Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего… Полное блаженство – на небе, но нижняя ступень его – на земле.
Преподобный Варсонофий Оптинский
Известная подвижница схиигуменья София (в миру София Евгеньевна Гринёва) – основательница женской обители в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» в Калужской епархии (1896–1913 гг.), настоятельница Киевского Покровского монастыря (с 1913 по 1923 гг.), преподобноисповедница. Святая инокиня София прошла непростой жизненный путь, совпавший с потрясениями, которые переживала страна в начале ХХ века.
Преподобноисповедница София (Гринёва) Предки древнего рода Гринёвых за военные подвиги были награждены земельными угодьями и стали помещиками в средней полосе России. София Евгеньевна Гринёва родилась в 1873-м году в семье дворянина Евгения Ивановича Гринёва (1836–1866), который на момент рождения Софии учился на третьем курсе юридического факультета Московского университета. Мать, Лидия Дмитриевна Глазунова, вышла замуж в 16 лет. После окончания университета отец получил должность судьи в Тульском окружном суде. Вскоре семья переехала в город Белёв Тульской губернии, куда отец был назначен юристом. В одной из поездок по уезду он простудился и буквально сгорел от скоротечной чахотки в несколько дней. Ему не было и 30 лет. Молодая вдова в 26 лет осталась с маленькими детьми – семилетней Софией, пятилетней Марией и годовалым Борисом. Осиротевшие дети были помещены в Белёвский Крестовоздвиженский монастырь, где игуменьей в то время была инокиня Магдалина (Челищева), бывшая гувернантка в семье Гринёвых.
Соня любила в играх изображать игуменью: она облачалась в длинную пелерину, а младшие сестра и брат «кадили» ей
Соня Гринёва, часто бывая на монастырских службах, любила в играх изображать игуменью: она облачалась в длинную пелерину, становилась на возвышение, а младшие сестра и брат «кадили» ей, используя привязанные на нитках катушки. Затем маленькая «игуменья» их благословляла, а они почтительно ей кланялись.
В начале 1880-х годов семья, испытывая сильную нужду, перебралась к родным в Тарусский уезд Калужской губернии, и дети стали жить у родственников. С 16 лет Соня проживала у тети и бабушки по маминой линии в их имении в Калужской губернии, недалеко от Оптиной пустыни. Посещая Оптину с юных лет, Соня полюбила эту обитель. Мария Евгеньевна Попова, сестра святой Софии, вспоминала о случившемся в 1885-м году, когда Софии было 12 лет.
«Служба кончилась, старец вышел с крестом. ”Пропустите игуменью”, – сказал он, обращаясь в нашу сторону. Мы недоумевали, пока не выяснилось, что он зовет мою сестру Соню. Он подал ей крест, чтобы она приложилась, погладил ее по голове и сказал: ‟Какая игуменья будет!”»[1]
В те же дни один схимник, уединенно живший в лесу, неподалеку от Оптиной пустыни, встретившись с Гринёвыми, поклонился Софии в ноги.
Был и еще одно пророчество о дальнейшей судьбе Софии. Однажды, когда мать привела дочерей в поле на молотьбу хлеба, подошла одна калека-крестьянка и поведала ей свой вещий сон: «Ты свою дочь замуж не выдавай. Я сегодня сон видела. В иконостасе вместо Божией Матери была твоя дочь». Известно, что игуменья считается наместницей Божией Матери.
Затем семья Гринёвых переехала в Воронеж, где было небольшое имение, которое неожиданно досталось матери по наследству. Там брат поступил в кадетский корпус, а Соню мать отвезла в московский Александро-Мариинский институт благородных девиц. Однако среднее образование она получила не в Москве, а в Киеве, в Фундуклеевской женской гимназии – первой женской гимназии, основанной в Российской империи. Получив среднее образование, София поступила в Киевскую консерваторию по классу пения. Профессора пророчили ей будущность оперной певицы. В то время София вела светский образ жизни: балы сменялись спектаклями, музыкальными вечерами и просмотром туманных картин (туманные картины – предшественники немого кино).
