Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Такое важное повседневное делание

– Все время в одном и том же каюсь, одни и те же грехи повторяю! Что ж это такое!

Эти слова в различных вариациях приходится слышать на Исповеди раз за разом. И иногда так сокрушается человек, что хочется поддержать, утешить его, и отвечаешь:

– Ну что ж, слава Богу, что одни и те же грехи, что новых, по крайней мере, не появилось!

Но на самом деле беда это, конечно. Есть устойчивое ощущение того, что мы и правда топчемся годами на одном месте, не то что не идем вперед, а очень часто, напротив, обращаемся вспять. Что обычно свидетельствует о том, что человек развивается, живет настоящей, полноценной жизнью? Вне всякого сомнения – положительная динамика. Преодоление проблем, которые прежде казались непреодолимыми, изживание недостатков, искоренение дурных привычек и приобретение навыков добрых, полезных. А если всего этого нет? Или есть, но лишь в какой-то зачаточной форме, если развитие не происходит? Обозначилось, наметилось, но в какой-то момент прекратилось. Тогда – картина грустная, удручающая, навевающая уныние. То самое, в котором мы тоже постоянно каемся и которое то и дело нас одолевает, лишая последних, таких необходимых сил.

И молиться из этого состояния трудно, дерзновения нет, ум рассеян, вера, та, что и молитву питает, и от молитвы возгревается, совсем слаба. И от этого уныние еще сильнее наваливается.

«Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19), – говорит апостол Павел. И хочется не угашать. Но как? Не видишь в себе плодов благих – и понимаешь волей-неволей, что ты – смоковница бесплодная, и помнишь, какая участь ее постигла. Но никак другого понять не получается. Почему, согласно тому же апостолу, «доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19)? Неужели нет никакого выхода, и «что было, то и будет»?..

Выход, конечно, есть. Он очень простой, очевидный. И – пренебрегаемый.

Ходит бычок, привязанный веревкой к столбу, по кругу. Пройдет несколько кругов, намотает веревку на столб, стукнется об него лбом – звонко, больно – и начнет движение в противоположную сторону. Пока веревка снова не намотается, и снова не станет больно и обидно. Бычка жалко, но ему это простительно. Он не может анализировать свои ошибки, не может делать соответствующие выводы и затем применять их на практике. Или может?.. Это неважно, впрочем. Главное – мы не только можем, но и должны. Обязаны.

Господь наделил нас удивительной способностью – мыслить

Господь наделил нас удивительной способностью – мыслить. Человек неслучайно именуется у отцов «разумным существом». И поистине грех этой способностью, этой разумностью не пользоваться, жить так, словно нет ее у нас вовсе. В особенности – жить (или пытаться жить) жизнью христианской.

Не скажу ничего нового, но скажу о том, что неимоверно важно. Каждый, кто хочет преуспеть в стяжании добродетелей, кто хочет идти к Богу, стремится исполнять Его волю на земле, желает быть с Ним в вечности, обязательно должен иметь повседневное делание, состоящее из нескольких элементов.

Первое – стараться быть внимательным. Внимательным к тому, что он делает, что говорит, что думает и что чувствует. И оценивать все это с точки зрения заповедей евангельских.

Второе – совершая те или иные грехи либо ошибки (а грех – всегда ошибка), не стараться тотчас же об этом забыть. А обязательно тут же, как только удается их осознать, каяться в сердце своем, просить у Бога прощения.

Третье – вечером выбирать время для того, чтобы вспомнить эти ошибки и грехи. И теперь уже не только покаяться в них с сокрушением и умилением, не только пообещать Богу постараться не повторять их, но и непременно сделать то, что поможет это обещание сдержать, по крайней мере сделает его хотя бы теоретически выполнимым. А именно – разобрать каждый такой эпизод и понять: как, почему, в силу каких внутренних причин и под влиянием каких внешних обстоятельств я согрешил, ошибся, сбился с пути? Каким образом меня вновь обманул, запутал, заморочил враг? Что мне нужно было сделать, чтобы избежать всего этого (а избежать – я это знаю – я точно мог)? Вдумчивые, трезвые ответы на эти вопросы крайне важны. В них – основа для жизни праведной, практическая основа.

