Никосия, 3 декабря 2020 г.
В беседе с корреспондентом телеканала «Сигма» (Республика Кипр) митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор рассказал о ситуации в Кипрской Православной Церкви в связи с решением Синода относительно поминовения Архиепископом Кипрским Хризостомом лидера украинских раскольников Епифания Думенко в качестве «предстоятеля церкви Украины», а также о предшествовавших событиях и сопутствующих обстоятельствах, передает Патриархия.ru.
Архипастырь очень подробно и точно изложил историю украинского церковного вопроса, показав всю неправильность действий Константинополя, который в 2018 году заявил об «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, и «восстановлении в сане» украинских раскольников, в том числе не имеющих канонического рукоположения, а также впоследствии давшего «автокефалию» созданной из нескольких раскольнических группировок «ПЦУ». Сделав обзор темы, митрополит Никифор отметил, в частности, что значение имеет вопрос, кто обладает правом рукополагать и судить епископов.
При этом он отметил, что уважает, любит и чтит Вселенский Патриархат за его великие заслуги в прошлом. Однако, по мнению владыки Никифора, если Вселенский Патриарх и имеет право предоставлять автокефалию, то только при условии согласия на то других автокефальных Православных Церквей.
На вопрос корреспондента о том, кто имеет право определять границы автокефальных Церквей, Его Высокопреосвященство привел веские доводы, объясняя, что в каждом Патриархате есть свой список епархий, где отмечены все митрополии, которые к нему относятся.
Когда в ходе беседы зашла речь об обвинительных заявлениях со стороны противников его позиции, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор задался вопросом, в каких же интересах, якобы имеющихся у него в России, его обвиняют, констатировав, что подобных интересов у него нет. Он подчеркнул, что утверждения о неких «российских инвестициях» также не соответствуют действительности. Владыка засвидетельствовал: именно обеспокоенность возможным возникновением в лоне Православия серьезного раскола, который есть самый страшный грех, заставляет его действовать таким образом.
Недоумение архипастыря вызвали и обвинения в эгоизме в адрес кипрских архипастырей, твердо выступивших против участия в легализации украинского раскола через признание его главы Епифания Думенко. «Какой эгоизм мы удовлетворим — мы что, станем митрополитами в России?» — сказал владыка Никифор.
Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор упомянул о том, что своим признанием Епифания Архиепископ Кипрский Хризостом проигнорировал решения Священного Синода Кипрской Православной Церкви от 18 февраля 2019 года. На том заседании, выразив мнение, что действия Константинопольского Патриархата на Украине имели целью умиротворение и достижение единства местной Церкви, члены Синода констатировали: «в настоящий момент эта цель не достигнута». В случае, если объединения украинского Православия так и не произойдет, Кипрской Церковью было признано важным созыв «Всеправославного Собора или Собрания Предстоятелей». По вопросу апостольского преемства признанной Константинопольским Патриархатом новосозданной структуры на Украине было подчеркнуто: «Двухтысячелетний опыт Кипрской Церкви, а равно и всей Православной Церкви, порождает у нас сомнения в отношении возможности узаконения задним числом рукоположений, совершенных извергнутыми из сана, отлученными и анафематствованными епископами».
Как отметил в интервью митрополит Никифор, если помимо поминовения состоится и сослужение с главой «ПЦУ», то это уже будет прямой раскол в Церкви.
Высокопреосвященный Никифор рассказал, что по икономии продолжит поминать Архиепископа Кипрского за богослужением, но если тот будет поминать Епифания, служить с ним не станет.
В то же время владыка подчеркнул, что Блаженнейший Архиепископ Хризостом не может угрожать лишением сана не согласным с его позицией по украинскому вопросу иерархам. «Меня на напугаешь пугалом лишения сана», — сказал он, добавив, что, судя по всему, Предстоятель Кипрской Православной Церкви не имел в виду нечто подобное. «Он неплохой человек, и мы знаем его лучше», — констатировал иерарх.
На вопрос журналиста, является ли обязательным решение Священного Синода, Владыка предложил подумать над вопросом: разве не было проигнорировано Архиепископом Хризостомом принятое единогласно в 2019 году синодальное решение по украинской теме? «Мы всегда послушны Уставу нашей Церкви, но когда речь заходит о вопросах веры, канонов и догматов, имеем право даже отказаться от присутствия на Синоде», — сказал он.
В продолжение разговора владыка Никифор упомянул митрополита Лимассольского Афанасия, с которым в течение девяти лет отказывались сослужить Архиепископ Кипрский и митрополит Пафосский. «Если Церковь терпела это девять лет, то к чему сейчас такая строгость? — задался вопросом иерарх. — Для чего сейчас вынуждать меня соглашаться с нынешним решением? Мы отказываемся принимать это решение, потому что оно затрагивает нашу веру».
Он упомянул о переменчивости позиции некоторых иерархов на последних заседаниях Синода Кипрской Церкви. Так, сначала среди тех, кто возражал против признания Епифания, был и митрополит Пафосский. Кроме того, к семи архиереям, возражавшим против такого решения, вначале присоединился также и митрополит Тримифунтский, который уже на втором заседании «действовал вопреки своей архиерейской совести».
Говоря о своем компромиссном предложении для Священного Синода, митрополит Никифор объяснил, что заботился не о том, чтобы возражать против поминовения Епифания, а чтобы не переходили к сослужению и, более широко, к евхаристическому общению с ним. Однако Блаженнейший Архиепископ Хризостом счел вторую часть предложения оскорбительной.
Между тем, митрополит Никофор высказывает обеспокоенность опасностью онтологического осквернения епископского корпуса на всеправославном уровне, поскольку руководство «ПЦУ» не имеет апостольского преемства.