедших на регистрацию были уничтожены в последующие месяцы с поистине демонической и беспощадной энергией.

Старая Ялта Старая Ялта

В результате грандиозного обмана, по приблизительным подсчетам (точного числа, конечно, никто уже не установит), в Крыму только в начале 1920-х годов было уничтожено по разным оценкам от 20 до 120 тысяч человек, что само по себе говорит о чудовищном масштабе и ожесточенности бойни, жертв которой попросту невозможно сосчитать. Страшно даже представить, что же это должно было происходить на благословенной Крымской земле, какая страшная и безжалостная машина должна была вращать шестернями, чтобы осуществить всю эту «работу адову». Но 120 000 – это еще только имена жертв красного террора, так сказать, по плоти, многие из них, как мы надеемся, своими страданиями и смертью искупили многие грехи и приобрели Царство Небесное.

Большинство добровольно пришедших на регистрацию были уничтожены в последующие месяцы

Но с духовной точки зрения страшнее говорить о тех, кто подписывал смертные приговоры, о тех, кто пытал, мучил и расстреливал с бешеной энергией и решимостью. Все эти палачи и сотрудники всевозможных «чрезвычаек», «троек» и «особых отделов»… А сколько миллионов советских людей затем было воспитано в безбожии? Вот о ком действительно нужно плакать! Вот в чём самое страшное преступление не только новой власти, но и тех, кто подготавливал её приход, – в гибели бесчисленного числа душ для вечности! Страшная плата за сомнительное счастье построения «самого справедливого в мире общества»…

По свидетельству родных и близких, потрясенный ужасами Великой войны и гражданского противостояния, Борис мечтал хоть чем-то помочь самым беззащитным жертвам безумия взрослых – детям. Помочь и творчеством своим, и служением. Этим мечтам не суждено было осуществиться, но после смерти Бориса родная его сестра Вера Анатольевна Шишкина, воплощая замыслы брата, пошла работать в Ялтинский детский дом и проработала там много лет.

Сотрудники ялтинского детского дома Сотрудники ялтинского детского дома

Фундаментом нового строительства может быть только Камень «уже положенный», то есть Христос

Сейчас много говорят о необходимости примирения, условно говоря, Белой и Красной России. В Севастополе даже начали строить соответствующий памятник, но строительство это идет трудно. Истоки таких суждений понятны: стране надо жить дальше, развиваться, строиться, а это в условиях перманентного разногласия и тлеющей вражды невозможно.

Но если и можно говорить о необходимости единения потомков белых и красных в строительстве новой страны, то надо прямо признать, что фундаментом нового строительства может быть только Камень «уже положенный», то есть Христос, Православная вера и возросшая на ее почве мощнейшая и многообразная русская культура. Всё остальное – более или менее очевидный обман.

[1] Скутари – предместье Стамбула, известное, кроме прочего, своим крупнейшим кладбищем.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кадеты в гражданскую войну Кадеты в гражданскую войну
Ольга Рожнева
Кадеты в гражданскую войну Кадеты в гражданскую войну
Рассказы Елены Куртовой, внучки офицера царской армии. Часть 3
Ольга Рожнёва
Будущий святитель, а тогда юный кадет Миша Максимович, проходил с корпусом торжественным маршем по Полтаве. Когда кадеты маршировали перед полтавским собором, Миша внезапно нарушил строй: снял фуражку и перекрестился.
Что мы строим? Что мы строим?
Священник Димитрий Шишкин
Что мы строим? Что мы строим?
О русском чутье и европейской цивилизации
Священник Димитрий Шишкин
Старец Паисий говорил: «Когда материальные блага не распределяются по-евангельски, их распределяют при помощи ножа». Несоответствие уклада «христианского» государства и действительного христианства – вот истоки русского бунта.
«Я ждала русского гражданства. И дождалась: вот такая упрямая старуха» «Я ждала русского гражданства. И дождалась: вот такая упрямая старуха» «Я ждала русского гражданства. И дождалась: вот такая упрямая старуха» «Я ждала русского гражданства. И дождалась: вот такая упрямая старуха»
Памяти Анастасии Александровны Манштейн-Ширинской
Софья Кузьминых
Анастасия всю жизнь ждала Российского паспорта с двуглавым орлом. Для дочери морского офицера дожить до того времени, когда над русским флотом вновь будет развеваться Андреевский флаг, стало великим счастьем и милостью Бога.
Комментарии
Андрей 5 декабря 2020, 10:46
P.S. Иоанна_ 4 декабря 2020, 19:29, не доводилось в ранние отроческие годы видеть как на торжество собирались родители да дядьки-тётки с половинками, детьми и даже внуками? Сперва все радовались, хорошие песни пели и за встречу пили, но "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Далее ровно как в старой сказке: один бабкиной генетической хитростью похвастался, а другой тут только и понял, почему дед ему частенько ни за что ремня давал, а конце концов и доли в наследстве лишил. Последствия в интервале от слезинки до скандала. Хорошо ещё, если старший или мудрый да сильный трезвым окажется. Только не всегда одного голоса достаточно чтобы родню утихомирить, а лихие люди всегда тут как тут.
Иоанна_ 4 декабря 2020, 19:29
Андрей, кто покаялся - слава Богу, а без покаяния Царствия Божия достичь невозможно, на этом стоит всё Евангелие, начиная с проповеди Иоанна Крестителя. Вам кажется, что белые и красные - плюс-минус одно и то же, неизвестно ещё, кто хуже. Неправильно рассуждаете. Известно. Прославив новомучеников, Церковь ясно показала, на чьей стороне добро, а на чьей зло.
