Москва, 1 марта 2021 г.
23 февраля 2021 года на платформе Zoom прошла конференция Научной школы патрологических исследований кафедры богословия Московской духовной академии, приуроченная к первой годовщине со дня кончины профессора МДА А.И. Сидорова (†23.02.2020), сообщает Патриархия.ru.
Форум открылся вступительным словом организатора конференции, секретаря Научной школы патрологических исследований, доцента кафедр богословия МДА и Сретенской духовной семинарии, профессора Николо-Перервинской духовной семинарии П.К. Доброцветова. Он приветствовал участников форума, затем предоставил слово назначенному ректором МДА епископом Звенигородским Феодоритом ведущему конференции — проректору по научной работе МДА протоиерею Александру Задорнову. П.К. Доброцветов также отметил дружеское отношение профессора А.И. Сидорова к отцу Александру и замечательную проповедь отца Александра на отпевании профессора А.И. Сидорова в Сретенском монастыре г. Москвы.
Протоиерей Александр Задорнов приветствовал участников конференции и возгласил «Вечную память» почившему профессору.
Затем от Научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА выступил П.К. Доброцветов. Он напомнил, что ровно год назад, 23 февраля 2020 года, утром, во время возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», начинающего Божественную литургию, на 76-м году жизни, после тяжелой болезни, продолжавшейся несколько месяцев, скончался профессор Алексей Иванович Сидоров, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории, по праву считавшийся ведущим и авторитетным ученым-патрологом в современной постсоветской России и несомненно оказавший большое влияние на развитие отечественной богословской и патрологической науки.
П.К. Доброцветов рассказал, что общим решением нынешних участников форума возникла мысль организовать Сидоровские чтения, посвященные не только наследию профессора А.И. Сидорова, но также актуальным вопросам патрологии, богословия и церковной жизни.
Затем П.К. Доброцветов выступил с докладом на тему «Традиционность и оригинальность богословского языка и мысли профессора МДА А.И. Сидорова». Докладчик отметил, что духовная и мировоззренческая эволюция А.И. Сидорова напоминает путь к Богу блаженного Августина. По словам П.К. Доброцветова, знания и опыт Алексея Ивановича были востребованы Церковью и государством еще при жизни: он преподавал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Российском православном университете святого Иоанна Богослова, Московской духовной академии, Сретенской духовной семинарии, трудился в Институте мировой литературы в Академии наук, в Лингвистическом университете в Москве. Автор отметил библиографическое наследие профессора: за свою жизнь он издал не менее 18 книг переводов или монографий своих трудов или в коллективе с соавторами. Чаще всего это были сложные переводы с греческого с комментариями. Еще два тома его собрания сочинений «Святоотеческое наследие и церковные древности» готовятся к изданию, недавно в издательстве «Познание» вышел 3-й том антологии по патрологии, в котором есть и переводы Алексея Ивановича.
П.К. Доброцветов также отметил основные принципы православного патрологического исследования, сформулированные профессором А.И. Сидоровым в его последней работе «Два патрологических этюда», опубликованной на сайте Московской духовной академии.
Далее выступил доцент кафедры теологии Севастопольского государственного университета, директор Научно-образовательного центра «Международные политические исследования Большого Средиземноморья» Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета П.В. Кузенков с докладом «Униональная политика императора Ираклия в свете источников и современных исследований». Докладчик отметил, что в 1988 году в журнале «Историко-филологическом журнале» Армянской АН была опубликована статья А.И. Сидорова «"Монофелитская" уния по свидетельству "Повествования о делах армянских"». В статье на основе анализа текста основного источника о Каринском Соборе 632/633 г. было показано, что состоявшееся в это время под давлением императора Ираклия воссоединение Армянской Церкви во главе с Езром I с Православием было достигнуто без богословского компромисса, аналогичного монофелитской формуле Александрийской унии патриарха Кира в 633 г.
А.В. Храпов, старший преподаватель кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета выступил с докладом «"Неохалкидонизм" императора Юстиниана: К вопросу о рецепции богословской терминологии в IV-VI вв.», в котором продолжил тему христологических споров, начатую предыдущим докладчиком. Его доклад касался восприятия богословских терминов «природа», «сущность» и «ипостась» в учении о Святой Троице и в христологии в IV-VI вв. В нем рассматривались особенности возникновения и использования в современной церковно-исторической науке понятия «неохалкидонизм». Особое внимание было уделено изучению влияния богословского языка святого Кирилла Александрийского на формирование халкидонской традиции, в том числе на некоторые богословские работы императора Юстиниана.
С завершающим докладом «Богословский и исторический анализ Церкви Востока и несторианства в исследованиях профессора А.И. Сидорова» выступил студент 5 курса бакалавриата ПСТГУ А.С. Биджамов. В докладе рассматривались богословские и церковно-исторические исследования А.И. Сидорова в отношении Нестория и несторианства, «Церкви Востока» и ее отпадения от Православия.