Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Размышляя над словами старшего сына

– Покаяние гносеологично.

Так четверть века назад сказал нам, слушателям нравственного богословия, отец Владислав Свешников. Мы привычно завздыхали и уставились на него взглядами, в которых отчетливо читалось: «Ну, ба-а-а-атюшка!..»

Отец Владислав тоже вздохнул. В начале курса он не особенно задумывался, какие нервные реакции может вызвать у студентов его богатый понятийный аппарат. Поэтому спокойно выдавал фразы вроде: «Если блаженство есть переживание нравственного блага, а единственным источником нравственного блага является Бог, то и блаженство, будучи переживаемо субъективно, является субъективным переживанием объективных начал». Потом смотрел на нас добрыми глазами, явно не понимая, чем спровоцирован наш нервный смех.

Покаяние гносеологично: оно даёт знание об истинном положении дел

Но те времена миновали... Теперь батюшка лишь вздохнул и покорно объяснил:

– Гносис, братья и сестры, – это знание. Покаяние гносеологично: оно даёт знание об истинном положении дел.

Мы благодарно закивали и бросились записывать...

***

Притча о блудном сыне – очень известная. И очень важная. Именно потому, что покаяние гносиологично. Притча взята основной темой для одной из недель, подготовительных к Великому посту; мысль её многажды повторена и развита в богослужении...

Тем более печально, что далеко не всем она понятна.

Ну, то есть во всём, что связано с младшим сыном, вопросов не возникает. Повёл он себя по отношению к отцу крайне эгоистично, попрал родительскую любовь, пустил по ветру родительские труды... Но, вытрезвленный скорбями и чужим равнодушием, опомнился, раскаялся и вернулся к отцу, совершенно не щадя своего самолюбия.

Хорошо! И – понятно...

Непонятно, как относиться к истории сына старшего.

Непонятно, как относиться к истории сына старшего

Хотя притча и обращена к нам преимущественно через историю младшего сына, но всё же большинство людей не может не отметить глубоко в душе, что они не обходились настолько подло с родителями, не пускались в такой дурной кутёж и не прогуливали целое состояние... Слово Божие будит нашу совесть, мы признаём себя грешниками и сравниваем с блудным сыном. Но что-то подталкивает сравнить себя и со старшим сыном. Особенно после энного количества лет, прожитых относительно благочестиво.

И тут критическая мысль виновато вздрагивает, потому что, как ни крути, выходит, что со старшим сыном обошлись и правда несправедливо?

Бывают же у родителей любимчики? Их во всём оправдывают и балуют, потом, избалованных, вытаскивают из передряг, поддерживают материально, пока они кутят «на стороне далече», а стоит им вернуться домой и поплакать папе-маме в плечико – закалывают им тельца упитанного.

Другие дети всё это время стараются: учатся, трудятся, разделяют с родителями ответственность за дела семьи... при том, что вопрос, чтобы им веселиться на семейные средства, особо и не ставится.

И оказывается, что у них может накопиться обида. Вот старший сын её и высказал!

***

Да, высказал. Именно с его слов мы и знаем обо всех его обидах... И тут-то нам как раз и пригодился бы опыт стяжания покаянного духа. Того самого, который даёт знание об истинном положении дел и, соответственно, обличает пути самообмана.

Всё ведь просто – старший сын лгал. Совершенно искренне – да, но – лгал! Нет, он не растрачивал отцовского имущества, не пускался в загулы – это была правда... Но – не вся. Вся правда заключалась в том, что если бы он был таким любящим и почтительным сыном, каким презентовал себя сочувственным слушателям, то он никогда не устроил бы отцу такой отвратительной сцены!

Он не тяготился бы тем, что всегда был с отцом и трудился под его началом, он не мечтал бы уйти, наконец, от постылого отцовского надзора, чтобы развлечься с приятелями! И в отношении младшего брата он порадовался бы – хотя бы потому, что его возвращение утешило отца. Если бы старший сын любил отца!..

Притча говорит нам не об отношениях отцов и детей, в которых бывает всякое и допустимо всякое – сообразно степени совершенства самих отцов и дарований детей. Нет. притча говорит нам об отношениях людей с Богом – Отцом нашим Небесным.