Однажды Соня гостила в имении тети в Тарусском уезде Калужской губернии и отправилась навестить подругу, жившую в двух километрах. Зима стояла суровая, в той лесистой местности водилось много голодных волков. Когда Соня шла полем, к ней подбежал огромный волк и стал перед ней. Девушку ожидала неминуемая смерть – она знала, что перед этим голодные волки растерзали офицера и его коня: от всадника остались лишь сапоги со шпорами. Широким крестом Соня перекрестила волка и стала громко читать молитву. Волк стоял, как бы слушая, а потом медленно ушел и скрылся в овраге. В тот миг Соня пообещала Богу, что если останется жива, то обязательно примет монашество[2].
Поводом для полного разрыва с миром 22-летней девушки послужила внезапная серьезная болезнь горла, случившаяся перед самым окончанием ею консерватории. В течение 9 месяцев она не могла говорить и общалась с окружающими посредством записок. Дело дошло до того, что врачи поставили диагноз – туберкулез горла, и родные ожидали ее скорой смерти. Но Божественною силой она получила исцеление после Исповеди (во время Исповеди больная говорить не могла, а лишь плакала на груди у старца) и Причащения Святых Христовых Тайн в Свято-Троицкой обители Тарусского уезда Калужской губернии. Потрясенная случившимся с нею чудом, София в этом же монастыре приняла постриг в рясофор. Ее родные мать и сестра Мария на долгие годы от нее отреклись, досадуя на нее за принятие монашества.
Местом иноческого подвига молодая инокиня София выбрала живописное место в Калужской губернии, в 45 км от Калуги, при впадении реки Дугны в Оку. Рядом находился чугунолитейный завод, основанный в XVIII веке Никитой Демидовым по указу Петра I. Сюда ссылали из Калужской и соседних губерний арестантов, отбывших тюремное наказание. Недалеко от завода стояла заброшенная церковь во имя Св. Иоанна Милостивого. В храме царила мерзость запустения: окна в храме были выбиты, крыша провалилась. Внутри храма находился образ Божией Матери «Отрада и Утешение». Эта икона стала покровительницей будущей обители с тем же названием.
Здесь инокиня София вместе с еще одной сестрой, монахиней Екатериной, основали женскую общину. Вскоре в их обитель стали стекаться сестры, желающие послужить Богу. Община жила крайне бедно, сестры часто голодали. Грубые рабочие завода старались всячески изгнать сестер из Дугны, но молодая настоятельница твердо верила, что Бог их не оставит и пошлет им Свою помощь, и эту веру она умела передать и сестрам. И помощь пришла: храм был полностью отремонтирован, приведены в порядок монастырские здания и корпус приюта для сирот. В скором времени в обители подвизались уже около 150 монахинь. Настоятельница София часто проводила беседы на духовные темы, которые очень нравились сестрам. Обитель стала духовным центром, лечебницей страждущих душ, образцом христианской жизни. Местные жители полюбили монастырь и ее настоятельницу и шли к ней за советом и поддержкой.
Местные жители полюбили монастырь и ее настоятельницу и шли к ней за советом и поддержкой
Она и сама нуждалась в мудрых советах и наставлениях, за которыми ездила к старцам в Оптину пустынь. Её духовными отцами стали преподобные Анатолий и Нектарий Оптинские. По воспоминаниям современников, монахиня София была воплощением простоты, ума и доброты, но в то же время обладала и волевым характером. Знавшие ее люди отмечали ее красоту, ее чудные голубые глаза. Она была талантлива: писала стихи, которые печатались в духовных журналах за подписью «И.С.».
Настоятельница ходатайствовала перед Священным Синодом о том, чтобы отдали общине храм в честь Св. Иоанна Милостивого вместе с приписной к нему землей. Решение долго не принималось, и это стоило настоятельнице многих слёз: община численно увеличивалась, а кормить сестер и девочек-воспитанниц было нечем.
С.А. Нилус, духовный писатель, живший в то время рядом с Оптиной, назвал монастырь «Отрада и Утешение» «обителью любви, веры и… нищеты»[3].
