Такое важное повседневное делание

– Все время в одном и том же каюсь, одни и те же грехи повторяю! Что ж это такое!

Эти слова в различных вариациях приходится слышать на Исповеди раз за разом. И иногда так сокрушается человек, что хочется поддержать, утешить его, и отвечаешь:

– Ну что ж, слава Богу, что одни и те же грехи, что новых, по крайней мере, не появилось!

Но на самом деле беда это, конечно. Есть устойчивое ощущение того, что мы и правда топчемся годами на одном месте, не то что не идем вперед, а очень часто, напротив, обращаемся вспять. Что обычно свидетельствует о том, что человек развивается, живет настоящей, полноценной жизнью? Вне всякого сомнения – положительная динамика. Преодоление проблем, которые прежде казались непреодолимыми, изживание недостатков, искоренение дурных привычек и приобретение навыков добрых, полезных. А если всего этого нет? Или есть, но лишь в какой-то зачаточной форме, если развитие не происходит? Обозначилось, наметилось, но в какой-то момент прекратилось. Тогда – картина грустная, удручающая, навевающая уныние. То самое, в котором мы тоже постоянно каемся и которое то и дело нас одолевает, лишая последних, таких необходимых сил.

И молиться из этого состояния трудно, дерзновения нет, ум рассеян, вера, та, что и молитву питает, и от молитвы возгревается, совсем слаба. И от этого уныние еще сильнее наваливается.

«Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19), – говорит апостол Павел. И хочется не угашать. Но как? Не видишь в себе плодов благих – и понимаешь волей-неволей, что ты – смоковница бесплодная, и помнишь, какая участь ее постигла. Но никак другого понять не получается. Почему, согласно тому же апостолу, «доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19)? Неужели нет никакого выхода, и «что было, то и будет»?..

Выход, конечно, есть. Он очень простой, очевидный. И – пренебрегаемый.

Ходит бычок, привязанный веревкой к столбу, по кругу. Пройдет несколько кругов, намотает веревку на столб, стукнется об него лбом – звонко, больно – и начнет движение в противоположную сторону. Пока веревка снова не намотается, и снова не станет больно и обидно. Бычка жалко, но ему это простительно. Он не может анализировать свои ошибки, не может делать соответствующие выводы и затем применять их на практике. Или может?.. Это неважно, впрочем. Главное – мы не только можем, но и должны. Обязаны.

Господь наделил нас удивительной способностью – мыслить

Господь наделил нас удивительной способностью – мыслить. Человек неслучайно именуется у отцов «разумным существом». И поистине грех этой способностью, этой разумностью не пользоваться, жить так, словно нет ее у нас вовсе. В особенности – жить (или пытаться жить) жизнью христианской.

Не скажу ничего нового, но скажу о том, что неимоверно важно. Каждый, кто хочет преуспеть в стяжании добродетелей, кто хочет идти к Богу, стремится исполнять Его волю на земле, желает быть с Ним в вечности, обязательно должен иметь повседневное делание, состоящее из нескольких элементов.

Первое – стараться быть внимательным. Внимательным к тому, что он делает, что говорит, что думает и что чувствует. И оценивать все это с точки зрения заповедей евангельских.

Второе – совершая те или иные грехи либо ошибки (а грех – всегда ошибка), не стараться тотчас же об этом забыть. А обязательно тут же, как только удается их осознать, каяться в сердце своем, просить у Бога прощения.

Третье – вечером выбирать время для того, чтобы вспомнить эти ошибки и грехи. И теперь уже не только покаяться в них с сокрушением и умилением, не только пообещать Богу постараться не повторять их, но и непременно сделать то, что поможет это обещание сдержать, по крайней мере сделает его хотя бы теоретически выполнимым. А именно – разобрать каждый такой эпизод и понять: как, почему, в силу каких внутренних причин и под влиянием каких внешних обстоятельств я согрешил, ошибся, сбился с пути? Каким образом меня вновь обманул, запутал, заморочил враг? Что мне нужно было сделать, чтобы избежать всего этого (а избежать – я это знаю – я точно мог)? Вдумчивые, трезвые ответы на эти вопросы крайне важны. В них – основа для жизни праведной, практическая основа.