Бог совершенен, свят, нелицеприятен. И Он – источник истинной радости. Упрекнуть Его так, как сделал старший сын, – значит сказать: мне тягостно с Тобой, Господи; почему Ты не даёшь мне от Тебя отдохнуть?

Но сказать так может лишь человек, который не любит Отца, а любит... грех. И именно это расположение духа обнаружил старший сын. Но и этого мало – как всякий нераскаянный грешник, он возложил вину за своё грехолюбие на другого, опорочил родительскую любовь, оболгал её в глазах посторонних...

Конечно, почти ни в ком нет такой сильной любви к Богу, чтобы всегда радоваться трудам благочестия и никогда не желать пустого отвлечения от них. Но тот, кому открывается путь покаяния, тяготится не Богом, а своим грехом.

Тот, кому открывается путь покаяния, тяготится не Богом, а своим грехом

Такого человека печалит, что он не горит к Богу любовью, что не стремится на богослужение, «как олень на источники воды» (ср. Пс. 41, 2), что вновь и вновь затягивается «на страну далече» – к беспутным дружкам и недобрым увлечениям.

И, вырываясь порою из греховного плена, он говорит в покаянных слезах: «Мне жаль, Господи, что я не люблю Тебя! Мне очень-очень жаль...». И то, что человек хотя бы не оправдывает себя перед Богом, означает, что он уже немного любит Его.

Покаяние гносеологично – оно ставит в нашем уме и сердце всё на свои места. А нераскаянность – такое ослепление, которое в первую очередь не сознаёт своей слепоты.

Старший сын был грехолюбив, но считал, что достоин лучшего! Младший сын тоже был грехолюбив, однако покаяние привело его к мысли, что он не достоин ничего... Притча не говорит нам, как он жил дальше и как справлялся со своим грехолюбием. Но она говорит, что покаяние отверзло ему двери Божественных щедрот. Покаяние научило его рассудить: «Я недостоин» – и тогда он получил дары Божии, которые по преимуществу – дарования свободы от власти греха...