Четвертое – дав себе эти ответы, уразумев, как действовать, чтобы больше не падать снова, надо обязательно утвердиться в намерении поступать именно так, а ни в коем случае не иначе. Чтобы не уподобляться тому самому несчастному глупенькому бычку. И необходимо твердо-натвердо внушить себе: если я решу в какой-то момент пренебрегать этим столь мучительно дающимся знанием, так трудно приобретаемым опытом, то я с неизбежностью опять упаду – по-другому быть просто-напросто не может.

Пятое – молиться, чтобы Господь дал силы это намерение не утрачивать, не ослабевать в своем произволении жить чисто и достойно Его милости и любви к нам.

Молиться, чтобы Господь дал силы жить чисто и достойно Его любви к нам

И шестое – не этим вечером, а следующим утром – непременно нужно все то, о чем мы думали вечером, привести себя на память, актуализировать. Представить – какие уже известные нам искушения, какие многократно пережитые или незначительно отличающиеся от них ситуации могут нас ожидать. И приготовиться к ним. Как? Ясно и четко объяснив себе самим, как в этих искушениях нам надо поступать, как в этих ситуациях действовать.

И затем – снова внимание…

Это все кажется немного сложным, особенно оттого, что делание, о котором тут идет речь, должно быть постоянным, только тогда оно принесет ожидаемый плод. Но в действительности все гораздо проще, чем кажется. Просто требуется время и усердие, чтобы все вышеперечисленное обратилось в навык. Такой же, как чистить зубы и умываться по утрам, приводить в порядок обувь и одежду, покупать и готовить пищу, и как многие и многие другие навыки, которые стали настолько естественными для нас, что нам и в голову не приходит ими тяготиться. Без постоянства вообще ни одно дело не бывает успешным, а тут… Враг, как говорил один старец, имеет против нас «брань неотдышную», то есть трудится ради нашей погибели без отпусков и каникул, не покладая рук, как самый настоящий стахановец, стремящийся завершить пятилетку в три года. И не стоит нам в этом усердии ему уступать.

Требуется время и усердие, чтобы все вышеперечисленное обратилось в навык

Да, внутренняя работа – самая непростая. Она причиняет дискомфорт, а нередко и самую настоящую боль. Но падать раз за разом – еще больнее. И подниматься после новых и новых падений – еще затратней. И унывать от всего этого – несравненно тягостней.

Куда лучше – работать над ошибками, кропотливо и старательно. И видеть пусть скромный, но результат, понимать, что ты не стоишь на месте, не обращаешься вспять, а идешь – к Тому, Кто радуется каждому твоему шагу и незримо поддерживает тебя на протяжении всего пути. И ждет…

