Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Игумен Израиль (Андреев): «Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды»

К 85-летию со дня мученической кончины

Игумен Израиль (Андреев) Игумен Израиль (Андреев) Игумен Израиль (в миру Иван Андреевич Андреев) родился в 1870 году в деревне Хвощевка Гжатского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. 30 апреля 1895 года поступил в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре. Духовная дочь отца Израиля Наталия Александровна Верховцева вспоминала:

«Крестьянский сын из Смоленской губернии, с юности занимавшийся сапожным ремеслом, он, войдя в возраст, должен был вступить в брак, но перед этим важным шагом решается, влекомый неудержимой силой, поехать в Москву на поклонение Кремлевским святыням и кстати навестить монашествующую там свою родственницу. Кремль и святыни полонили его сердце, и, не возвращаясь домой, он отдает душу в послушание Царицы Небесной и Гефсиманской ее обители».

12 марта 1900 года Иван Андреевич был пострижен в монашество. 29 августа 1900 года рукоположен во иеродиакона, 3 апреля 1906 года – во иеромонаха. Нес послушание келейника старца Даниила.

«Послушника Иванушку берет себе в келейники известный тогда мудростью и строгостью жизни своей игумен Даниил. Чудесную школу, воспитавшую и закалившую душу, проходит молодой инок под началом своего игумена, который отличает его доверием и благорасположением. Отец Израиль уже в монашеском чине служит ему самоотверженно в годы его тяжких болезней, заботливо, сыновне ухаживая за ним до последней минуты его жизни», – пишет Наталия Александровна.

Черниговский скит Черниговский скит

С 1915 года отец Израиль – строитель Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, в 1916–1918 годах – строитель Гефсиманского скита. 9 марта 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) возведен в сан игумена в храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита. В 1918–1929 годах он – игумен Гефсиманского скита, зарегистрированного к тому времени как сельскохозяйственная артель.

Этот малограмотный самородок был любим и почитаем умнейшими и образованнейшими светскими людьми

«По кончине игумена Даниила и последующих игуменов – Аллария, Мефодия – братия избирает его “Строителем”, а затем вскорости он стал игуменом. Твердой, непреклонной рукой вел свою братию игумен, без послаблений как им, так и себе. Простой и скромный в своих личных потребностях, он всюду и везде наравне со всеми: в пениях, бдениях и пощениях. В труде и работе всегда впереди. С умом практическим и чисто народной смекалкой он соединял и большой духовный опыт. Всегда осторожный и внутренне собранный, этот малограмотный самородок был любим и почитаем умнейшими и образованнейшими светскими людьми, которых в то время в Сергиеве было много. Он импонировал людям не только одинаково с ним мыслящим, но даже идеологические враги пасовали, сдавали свои позиции».

«В те годы, – пишет в своих воспоминаниях А. В. Комаровский, – отцу Израилю было лет 45. Среднего роста, с окладистой каштановой бородой, с приветливым лицом, он производил впечатление живого и общительного человека. Вероятно, он был не только хорошим игуменом, но и прекрасным хозяином, так как скитское хозяйство находилось в образцовом порядке. Иногда отца Израиля можно было увидеть в городе, мчащегося по делам на сером ухоженном рысаке, запряженном в высокие сани или пролетку. Жители города останавливались и провожали его одобрительными взглядами. Им нравился и сам игумен, и эта быстрая езда».

Верховцева Наталья Александровна Верховцева Наталья Александровна «На его плечи легла вся тяжесть борьбы за жизнь родного скита, – писала Н.А. Верховцева. – С какой непреклонной волей, неутомимой энергией, с каким умом и дальновидностью, с каким беспредельным самопожертвованием вел ее этот замечательно одаренный человек. Скит, превращенный в сельскохозяйственную артель, продолжал процветать, показывать образцы самоотверженных трудов: лучшие в округе овощи, богатейший пчельник – казалось, на всем, к чему прикасались трудовые, не знающие устали руки отца игумена, лежала печать Божьего благословения».

В 1923 году игумен Израиль был впервые арестован на три месяца. Подробности ареста неизвестны. 19 января 1925 года он был снова арестован по обвинению в том, что, «состоя членом сельхозартели в городе Сергиеве (бывший монастырь), вел антисоветскую агитацию среди членов этой артели, призывал к невыполнению гражданских установлений артели и переходу ее к монашескому положению, так как советской власти скоро будет конец». Содержался в Бутырской тюрьме Москвы. Виновным себя не признал. 3 апреля 1925 года освобожден по амнистии.

С 1929 по 1931 год отец Израиль жил в Загорске, служил в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Он был близок к преподобному старцу Алексию Зосимовскому, после закрытия Зосимовой пустыни поселившемуся в Сергиевом Посаде. Наталия Александровна в своих воспоминаниях говорила о том, что перед кончиной старца последнее таинство соборования над ним совершил игумен Израиль, а священномученик Илья Четверухин и его супруга Евгения свидетельствовали, что отец Израиль участвовал в отпевании преподобного Алексия.

Отец Израиль участвовал в отпевании преподобного старца Алексия Зосимовского

В 1931 году игумен Израиль был арестован по обвинению в том, что «состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных Христиан” и занимался антисоветской агитацией». 20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области игумен Израиль был приговорен к десяти годам ссылки в Казахстан. 23 декабря 1937 года арестован в Семипалатинске Восточно-Казахстанской области, тройкой УНКВД по ВКО приговорен к высшей мере наказания.

На допросе говорил:

«Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, всемирный потоп и татарское иго в России, Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания».

29 декабря 1937 года игумен Израиль был расстрелян в Семипалатинске.

30 декабря 2022 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 689 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Основные источники:

  1. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. С. 114–115.
  2. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 7 / ПСТГУ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев и др. М., 2019. С. 224–225.
  3. Верховцева Н. А. Сергиев Посад (Страницы воспоминаний) // Московский журнал. 1992. № 10. С.11.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Александр 2 января 2023, 03:14
Читая материалы о подвижниках веры за Христа пострадавших, всегда подтверждается истина, что всякий обретает на своём пути волчец и терние. Земная жизнь не время утешения, но скорби. Скорби приближают к Богу и спасению (Пс. 49:15). Тяжкие испытания приводят человека к необходимости избрать единый путь: или узкий — спасения, или широкий — погибели.
Наталья 30 декабря 2022, 22:00
Молите Бога за Россию и за наших защитников, святые новомученики и исповедники!!!
Татьяна 30 декабря 2022, 21:17
Как нам сейчас нужны такие примеры мужества, веры и стойкости! Низкий поклон Вам, отец Пафнутий, что открываете нам таких подвижников.
Геннадий30 декабря 2022, 18:45
Упокой, Господи, души усопших раб твои игумена Израиля и жены моей - Нины.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×