Слева и справа

Художник: Сергей Виноградов Художник: Сергей Виноградов

Тяжелая дверь открылась на удивление тихо. Снова я здесь – в этом маленьком, но таком уютном храме. Сегодня Прощеное воскресенье, и прихожан, точнее, прихожанок – их, как везде, подавляющее большинство – собралось много. Одни, как пчелы у сот, кружат возле свечной лавки. Другие чинно обходят с поклонами храмовые иконы и наконец выбирают себе место, с которого будут слушать службу.

Становлюсь неподалеку от входной двери – за спиной только скамейка и стена. Может, смогу присесть. Сегодня пришлось много ходить – и в ногах мучительное ощущение усталости. Когда стоишь, не двигаясь, это особенно чувствуется. Весенняя слякоть пропитала ботинки влагой, и на холодном полу стопы отчаянно стынут… Но ничего, переживу как-нибудь. Служба-то особенная – надо потерпеть.

И вот оно – начало Великого поста. Зазвучали печальные песнопения, покаянные молитвы. Постепенно молящихся становится все больше. Вошла еще одна женщина. Она в брюках и без платка – значит, редкий гость в храме. Может, услышала по радио или телевизору, что сегодня особенный день. А ведь здорово, что пришла! Значит, что-то в душе отозвалось на слово «прощеное».

Рядом со мной две бабушки – слева и справа. Они здесь свои, постоянные – это сразу видно. Та, что слева, нервно топчется на месте после того, как в храме появилась женщина в брюках… Наверное, будет ругать. Точно, не выдерживает, резко приближается к вошедшей и шепчет строгим голосом: «Голову платком-то покройте!» Женщина оглядывается и начинает суетливо завязывать на голову шарфик, снятый с шеи. Бабушка справа неожиданно нарушает молчание и тоже шепчет: «Викторовна, оставь человека в покое, не трогай!» Викторовна как-то огорченно машет рукой и затихает.

Осторожно рассматриваю соседку справа. Бледный, но приятный цвет лица, спокойное выражение. Наверное, добрый человек. А мы уже так привыкли, что бабушки в храмах – это строгие ревнительницы порядка и благочестия. Правда, порядка в своем очень узком и жестком смысле…

Звучит «Господи и Владыко живота моего». Бабушки усердно кладут земные поклоны.

Чем дальше идет служба, тем сложнее терпеть ноющую боль в стопах. Начинаю переминаться с ноги на ногу. По несколько секунд аккуратно, чтобы особо не привлекать внимание, отрываю одну ногу от пола и стою на другой, как цапля. Помогает. Но ненадолго.

Бабушка справа все же заметила мои движения. Видимо, мешаю ей… Ух, сейчас что-нибудь скажет. Нет, молчит. Вместо этого уходит со своего места куда-то к скамейке. Ну вот! Скорее всего, пошла искать более спокойное место.

И вдруг откуда-то из-под скамейки она достает маленький квадратный коврик. Точно такой же, какой подкладывала себе под коленки, когда делала земные поклоны. Ловко бросает его мне под ноги и шепчет: «Встаньте на коврик – у нас пол очень холодный».

Она достает маленький квадратный коврик и шепчет мне: «Встаньте на коврик – у нас пол очень холодный»

Сердце мое, да и, похоже, ноги исполняются чувством теплой благодарности! Кажется, обняла бы сейчас эту добрую старушку. Но не сейчас – батюшка возглашает: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему…»

Шепотом благодарю мою благодетельницу и думаю: «Вот она, любовь христианская!» Она может нежданно просиять и согреть душу человека в самых неприметных, обыденных мелочах! И как важна она в нашем отношении к тем, кто редко или вообще первый раз переступает порог дома Божия.

Конечно, и строгость нужна, если кто-то не уважает святость храма и ведет себя неблагоговейно. Только вот где та грань доброты и строгости, которая не оттолкнет, а покажет, что Бог христиан – Бог любящий, Который и нас учит любить каждого человека?

Елена Наследышева

12 марта 2021 г.

Смотри также
«Я вас люблю» консьержки Наташи «Я вас люблю» консьержки Наташи
Елена Дешко
«Я вас люблю» консьержки Наташи «Я вас люблю» консьержки Наташи
Рассказ
Елена Дешко
Какой бы краткой ни была беседа, она почти всегда успевала сказать эти слова: «Я тебя люблю». Каждому. Даже вдогонку закрывающемуся лифту…
Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно
Сергей Комаров
Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно Неверующие не узнают в нас христиан – и это ужасно
Сергей Комаров
Да, христианство не сводится к «хорошести». Но христианства не существует там, где вера не помогла человеку стать по крайней мере «хорошим»!
Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье
Глава из книги Дарьи Верясовой «Дневник неофита»
Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье
Глава из книги Дарьи Верясовой «Дневник неофита»
Дарья Верясова
Говорить надо было простое: «Прости» – «Бог простит»… И я вспомнила про девочку в платочке и поняла: перед ней я первой бы встала на колени, ибо что же делать, если ты перед кем-то настолько не виноват, что любуешься на него до слез?
Комментарии
Игорь16 марта 2021, 15:11
Спаси Господи. Очень хороший, тёплый рассказ.
Катерина 12 марта 2021, 23:28
Понравилась Ваша литературная зарисовка, автор. Действительно, в нас так переплетаются мытарь и фарисей. И кто из них в какой момент покажется - ...
Александр12 марта 2021, 12:46
К сожалению,мы ходим в храм глазеть,что там справа и слева..а не молиться.
Наталья12 марта 2021, 06:16
Обычная история. Такие часто случаются. И это хорошо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×