И вот подходит пост, когда мы коленопреклоненно будем умолять и упрашивать – дай мне, Господи! дай мне увидеть мои неправды! Как о самой великой милости, будем просить, чтобы нам было дано покаяние...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1681 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Игорь М для Елена20 марта 2020, 13:17 1 мая 2022, 10:18
А я не согласен. Старший сын не сам удерживался от того, чтобы кутить с друзьями, а его удерживал отец. За что он отца и упрекнул - вот показатель расположения сердца старшего сына.
игорь 3 апреля 2020, 19:52
Несколько дней думал об этой притче, сегодня даже искал объяснение трудных мест Евангелия, но этой притчи не нашёл. И вдруг - БАЦ! В самую точку. Спасибо!
Елена20 марта 2020, 13:17
Согласна с Аллой. Особенно с ее комментарием от 14 февраля 2020, 20:27
НН20 февраля 2020, 12:18
Алла19 февраля 2020, 06:16, Думайте и живите как хотите и Священное Писание читайте и понимайте по-своему - имеете на это полное право и свободную волю. Главное - с Богом! Помощи Вам Божией, простите.
Людмила20 февраля 2020, 04:07
Статья замечательная! Но, кто бы научил реально как это покаяние стяжевать, где взять, как вымолить у Господа? У меня видения греховности сколько угодно и сожаление есть, уныние, а покаяния нет и все. Нет перемены ума. И прошу столько лет, в. бы и искренне. Кто бы сказал, почему так, что от меня зависит, что надо сделать, чтобы это изменить. Помолитесь о грешной рабе Божией Людмиле. Спаси, Господи!
Алла19 февраля 2020, 06:16
НН, в Библии есть много гипербол, это одна из них. Ибо не было бы смысла и рассуждать о наказаниях и наградах за наши дела, если бы Бог просто управлял нами, как персонажами игры Симс. Одного назначил добрым героем, другого - злодеем, они отыграли свои роли, и за что судить-то тогда в посмертии? Может весь мир и театр, но не до такой же степени.
Татиана19 февраля 2020, 00:12
Большое спасибо за труд.
Галина18 февраля 2020, 21:34
Игорь,тут вы отчасти правы. Но человек живет не в одиночку: рано или поздно на сцене появляется брат - старший или младший - кому как устроилось. Фактически мы проходим и то и другое: грешим и каемся, и осуждаем, согласны на малое и недовольны многим. Великое дело понять, что другой, не ты, тоже достоин любви и сострадания. В жизни, конечно, что старшему до младшего, что младшему до старшего - каждый своими проблемами занят. В том-то и весь ужас.
НН18 февраля 2020, 20:11
Ольга, У меня даже в мыслях не могло возникнуть, что мы живём как старший сын!"который столько лет работает Отцу и никогда заповедей Его не преступил". Практически всех, на мой взгляд, касается его реакция на Любовь Отца к блудному сыну, обида на Отца за то, что Отец принимал как должное его поведение и работу Ему, не хвалил его за правильную жизнь. И старший сын "имел право гордиться собой", радоваться,что он не такой, как младший. Старшему НЕПОНЯТНА ЛЮБОВЬ Отца к грешнику, младшему брату! Он не разделил ЕЁ с Отцом, и даже не принял! Главная Заповедь не выполняется! Вот и вся его сущность. Снаружи всё правильно, красиво, не нарадуешься; а копни поглубже - беда, да и только. Гроб красивый.
Игорь18 февраля 2020, 16:54
Заметил - все чаще и чаще притча о блудном сыне звучит с обязательным акцентом на старшего брата, как некоем поучительном конце этой истории. Так вот, на практике - находясь в положении блудного сына, т.е. человека, которому Господь изначально дал все для счастья и развития - отменное здоровье, высшее образование, красавицу-жену и удачный старт карьеры и который все это спустил под забор и в итоге пошел пасти свиней, ловлю себя на мысли, что самое главное для меня в контексте притчи это мои отношения с Отцом. А в них столько проблем и они такого характера, что мне нет дела до старшего брата.Реально нет. Мне просто не до этого. Должно быть так или нет - не знаю. Но как-то так. Спаси Господи.
НН18 февраля 2020, 16:08
"Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего". Евангелие от Иоанна 15:5 – Ин 15:5 Да, Алла, Господь дал нам свободную волю, и Вы имеете право отрицать то, что не нравится или непонятно. Или думать, что всё хорошее Вы делаете только по своей воле. "Вольному - воля...".
Ольга18 февраля 2020, 15:32
НН: Вы серьезно считаете, что "практически каждый" может сравнить себя со старшим сыном, который столько лет работает Отцу и никогда заповедей Его не преступил? Конечно, мы все в прелести, но не в такой же явной! Свт.Игнатий Брянчанинов в статье "Поучение в неделю блудного сына. О покаянии" старшего сына образно сравнил с миром Ангелов. Прочтите, она напечатана тут-же на страничках сайта.
Алла18 февраля 2020, 14:46
НН, если бы человек буквально не мог ничего без Бога, то мы были бы не живыми существами со свободной волей, а заводными куклами.