Наконец, накануне Рождественских праздников Священный Синод издал указ: отдать монастырю и храм, и землю при нем – с условием, чтобы настоятельница внесла 5 тысяч рублей в Калужское епархиальное управление. В день памяти преподобного Серафима, особенно почитаемого монахиней Софией, она положила бумагу с указанным текстом к его иконе и сказала в присутствии всех сестёр: «Батюшка, ты видишь, что я творю? Денег нет, а я уже ответила владыке, что деньги к сроку внесу; а взять, ты сам, батюшка, знаешь, нам, нищим, неоткуда». А сёстрам она предложила: «Давайте, сёстры, день и ночь плакать к преподобному, и веруйте, что он нас выручит». Через два дня от неизвестного лица были получены нужные 5 тысяч!
Сёстрам она предложила: «Давайте, сёстры, день и ночь плакать к преподобному, и веруйте, что он нас выручит». Через два дня от неизвестного лица были получены 5 тысяч!
В обители «Отрада и Утешение» монахиня София прожила 17 лет, достигнув 39-летнего возраста.
В конце 1912 года праведница отправилась в Петербург хлопотать по делу своей обители. В те дни Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) как раз искал игуменью для Киевского Свято-Покровского монастыря. Встретив в Петербурге монахиню Софию, Митрополит Флавиан сразу понял, что перед ним молодая, умная, деятельная монахиня, уже имеющая опыт управления практической и хозяйственной деятельностью созданного ею монастыря. Он предложил Священному Синоду назначить ее игуменьей Покровской обители. В Санкт-Петербургском Новодевичьем монастыре состоялся ее постриг в мантию с оставлением прежнего имени и возведением в сан игуменьи. Так монахиня София стала настоятельницей Покровского монастыря в Киеве. Вместе с ней в Покровский монастырь перешли и близкие ей сестры из общины «Отрада и Утешение». Игуменье Софии тяжело было расставаться со ставшей ей родной обителью, с сестрами, с детьми из приюта и со старцами Оптиной пустыни. Она проплакала всю ночь, узнав об утверждении ее на должность игуменьи Киевского монастыря.
Свято-Покровский женский монастырь в 1912 году
Свято-Покровский женский монастырь был основан в 1889-м году Великой княгиней Александрой Петровной Романовой (1838–1900), принцессой Ольденбургской. Она тайно приняла монашество и просияла святостью в чине преподобной Анастасии Киевской. Игуменье Софии достался в управление очень благоустроенный монастырь. Здесь стараниями инокини Анастасии уже существовали две хирургические больницы, оснащенные самым современным оборудованием, терапевтическая больница, лечебница. При зданиях больницы и лечебницы были две церкви: первая – во имя Преп. Агапита Врача, и вторая – во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В монастыре была аптека с бесплатной выдачей лекарств, а амбулаторная лечебница принимала ежедневно бесплатно более 500 человек. Терапевтическая больница и амбулаторная лечебница носили имя Императора Николая II и были построены на его средства. На обширной территории монастыря стояли корпуса, где жили 1200 насельниц.
Со смертью основательницы Покровского монастыря монахини Анастасии ни одна из назначаемых на ее место игумений не могла справиться с возложенной на нее задачей: огромная обитель требовала умного, энергичного управителя. Новая настоятельница София со страхом приняла игуменство, но своей добротой и смирением она сумела со временем завоевать сердца сестер, для которых стала нежной и любящей матерью.
София добротой и смирением сумела завоевать сердца сестер, для которых стала нежной и любящей матерью
Игуменья София стала известна своим благочестием. Обладая хорошими организаторскими способностями, игуменья София активно занималась благотворительностью и духовным просвещением. По всем важным вопросам, касающимся больниц, она советовалась с главным врачом больницы, следила за порядком в больничных учреждениях, за сестрами, несущими в них послушание.
Во время Первой мировой войны в Покровском монастыре был открыт лазарет. За сотрудничество с Комитетом помощи раненым офицерам и нижним чинам в 1915-м году игуменья София была отмечена памятным жетоном. В том же году Император Николай II, отправляясь на фронт, по пути заехал в Покровский монастырь. Игуменья София его благословила святым образом и молитвенными пожеланиями. Она же просила и получила согласие Царя дать детскому приюту имя Цесаревича Алексея. В этом приюте воспитывались 48 сирот, детей воинов, отдавших жизнь на поле брани за веру и Отечество.