Четвертое – дав себе эти ответы, уразумев, как действовать, чтобы больше не падать снова, надо обязательно утвердиться в намерении поступать именно так, а ни в коем случае не иначе. Чтобы не уподобляться тому самому несчастному глупенькому бычку. И необходимо твердо-натвердо внушить себе: если я решу в какой-то момент пренебрегать этим столь мучительно дающимся знанием, так трудно приобретаемым опытом, то я с неизбежностью опять упаду – по-другому быть просто-напросто не может.

Пятое – молиться, чтобы Господь дал силы это намерение не утрачивать, не ослабевать в своем произволении жить чисто и достойно Его милости и любви к нам.

Молиться, чтобы Господь дал силы жить чисто и достойно Его любви к нам

И шестое – не этим вечером, а следующим утром – непременно нужно все то, о чем мы думали вечером, привести себя на память, актуализировать. Представить – какие уже известные нам искушения, какие многократно пережитые или незначительно отличающиеся от них ситуации могут нас ожидать. И приготовиться к ним. Как? Ясно и четко объяснив себе самим, как в этих искушениях нам надо поступать, как в этих ситуациях действовать.

И затем – снова внимание…

Это все кажется немного сложным, особенно оттого, что делание, о котором тут идет речь, должно быть постоянным, только тогда оно принесет ожидаемый плод. Но в действительности все гораздо проще, чем кажется. Просто требуется время и усердие, чтобы все вышеперечисленное обратилось в навык. Такой же, как чистить зубы и умываться по утрам, приводить в порядок обувь и одежду, покупать и готовить пищу, и как многие и многие другие навыки, которые стали настолько естественными для нас, что нам и в голову не приходит ими тяготиться. Без постоянства вообще ни одно дело не бывает успешным, а тут… Враг, как говорил один старец, имеет против нас «брань неотдышную», то есть трудится ради нашей погибели без отпусков и каникул, не покладая рук, как самый настоящий стахановец, стремящийся завершить пятилетку в три года. И не стоит нам в этом усердии ему уступать.

Требуется время и усердие, чтобы все вышеперечисленное обратилось в навык

Да, внутренняя работа – самая непростая. Она причиняет дискомфорт, а нередко и самую настоящую боль. Но падать раз за разом – еще больнее. И подниматься после новых и новых падений – еще затратней. И унывать от всего этого – несравненно тягостней.

Куда лучше – работать над ошибками, кропотливо и старательно. И видеть пусть скромный, но результат, понимать, что ты не стоишь на месте, не обращаешься вспять, а идешь – к Тому, Кто радуется каждому твоему шагу и незримо поддерживает тебя на протяжении всего пути. И ждет…