Андрей 3 декабря 2020, 22:46
Иоанна_ 3 декабря 2020, 16:25, в своё время увидите сами, кто из белых или красных оказался оправдан либо осуждён по не человеческому суду. А по части благоразумия во время собственной казни напомню, синонимами к слову разбойник являются, например, злодей, окаянник, лиходей, душегубец, висельник. В житиях святых есть описания типичных похождений этого сообщества. От седой древности и до новейших времён сии звери в человеческом облике питают особую ненависть к священникам и монахам. Как думаете, почему? Вспомните о набегах средиземноморских пиратов на Афон или викингов на тогда ещё православные монастыри Британии. На Руси же одни только знаменитые Степан Разин да Емельян Пугачёв чего стоят.
Иоанна_ 3 декабря 2020, 19:30
Алексей: /Страшно, что у нас в стране имена садистов и людоедов до сих пор носят улицы, площади и целые города.// Алексей, но аэропорт Мурманска всё-таки получил в ходе голосования имя Николая II, а не Папанина. Есть повод порадоваться!
Иоанна_ 3 декабря 2020, 16:25
Андрей, благоразумный разбойник вошёл в рай не просто так, а через покаяние. Известно ли что-нибудь о покаянии "пламенных рэволюционеров" и их последователей? Тот же Папанин до конца дней "очаровательно", как нам здесь написали, настаивал на своей правоте и на своём праве расстреливать. Никаким "тщеславием, блудом и чревоугодием" белых не оправдывается факт их уничтожения красными. А если вы почитаете жития новомучеников, то увидите, что убивали, притом самым зверским образом, настоящих праведников, людей святой жизни. Так что ваш аргумент "не катит".
Алексей29 ноября 2020, 13:24
Галина Ник24 ноября 2020, 13:02 "до конца своих дней Папанин, по словам знавших его, гордился участием в расстрелах". Вот об этом и речь. Страшно что у нас в стране имена садистов и людоедов до сих пор носят улицы, площади и целые города.
Иван29 ноября 2020, 05:18
Иоанна_ 18 ноября 2020, 08:10 "/Дед моего мужа Борисенко Алексей - верный соратник Постышева, пропагандиста и организатора репрессий на Украине. И что нам теперь делать?// Что делать христианину? Странный вопрос! Называть добро добром, а зло злом, независимо от родственных связей." Совершенно согласен. Вот в Германии живут потомки Бормана, внуки шефа гестапо Мюллера. Интересно, они тоже мучаются от раздвоения сознания, и никак не могут определиться "что им теперь делать"? Хотя им то как раз было бы простительно, они не знают истинной веры. "Что общего у света с тьмою?"
Иван29 ноября 2020, 04:52
Галина Ник21 ноября 2020, 18:52 "разжигание ненависти не ко греху, а к людям, сотворившим грех до добра не доведут". А кто же вас заставляет людей ненавидеть? Это исключительно ваш личный выбор. Лично я ничего такого в словах Иоанны не увидел. А ненавидеть действительно надо грех. Ведь те, кто взрывал храмы, устраивали общественные туалеты в алтарях, распинали священников на царских вратах, топили в прорубях монахов, ведь они совершали грех, правда?
Иван29 ноября 2020, 04:37
Валентин16 ноября 2020, 19:20 "Как-то не принято вспоминать про преступления черносотенцев". Так называемые "преступления" черносотенцев состояли в том, что они сопротивлялись русофобской и богоборческой деятельности революционеров всех мастей, направленной на разрушение России. Членом "Союза русского народа", т.е. черносотенцем, был и святой праведный Иоанн Кронштадтский...
Галина Ник26 ноября 2020, 13:26
Андрей25 ноября 2020, 18:3 Лопухин А.П. «…Таким людям, которые, видя, не видят и слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них, вследствие их непонимания, бесполезны…» - истинно так.
Андрей25 ноября 2020, 18:36
Мф. 13, 11-15 ( https://days.pravoslavie.ru/bible/B_mf13.htm ) Толкование можно посмотреть тут: http://bible.optina.ru/new:mf:13:13
Галина Ник24 ноября 2020, 13:02
Андрей23 ноября «...варвары—невежественные, грубые..»-не так мало было вполне образованных людей. Знаменитый полярник Папанин получил по протекции Землячки высокий пост коменданта Крымской ЧК. Иван Дмитриевич в воспоминаниях «Лед и пламень» (почитайте, занятно) очаровательно писал: «Служба комендантом Крымской ЧК оставила след в моей душе на долгие годы...Работники ЧК были санитарами революции, насмотрелись всего. К нам часто попадали звери, по недоразумению называвшиеся людьми…». Работа комендантом Крымской ЧК, писал Папанин, привела к «полному истощению нервной системы», но до конца своих дней Папанин, по словам знавших его, гордился участием в расстрелах «контры». Так что не надо упрощать
Галина Ник23 ноября 2020, 20:06
НН,так в этом-то и дело! Хорошо, что многие это понимают, плохо, что помалкивают.
Андрей23 ноября 2020, 19:07
Галина Ник 23 ноября 2020, 09:11, слово варвары может употребляться не только в прямом, как определение наречий с чуждым романскому уху звукосочетанием "вар", но и переносном значении: варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей. В статье говорится подлинно варварских коварстве и жестокости, а какого именно роду-племени были вдохновители и исполнители, не так уж это и важно.
