Об истинном покаянии и милости Божией

Проповедь в Неделю о блудном сыне

«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15, 18).

Возлюбленные верующие! В Священном Писании Бог называется Отцом милосердия (ср. 2 Кор. 1, 3), потому что всегда милосерден к грешникам, всем сердцем обращающимся к Нему с истинным покаянием. Бог говорит через пророка Исаию:

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, и если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1, 16–18).

Эта истина произошла и с блудным сыном из Святого Евангелия, которое читалось сегодня. Сначала он пришел в себя, затосковал по тому счастью, которое у него было в доме отца, и потом сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15, 17).Такими были слова блудного сына, когда он пришел в себя, то есть стал сознавать тяжесть своих грехов. Без этого осознания и пробуждения никто из грешников не может обратиться всем сердцем к Преблагому Богу.

Он пришел в себя, то есть стал сознавать тяжесть своих грехов. Без этого осознания никто из грешников не может обратиться к Богу

Что же за голод был у блудного сына, сказавшего: «А я умираю здесь от голода?» О телесной ли пище думал он? Нет, Бог говорит через святого пророка Исаию:

«Вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа» (Ис. 65, 13–14).

Таким был великий голод блудного сына. Он вспомнил то время, когда жил в доме отца своего, еду и то духовное услаждение, которое у него всегда было. И когда стал сторожить свиней в чужом краю, вдали от Бога, голод души вынудил его по правде сказать: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!»

Какой же была его пища, пока он жил в отчем доме? Это была та пища духовная, которой он теперь лишился, а составляли ее его добрые дела: вера, надежда, любовь, молитва, воздержание, чистота и иные добродетели, воистину служащие пищей для души. Спаситель в беседе с самарянкой у колодца Сихемского напитал ее Своей благодатью и приобрел ее душу. Поэтому, когда апостолы стали просить Его поесть, Он сказал им:

«У Меня есть пища, которой вы не знаете. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 32–34).

Ибо всякий, делающий доброе дело для своей души или для спасения ближнего, воистину питает свою душу благодатью Божией.

Блудный сын, осознав свое положение, достойное слез, и пожелав вернуться к отцу своему с великим смирением, уже не считал себя достойным быть сыном своего отца. Поэтому, придя к нему, сказал:

«Я уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 19).

У спасающихся бывают три состояния. Состояние первых – это состояние сынов, то есть тех, кто с великой любовью служат Богу всем сердцем и всеми силами своей воли стараются исполнять Его заповеди. О них Божественное Писание говорит:

«Коль возлюбих закон Твой, Господи: весь день поучение мое есть» (Пс. 118, 97).

Второй чин – это наемники, которые, ища воздаяния, стараются исполнять заповеди Божии, чтобы стяжать вечное блаженство Его Царствия. О них написано:

«Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние» (Пс. 118, 112).

Третье состояние – это состояние рабов, то есть тех, кто, боясь наказания Божия за попрание Его заповедей, стараются соблюдать все Его заповеди, по свидетельству, которое гласит:

«Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся» (Пс. 118, 120).

Итак, блудный сын, рассуждая как наемники, то есть те, кто исполняют заповеди Божии за воздаяние, получают духовные дары и бывают их причастниками, просил отца принять его хотя бы как наемника. Это его обращение всем сердцем к родителю и великое смирение – быть принятым родным отцом в качестве наемника – явилось для него причиной огромной пользы, ибо не как наемника отец принял его, а как своего истинного сына, всем сердцем обращающегося к нему. И мы видим из слов сегодняшнего Евангелия, что,

«когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20).

Возлюбленные верующие! Но что нам следует понимать под этим словом: «Когда он был еще далеко, увидел его отец его»? Это указывает нам на то, что Преблагий и Всемилостивый Бог еще до того, как грешный человек воскликнет: «Я согрешил!» – уже знает его сердечное решение и поворачивается к нему. Поэтому отец и принял его с такой радостью и не помянул тяжести грехов, которыми он огорчил его. Дал ему прежнюю одежду, то есть бесстрастие, в которое он был облечен, когда жил рядом с отцом своим. И перстень на руку надел – знак первой связи, когда он пребывал в жизни чистой и непорочной, прежде чем отделиться от отца.

А после того как дал ему одежду первую, и перстень, и обувь на ноги его, то есть твердую решимость идти путем заповедей Божиих, сказал слугам своим:

«Приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15, 23–24).

О родительская доброта и любовь Преблагого Бога нашего! Сколь неизреченна милость Его, и как неисследимы щедроты Его на обращающихся к Нему всем сердцем! С какой родительской любовью принимает Он чад Своих, погубленных грехом, но в великом раскаянии и уничижении возвращающихся к Нему, и сколько радости бывает на небесах, когда один грешник обращается к покаянию! Велика и безгранична милость Божия к грешникам, обращающимся к Нему всем сердцем и всем смирением, с решимостью исправить свою жизнь!

