В храме Воскресения Христова Новомучеников и Исповедников Российских Сретенского монастыря
Возведение храма всегда радостно. Для чего вообще нужен храм? Главное предназначение любого православного храма – оградить своими стенами священное пространство евхаристической молитвы общины. В этом отношении все наши церкви и соборы имеют равное достоинство и несут одну и ту же радость, ибо в них служится одна и та же Литургия.
Но бывает, что храм еще и транслирует особый духовно-исторический смысл, открывая ту или иную идею, заложенную его строителями. И тогда уже дом молитвы получает дополнительное значение, становясь зримым символом, осуществившейся мыслью, путеводителем по дорогам христианской историософии.
Именно таким знаковым явлением в жизни России и Русской Православной Церкви предстает храм Сретенского монастыря, освященный в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Прежде всего, собор расставляет значимые смысловые акценты в истории прошедшего века, что крайне важно. Без верного понимания своего прошлого у народа нет будущего. Храм Новомучеников и исповедников на Лубянке – это покаянный акт, напоминание, предупреждение.
Покаяние заключается в нашем отношении к тому, что случилось в XX веке с нашей страной, с нашими предками. Да, мы не можем каяться за других людей. Но мы способны плакать о преступлениях тех, кто пережил тогда глубочайшее духовно-нравственное падение, и просить Христа о помиловании тех, кого можно помиловать. Мы способны благодарить Бога за новоявленных святых, сохранивших в те жуткие годы веру, надежду, любовь.
Молитвенное неравнодушие к подвигу новомучеников, осмысление причин страшной духовной катастрофы миллионов людей, потерявших веру и разум, и изменение нашей жизни с учетом их ошибок – одна из необходимых граней нашего покаяния. И храм на Лубянке – живое олицетворение этого покаяния.
Еще в XVIII–XIX веках из недр европейского сознания вышли мертворожденные идеи, впоследствии отравившие все тело русского общества. Чтобы заражение остановилось, их нужно оставить в прошлом. Не забыть, нет, но все же оставить за плечами, дав им соответствующую духовно-нравственную оценку. Атеизм, коммунизм, тоталитаризм, классовая дискриминация, построение «светлого будущего» на крови инакомыслящих, всевозможные революции «за хорошее правительство против плохого» – подобные идеи необходимо сдать в архивы истории, оплакав их кровавые плоды.
Храм Новомучеников, посвященный жертвам безбожного тоталитарного режима, становится видимым осуществлением этой задачи, и уже поэтому является важной вехой на историческом пути России. Величественное молитвенное здание на Лубянке напоминает грядущим поколениям о невозможности созидания земного благополучия без Господа. Безбожники, строящие рай на земле, неминуемо построят концлагерь – об этом без слов свидетельствуют, а вместе с тем и предупреждают купола собора.
Безбожники, строящие рай на земле, неминуемо построят концлагерь – об этом свидетельствуют купола собора
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников, стоящий на Лубянке, – это историческая победа новомучеников. Возведение собора стало возможным потому, что новые мученики до конца прошли все испытания, уготованные им. Так же, как и в первые века, победа нынешних мучеников и исповедников осуществилась через их твердое стояние в вере.
Сегодня все они собраны вокруг Христа в вечности, о чем говорят фрески главного купола собора, на которых изображен Христос, окруженный новомучениками. А где же ныне их убийцы? Они с позором сошли с исторической сцены и отправились в то место, которое соответствует их духовному состоянию. Время расставило все по своим местам, ибо жив Господь, руководящий историей.
Новый собор – это и наша победа, потому что Церковь осмыслила подвиг страдальцев за веру и многому научилась в годы гонений. Победа Церкви сегодня в торжестве правды Божией в судьбах страны и в подлинно христианском осмыслении истории. Все это потрясающе выражает сам храм на языке архитектуры, фресок и икон.
Об этом осмыслении нашей недавней истории свидетельствует и стоящая в храме рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), бывшего некогда настоятелем монастыря. Собор ясно символизирует возвращение России к вере через переоценку прошлого, великую победу Христа и Его Церкви в сложных путях земной истории.
Храм обращает нас к опыту тех, кто сохранил и передал нам святое Православие в кровавом XX веке – и этот акцент также актуален. Востребованность наследия новомучеников сегодня чрезвычайно важна. Миллионы русских людей в XXI веке живут так, будто бы ГУЛАГа не было. Подобная историческая амнезия очень опасна, ведь режимы приходят и уходят, а идеи остаются и работают.
В замечательном фильме Кончаловского «Рай» эсэсовец, рассуждая о проигрыше Германии во Второй мировой войне, говорит: «На земле неизбежно наступит безжалостная и прекрасная эпоха, и начало этому времени положили мы – мы, павшие первыми. Хорошо, мы проиграли войну. Победа, счастье, неподсудность не на стороне Германии. Пусть они достаются другим. Но будет благословлен германский рай, даже если нам отведен ад. А если нашей идее не суждено сбыться, то только потому, что она слишком совершенна. Человечество еще не готово для идеала».
Да, действительно, всякий тоталитарный режим неизбежно погибнет, но непогребенным может остаться его миросозерцание.
И храм Сретенского монастыря не зря указывает на опыт новомучеников и исповедников земли Русской, принявших на себя сокрушительный удар большевистского террора и выдержавших это испытание колоссальной силой веры. Указывает для того, чтобы этот кровавый кошмар уже никогда не повторился и чтобы люди знали: нет на земле ничего сильнее, чем сила веры христианской.
Само посвящение храма Воскресению Христову и Новомученикам и исповедникам говорит о том, что духовное воскресение Русской Церкви, ее возрождение невозможны без осмысления опыта новомучеников. Собор в центре Москвы служит зримым символом этого начинающегося возрождения.
Всякий русский православный человек должен понять, что за нашу сегодняшнюю возможность исповедовать Православие была принесена великая жертва, не оставляющая нам права быть равнодушными к ней. Храм на Лубянке – монументальный памятник этой жертве, зовущий русских людей к молитве.
Мы живем в добавленное время – сказал кто-то из современных проповедников. Действительно, история Русской Церкви могла бы закончиться еще тогда, в 30-х годах минувшего столетия. Нынешнего времени открытых храмов и свободы проповеди не было бы, если бы на той самой Лубянке, где теперь возвышается удивительной красоты собор, не проливалась кровь людей, решившихся идти на смерть ради Христа. И не только на Лубянке, но и на всех необозримых просторах огромной страны – везде лилась святая кровь исповедников веры, сохранивших для нас драгоценный дар Православия.
Кровь новомучеников, о которой напоминает каждый удар колоколов Сретенского монастыря, и сегодня проповедует России веру и покаяние. Сердце всякого русского человека, имеющего ум и совесть, должно откликнуться на этот призыв. Если мы ищем спасения своей души и хотим видеть Россию мирной, свободной, богохранимой державой – другого варианта для нас просто не может быть.