НН23 ноября 2020, 12:57
Галина Ник, Мы видим потрясающую картину! Люди, призывающие нас любить Бога, оправдывающие действия Ветхозаветной власти и применение кровавой бойни мирных людей, недовольных правящей элитой, словно никогда не читали Новый Завет и не слышали о Иисусе Христе. "...Христос Спаситель указывает другую норму взаимоотношений между людьми:не подчинение,не порабощение одних другими,а служение друг другу..." Сщмч Онуфрий(Гагалюк).(На Евангелие от Матфея, Гл 20, стихи 25-28). Не только народ должен служить власти, но и власть народу, в первую очередь! "Кому много дано, с того многое спросится". А нас хотят убедить, что только народ у нас "неправильный". ВСЕ повреждены первородным грехом, и власть.
Галина Ник23 ноября 2020, 09:11
Андрей, Вы забываете об идеологах (а правильнее – подстрекателях). Варвары (кельты,германцы, фракийцы, иллирийцы и мессапы, скифо-сарматские и славянские племена и прочая) в данном случае не при чем. Девиз "разделяй и властвуй", однако ни одно государство, построенное на данной идеологии долго не продержалось. См. Ветхий Завет
Андрей22 ноября 2020, 11:06
Предложить уже обречённому, но ещё сильному противнику сложить оружие под гарантию жизни и свободы, а избежав таким образом ущерба всё равно уничтожить согласившихся... Это старая история, ибо варвары всех времён и народов рассуждают одинаково: победителей не судят и горе побеждённым. Впрочем, на самом деле обман горазда глубже и страшнее. Если выбор между добром и злом делается по преимуществу неверно, то никакая земная власть не предотвратит подобных и много худших трагедий. Псалом 145 ( http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ps145.htm ), а толкование можно посмотреть тут: http://bible.optina.ru/old:ps:145:03
Руслан, Украина22 ноября 2020, 00:00
А по поводу красных и белых, нужно объединиться людям. Мы должны знать историю, чтобы негативные моменты не повторились. И с верой в Бога можно избежать очень многих катастрофических последствия для людей и страны.
Галина Ник21 ноября 2020, 18:52
Иоанна, ковыряние в событиях 100летней давности, разжигание ненависти не ко греху, а к людям, сотворившим грех до добра не доведут. Читайте свои коменты. Покаяние действенно, если исходит от совершившего грех. В чем должна каяться жена внука? Как должна отрешиться от греха, совершенного человеком, расстреляным соратниками почти 100 лет назад? Бросить его дочь, свою свекровь - она ведь не каялась перед пострадавшими от революции, в ней кровь вражья текла, с мужем развестись испросив разрешения на расторжение венчанного брака? Если Ваша бабушка 1910 г.р.не учила прощать, очень жаль. Моя бабушка 1899 г.р. Прасковья Львовна простила всех, и дед тоже. Может потому и отошли с миром, безболезненно
Руслан, Украина21 ноября 2020, 13:49
Александр, такой пример ещё помню. Когда еще давно лидер очень опасной группировки из Киева творил чудовищные вещи, но из-за коррупции и продажных властей он долгие годы творил свои злодеяния. Потом он уехал в соседнюю европейскую страну, там он сделал злодеяний несравнимо меньше и его сразу же посадили. Он отсидел, вернулся в Украину. Совершил более страшные злодеяния, чем в этой европейской стране, но его не посадили. Он и дальше творил ужасный вещи пока его не убили (конкуренты видимо). И если бы он был жив, то наверное до сих пор бы творил злодеяния. Вот это хороший пример коррупции не работающих законов в государстве, когда всё покупается и всё продаётся.
Руслан, Украина21 ноября 2020, 13:46
Александр, законы должны быть работающими. Во всех государствах власть контролирует свои законы. Потому, что всегда найдётся полно людей, которые не захотят жить по законам Божьим и законам общества. У нас полнейший беспредел, в Польше в 90-ые было тоже самое. Но у них власть много чего изменила. Сейчас это очень безопасная страна. А у нас разговоры, что люди должны начать с себя, власть вам ничего не должна и как результат жить в стране очень опасно и тяжело, с каждым годом всё хуже. Представьте, если ФСБ и полицию отменить и понадеяться, что люди будут жить честно сами по себе, догадываетесь какой результат будет?
Вячеслав20 ноября 2020, 21:04
" Александр20 ноября 2020, 18:36 Руслан, законы христианские должны быть не в стране, а в голове - не воруй, не убивай, не пребодействуй и т.д." Вообще то в нормальной стране должны быть законы не убий и не укради... А так же законы о запрете проституции, наркоторговли, лихоимства. Имей так сказать в голове что хочешь, но в обществе исполняй законы нормального общежития
Александр20 ноября 2020, 18:36
Руслан, законы христианские должны быть не в стране, а в голове - не воруй, не убивай, не пребодействуй и т.д. А всё остальное - не важно. Никогда в истории не существовало и не будет существовать страны, где всё хорошо. Можете узнать у американских негров и французских мусульман про это. И Украина - не последняя страна. Гордыня это, радуйтесь, что не в Судане родились.
