7 февраля Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предлагаем богословско-филологический комментарий творения святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, – стихир на стиховне «Земле Русская» этого праздника.
Святая Церковь чествует 7 февраля пострадавших в годы гонений на Христову Церковь в XX веке. Это поминовение совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов[1].
7 февраля 1918 года стало поворотным в истории, поскольку вечером этого дня был расстрелян священномученик Владимир (Богоявленский). Стало понятно, что расстрелы – это не отдельные случаи притеснения неугодных, но целенаправленная война против Церкви. Поэтому именно в указанный день было установлено особое поминовение пострадавших за веру в безбожное время.
Епископ Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев занялись составлением службы всем русским святым. Они исправляли первоначальную версию службы, составленную иноком Григорием в XVI столетии[2]. Текст епископа Афанасия (Сахарова) и Б.А. Тураева был принят на Поместном Соборе до его закрытия, несмотря на то, что служба была до конца не готова. В дальнейшем текст претерпел ряд изменений и исправлений, поскольку само празднование находилось под угрозой из-за новой волны гонений. Скончался и Б.А. Тураев, который активно поддерживал праздник Всех святых, а владыка Афанасий по своему смирению не дерзал в одиночку исправлять текст службы.
Осенью 1922 года во время первого ареста он вместе со своими единомышленниками все же отредактировал и дополнил службу всем русским святым. Изменения были связаны и с тем, что появилась возможность совершать службу не только в воскресный, но в любой другой день[3].
Первый раз празднование всем русским святым было совершено 10 ноября 1922 года по исправленной службе[4]. А в 1946 году вышло издание Московской Патриархии «Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим»[5]. Сама служба была с цензурными правками, были удалены упоминания о новомучениках:
«После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX века текст службы в виде скромной брошюры был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников»[6].
Таким образом, день памяти Всех святых, в Церкви Русской просиявших, напрямую связан с новомучениками и исповедниками Церкви Русской.
На церковнославянском языке стихиры звучат следующим образом:
«Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави.
Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся.
Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию.
Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение»[7].
Святой град
Образ града часто используется в Священном Писании. В откровении Иоанна Богослова Царство Божие и описано в виде небесного града:
«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21: 2).
Поэтому и в первой стихире земля Русская называется Святым градом, поскольку на ней воссиял великий сонм святых. Благодаря им Русская земля освящается, подобно Небесному Иерусалиму, в котором будут только святые.
«В этой скинии нерукотворной не будет ни плача, ни слез, потому что Податель вечной радости всем святым дарует непрестанное и вечное веселие»[8], – пишет в своем толковании на Апокалипсис святитель Андрей Кесарийский.
Новомученики и исповедники Церкви Русской освящают то место, в котором они жили.
Новомученики и исповедники Церкви Русской освящают то место, в котором они жили
В первой стихире святитель Афанасий обозначает географическое положение, поскольку в стране, где он жил, он страдал сам, страдали за веру и его соотечественники.
«Велий сонм святых прослави»: «Словарь русского языка XI–XVII веков» дает следующее значение слову «сонм» – «собрание, сход, съезд, народ, общество»[9]. Большое число святых дала Русская Православная Церковь, и тропарь праздника показывает, сколько святых было явлено:
«Днесь радостно ликует Церковь Русская, / прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, / благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы / во дни гонения безбожнаго / жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века»[10].
Церковь Русская, красуйся и ликуй!
Вторая стихира начинается со слов «Церковь Русская». Показано, что на Русской земле есть не только огромное государство, но и Русская Православная Церковь – православные христиане, живущие на земле. Земная Церковь есть Церковь странствующая. По словам апостола Павла, мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13: 14), то есть цель странствующей Церкви – достижение Небесного Отечества, Царства Небесного.
Церковь называют также Церковью воинствующей, поскольку жизнь христианина на земле заключается в духовной брани – сражении как с врагами внутренними (грехами и страстями), так и с внешними, невидимыми врагами спасения.
«Чада Твоя» значит сыны Божии, которые своим подвигом показали, что достойны называться сынами Божиими, и пожертвовали своей земной жизнью ради Него. Именно о таких людях и говорил Иисус Христос при встрече с апостолом Фомой после Воскресения:
«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).
Блаженный значит счастливый[11].
Новомученики и исповедники Русской Церкви стоят перед Престолом Божиим и теперь радуются, поскольку Господь стер с их лиц слезы (см.: Откр. 21: 4) и сделал участниками вечной жизни.
«Красуйся и ликуй»: глагол «красуйся», по данным «Словаря русского языка XI–XVII веков», имеет следующие значения – «привлекать внимание своей красотою; быть заметным, выделяться своей красотой»[12]. «Ликуй» – «ликовать, веселиться, плясать, петь; пением прославлять кого-либо, что-либо»[13].
«Красуйся и ликуй» – эти же слова мы встречаем и в стихирах Пасхи
Эти же слова мы можем встретить и в стихирах Пасхи:
«Красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха происходяща»[14].
По сути, проводится параллель между Иерусалимом, где произошло наше спасение и где родилась Церковь, и Русской землей, где через две тысячи лет были явлены истинные последователи Христа.
Божественный полк
В третьей стихире святитель Афанасий (Сахаров) обращается к Собору русских святых. Он просит их молиться за соотечественников, поскольку это показывает, что Церковь не ограничивается земным миром, но простирается и на мир духовный. Те, кто окончил земную жизнь в мире с Церковью, являются ее членами после своей кончины и входят теперь в Церковь Небесную, торжествующую.
«Полче Божественный»: слово «полк» имеет различные значения: воинство, воинские силы, войско и воинское подразделение, полк; но также и поход, бой, сражение; и воинский стан, лагерь; и большое количество, множество (живых существ), полчище; и народ, племя, род[15].
Так, целое воинство святых предстоит перед Престолом Божиим. И в тропаре Собора новомучеников и исповедников перечисляется множество ликов святых: святители и иереи, царственные страстотерпцы, благоверные князья и княгини, преподобные и все православные христиане.
Святые – достойный плод Церкви
Четвертая стихира начинается словами «Новый доме Евфрафов». Евфрафа – «плодоносная, плодородная земля» – древнее наименование Вифлеема, города из колена Иуды[16].
Обращение «Новый доме Евфрафов» говорит о том, что Церковь Русская смогла принести достойные плоды. Новомученики и исповедники это доказывают.
А значит, Русская Церковь может называться Новым домом Евфрафовым, поскольку дала миру множество святых, которые доказали свою преданность Христу.
«Уделе избранный» – такое обращение возможно, потому что Русская Церковь является частью Вселенской Православной Церкви. И Русская Церковь освящена множеством святых, ведь на данный момент уже канонизировано больше тысячи святых поименно, и число их только растет. Об этом писал и святой апостол Петр:
«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9).
Новомученики вышли в тот самый чудный Свет, пройдя через невообразимые испытания, и сейчас они предстоят перед Всемилостивым Богом, молясь за Русскую Церковь.