Ровно сто лет назад, 26 мая 1922 года, были расстреляны Радонежские новомученики:

Преподобномученик Макарий (Телегин), священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин и Василий Соколов, мученик Сергий Тихомиров

Священномученики Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров Священномученики Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров

Одним из этапов гонений на Православную Церковь в первой половине ХХ столетия явилась кампания по изъятию церковных ценностей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим. Не избежала печальной участи и Троице-Сергиева лавра. 3 апреля 1922 года в Сергиевский храм Троицкого подворья лавры в Москве пришла комиссия, члены которой действовали нарочито грубо и кощунственно. Один из насельников подворья, иеромонах Макарий (Телегин), в лицо назвал их грабителями и насильниками. Тут же последовал его арест и заключение в тюрьму. Позднее на допросе он свидетельствовал, что члены комиссии, снимая ценные украшения с Горнего места в алтаре, опирались ногами о престол, против чего ему и пришлось возмутиться.

Преподобномученик Макарий (Телегин) Преподобномученик Макарий (Телегин)

Отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом»

Иеромонах Макарий (в миру Макарий Николаевич Телегин) родился в 1876-м году в селе Перемениха Бузулукского уезда Самарской губернии, в крестьянской семье. В раннем детстве мальчику было чудесное явление, после которого он принял решение посвятить себя Богу и уйти в монастырь. Будучи подростком, он часто удалялся в отдаленную пещеру для молитвы. Посетив на семнадцатом году Киево-Печерскую лавру, Макарий окончательно утвердился в решении принять монашеский постриг, но ему пришлось отложить исполнение этого намерения, так как 1 января 1898 года он был призван в армию, где прослужил до 29 ноября 1902 года. В 1905-м году Макарий Николаевич поступил в Чудов монастырь города Москвы и в течение 5 лет исполнял здесь различные послушания. 8 октября 1910 года он был официально зачислен в обитель послушником. 22 января 1911 года был пострижен в монашество, 1 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1913 года – во иеромонаха. С началом Первой мировой войны отец Макарий был откомандирован в действующую армию и служил священником при 400-м подвижном госпитале. Возвратился в Чудов монастырь 12 октября 1915 года, а в 1919-м году, после закрытия обители, стал служить в Сергиевском храме на Троицком подворье лавры. На следствии отец Макарий прямо сказал, что является «по убеждению монархистом», а также заявил: «Я служитель престола, и мне очень тяжело, когда отбирают священные предметы». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом».

Иеромонах Макарий был одним из 54-х арестованных по «делу об изъятии церковных ценностей», или так называемому «Московскому судебному процессу 1922 года». Вместе с ним по этому делу проходили протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов и мирянин Сергий Тихомиров.

Протоиерей Александр Заозерский Протоиерей Александр Заозерский

Протоиерей Александр Заозерский родился 20 июля 1879 года в городе Москве в семье священника Николая Заозерского, служившего в Петропавловской церкви Мариинской больницы. Отец Александр был настоятелем храма Святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду. На допросе виновным себя не признал, сказал только, что читал в храме Послание Святейшего Патриарха Тихона. Но через кого получил текст послания и текст протеста во ВЦИК, подписанный сотнями верующих, назвать отказался. На суде держался чрезвычайно мужественно. Когда судьи пытались соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других, он отказался называть чьи-либо имена. Разгневанные судьи назвали его идеологом духовенства, обнаружившим наибольшую непримиримость. Когда батюшку вывели после суда на Лубянскую площадь в Москве, он широким крестом осенил приветствовавшую его толпу.

Протоиерей Христофор Надеждин родился 21 февраля 1869 года в Нижне-Белоомутском селе Зарайскаго уезда Рязанской губернии, в семье священника. Окончил Зарайское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию, а в 1897-м году – Московскую духовную академию. Служил в Москве с 1901 года, был настоятелем церкви Иоанна Воина на Якиманке. Будучи арестованным по «делу об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и также отказался назвать имена тех, через кого получил Послание Святейшего Патриарха Тихона.

Священномученик Василий Соколов Священномученик Василий Соколов Священник Василий Александрович Соколов родился в 1868-м году в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил Вифанскую духовную семинарию, в 1888-м году служил в селе Пустое Владимирской губернии. После смерти жены поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910-м году. С 26 декабря 1910 года батюшка служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал.

Сергей Федорович Тихомиров родился в 1866-м или 1867-м году в семье московского купца 2-й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. С 1895 года числился самостоятельным владельцем мясной лавки на Арбате. Вторая лавка появилась у него в 1902-м году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910-м году. Лавка Сергея Федоровича находилась напротив храма, он одним из первых узнал о разграблении храма и бросился защищать церковные святыни. На суде Сергей Федорович также держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался. 8 мая 1922 года Сергий Тихомиров, а вместе с ним еще 10 священнослужителей, проходивших по «делу об изъятии церковных ценностей», были приговорены к расстрелу.

Лавка Сергея Федоровича находилась напротив храма, он одним из первых бросился защищать церковные святыни

Как записано в протоколе следствия, задержанные обвинялись в том, что

«перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические цели, подобно ‟книжникам и фарисеям”, оправдывая свое сопротивление ‟ложью о Боге и якобы установленных Им законах, воспрещающих отдавать церковные предметы не только на дела милосердия вообще, но даже спасения жизни умирающих от голода... несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза из группы верующих христиан категорически признала такое изъятие вполне отвечающим христианскому учению...”».

После того как стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, с разрешения начальника тюрьмы осужденные подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено. В тот же день Сталин направил записку членам Политбюро:

«Московский суд приговорил к расстрелу 11 человек, из них большинство попы... Каменев предлагает ограничиться расстрелом двух попов. Прошу голосовать ‟за” или ‟против” предложения... Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда».

Состоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали за смертный приговор. Таким образом, 18 мая 1922 года Политбюро приняло окончательное решение о расстреле – правда, только 5 человек из 11 приговоренных. Всех их подстригли и обрили, чтобы в них нельзя было узнать лиц духовного звания. 26 мая 1922 года иеромонах Макарий (Телегин), протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов и мирянин Сергий Тихомиров приняли мученическую кончину в помещении архива бывшего страхового общества, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для сейфов, расстреливали осужденных. Тела новомучеников были привезены на Калитниковское кладбище и захоронены в безвестной могиле. В августе 2000 года подвижники были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

26 мая 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия
Прот. Александр Шаргунов
Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы должны использовать каждый наступающий день как время подготовки к грядущим испытаниям.
«Днесь земля Радонежская торжествует…» «Днесь земля Радонежская торжествует…»
Иером. Пафнутий (Фокин)
«Днесь земля Радонежская торжествует…» «Днесь земля Радонежская торжествует…»
К 10-летию установления празднования Собора новомучеников и исповедников Радонежских
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
30 мая 1920 года в Троицком соборе было совершено последнее богослужение и в последний раз отзвонили лаврские колокола…
Проповедники Лета Господня Проповедники Лета Господня
Протоиерей Кирилл Каледа
Проповедники Лета Господня Проповедники Лета Господня
Протоиерей Кирилл Каледа о новомучениках Церкви Русской
Русь особо явила свою святость не тогда, когда Православие считалось государственной религией, а в тот момент, когда Православие оказалось гонимо.
Комментарии
Natalie 3 июня 2022, 18:27
Спаси Господи! Очень благодарна!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×