Руслан, Украина20 ноября 2020, 14:03
И вот пример. В моей стране законы толком не работают. Чудовищное соц.неравенство, честного правосудия нет, коррупция и прочий беспредел. Знаю людей, которые пострадали от этого. Они плачут, но своих обидчиков и обидчиков родных наказать не могут. Просто потому, что в стране нет честного правосудия, всё покупается и продаётся. И при такой системе никогда законы Христианства работать не будут. Здесь будут работать только законы деньги, власти и связей. Одним можно творить, что угодно, зная, что им за это ничего не будет, другие же вынуждены терпеть всё что угодно вытворяют первые. Только среди тех, кто всё терпел, среди молодёжи уже нет желающих терпеть точно также.
Руслан, Украина20 ноября 2020, 13:56
Александр, такое общество по-настоящему никогда христианским не станет. Там где над одними издеваются, унижают их, торгуют ими, держат их в нищете, а другие те, кто с властью и деньгами живут хорошо и издеваются над бедными и слабыми, то такое общество обречено. Среди первых найдутся те, кто при первой же возможности поднимет оружие против вторых. И там уже разговоры про смирение и Христианство вряд ли помогут. Где более-менее не работают справедливые законы, там всегда будет работать закон силы, но никак не законы Христианства.
Руслан, Украина20 ноября 2020, 13:45
Александр, даже на том же Кавказе в 19-ом веке не мало людей утопили в крови, если что, не говоря уже про другие регионы. Сильно пострадала даже преимущественно православная Осетия. По поводу голода, так и в РИ не мало людей умирали от голода. И большинство даже читать и писать не умели, т.е. большинство жителей империи даже ни одной странички Библии прочитать не могли. Есть заповедь про отношение к ближнему, а я много читал, что высшие господы в РИ относились к простым людям хуже, чем к скоту. Т.е. с одной стороны людям рассказывали про Христианство, а с другой издевались над ними и торговали, как вещами. Неудивительно, что потом нашлось огромное кол-во тех, кто поддержал коммунистов.
Иоанна_ 20 ноября 2020, 13:37
/А те, которые не удосуживаются поговорить с дедом 30го года рождения знают кому, как и в чем надо каяться.// Не "удосужились", Галина, поскольку дедушки все на войне полегли. А вот с бабушкой 1910 года рождения всё детство разговоры долгие вели. И поговорить было о чём, как нетрудно догадаться. Ну а "кому, как и в чём каяться" - этого в моём комментарии не было. Непонятно только, почему предложение назвать зло злом и отделить себя от этого зла вызывает у православного человека такое возмущение.
НН19 ноября 2020, 17:24
"В основе взаимоотношен между людьми языч мировоззр лежит подчинение слабых сильными.Правители и вельможи страны,где не положено во главу угла учение Христово,или если положено,то лицемерно имеют в виду главн образом благополуч собствен и своей приближен касты.Конечно,это не значит,что властители эти непремен грабят и мучают своих подчиненных.Но в конеч итоге вся их деятельность направ к собствен выгоде и близких к ним.Подданные же в большин своем лишены особых привилегий,а иные среди них и явно гонимы… Христос Спаситель указывает другую норму взаимоотношений между людьми:не подчинение,не порабощение одних другими,а служение друг другу..." Сщмч Онуфрий(Гагалюк),толкование на Мф.25:28.
Руслан, Украина19 ноября 2020, 13:03
НН, согласен, я считаю, что нельзя оправдывать зверства любой из сторон. По поводу того, что случилось в Одессе и в Москве, жестокость и убийства с насилием я не оправдываю нигде. Человек не должен творить зверства, с какой бы из сторон он не был. Христос призывал жить в мир, жестокости он нас не учил.
Елена О19 ноября 2020, 12:06
Галина Ник, ну да, я забыла, что есть ещё номинальные христиане, с крестовыми походами и пр.и пр. Но Христос воскрес не таким путем, и ученикам Он про другой меч говорил. Думаю, что и отец Димитрий тоже имел ввиду только тех потомков белых и красных, которые хотят быть учениками Христа неформально. Конечно, не надо язычников убивать, христиане должны им заповеди Божии доносить другим путем. Для остального (неверующего и маловерующего) общества его рецепт непригоден... А политикам ещё придется поломать голову над примирением потомков для сохранения России, если, конечно, у кого-то есть цель Россию сохранить.
Александр19 ноября 2020, 11:59
Руслан, Вы живёте в какой-то своей реальности поэтому разговор бесполезен. Напомню только Вам, что христианство появилось в рабовладельческой Римской империи и никогда не призывало к свержению рабства и не утверждало, что рабство - плохо. Вы выдумали странный термин - "имперцы" и также то, что кого-то в 19 веке мифические "имперцы" топили в крови )) В 19 веке не было крупных народных восстаний, Руслан. Я про это не слыхал, но знаю, что от голодоморов, устроенных коммунистами, погибло за 30 лет народу больше, чем от голода за все столетия существования России. А абортами убили народу больше, чем мифические "имперцы" кого-то там утопили в крови за 1000 лет. И этого достаточно.
Иоанна_ 19 ноября 2020, 10:38
Конечно, Юрий, одно дело личная жестокость, другое - созданная и отлаженная большевиками система уничтожения и устрашения. И, кстати, белые с 1921 года остались только в эмиграции, и что - закончился на этом красный террор? Но вы здесь никому ничего не докажете, поскольку тот, кто в наше время упорствует, защищая репрессии, делает это совсем не из-за отсутствия информации, а вследствие своего душевного устроения.