В этом приюте воспитывались 48 сирот, детей воинов, отдавших жизнь на поле брани за веру и Отечество
При школе находились мастерские: живописная, ризная, белошвейная, цветочная, позолотная, переплетная и башмачная. Многим работам детей обучали монастырские сестры. Здесь дети получали не только заботу, но и обретали веру. Помимо приюта, при монастыре существовала и богадельня.
В течение 10 лет – с 1913 по 1923 – управляла общиной монахиня София, со временем став важной, влиятельной игуменьей.
Наступила революция, а затем Гражданская война. С риском для собственной жизни игуменья София приютила в своем монастыре и епископа Нестора (Анисимова – 1885 – 1962), и семью православного писателя С. Нилуса (1862–1929), и благословила похоронить в ограде монастыря знаменитого царского генерала Фёдора Артуровича Келлера (1857–1918), зверски убитого петлюровцами.
Весной 1919 года власть в Киеве захватили большевики, и монастырское имущество было национализировано. Под видом трудовой ремесленной и садово-огородной артели обитель смогла просуществовать еще несколько лет. В феврале 1923 года Никольский собор, главный храм монастыря, большевики передали обновленцам; закрыли Покровский храм, ликвидировали сестринскую артель, а игуменью Софию отстранили от управления обителью. Жилые здания бывшего монастыря отдали под жилье, а храмы превратились в склады.
Тогда, в том же 1923-м году, монахиня София приобрела дачу в селе Ирпене, близ Киева, и там устроила церковь. Вместе с ней здесь находились 20 прежних сёстер. Образовалась тайная монашеская община. Настоятелем потаённого храма стал протоиерей Димитрий Иванов, прежний настоятель одного из храмов Покровского монастыря. Сестры сняли комнаты в частных домах села. На богослужения собирались по ночам на одной из дач.
В 1930-е годы монахиня София подверглась репрессиям: арестам, допросам, беспочвенным обвинениям, переводами из одной тюрьмы в другую. В 1924-м году игуменью Софию арестовали в первый раз. Вот как вспоминала об этом Мария, родная сестра монахини:
«Увезли мою сестру в тюрьму … в открытом автомобиле, посадив между двумя комиссарами. При виде этой тяжелой картины осиротевшие сестры с воплем и слезами бежали за машиной».
Первый арест продолжался 6 недель. Во время этого ареста она перенесла тяжелое гнойное воспаление челюсти. Второй арест последовал в 1928-м году и продолжался 7 недель. Монахиню приговорили к высылке на восток, но не сослали из-за ее болезни. В этом же, 1928-м, году она выехала в Полтавский уезд, где жила в бывшем поместье Татьяны Демьяновны Келлер, вдовы Бориса Федоровича Келлера и невестки героического генерала Келлера, прах которого разрешила когда-то похоронить на территории Покровского монастыря. В 1930-м году монахиня возвратилась обратно в Ирпень.
В октябре 1931 года, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, игуменья София вечером после богослужения вдруг отправила всех обитателей дома ночевать к разным знакомым. Чудесным образом она предвидела, что в ту ночь произойдет арест, и хотела спасти близких от печальной участи.
Чудесным образом она предвидела, что в ту ночь произойдет арест, и хотела спасти близких от печальной участи
Ночью она была арестована в третий раз, а допросили ее только через 10 месяцев – 3 июля 1932 года. Игуменью Софию обвинили в контрреволюционной деятельности. В своих показаниях она, проявляя хладнокровие и терпение, с достоинством заявила:
«Разговоров на политические темы я старалась избегать, потому что я считаю, что служителям культа не следует заниматься политикой. На коммунистическое течение я смотрю как на течение антихристианское, которое враждебно христианским идеям, и, на мой взгляд, все служители культа и верующие истинно христиане должны проводить в жизнь идеи христианства, в противоположность идеям коммунизма, и ни в коем случае не должны соглашаться с теми мероприятиями, которые проводит соввласть, главным образом по отношению к религии»[4].
В конце июля 1932 года было составлено обвинительное заключение по делу игуменьи Софии, по которому предполагалось выслать ее в Казахстан сроком на 3 года. 3-го октября 1932 года Особое Совещание при Коллегии ГПУ УССР приняло иное решение. В выписке из протокола Особого Совещания говорилось:
«Гринёву Софью Евгеньевну из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 п.п. сроком на 3 года, считая срок с 14/Х. 31г. Дело сдать в архив».
