Игумен Израиль (Андреев): «Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды»

К 85-летию со дня мученической кончины

Игумен Израиль (Андреев) Игумен Израиль (Андреев) Игумен Израиль (в миру Иван Андреевич Андреев) родился в 1870 году в деревне Хвощевка Гжатского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. 30 апреля 1895 года поступил в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре. Духовная дочь отца Израиля Наталия Александровна Верховцева вспоминала:

«Крестьянский сын из Смоленской губернии, с юности занимавшийся сапожным ремеслом, он, войдя в возраст, должен был вступить в брак, но перед этим важным шагом решается, влекомый неудержимой силой, поехать в Москву на поклонение Кремлевским святыням и кстати навестить монашествующую там свою родственницу. Кремль и святыни полонили его сердце, и, не возвращаясь домой, он отдает душу в послушание Царицы Небесной и Гефсиманской ее обители».

12 марта 1900 года Иван Андреевич был пострижен в монашество. 29 августа 1900 года рукоположен во иеродиакона, 3 апреля 1906 года – во иеромонаха. Нес послушание келейника старца Даниила.

«Послушника Иванушку берет себе в келейники известный тогда мудростью и строгостью жизни своей игумен Даниил. Чудесную школу, воспитавшую и закалившую душу, проходит молодой инок под началом своего игумена, который отличает его доверием и благорасположением. Отец Израиль уже в монашеском чине служит ему самоотверженно в годы его тяжких болезней, заботливо, сыновне ухаживая за ним до последней минуты его жизни», – пишет Наталия Александровна.

Черниговский скит Черниговский скит

С 1915 года отец Израиль – строитель Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, в 1916–1918 годах – строитель Гефсиманского скита. 9 марта 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) возведен в сан игумена в храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита. В 1918–1929 годах он – игумен Гефсиманского скита, зарегистрированного к тому времени как сельскохозяйственная артель.

Этот малограмотный самородок был любим и почитаем умнейшими и образованнейшими светскими людьми

«По кончине игумена Даниила и последующих игуменов – Аллария, Мефодия – братия избирает его “Строителем”, а затем вскорости он стал игуменом. Твердой, непреклонной рукой вел свою братию игумен, без послаблений как им, так и себе. Простой и скромный в своих личных потребностях, он всюду и везде наравне со всеми: в пениях, бдениях и пощениях. В труде и работе всегда впереди. С умом практическим и чисто народной смекалкой он соединял и большой духовный опыт. Всегда осторожный и внутренне собранный, этот малограмотный самородок был любим и почитаем умнейшими и образованнейшими светскими людьми, которых в то время в Сергиеве было много. Он импонировал людям не только одинаково с ним мыслящим, но даже идеологические враги пасовали, сдавали свои позиции».

«В те годы, – пишет в своих воспоминаниях А. В. Комаровский, – отцу Израилю было лет 45. Среднего роста, с окладистой каштановой бородой, с приветливым лицом, он производил впечатление живого и общительного человека. Вероятно, он был не только хорошим игуменом, но и прекрасным хозяином, так как скитское хозяйство находилось в образцовом порядке. Иногда отца Израиля можно было увидеть в городе, мчащегося по делам на сером ухоженном рысаке, запряженном в высокие сани или пролетку. Жители города останавливались и провожали его одобрительными взглядами. Им нравился и сам игумен, и эта быстрая езда».

Верховцева Наталья Александровна Верховцева Наталья Александровна «На его плечи легла вся тяжесть борьбы за жизнь родного скита, – писала Н.А. Верховцева. – С какой непреклонной волей, неутомимой энергией, с каким умом и дальновидностью, с каким беспредельным самопожертвованием вел ее этот замечательно одаренный человек. Скит, превращенный в сельскохозяйственную артель, продолжал процветать, показывать образцы самоотверженных трудов: лучшие в округе овощи, богатейший пчельник – казалось, на всем, к чему прикасались трудовые, не знающие устали руки отца игумена, лежала печать Божьего благословения».

В 1923 году игумен Израиль был впервые арестован на три месяца. Подробности ареста неизвестны. 19 января 1925 года он был снова арестован по обвинению в том, что, «состоя членом сельхозартели в городе Сергиеве (бывший монастырь), вел антисоветскую агитацию среди членов этой артели, призывал к невыполнению гражданских установлений артели и переходу ее к монашескому положению, так как советской власти скоро будет конец». Содержался в Бутырской тюрьме Москвы. Виновным себя не признал. 3 апреля 1925 года освобожден по амнистии.

С 1929 по 1931 год отец Израиль жил в Загорске, служил в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Он был близок к преподобному старцу Алексию Зосимовскому, после закрытия Зосимовой пустыни поселившемуся в Сергиевом Посаде. Наталия Александровна в своих воспоминаниях говорила о том, что перед кончиной старца последнее таинство соборования над ним совершил игумен Израиль, а священномученик Илья Четверухин и его супруга Евгения свидетельствовали, что отец Израиль участвовал в отпевании преподобного Алексия.

Отец Израиль участвовал в отпевании преподобного старца Алексия Зосимовского

В 1931 году игумен Израиль был арестован по обвинению в том, что «состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных Христиан” и занимался антисоветской агитацией». 20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области игумен Израиль был приговорен к десяти годам ссылки в Казахстан. 23 декабря 1937 года арестован в Семипалатинске Восточно-Казахстанской области, тройкой УНКВД по ВКО приговорен к высшей мере наказания.

На допросе говорил:

«Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, всемирный потоп и татарское иго в России, Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания».

29 декабря 1937 года игумен Израиль был расстрелян в Семипалатинске.

30 декабря 2022 г.

Основные источники:

  1. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. С. 114–115.
  2. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 7 / ПСТГУ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев и др. М., 2019. С. 224–225.
  3. Верховцева Н. А. Сергиев Посад (Страницы воспоминаний) // Московский журнал. 1992. № 10. С.11.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Александр 2 января 2023, 03:14
Читая материалы о подвижниках веры за Христа пострадавших, всегда подтверждается истина, что всякий обретает на своём пути волчец и терние. Земная жизнь не время утешения, но скорби. Скорби приближают к Богу и спасению (Пс. 49:15). Тяжкие испытания приводят человека к необходимости избрать единый путь: или узкий — спасения, или широкий — погибели.
Наталья 30 декабря 2022, 22:00
Молите Бога за Россию и за наших защитников, святые новомученики и исповедники!!!
Татьяна 30 декабря 2022, 21:17
Как нам сейчас нужны такие примеры мужества, веры и стойкости! Низкий поклон Вам, отец Пафнутий, что открываете нам таких подвижников.
Геннадий30 декабря 2022, 18:45
Упокой, Господи, души усопших раб твои игумена Израиля и жены моей - Нины.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×