Андрей18 ноября 2020, 22:29
Вячеслав 18 ноября 2020, 17:05, что бы промышленность поднимать надо территории надёжно контролировать, а в тех краях где были белые брат шёл на брата и отец на сына. Один только Донбасс чего стоил, да и ныне там более чем просто пожароопасный регион. В центре России во все времена было несколько спокойнее, а товарищи буржуи охотно помогали и тем, и другим - только бы подольше убивали друг друга. Ужели и на сей раз произошло открытие Америки?
НН18 ноября 2020, 21:41
Руслан:/Александр,у вас прекрасная логика,коммунисты утопили кого-то в крови,так это ужасно,это грех. Имперцы утопили в крови простых людей,так по вашей логике правильно сделали/- Руслан,а разве на Украине не та же логика? Когда бандеровцы заживо жгли людей в Одессе -в определённой среде им аплодировали и называли героями... И в России в 1993г в Москве нашлось люди,которые улюлюкали и кричали Ура под грохот пушек танков,когда расстреливали Верховный Совет(законную власть) и их защитников. И с той,и с другой стороны были священники,которые исповедовали Христа. Вопрос намного сложней,чем кажется. Даже на этом сайте видно,что людей разделяет не Христос и вера, а внешних в обществе - тем более.
Галина Ник18 ноября 2020, 21:30
Елена, если примирение христиан с язычниками не возможно,то христиане должны перебить язычников? Кому тогда нести Слово Христово? Как быть с Любовью, Она только для своих? От Мамонтова многие ушли к Думенко, а когда Буденный уничтожил Думенко снова оказались у белых. И простые казаки и офицеры метались не понимая куда податься. В итоге Врангель и берег турецкий. А Родина звала. Все вернувшиеся поплатились жизнью,годами лагерей, мыкали горе горькое. Но они, их дети в 41-м в окопах не делились на белых и красных. А те, которые не удосуживаются поговорить с дедом 30го года рождения знают кому, как и в чем надо каяться. Остановитесь, молитесь об усопших и тех, и этих. Господь уже всех примирил.
Руслан, Украина18 ноября 2020, 20:45
Александр, а почему при царской власти, которые якобы жила по Закону Божьему, была легализована проституция? Которую, кстати, запретили большевики. Вы убийства простых и несчастных людей оправдываете тем, что люди не захотели слушаться царя. Господь нигде не разрешал издеваться над людьми и делать их крепостными, убивать их. Но имперцы любые грехи своей любимой империи оправдают. Причём, если они говорят, что безбожные коммунисты делали тоже самое, что и имперцы, то имперцы прикрываются тем, что якобы им можно это было делать по Библии. Это очень лицемерно.
Руслан, Украина18 ноября 2020, 20:40
Александр, отправлять топить в крови население потому, что они не хотели быть крепостными это разрешено по Библии? В Библии сказано не становится рабами людей и не убивать, если что. Никакого Закона Божьего у тех имперцев не было и близко, когда топили население в крови в 19-ом веке. У коммунистов Закона Божьего не было, они это и не отрицают, тем не менее имперцы были не менее жестокими. Зато как получили от коммунистов, так сразу запели и заныли. Просто коммунисты это были не мирные крестьяне, которых можно было убивать и издеваться.Так как так получилось, что в том регионе что при имперцах, которые якобы жили по Закону Божьему людей было истреблено в разы больше,чем потом при коммунистах?
Елена О18 ноября 2020, 19:09
евгений, так отец Димитрий и написал - примирение христиан с язычниками невозможно, для христиан возможно только воскресение.
Юрий18 ноября 2020, 18:39
Я не ожидал, что всего лишь сноска на статью «белый террор» вызовет столько негативных откликов. Вот именно, сегодня нельзя доверять всему, что пишут и всегда обращаться к авторитетным источникам. Но есть еще элементарная, детская логика. «Всё познается в сравнении». Предлагаю вашему вниманию выписку из «Наказъ корниловцамъ о законах и обычаях сухопутной войны» (найдите в сети). «Когда закончилось сражение, раненого жалей и старайся по мере сил помочь ему, не разбирая – свой ли он или неприятельский». 2. В Алупке установлен знак, на котором написано: «На этом месте во время красного террора было расстреляно 1000 чел. раненых и больных воинов из госпиталей Алупки..." Выводы делайте сами...
евгений18 ноября 2020, 17:57
Читаю сообщения и диву даюсь. Ведь отец Димитрий написал в конце главное-примириться можно только на фундаменте,который есть Христос,т.е. любовь к ближнему и осуждение не ближнего,самого себя.А тут опятьначалось взаимное обвинение и ненависть,по сути,льется та же кровь,только в помыслах. Русские люди,да еще Православные...Есть ли будущее у России...
Вячеслав18 ноября 2020, 17:05
Юрий18 ноября 2020, 08:52 Начнем с того, что ЧК это чрезвычайная комиссия по борьбе с саботажем. Почитайте на досуге цели и методы, и лучше конечно н эмигратских историков, они заинтересованы были в очернениии и истины вам не покажут.А белые просто не делали ничего, не поднимали промышленность, не решали проблем городов снабжения хлебом, дровами, а только секли и расстреливали тех кто был против них, не объявляя это террором, просто считали, что так и надо, как и их предшественники- карательные войска в царской России.