Рейтинг: 10 Голосов: 1848 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иоанна_ 4 марта 2021, 19:00
Наталья, вы можете не помнить и постоянно не думать о муже, о детях, ещё о ком-то, кого вы любите? И кто любит вас? Такое напряжение не кажется вам непосильным? А Бог - ведь это как минимум не меньше! Получается противостоять или нет - чаще всего нет, но я стараюсь, и вообще-то, оценивать себя - такая задача перед нами не ставится. Где нет результата - там Господь вменит в заслугу сами усилия, я в это верю. Наталья, попробуйте найти "своего" автора в духовной литературе, если не из святых отцов, то из более современных нам, например, преп.Паисий Святогорец, Н.Е.Пестов, о.Иоанн (Крестьянкин) - это как раз и будет живой духовный опыт, который вы ищите.
Наталья 4 марта 2021, 17:03
Иоанна_ 4 марта 2021, 11:39, "поэтому и противодействие с нашей стороны должно быть постоянным.". Как у вас получается делать это постоянно? Что изменилось? Хотелось бы услышать о живом опыте конкретного человека в этой борьбе.
Иоанна_ 4 марта 2021, 11:39
Наталья /Вряд ли я смогу ежедневно держать свой ум в таких жестких рамках. Для этого нужна постоянная память и ежесуточное, непрекращающееся психологическое напряжение.// Определённо, Наталья! Это напряжение называется "трезвением". Враг никогда не оставляет человека в покое, ежеминутно и ежесекундно насылая на нас помыслы, искушения, поэтому и противодействие с нашей стороны должно быть постоянным.
Иоанна_ 4 марта 2021, 07:46
Статья очень полезная! Сергею: дыхание ритмично, и молитва тоже ритмична. Совместить один ритм с другим - что здесь "восточного"? Всем, благоговеющим перед "востоком" - иеромонах Серафим (Роуз) в помощь.
Сергей 3 марта 2021, 15:31
А можно заменить слово "внимание", словом "осознанность"? Если вы решитесь на это, то вам откроются десятки методов в интернете.И не понадобиться изобретать велосипед. А если узнать, что "привычка" это устойчивые синаптические связи в мозгу и чтобы её сменить - опять десятки методов! А если добавить полезные упражнения из йоги (одобрено ТК "Спас"), формирующие устойчивый навык преодоления? Свят. Григорий Палама - не боялся совмещать молитву с дыханием и другими приёмами из "востока". А нам ... страшно! Нам до «брани неотдышной»,... как до Пекина! Зачем на нас тратить силы, если мы в своих "страстях - привычках" окостенели? До духовной брани надо дорасти. Эта брань и есть признак продвижения
Ксения 2 марта 2021, 21:22
Оооочень нужная статья. Низкий поклон
Георгий 2 марта 2021, 17:56
Батюшка Нектарий, Вы просто читаете мои мысли! Храни Вас Бог!
Наталья 2 марта 2021, 17:36
Хорошие советы. Но вот думаю насчет себя - вряд ли я смогу ежедневно держать свой ум в таких жестких рамках. Для этого нужна постоянная память и ежесуточное, непрекращающееся психологическое напряжение.Хотя бы раз в неделю - уже "зачёт" для начала. "Просто требуется время и усердие, чтобы все вышеперечисленное обратилось в навык. Такой же, как чистить зубы..." Для меня здесь опасность в том, что жизнь по данной схеме превратит все это делание в такую же автоматическую рутину, как исповедование раз за разом одних и тех же грехов, о которой идет речь. "...молиться, чтобы Господь дал силы..." А если желать этого, но не молиться - Он не даст сил? Он ведь знает нашу нужду еще до нашего прошения.
Игорь 2 марта 2021, 15:05
И вначале каждого элемента повседневного делания просить помощи:"Господи, помоги мне стараться быть внимательным..." "Господи! когда я совершаю те или иные грехи либо ошибки, помоги стараться тотчас же об этом не забыть, а обязательно тут же, как только удается их осознать, каяться в сердце своем, просить у Тебя прощения." и далее по всем элементам.
рБ Марина 2 марта 2021, 13:08
СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ НЕКТАРИЙ ЗА РАЗЪЯСНЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!ПОМОГИ нам ГОСПОДИ УКРЕПИ!!!
Наталья 2 марта 2021, 11:08
Какое хорошее фото! ))) Спасибо за статью!
Карина 2 марта 2021, 10:39
Большое спасибо. В очередной раз убеждаюсь, как вовремя меня тянет заглянуть на сайт, чтобы духовно приободриться. Получаю большое утешение от статей батюшки, после них доброе расположение и воодушевление. Спасибо. И спасения нам всем!
рб. МАРИНА 2 марта 2021, 08:27
ГОСПОДИ БОЖЕ МИЛОСЕРДНЫЙ ! БУДИ МИЛОСТИВ МНЕ ГРЕШНОЙ! УКРЕПИ И ДАЙ СМИРЕНИЯ И КРОТОСТИ !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Игумен Нектарий (Морозов)

Новые материалы

Выбор читателей

×