Анна18 февраля 2020, 12:43
Интересная статья, интересное рассуждение. Вспоминается притча о работниках в винограднике, там тоже, те, кто работал целый день, возмутились, что пришедшие в конце дня получили ту же плату, что и они. И притча о заблудшей овце, где Господь говорит, что радость об 1 такой овце больше, чем о 99 не заблудших. И в этой притче, о блудном сыне, мы видим то же самое: безмерную милость Божию к кающимся грешникам, которая превосходит всякое человеческое разумение.
Катерина 18 февраля 2020, 10:56
Галина17 февраля 2020, 11:55. - вот ... соглашусь! Да. Наблюдала такое явление в семьях с несколькими детьми. Сын может быть младшим или вообще дочерью. И всё ему мало. Еще - кричит - еще. Неутолимый никакой любовью голод.
НН17 февраля 2020, 16:28
Спаси Вас Господь инокиня Наталья. Жаль, что проблема старшего сына не понята некоторыми комментаторами... Денис, а отец(как написали Вы,видимо подоразумевая обычную семью,не Господа же, надеюсь)должен отвечать за поступки сыновей до их седых волос?! Хорошая отмазка:Это меня так воспитали,а я сам-то бессмысленный совсем, не соображаю,что делаю. Алла:/мы все любим грех.И можем справедливо гордиться,если избегаем его/- Не верно!Без Бога мы НИЧЕГО не можем!Отойдёт Он от нас-такооого понаделаем,на ровном месте! Ольга:/Эта притча-о покаянии, к чему ещё всякое "человеческое мудрование"?/-Не только о покаянии! Проблему старшего сына видят немногие,а она глубже и касается практически каждого.
Сергей17 февраля 2020, 16:17
Очевидно, что в старшем сыне братская любовь была побеждена завистью и осуждением. На краткое ли время, или надолго - нам неизвестно. Но обвинение старшего сына именно во лжи мне не очень понятно. Сын же не рассказывал о своей любви и почтительности к отцу - он просто констатировал факт, что исполнял все отцовские указания. И, вроде, в тексте нет указаний на то, что это неправда.
Сергей17 февраля 2020, 16:08
> Денис, 17 февраля 2020, 09:35 : "Отец воспитывает сына..." Денис, "воспитание" - это не "программирование". Не забудьте про свободу как неотъемлемое качество, которое Бог дал людям. Отец воспитывает сыновей, но при этом оставляет им свободу. И нет никакой "вины" Всесовершенного Бога в том, что Его свободные создания грешат.
Галина17 февраля 2020, 11:55
Э-э-э, нет! Старший сын любит. И отца, и Бога. И знает, что такое долг. Без этого знания (понимания) что удержало бы его от грехопадения? И нет в нем желания уйти от Отца. Однако ни с кем делить любви Отца он не хочет, даже с братом, который по его мнению любви не достоин. Отсюда и упрек. Тут, на страницах сайта, полно таких "старших братьев" и "старших сестер". И не понимает старший брат, что грешен не меньше младшего, а может и больше, ибо нет в младшем гордости и презрения. Не могу сослаться на святых отцов, просто так понимаю своим умом.
инокиня Наталья -- Марии17 февраля 2020, 11:12
Сожалею, но я не являюсь кабинетным учёным - источника большей части накопленных знаний, конечно, не помню. Точно помню, что встретила это мнение у Святых Отцов, оно меня поразило своей простотой и, вместе, глубиной... и я делюсь этим с читателями - чего же ещё? За четверть века забылись автор, том и страница)), зато добавилось множество личных наблюдений... Какие-то факты в наше время удобно проверять по интернету, а какие-то вещи - например, поиск цитат по их семантическому значению - мне не удаётся - увы. Да и сил это отнимает изрядно, а у меня есть послушания)). Что касается темы притчи, то непонятно, как Вы предлагаете говорить о Любви Отца, если не говорить о нашем к ней отношении.
Денис17 февраля 2020, 09:35
Отец воспитывает сына, а не наоборот. Раз от отца ушёл сын и стал греховодником вместо праведника, стоило ему только получать наследство, а первый сын не рад возвращению второго в качестве равного себе. Значит в этом есть и вина отца!
Олег17 февраля 2020, 08:21
Большинство конфликтных ситуаций, если не все построены на обиде. Обида-любовь ко греху. Если человек не оправдывает себя, значит просыпается чувство любви. Можно задуматься о сущности обиды. Если я люблю, почему не прощаю? А если обидой хочу перевоспитать, значит вместо любви другое. Я могу принять объект любви только таким, каким хочу его видеть, а не таким какой он есть.
Мария16 февраля 2020, 10:15
Относясь с глубоким уважением к автору, не могу не спросить: если Вы говорите, что это не Ваше мнение, а святоотеческое, то почему в статье совершенно отсутствуют ссылки на труды (с указанием их названий) и имена святых отцов, чье мнение Вы приводите? И еще, разве притча посвящен теме осуждения старшего сына, а не Любви Отца ко всем?
Катерина 15 февраля 2020, 16:31
Старшего сына мне вот от души жаль. Жить с подобными чувствами очень тяжело.
Ирина Константинова15 февраля 2020, 13:59