Александр18 ноября 2020, 16:47
Руслан, коммунисты - это абсолютно незаконная власть, взявшаяся неизвестно откуда поэтому топить и вешать они имели право только себя и никого больше. Власть Царя - законна, так как цари и князья собственно Россию и создали, она с неба не упала. И власть Царя зиждется на законе Божьем. Власть же коммунистов - на болтовне.Что тут непонятного? Право начальствующего применять насилие описано в Библии. Там же есть примеры этого. И ещё - рай, он на небе, любое гос-во на земле несовершенно и кроваво. В Великобритании гнобили ирландцев и крестьян, в Америке - негров и индейцев, в СССР- всех подряд. А вас послушать так кто-то утверждает, что РИ - рай земной. Это детская ерунда.
НН18 ноября 2020, 15:09
Юрий18 ноября, Пользоваться ВИКИ, да ещё и выдавать написанное там за истину в последней инстанции - вообще "зашквар", как говорит мой внук. Юрий, сейчас много работ серьёзных историков, как "за красных", так и "за белых", выложено в инете, даже денег на книги тратить не надо. Надо только захотеть хотя бы более-менее изучить историю своей страны. Дерзайте. Может, что-то полезное для себя найдёте, особенно про белое и пушистое "белое движение". Если, конечно, у Вас уже не сформировано убеждение, что условно, белые - хорошие, красные - плохие. Если сформировано - то никакие факты не убедят, увы, так и будете пребывать в "70ти летнем плену", шарахнувшись в другую крайность(большевизм наоборот).
Руслан, Украина18 ноября 2020, 14:47
Александр, у вас прекрасная логика, коммунисты утопили кого-то в крови, так это ужасно, это грех. Имперцы утопили в крови простых людей, так по вашей логике правильно сделали. Ну, вот и коммунисты утопили в крови белых. И они, как и вы считали, что это правильно. Белые думали, что когда они кого то утопили в крови, то это правильно. Зато, как их начали истреблять красные, которые считали, что правильно поступают, так сразу визг, что это неправильно и не православно. Имперцы свою кровожадность пытаются прикрыть Православием, ну, ладно коммунисты ещё себя позиционировали безбожниками, но вот только белые, которые знали о Православии оказались не менее жестокими, чем красные. Как это объяснить?
Руслан, Украина18 ноября 2020, 14:43
Александр, топили в крови не только пугачёвщину и разинщину. Там людей топили в 19-ом веке за то, что не хотели быть крепостными. Там сделали по итогу всех вольными крестьянами задолго до 1861-го года, но людей уничтожили много. У вас видимо крепостными хотели быть все кроме пьяниц и инородцев. Коммунистов поддержало большинство, имперцы кроме как нищеты для простых людей и разговоров про величие империи ничего предложить не могли, поэтому закономерно проиграли.
НН18 ноября 2020, 13:05
Иоанна_, А не вспомните, о чем Иисус Христос на кресте просил Господа? Господь учит нас любить человека и не любить его грех, не быть злопамятными(это не значит забыть зло, но простить, если мы действительно христиане). А у вас какое-то однобокое вИдение: тут помню, здесь не помню... А если предки грешны- так и не достойны они моей любви. Прежде чем поучать других, разберитесь сначала в себе. Любить Бога не значит в теории помнить Заповеди, а на практике их исполнять. В данном случае молиться о своих родственниках,"ибо не ведали, что творили", а не отказываться от них. Не прощается только хула на Святого Духа, остальные грехи прощаются, молиться надо! Если по христиански любить Бога и дюдей.
Галина Ник18 ноября 2020, 13:01
Юрий 18 ноября 2020,08:52«…В отличие от «красного террора»…» и т.д.: дедушка попал под командование генерала Мамонтова (Мамантова) Константина Константиновича. Один из военных руководителей Белого движения на Юге России в Гражданскую войну 1917-1922 годов, генерал-майор (1917 год). Из дворян. Окончил Николаевское кавалерийское училище (1890 год) в Санкт-Петербурге. О Мамонтове дедушка говорил: «Ничего человеческого. Зверь». Долгое время в различной литературе о гражданской войне искала – кто же такой этот Мамонтов? Молчание! И только недавно появились публикации об этом человеке. Разумеется, Герой! Деду верю.«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Тогда и прекратится эта распря.
Галина Ник18 ноября 2020, 11:59
Иоанна_ 18 ноября 2020, 08:10 «Признать, что предки сотворили зло, и отделить себя от этого зла…» - этот человек мне не предок и не родственник, но Пути Господни неисповедимы и мне пришлось с ним «познакомиться». «Бог повелел НЕ УБИВАТЬ» - убить можно не только пулей. Словом убивают чаще и это сейчас приветствуется в обществе. Александр17 ноября 2020, 21:47 « В крови топили бунтовщиков - разинщину и пугачёвщину. И совершенно правильно делали» - БРАВО! Вячеслав18 ноября 2020, 10:33,"НН16 ноября 2020, 22:56 – Слава Богу есть еще думающие и понимающие люди. Только их почему-то не публикуют, или публикуют весьма сдержано.
Дмитрий18 ноября 2020, 11:19
Никогда последователи "красной России" не "примирятся". Эта отрава коммунизма впитана ими с молоком матери и действует на генном уже уровне, если хотите. Это не просто искореженное самосознание, это перевёртыш "с ног на уши". Стать свободными во Христе такие последователи уже не просто не хотят - они этого НЕ МОГУТ. Не умеют уже... Вспомните Моисея и его сорокалетний поход по пустыне. Зачем, если там от Египта до Израиля пешего ходу пару месяцев от силы, пусть даже гружеными и скотом?... А вот именно затем, чтобы вымерли ВСЕ, кто помнит рабство и впитал в себя его отраву. И даже если эти последователи и согласятся с основой "положенного Камня", то такое согласие будет только ВНЕШНИМ.