Такое смягчение приговора произошло благодаря стараниям одного прихожанина. История сохранило для нас его имя – Калинник. Он с женой собрал крупную сумму денег и вручил ее одному крупному чиновнику, и приговор был смягчен.
В 1933-м году игуменья София продолжала быть настоятельницей тайной монашеской общины. В том же году – новый арест игуменьи Софии в Ирпене, пригороде Киева, где ей довелось жить по чужим документам в доме тайной монахини. Ее сослали в город Путивль Сумской области. Слабое здоровье игуменьи Софии было подорвано почти годичным заключением, поэтому и эта ссылка была для нее тяжким испытанием в те голодные годы. 2 августа 1933 года она обратилась в прокуратуру с просьбой разрешить ей раньше положенного трёхлетнего срока возвратиться в Ирпень ввиду ее болезни. Её прошение было проигнорировано, а после второго обращения она получила отказ. Тогда она тайно покинула Путивль и возвратилась в Ирпень.
Есть сведения о том, что в 1934-м году совершился тайный постриг игуменьи Софии в великую схиму. Совершил его епископ Дамаскин (Цедрик)[5], вероятно, во время его краткосрочного освобождения в 1934-м году.
В 1937-м году, в год большого террора, тайная монашеская община игуменьи Софии была обнаружена. Монахинь арестовали и вывезли в оленеводческий совхоз, на Крайний Север, на один из островов в районе Камчатки. Однако игуменья София в тот раз не была схвачена, так как находилась в другом месте.
Последние дни жизни игуменьи Софии протекли в селе Покров, близ города Серпухова Московской области. Здесь, недалеко от Покровского храма, находился деревянный домик, в котором жила схиигуменья вместе с преданными ей сестрами – Пелагеей (Белецкой) и Марией (Зининой), не разлучавшимися с ней со времен жизни в обители «Отрада и Утешение». Из Москвы приезжали навестить ее друзья, так называемые «бывшие». 22 марта (4 апреля) 1941 года скончалась инокиня София (Гринёва), принявшая за 7 лет до кончины (в 1934-м году) великий ангельский образ.
За 7 дней до начала Великой Отечественной войны скорбное известие дошло до ее родной сестры Марии, жившей в Париже. Письмо от духовной дочери схиигуменьи Софии И.А. Григорьевой шло до Франции кружным путем, через Швейцарию.
«Последние три года, – говорилось в письме, – она страдала мучительной болезнью. У нее была бронхиальная астма, которая вначале выражалась легкими припадками, затем они стали учащаться, прибавилось еще заболевание сердца. Несмотря на то, что она неоднократно обращалась к лучшим московским врачам и аккуратно исполняла их советы, болезнь нисколько не уступала лечению. В последние три дня своей жизни она пила только боржом и всё боялась, что вообще скоро не сможет больше пить. Исхудание у нее было ужасное. Как и всю свою жизнь она была окружена любящими её душами, так и под конец её окружали преданные и бесконечно любящие её дети, и окружали её самой нежной заботой и лаской. Материально она не нуждалась, и в этом отношении её обстановка жизни была хорошая.
Смерть её наступила неожиданно, несмотря на то, что ожидать это горькое событие можно было каждый день…С утра она чувствовала себя не хуже обычного. Она попросила одну из любимых ею книжек и, отправив бывших при ней детей, осталась одна. Из соседней комнаты было слышно, как она переворачивала страницы книжки, и вдруг она закашлялась. Ей стало трудно дышать… Это продолжалось три часа. Дыхание становилось всё труднее, всё реже, глаза были ясные, всё понимающие, они смотрели на иконы, потом она перевела их в другой угол, на любимый свой образ, потом быстро и крепко закрыла их, и больше эти дорогие, ясные глазки уже не открывались…».
Рака с мощами преподобноисповедницы Софии (Гриневой)
В 1981-м году схиигуменья София была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата причислила ее к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии недавно – в 2012-м году. Мощи преподобноисповедницы находятся в Никольском соборе Свято-Никольского женского монастыря города Киева.
Память святой Софии Киевской празднуется 22 марта (4 апреля) – в день преставления – и 28 апреля (11 мая) – в день обретения её мощей.
Святая преподобная матерь София, моли Бога о нас!