Простите меня ! Но посмотрите ,как утешил Отец и младшего сына и старшего ! Как нашел добрые и мудрые слова для обеих сыновей! Как примирил их ! И как их вразумил - обоих ! Каждого по своему - младшего - нежностью, старшего - "все Мое - твое, а том надо радоваться,что брат твой был мертв и ожил " научил своего старшего сына. Главное - примирил своих сыновей
Людмила 15 февраля 2020, 13:45
Благодарю Вас, инокиня Наталья, за такую нужную статью. "Покаяние гносеологично: оно даёт знание об истинном положении дел". Дай Бог покаяние, чтобы обрести это знание. Напишите нам, пожалуйста, ещё что-нибудь поучительное.
Ольга15 февраля 2020, 13:38
"Старший сын, всегда покорный воле отца, и находившийся на поле, возвратился во время пира в дом. Он нашел странным поведение отца в отношении к младшему сыну. Но отец, воодушевляемый праведностию любви, пред которою всякая другая праведность скудна, ничтожна, возразил ему: “Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том, что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал, и нашелся!”» (См. Лк. 15: 11-32)." (Свт.Игнатий Брянчанинов. Поучение в неделю блудного сына. О покаянии). Эта притча - о покаянии, к чему ещё всякое "человеческое мудрование"?
Людмила15 февраля 2020, 12:49
Как всегда, мать Наталья пишет очень убедительно и емко.Все становится на свои места.И очень вовремя. Напоминание нам о великом Покаянии, которое не за горами.
инокиня Наталья15 февраля 2020, 10:46
Братья и сестры, наблюдение о том, что старший сын лукавил, говоря, какой он почтительный и любящий сын, - не мое. Оно святоотеческое и, вот не ошибиться бы, кажется это наблюдение свт.Филарета Московского. Арсению - для систематического знакомства со святоотеческой экзегезой, мне кажется, лучше всего подходит «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия..» М.В.Барсова и его же «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов и Апокалипсиса..» - это своего рода хрестоматия, где собраны святоотеческие толкования, проповеди и иные труды подвижников благочестия, а так же богословов XIX века.
Арсений14 февраля 2020, 23:13
Очень здорово. Спасибо. Если бы каждое слово Евангелия так разложить по полочкам.
Галина14 февраля 2020, 21:20
Хорошая статья.
Алла14 февраля 2020, 20:27
Не согласна. Старший просто ревновал отца, а ревность любви не противоречит. И это правда, мы все любим грех. И можем справедливо гордиться, если избегаем его. К примеру, все любят вредные вкусности. И нужна сила воли, чтобы отказаться от них. Но в этом и заслуга, не так ли? А какая заслуга может быть у того, кто и так ничего плохого никогда не хочет? Заслуга в борьбе, а не в нечеловеческой ледяной бесстрастности. И если старший сын хочет кутить, но не позволяет себе, то он молодец.
Катерина 14 февраля 2020, 18:31
Едва успел младший сын встать на путь исправления, как отец тут же начал его баловать не по делу, с размахом.
Екатерина14 февраля 2020, 16:05
Великолепно. Не раз читала про старшего сына, но так ясно и к себе приложимо - впервые. И отдельное спасибо за "покаяние гносеологично".
Алексей14 февраля 2020, 12:47
Доводы, приведенные против старшего сына, неубедительны. Старший сын обвинён во лжи, хотя он говорил искренне. Невозможно подвести евангельские притчи под нашу мирскую справедливость. Естественно, это совершенно не удалось и в этом случае.
Ольга14 февраля 2020, 11:22
"Старший сын был грехолюбив, но считал, что достоин лучшего". Может он это и считал, однако службою своею Отцу доказал свою любовь к Нему (по делам их узнаете их). "Младший сын тоже был грехолюбив, однако покаяние привело его к мысли, что он не достоин ничего". Когда же возникло это покаяние? Не тогда ли, когда он уже физически не мог существовать? Почему не раньше? И только Отец-Бог любит каждого грешника, и того, который борется со своим греховным существом, с трудом выполняя "повеленная", и того, кто падает на самое дно и возвращается к Нему. Такому Он особенно радуется! (Как пастух - потерянной овце, а женщина - драхме). А старший сын - всего лишь человек, за что же нам его укорять?
Читательница Татьяна14 февраля 2020, 11:01
Присоединяюсь к предыдущим комментариям. Спасибо автору за тему о едином на потребу!
Вероника14 февраля 2020, 10:44
Спаси, Господи! Много читала толкований на эту притчу, в том числе и с акцентом на старшем сыне. Но такого меткого и отрезвляющего - никогда.
Анна G14 февраля 2020, 09:02
Очень хорошо. Прекрасно, мне кажется.
Татьяна14 февраля 2020, 05:55
Спасибо большое автору за важные открытия и точные акценты, за интерпретацию и разъяснение притчи о блудном сыне. Нераскаянное сердце слепо и неспособно для любви. "Даруй мне Боже видеть мои прегрешения".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Неделя о блудном сыне Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×