Вячеслав18 ноября 2020, 10:33
"НН16 ноября 2020, 22:56 А о событиях 1993г,когда обманут и ограблен был весь народ,а для 25мин русских людей вопрос,покидать ли Родину никогда не стоял- контрреволюция их выкинула заграницу, "отложенные войны" полыхают на просторах бывшего СССР" Действительно...Ну не пишутся про это статьи почему то. Вот 70 лет плена, а потом возрождение! И снова всё хорошо как и в Российской империи перед революцией.
Юрий18 ноября 2020, 08:52
ВИКИПЕДИЯ «Белый террор»: В отличие от «красного террора», провозглашённого большевиками как средства установления их политического господства, сам термин «белый террор» не имел ни законодательного, ни пропагандистского утверждения в Белом движении. • белые никогда и нигде не создавали организаций, аналогичных ЧК • никогда не призывали к массовому террору, к расстрелам по социальному признаку, ко взятию и расстрелу заложников, если враги не исполняли тех или иных требований; • участники Белого движения не видели в проведении массового террора никакой необходимости.
Иоанна_ 18 ноября 2020, 08:10
/Дед моего мужа Борисенко Алексей - верный соратник Постышева, пропагандиста и организатора репрессий на Украине. И что нам теперь делать?// Что делать христианину? Странный вопрос! Называть добро добром, а зло злом, независимо от родственных связей. Признать, что предки сотворили зло, и отделить себя от этого зла. Это и будет покаяние. /Я их всех люблю. Это наша боль.// А Бога вы любите? Бог повелел НЕ УБИВАТЬ.
Александр17 ноября 2020, 21:47
Руслан, Украина, хватит придумывать - никто РИ святой не считает. Обыкновенное государство, но созданное русским народом и по русским обычаям. И где, как говорила моя бабушка 1900 года рождения, плохо жили только те кто не работал. В крови топили бунтовщиков - разинщину и пугачёвщину. И совершенно правильно делали. А коммунистов поддержали пьяницы и инородцы. Большинство остальных же рассчитывало отсидеться в хате с краю. Вот и отсиделись..
Андрей17 ноября 2020, 20:01
Все беды державного уровня не более чем производные функции от духовного состояния народа, точнее сказать - каждого конкретного человека. Захотят люди чаще одолевать чем падать на своём участке духовного фронта и устоит держава всем врагам на зло. Посчитают грех слаще добродетели и не помогут ни благорастворения воздухов с изобилием плодов земных, ни наука с техникой, ни армия с флотом и авиацией, ни всё это вместе взятое, ни большее того. Впервые эта старая история произошла ни с кем ни будь и где ни будь, но с Адамом и Евой ещё в раю. Просто злые не могут существовать не угрызая окружающих и нет иного пути стать добрым, кроме покаяния. Выбор между добром и злом каждый должен сделать сам.
евдокия17 ноября 2020, 17:20
Ирина Ш и Александр абсолютно правы. Революция была произведена сверху , большевики подхватили. Но такие статьи тоже нужны не для распрей, а для глубокого понимания - что произошло в те годы. Для меня стали точкой отсчета мемуары воспитанников и духовных чад св Иоанна Шанхайского, которые жили в Китае до ВОВ и "Воспоминания" Сергея Фуделя. И не надо делить свою родню на плохих и хороших. Нужно просто осознать, принять почему мы вымираем. Вот откуда корни...моя семья тоже разодрана надвое. Один дед был в огпу, но потом воевал на границе с японцами. Других - раскулачили, часть- пропали без вести в ВОВ. За это их родня была или расстреляна или сидела по тюрьмам. Я их всех люблю. Это наша боль.
Руслан, Украина17 ноября 2020, 15:09
Обе стороны должны примириться. Хватит уже расхвалить РИ. При РИ в 19 веке, тот регион, откуда пошла моя фамилия, армия РИ далеко не раз жестоко топила в крови восставших крестьян. В начале 20-го века жители этого региона почти поголовно поддержали коммунистов. Не догадываетесь почему? Так кого они предали? Красный террор не оправдываю, но в том регионе и близко столько людей не уничтожили, сколько при "святой" РИ. Как это объяснить? Т.е. коммунисты убивали людей - это страшные грехи, а как имперцы убивали, то закроем на это глаза??? Хватит уже этих двойных стандартов, пожалуйста. Господь против жестокости и убийств каждой из сторон.
Александр17 ноября 2020, 14:18
Примириться можно только на основании осознания того, что то, что было сделано в годы смуты - неприемлемо. Белые виноваты в том, что скинули Царя - с этого всё началось по крупному. Ну они затем хотя бы пытались вернуться в правильное русло при помощи Уч. собрания. То, что делали красные - это вообще ни в какие ворота.Пролили море крови за 70 лет, прикрываясь красивой болтовней.
Ирина Ш.17 ноября 2020, 00:34
Мне кажется примирение может наступить, когда все поймут,что предали царя и белые и красные... А покаяние сейчас, это не предавать и не продавать свою страну за сребренники,не служить иноземным интересам,выполнять свой долг на своем месте. Но,увы...и грабли те же,и люди. "Досадно мне, что слово честь забыто..."
