Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор о признании Архиепископом Кипрским главы «ПЦУ»: Мы отказываемся принимать это решение, потому что оно затрагивает нашу веру

Никосия, 3 декабря 2020 г.

    

В беседе с корреспондентом телеканала «Сигма» (Республика Кипр) митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор рассказал о ситуации в Кипрской Православной Церкви в связи с решением Синода относительно поминовения Архиепископом Кипрским Хризостомом лидера украинских раскольников Епифания Думенко в качестве «предстоятеля церкви Украины», а также о предшествовавших событиях и сопутствующих обстоятельствах, передает Патриархия.ru.

Архипастырь очень подробно и точно изложил историю украинского церковного вопроса, показав всю неправильность действий Константинополя, который в 2018 году заявил об «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, и «восстановлении в сане» украинских раскольников, в том числе не имеющих канонического рукоположения, а также впоследствии давшего «автокефалию» созданной из нескольких раскольнических группировок «ПЦУ». Сделав обзор темы, митрополит Никифор отметил, в частности, что значение имеет вопрос, кто обладает правом рукополагать и судить епископов.

При этом он отметил, что уважает, любит и чтит Вселенский Патриархат за его великие заслуги в прошлом. Однако, по мнению владыки Никифора, если Вселенский Патриарх и имеет право предоставлять автокефалию, то только при условии согласия на то других автокефальных Православных Церквей.

На вопрос корреспондента о том, кто имеет право определять границы автокефальных Церквей, Его Высокопреосвященство привел веские доводы, объясняя, что в каждом Патриархате есть свой список епархий, где отмечены все митрополии, которые к нему относятся.

Когда в ходе беседы зашла речь об обвинительных заявлениях со стороны противников его позиции, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор задался вопросом, в каких же интересах, якобы имеющихся у него в России, его обвиняют, констатировав, что подобных интересов у него нет. Он подчеркнул, что утверждения о неких «российских инвестициях» также не соответствуют действительности. Владыка засвидетельствовал: именно обеспокоенность возможным возникновением в лоне Православия серьезного раскола, который есть самый страшный грех, заставляет его действовать таким образом.

Недоумение архипастыря вызвали и обвинения в эгоизме в адрес кипрских архипастырей, твердо выступивших против участия в легализации украинского раскола через признание его главы Епифания Думенко. «Какой эгоизм мы удовлетворим — мы что, станем митрополитами в России?» — сказал владыка Никифор.

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор упомянул о том, что своим признанием Епифания Архиепископ Кипрский Хризостом проигнорировал решения Священного Синода Кипрской Православной Церкви от 18 февраля 2019 года. На том заседании, выразив мнение, что действия Константинопольского Патриархата на Украине имели целью умиротворение и достижение единства местной Церкви, члены Синода констатировали: «в настоящий момент эта цель не достигнута». В случае, если объединения украинского Православия так и не произойдет, Кипрской Церковью было признано важным созыв «Всеправославного Собора или Собрания Предстоятелей». По вопросу апостольского преемства признанной Константинопольским Патриархатом новосозданной структуры на Украине было подчеркнуто: «Двухтысячелетний опыт Кипрской Церкви, а равно и всей Православной Церкви, порождает у нас сомнения в отношении возможности узаконения задним числом рукоположений, совершенных извергнутыми из сана, отлученными и анафематствованными епископами».

Как отметил в интервью митрополит Никифор, если помимо поминовения состоится и сослужение с главой «ПЦУ», то это уже будет прямой раскол в Церкви.

Высокопреосвященный Никифор рассказал, что по икономии продолжит поминать Архиепископа Кипрского за богослужением, но если тот будет поминать Епифания, служить с ним не станет.

В то же время владыка подчеркнул, что Блаженнейший Архиепископ Хризостом не может угрожать лишением сана не согласным с его позицией по украинскому вопросу иерархам. «Меня на напугаешь пугалом лишения сана», — сказал он, добавив, что, судя по всему, Предстоятель Кипрской Православной Церкви не имел в виду нечто подобное. «Он неплохой человек, и мы знаем его лучше», — констатировал иерарх.

На вопрос журналиста, является ли обязательным решение Священного Синода, Владыка предложил подумать над вопросом: разве не было проигнорировано Архиепископом Хризостомом принятое единогласно в 2019 году синодальное решение по украинской теме? «Мы всегда послушны Уставу нашей Церкви, но когда речь заходит о вопросах веры, канонов и догматов, имеем право даже отказаться от присутствия на Синоде», — сказал он.

В продолжение разговора владыка Никифор упомянул митрополита Лимассольского Афанасия, с которым в течение девяти лет отказывались сослужить Архиепископ Кипрский и митрополит Пафосский. «Если Церковь терпела это девять лет, то к чему сейчас такая строгость? — задался вопросом иерарх. — Для чего сейчас вынуждать меня соглашаться с нынешним решением? Мы отказываемся принимать это решение, потому что оно затрагивает нашу веру».

Он упомянул о переменчивости позиции некоторых иерархов на последних заседаниях Синода Кипрской Церкви. Так, сначала среди тех, кто возражал против признания Епифания, был и митрополит Пафосский. Кроме того, к семи архиереям, возражавшим против такого решения, вначале присоединился также и митрополит Тримифунтский, который уже на втором заседании «действовал вопреки своей архиерейской совести».

Говоря о своем компромиссном предложении для Священного Синода, митрополит Никифор объяснил, что заботился не о том, чтобы возражать против поминовения Епифания, а чтобы не переходили к сослужению и, более широко, к евхаристическому общению с ним. Однако Блаженнейший Архиепископ Хризостом счел вторую часть предложения оскорбительной.

Между тем, митрополит Никофор высказывает обеспокоенность опасностью онтологического осквернения епископского корпуса на всеправославном уровне, поскольку руководство «ПЦУ» не имеет апостольского преемства.

3 декабря 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×