Воистину, братия мои, смирение и покаяние прощают множество грехов и без других добрых дел

В притче о блудном сыне мы видим, что он не совершал дел покаяния, то есть еще не исполнил епитимии за свои грехи, которыми огорчил родителя. Только тем, что пришел в себя и осознал свое жалкое состояние, до которого дошел, отдалившись от отца своего, он привлек на себя милость и щедроты отца, который с такой радостью и торжеством принял его. Воистину, братия мои, смирение и покаяние прощают множество грехов и без других добрых дел. А какие добрые дела мог бы совершить разбойник, распятый рядом со Христом, когда его руки и ноги были связаны? Однако одного его вопля от души оказалось достаточно:

«Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42).

И Спаситель тотчас же ответил ему:

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

Хорошо сказал Божественный апостол Павел:

«Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).

Хорошо сказал и святой Ефрем Сирин:

«Покаяние, без жертв и трат, может примирить и умилостивить Бога. Покаяние прекратило кровавую жертву, принеся жертву совести. Оно не ищет козленка, но признания. Не требует овцы для жертвы, но Исповеди по совести. Нет у тебя, согрешившего, горлицы? Воздохни, и Бог превыше горлицы вменит тебе это. Нет у тебя птицы? Плачь, и вместо жертвы зачтется тебе. Нет голубя? Возвести грехи свои Богу, и они будут твоим всесожжением. Если будешь молиться, как жертвенного тельца примет Бог молитву твою. О, как велико покаяние! О, как дивны дела его! Ибо, будучи одно, оно может всё…

О, благодать Евангелия, ибо весь Закон исправил Иисус! Народ делается Ему священником в Церкви; ибо имеет совесть, которая приносит за него жертвы. От сердца молится и умилостивляет за себя Бога»[1].

Возлюбленные верующие! Нынешнее воскресенье, о блудном сыне, – это вторая Неделя Триоди, которая духовно готовит нас к началу и провождению с пользой Святого и Великого Пасхального поста. Евангелие, которое читалось сегодня, очень красиво и назидательно для души. Отец, у которого было двое сыновей, – это Отец наш Небесный. Старший сын символизирует добрых и покорных Богу христиан, а младший сын – христиан злых и непокорных, подобно ему.

В чин послушных христиан входят все чада Церкви Христовой, которые свято исполняют Его заповеди. Они регулярно ходят на церковные службы, молятся днем и ночью, повинуются Богу и поставленным пастырям, рождают и растят детей в страхе Божием, исповедуются и причащаются Святых Таин регулярно, проводят смиренную жизнь и подают милостыню нищим. Всё делают с радостью, благословением и молитвой. Поэтому Бог помогает им во всем.

Не так, однако, происходит с христианами непокорными и порабощенными грехом, как младший сын из Евангелия. К ним относятся те, кто не ходят в воскресенье в церковь, кто убивают своих детей, пьяницы, богохульники, сквернословящие святыню, блудники, алчные, скупые, а в особенности гордые, с сектами во главе, ведь что такое сектанты, как не христиане мятежные, гордые и непокорные, которые не хотят повиноваться Церкви, основанной Христом, а сочиняют себе законы и догматы по собственному разумению, подобно младшему сыну из Евангелия? Все таковые отпали от послушания, далеки от Христа, Церкви, святых и ссорятся из-за Священного Писания, которое толкуют по своей воле. Но кто отпадает от послушания Церкви, тот отпадает и от Бога.

Как же лют грех непослушания! Как тяжело жить по собственному разумению, не слушать никого, отдаляться от Бога, веры, молитвы, Церкви, священника и отца с матерью, которые тебя родили. Так поступил юноша из Евангелия:

«Отче! дай мне следующую мне часть имения… И пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15, 12–13).

Гордому и непокорному Бог попускает впадать в тяжелые грехи, чтобы он обратился к покаянию

Непокорность – это дочь гордыни. Поэтому гордому и непокорному Бог попускает впадать в тяжелые грехи, чтобы он смирился и обратился к покаянию. Первый грех, в который впадают гордые и непокорные, – это блуд, страсть тяжелая, отвратительная, постыдная. Но если павший человек раскаивается, совесть его угрызает, и он хочет вернуться, Отец наш Небесный его не оставляет, а протягивает руку, ждет его, выходит навстречу, лобызает его со слезами радости и прощает. Так сделал Отец Небесный с блудным сыном из Евангелия. Вышел ему навстречу, облобызал, простил ему грехи, дал ему перстень и одежду и стал пировать с ним.

Видите благость и милость Божию? Видите плоды покаяния того, кто возвращается ко Христу? Видите, что для всех грешников есть покаяние и прощение? Видите, что и нас Господь ждет для покаяния у церковных дверей? Лишь бы нам пожалеть о содеянном, исповедаться с раскаянием, бросить грехи и сказать, подобно блудному сыну:

«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 18–19).