НН16 ноября 2020, 22:56
Сергий:/Разве можно "делать" Христа каким-то фундаментом строительства общества? Простите, это профанация/-Меня этот вывод тоже несколько обескуражил.Христос,как нас учат,Глава Церкви.Уважаемый о.Димитрий сразу предопределил,что такого государсва нигде,никогда и никому не построить.Понимаю: обидно, горько и очень жаль родственников и всех людей,пострадавших от революций 1917г. Прошло 103г,а мы об этом помним,сыплем соль на раны,как-будто это было вчера.А о событиях 1993г,когда обманут и ограблен был весь народ,а для 25мин русских людей вопрос,покидать ли Родину никогда не стоял- контрреволюция их выкинула заграницу, "отложенные войны" полыхают на просторах бывшего СССР -молчим. Не актуально?
Галина Ник16 ноября 2020, 22:19
Мой дед Дмитрий Иванович Никольцева ушёл с Белой Гвардией в 1920, в 1923 вернулся. В 1924 родился его старший сын Иван, в 26-м дочь Анна, в 29-м Александр - мой отец. В 1929 деда осудили по ст. 58 УК. Мой батюшка увидел отца впервые только в 1939, в 10 лет. Слава Богу-не расстреляли, но что пережила бабушка с малыми детьми пока он сидел! В 40-м родилась младшая дочь Екатерина. Иван погиб, умер от ран 14 мая 1946, награжден орденом Красного Знамени. Дед моего мужа Борисенко Алексей -верный соратник Постышева Павла Петровича-пропагандиста и организатора репрессий на Украине. И что нам теперь делать? И сколько таких, как мы? Не понимаю непримиримых борцов как с одной, так и с другой стороны.
Юрий16 ноября 2020, 22:11
Валентину! (Да, простит меня уважаемый автор статьи). Рекомендую в сети Новости Крыма - Красный террор (информация надежная, подтвержденная с фото). Можете почитать "Мертвое солнце" Ивана Шмелева, современника тех событий. Не так давно мне на глаза попалась заметка об осквернении памятника в Алупке с надписью «На этом месте в начале декабря 1920 года было расстреляно во время Красного террора более 1000 человек раненых и больных воинов из госпиталей Алупки. Покой, Господи, души рабов Твоих, погибших в братоубийственной смуте».
Андрей16 ноября 2020, 20:56
Откровение святого Иоанна Богослова 6, 9-11 ( http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_otkr6.htm )
Валентин16 ноября 2020, 19:20
О каком примирении может идти речь, если во всех статьях подобного толка сплошные обвинения большевиков? Не говоря о том, виноваты они или нет, такие обвинения должны быть на чем-то основаны, кроме воспоминаний и впечатлений. Либо стоит учитывать все стороны конфликта. А ведь гражданская война была не просто так, и ожесточение было у всех сторон и не на пустом месте. И преступления совершали обе стороны. Как-то не принято вспоминать про преступления черносотенцев, карательные акции Колчака и другое. И при этом фигурируют непонятно откуда взятые 120 тысяч.
Сергий16 ноября 2020, 15:19
Разве можно "делать" Христа каким-то фундаментом строительства общества? Простите, это профанация. Христос - Спаситель и Господь Бог. Общество должно строиться на общей культуре и морали, корни которых, да, в религии. Но это преходящее - и общество, и культура. У каждого человек свой путь ко Христу, один в 20 лет глубоко верующий, другой в 60, третий в 90. Никакого общества мы так не создадим, ибо нельзя микрометром забивать гвозди. Русская культура велика, но крайне противоречива, что строить на волнах и сеять на ветрах? Основа одна: твори ближнему, что хочешь себе. Хочешь, чтоб Бог простил "белый террор" - прости "красный". И наоборот. Или вечная ненависть. Не победы искать, любви.
Юрий16 ноября 2020, 11:19
"Но если и можно говорить о необходимости единения потомков белых и красных в строительстве новой страны, то надо прямо признать, что фундаментом нового строительства может быть только Камень «уже положенный», то есть Христос, Православная вера и возросшая на ее почве мощнейшая и многообразная русская культура. Всё остальное – более или менее очевидный обман". Замечательно. То, что и хотелось услышать. Страны не будет, если большевики и их духовные покровители не придут к покаянию.
Нонна16 ноября 2020, 10:49
Добрый день..хтела перепостить на свою страницу, вышло пояснение, что на фб невозможно, т.к. ошибка между правоставием .ру и фб. Имеет смысл добавить, если только это не сознательное создание ситуации по благословению...С уважением
Анна16 ноября 2020, 04:35
Вечная память рабу Божьему Борису!
Лариса16 ноября 2020, 01:38
Читая, подумала о своем дедушке. Он родился в 1870 году, как и Ленин. Пережил Ленина на 40 лет. Всю жизнь - в созидательном труде, умел делать буквально все.Вместе с братом построил своими руками большой дом, из которого его попросту выгнали при раскулачивании. Не убили лишь потому, что не нашли золота. Вырастил 4-х сыновей и 4-х дочерей.В ВОВ один погиб в Германии, один вернулся, младшую дочь-студентку осудили ни за что по 58 ст.на 10 лет.Несмотря на все это, не имел никакого чувства мести, в отличие от Ленина, который, мстя за брата, всю страну перевернул вверх дном и потопил в крови. Потомков моего деда всех не сосчитать.Только у моей мамы 20 потомков.А после Ленина ничего живого...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×