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иоанна_ 4 марта 2021, 19:00
Наталья, вы можете не помнить и постоянно не думать о муже, о детях, ещё о ком-то, кого вы любите? И кто любит вас? Такое напряжение не кажется вам непосильным? А Бог - ведь это как минимум не меньше! Получается противостоять или нет - чаще всего нет, но я стараюсь, и вообще-то, оценивать себя - такая задача перед нами не ставится. Где нет результата - там Господь вменит в заслугу сами усилия, я в это верю. Наталья, попробуйте найти "своего" автора в духовной литературе, если не из святых отцов, то из более современных нам, например, преп.Паисий Святогорец, Н.Е.Пестов, о.Иоанн (Крестьянкин) - это как раз и будет живой духовный опыт, который вы ищите.
Наталья 4 марта 2021, 17:03
Иоанна_ 4 марта 2021, 11:39, "поэтому и противодействие с нашей стороны должно быть постоянным.". Как у вас получается делать это постоянно? Что изменилось? Хотелось бы услышать о живом опыте конкретного человека в этой борьбе.
Иоанна_ 4 марта 2021, 11:39
Наталья /Вряд ли я смогу ежедневно держать свой ум в таких жестких рамках. Для этого нужна постоянная память и ежесуточное, непрекращающееся психологическое напряжение.// Определённо, Наталья! Это напряжение называется "трезвением". Враг никогда не оставляет человека в покое, ежеминутно и ежесекундно насылая на нас помыслы, искушения, поэтому и противодействие с нашей стороны должно быть постоянным.
Иоанна_ 4 марта 2021, 07:46
Статья очень полезная! Сергею: дыхание ритмично, и молитва тоже ритмична. Совместить один ритм с другим - что здесь "восточного"? Всем, благоговеющим перед "востоком" - иеромонах Серафим (Роуз) в помощь.
Сергей 3 марта 2021, 15:31
А можно заменить слово "внимание", словом "осознанность"? Если вы решитесь на это, то вам откроются десятки методов в интернете.И не понадобиться изобретать велосипед. А если узнать, что "привычка" это устойчивые синаптические связи в мозгу и чтобы её сменить - опять десятки методов! А если добавить полезные упражнения из йоги (одобрено ТК "Спас"), формирующие устойчивый навык преодоления? Свят. Григорий Палама - не боялся совмещать молитву с дыханием и другими приёмами из "востока". А нам ... страшно! Нам до «брани неотдышной»,... как до Пекина! Зачем на нас тратить силы, если мы в своих "страстях - привычках" окостенели? До духовной брани надо дорасти. Эта брань и есть признак продвижения
Ксения 2 марта 2021, 21:22
Оооочень нужная статья. Низкий поклон
Георгий 2 марта 2021, 17:56
Батюшка Нектарий, Вы просто читаете мои мысли! Храни Вас Бог!
Наталья 2 марта 2021, 17:36
Хорошие советы. Но вот думаю насчет себя - вряд ли я смогу ежедневно держать свой ум в таких жестких рамках. Для этого нужна постоянная память и ежесуточное, непрекращающееся психологическое напряжение.Хотя бы раз в неделю - уже "зачёт" для начала. "Просто требуется время и усердие, чтобы все вышеперечисленное обратилось в навык. Такой же, как чистить зубы..." Для меня здесь опасность в том, что жизнь по данной схеме превратит все это делание в такую же автоматическую рутину, как исповедование раз за разом одних и тех же грехов, о которой идет речь. "...молиться, чтобы Господь дал силы..." А если желать этого, но не молиться - Он не даст сил? Он ведь знает нашу нужду еще до нашего прошения.
Игорь 2 марта 2021, 15:05
И вначале каждого элемента повседневного делания просить помощи:"Господи, помоги мне стараться быть внимательным..." "Господи! когда я совершаю те или иные грехи либо ошибки, помоги стараться тотчас же об этом не забыть, а обязательно тут же, как только удается их осознать, каяться в сердце своем, просить у Тебя прощения." и далее по всем элементам.
рБ Марина 2 марта 2021, 13:08
СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ НЕКТАРИЙ ЗА РАЗЪЯСНЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!ПОМОГИ нам ГОСПОДИ УКРЕПИ!!!
Наталья 2 марта 2021, 11:08
Какое хорошее фото! ))) Спасибо за статью!
Карина 2 марта 2021, 10:39
Большое спасибо. В очередной раз убеждаюсь, как вовремя меня тянет заглянуть на сайт, чтобы духовно приободриться. Получаю большое утешение от статей батюшки, после них доброе расположение и воодушевление. Спасибо. И спасения нам всем!
рб. МАРИНА 2 марта 2021, 08:27
ГОСПОДИ БОЖЕ МИЛОСЕРДНЫЙ ! БУДИ МИЛОСТИВ МНЕ ГРЕШНОЙ! УКРЕПИ И ДАЙ СМИРЕНИЯ И КРОТОСТИ !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×