Если бы сегодня эти слова от всего сердца сказали пьяницы, блудники и христиане, порабощенные грехами наших дней, то всех бы принял, облобызал и простил Бог! Но только мало наших христиан воистину боятся Бога, возвращаются в Церковь, к покаянию, прибегают к священникам и исповедуют свои грехи.

Покаяние блудного сына да будет примером, оправданием и увещанием для всех нас, а его непокорность и падение в блуд да напоминает нам о той большой опасности, которая угрожает детям, пораженным неверием и блудом. Смотрим мы на то, сколько отцов и сколько матерей приходят, плача о детях своих, в церковь и монастыри. И все говорят нам одно и то же:

– Дети нас больше не слушают, ходят на всякие плохие развлечения, на фильмы с убийствами и развратом, не хотят больше учиться, ходить в церковь и на Исповедь, не хотят больше молиться Богу, и очень нервные. Сдружились с плохими детьми, живут в блуде с такими же плохими молодыми женщинами, как и они, курят и напиваются, что нам с ними делать? Как спасти их от разврата и вернуть к вере, в Церковь, к нормальной христианской жизни?

Вот огромная проблема наших детей. Вот сегодняшняя боль многих родителей. Вот и умножились в мире и наших семьях блудные сыновья, непослушные и развращенные, как этот из Святого Евангелия. Что же можно сделать для них, после того как они впали во все грехи? Что нам отвечать этим родителям, которые в слезах приходят к нам?

Ответ один: будем помогать нашим детям, прежде всего, не впадать в тяжелые грехи, каковы неверие, непослушание и блуд. А если впали, как евангельский блудный сын, поможем им подняться из пропасти неверия и блуда. Как? Прежде всего, приведем к хорошему духовнику, чтобы они исповедали свои грехи. Потом будем увещевать их вернуться в Церковь, к нормальной социальной жизни, и приучим молиться и читать священные книги. Только смотрите, чтобы не оказалось так, что именно родители, отец и мать, и являются теми, кто соблазняют детей и толкают их на всякие грехи плохим примером, который они видят дома.

Но у нас много и хороших, образцовых семей в наших городах и селах. Много еще преданных матерей-христианок, прекрасно воспитывающих своих детей. Есть у нас церкви, монастыри и хорошие священники по всей стране. Только бы мы их искали, регулярно исповедовались, следовали их совету. Поэтому да не отчаивается никто.

Возвратимся же к Отцу Небесному, создавшему нас. Бог ждет нас на пороге храма. Будем приходить, пока есть время, ведь Он ждет нас и зовет. И, пав пред Ним, скажем в раскаянии и слезах:

– Вот, мы согрешили на небо и пред Тобою. Блуждали по путям греха. Отошли от Тебя и Твоей Церкви. Впали в лютые беззакония. А теперь каемся, жалеем, боимся вечного осуждения, ожидающего нас, ибо мы уже недостойны называться Твоими сыновьями. Но прими нас обратно, как последних Своих рабов!

Аминь.

[1] Ефрем Сирин, прп. О покаянии.

Смотри также
Возвращение блудных детей Возвращение блудных детей
Иером. Игнатий (Шестаков)
Возвращение блудных детей Возвращение блудных детей
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Очень часто человек берет все дары – таланты, удаляется от Бога – своего Отца, не желает больше жить под кровом Его дома, слушать Его заповеди, выполнять Его просьбы, хочет сам насладиться своими талантами, умениями, возможностями.
Размышляя над словами старшего сына Размышляя над словами старшего сына
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Размышляя над словами старшего сына Размышляя над словами старшего сына
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Покаяние гносеологично – оно ставит в нашем уме и сердце всё на свои места. А нераскаянность – такое ослепление, которое в первую очередь не сознаёт своей слепоты.
О чем говорит притча о Блудном сыне? О чем говорит притча о Блудном сыне?
Ответы пастырей
О чем говорит притча о Блудном сыне? О чем говорит притча о Блудном сыне?
Ответы пастырей
Дети должны, так или иначе, познать этот мир, мир иллюзий, фантазий и бесовской лжи, и вернуться туда, где им хорошо.
Комментарии
Наталья27 февраля 2021, 12:16
Большое спасибо за публикацию этой проповеди.
Дарья26 февраля 2021, 17:14
"Что же можно сделать для них, после того как они впали во все грехи? Что нам отвечать этим родителям, которые в слезах приходят к нам?" А может посоветовать родителям обратить внимание на себя, в первую очередь?На то, КАК они воспитали то, что воспитали? Можно годами водить к священникам, приучать читать Библию и т.д.Только возьмут они только то, что дали им в семье. Или не дали.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×